Меню

Шов по длине трубы

СНиП III-42-80 : Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов

4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо:

произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техническими условиями на поставку труб);

очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;

выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;

очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

При стыковой сварке оплавлением следует дополнительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.

4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформированных концов труб безударными разжимными устройствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без подогрева. При отрицательных температурах окружающего воздуха необходим подогрев на 100—150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более — с местным подогревом на 150—200° С при любых температурах окружающего воздуха.

Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.

Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.

Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.

4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренних или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.

4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.

4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, переходами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.

Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.

При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредственная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.

Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно превышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.

Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.

Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)

4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма должны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более маркируются несмываемой краской снаружи трубы.

Клейма наносятся на расстоянии 100—150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.

4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катодных выводов, в местах расположения поперечных кольцевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.

Читайте также:  Как красиво оформить трубу скважины

4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распределительной арматурой разрешается при условии, что толщина свариваемой кромки патрубка арматуры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.

Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматурой специального переходника или переходного кольца.

Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами

4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.

4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.

4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.

4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.

При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.

4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на монтажных опорах. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.

4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора России, имеющие удостоверения и выдержавшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16—4.23 настоящего раздела.

4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.

4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае сварки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сварить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и более в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:

он (они) впервые приступил(и) к сварке магистрального трубопровода или имел(и) перерыв в своей работе более трех месяцев;

сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с применением новых сварочных материалов, технологии и оборудования;

изменился диаметр труб под сварку (переход от одной группы диаметров к другой — см. а — в на рис. 3);

изменена форма разделки торцов труб под сварку.

Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний

а — трубы диаметром до 400 мм включительно; б — трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в — трубы диаметром 1000 мм и более; 1 —образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 — образец на изгиб корнем шва наружу (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 — образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро

4.17. Допускной стык подвергается:

визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;

радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;

механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.

4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26,4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик признаются не выдержавшими испытание.

4.19. Механическими испытаниями предусматривается проверка образцов на растяжение и изгиб, вырезанных из сварных соединений. Схема вырезки и необходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать указанным на рис. 3 и в табл. 3.

Читайте также:  Пластиковая труба для водопровода соединение с трубами пнд

Количество образцовдля механических испытаний

Источник

Виды труб бу

Постоянный рост цен на новые стальные трубы ведет к поиску альтернативных решений по использованию труб бу с целью экономии средств. Так, например, трубы, бывшие в употреблении в газовой промышленности, после восстановления вполне могут применяться для технического водопровода. Также трубы бу можно употреблять для установки опор, колонн, при производстве шпунта, свай, ограждений. Соответственно это ведет к росту спроса на трубы бу, лежалые, на услуги восстановления труб.

Предлагаю рассмотреть классификацию труб бу. Какие трубы бу бывают, какие из них дороже или дешевле.

Трубы стальные по технологии производства делятся на:

Изготовляются путем электродуговой сварки (трубы диаметром 530-820 мм ГОСТ 10706) или токами высокой частоты (трубы диаметром 156-426 мм ГОСТ 10705). Как правило такие трубы имеют достаточно толстые стенки. Соответственно их применяют там где труба может испытывать достаточно тяжелую продольную нагрузку.

На фото трубы четко виден шов который проходит по длине вдоль всей трубы.

  • Спиралешовная — шов один и проходит по длине трубы в виде спирали.

Для производства трубы стальной лист специально раскраивают и в последствии сваривают так, что шов от сварки по всей поверхности трубы выглядит в виде объёмной спирали по трубе. Как правило стенки таких труб являются более тонкими чем стенки прямошовных труб. Характеристики таких труб хуже. Также спиралешовными являются трубы диаметром более 1420 мм.

На фото лежалая труба на которой виден шов который проходит по спирали вдоль всей длины трубы.

А так шов выглядит внутри трубы

  • Бесшовная труба — трубы соответственно вообще не имеющие шва.

Такие трубы производятся путем проката стали. Такие трубы подразделяют на горячекатанные (изготовляют из предварительно сильно разогретой стали, согласно ГОСТ 8732 это трубы диаметром до 426 мм)и холоднодеформированные или холоднокатанные (при помощи прокатного стана без сильного нагрева стали, согласно ГОСТ 8734 это трубы до диаметром 250 мм.).

К бесшовным трубам относятся трубы Чешского Трубного завода. Как правило это трубы диаметром 508 и 530 мм.

На фото бесшовная труба. Как видим шва на ней нет.

  • Труба с поперечным швом.

Труба имеет один заводской сварной шов проходящий поперек трубы. Это трубы которые сварены из двух труб, как правило это труба Харцызского трубного завода или Новомосковского Трубного завода, либо трубы сваренные в плеть из коротких 6 метровых труб, а при демонтаже порезанные как 12 метровые.

На фото видны 2 продольных шва и один поперечный. Т.е труба сварена из 2-х прямошовных труб.

Фото внутри трубы. Виден на переднем плане внизу один продольный шов и дальше поперечный шов.

По Заводу Изготовителю.

  • Харцизка – Труба изготовленная на Харцызском трубном заводе (Украина). Отличается поперечным швом.
  • Чешка — Труба изготовленная в Чехословакии это бесшовная горячекатанная труба с
  • характерной волнообразной текстурой внутренней поверхности.
  • Челябинка — Труба изготовленная на на Челябинском трубопрокатном заводе (ЧТПЗ, г. Челябинск, Южный Урал).
  • Новомосковская — Труба изготовленная на Новомосковском трубном заводе. Отличается одним поперечным швом и двумя продольными.

На фото труба Новомосковского трубного завода. Внутри трубы четко видны два продольных шва и один поперечный.

Японка, Немка — Трубы произведенные в Японии и Германии соответственно.

По среде использования

Из под воды (водянка, вода) — В основном труба из систем мелиорации. Труба б/у из-под воды. Чаще всего в изоляции. Внешняя поверхность их сильно подвержена коррозии, что иногда приводит к образованию сквозных дыр. Вследствие постоянного соприкосновения с водой внутренняя поверхность их подвержена ржавчине. Стоит дешево в соответствии с крайне низким качеством.

На фото труба из под воды (водянка). Внутри видны следы коррозии

Из под пара (паровая) — Труба из систем горячего водоснабжения и отопления. Часто заменяются при небольших, локальных повреждениях внутренней поверхности. Поэтому на рынок они попадают после демонтажа в довольно сносном виде.

Из под нефти (нефтянка) — Это труба из под магистральных нефтепроводов. Перед демонтажем нефтепроводы в обязательном порядке промывают от остатков нефтепродуктов. Однако какие-то следы нефтепродуктов всегда остаются. Необходимость внутренней очистки трубы б/у от остатков нефтепродуктов отражается на ее цене.

Читайте также:  Как убрать трубу с горячей водой в ванной

На фото труба из под нефти промытая от остатков нефтепродуктов.

Из под светлых нефтепродуктов (бензин, солярка) — Труба по которой передвигался бензин, дизтоплево. Она чище нефтяной, соответственно и стоит дороже.

Из под газа (газ, газовка) — Труба, демонтированная с газовой магистрали относительно чистая внутри и изолированная снаружи. Изоляция преимущественно пленочная, реже битумная. Битумная изоляция снимается достаточно легко, но металл, скрывающийся под ней с большой степенью вероятности, может сильно коррозировать. Несмотря на то, что снятие пленочной изоляции — процесс достаточно трудоемкий, металлическая поверхность трубы под пленочной изоляцией сохраняется, как правило, лучше.

Трубы с газовых магистралей, как правило, бесшовные или прямошовные электросварные. Трубы бу больших диаметров практически в полном объеме поступают на вторичный рынок с газовых магистралей, работающих под колоссальным давлением (75атм и более). Высокие требования предъявляются и к трубе, как к носителю. Регламентируются требования к магистральной газовой трубе специальным ГОСТом 20295-85 и множеством дополнительных ТУ. Сырьем для изготовления такой трубы служит качественная сталь 10, 20 и низколегированная сталь повышенной прочности (чаще всего 17Г1С и ее аналоги).

Очень высокие требования к газопроводам предъявляются и в отношении надежности защиты от внешней коррозии. Поэтому в большинстве случаев большая часть площади внешней поверхности газовой магистральной б/у трубы не имеет существенных дефектов. Локальные могут иметь место и, как правило, становятся следствием повреждения изоляции или выхода из строя катодной защиты, а вот внутренняя поверхность газовых труб б/у часто подвержена коррозии.

Лежалая труба. Подразумевает собой новую трубу, которая вышла с завода и лежала некоторое количество лет на хранении, по состоянию труба мало чем отличается от новой, отличается она сильно ценой, она намного дешевле новой.

Труба лежалая с заводской фаской

По диаметру трубы

Условно трубы бу можно разделить на 3 категории, это мелкие трубы, средние и крупные — трубы с большими диаметрами.

К мелким трубам относятся диаметры труб 48, 60, 76, 89, 102, 114, 148, 159, 169 (168), 219 — такие трубы бу, как правило используются для ограждений (или, как их еще называют — столбиковые варианты, столбики) эти трубы популярны на протяжении всего лета, но самый пик спроса таких труб — начало дачного сезона (март, апрель, май), разморозка строительных объектов и огораживание новых площадок под строительство. Трубы 148, 159, 169, 219 — используются не только для ограждения, также клиенты этих труб применяют их и для колонн, и для свай на стройке, используют как защитный кожух для бурильных работ и труб прокачки воды и т.д.

К средним трубам можно отнести диаметры труб бу 219, 273, 300 (299), 325, 377, 426, 530, 630, 720. У этих труб бу широкий спектр применения — от свай до серьезных и качественных изделий, все зависит от толщины стенки той или иной трубы. Например, трубы бу 426 можно использовать под «ливневку», а 300 трубу, порезав вдоль, применить под поилки для домашнего скота на фермах и сельских хозяйствах. Трубу 219 бу можно «закатать в асфальт», сделав из нее «лежачий полицейский». Вариантов применения труб бу среднего размера множество и каждый клиент берет под свои нужды.

К трубам бу большим (крупного диаметра) можно отнести трубы 720, 820, 1020, 1220, 1420, 2020 и выше. Такие трубы используются для специфических целей. Бу труба 720, пожалуй, сможет подойти для крупной и длинной дымоходной конструкции, метровые трубы (1020 и выше), используются для изготовления емкостей, под дорогой, для свободного протекания водоема и т. д.

Труба 426 восстановленная. Среднего диаметра

Трубы 1420 лежалые в ППУ изоляции. Представитель трубы большого диаметра

Источник

Adblock
detector