Меню

Школа для трубы табакова

Труба_Табаков_Школа для трубы 4я часть

:.\юсти от состояния исполнительского ап-

;. чащегося рекомендуем ежедневно, или пе-

чески через один-два дня, проигрывать упраж-

^л Лг 5, развивающие легато и укрепляющие ам-

Особенность этих упражнений состоит в том, что каждое из них должно исполняться на одном дыха- кав с соблюдением указанной аппликатуры. При •роигрывании данных упражнений необходимо еле-

дить за чистотой легато, ровностью темпа и зз-ч!:-;—

В случаях, когда в силу неразвитости дыхания и амбушюра учащемуся трудно сыграть каждое упражнение полностью, можно сокращать последнее» и по ме-

ре натренированности постепенно увеличивать упражнение за счет прибавления тактов с различными ритмическими фигурациями. В подобных случаях упражнение будет следующим:

Источник

Обзор некоторых отечественных и зарубежных «школ» игры на трубе

Обзор некоторых отечественных и зарубежных «школ» игры на трубе

Ответственным требованием педагогической работы является удачный подбор учебных пособий и репертуара, который должен способствовать успешному развитию ученика. Ошибки и просчеты, допущенные в этом отношении, могут вызвать крайне нежелательные последствия. Поэтому педагог обязан хорошо знать педагогический репертуар для трубы, интересоваться новыми учебными пособиями и произведениями.

В настоящее время педагогический репертуар для трубы довольно обширен. Его инструктивная часть включает в себя множество «школ», учебных пособий, упражнений, этюдов; художественная – представлена произведениями различных эпох и стилей – как оригинальными сочинениями, так и всевозможными переложениями и обработками.

Как правило, в начальный период обучения педагог берет за основу одну из многих «школ» для трубы, изданных в нашей стране или за рубежом, привлекая также инструктивный и художественный материал из других пособий – хрестоматий, сборников пьес и этюдов.

Все «школы» обучения игре на трубе построены по определенному принципу. Так, последовательное усложнение материала в «Первоначальной прогрессивной школе для трубы» М. Табакова основано на изучении гамм и арпеджио по трезвучию. Так называемый тональный принцип определяет здесь логику всего процесса воспитания исполнительских навыков трубача. Первые три раздела первой части «школы» составляют «Упражнения для выработки звука», «Подготовка к гаммам и арпеджио», «Упражнения в овладении штрихом legato». Далее все разделы первой, второй и третьей частей «школы» посвящены последовательному изучению этюдов и пьес во всех тональностях. По такому же тональному принципу построена первая часть «Школы игры на трубе» А. Митронова.

«Начальная школа игры на трубе или корнете» И. Кобеца и «Школа игры на трубе» С. Баласаняна располагают инструктивный и художественный материал в порядке последовательного нарастания ритмических, тональных, аппликатурных, динамических и других трудностей. Вторая часть «школы» Баласаняна содержит несколько разделов упражнений, этюдов и пьес для развития различных видов техники. Педагог должен соответственно подготовке ученика и задачам определенного этапа обучения подбирать необходимый материал из каждого раздела.

«Школа начального обучения игре на трубе» Л. Чумова, рассчитана на четыре года обучения, построена на основе так называемой «позиционной системы» овладения учеником основными игровыми навыками.

Тональный принцип изложения инструктивного и художественного материала в «школах» Табакова и Митронова мешает последовательному расположению упражнений, этюдов, пьес, направленных на развитие определенных первоначальных игровых навыков трубача, так как овладение мажорными и минорными гаммами, являющиеся обязательным разделом в обучении, не имеет важного значения в первые годы, когда вопросы постановки амбушюра, дыхания, развития музыкального слуха и образно-художественное воспитание ученика являются решающими.

Читайте также:  Можно ли прочистить каустической содой пластиковые трубы

Очевидно, что расположение материала в «школах» по принципу последовательного нарастания трудностей различного характера, независимо от ладотонального их усложнения, является наиболее приемлемым.

К сожалению, некоторые «школы», изданные в нашей стране, грешат неточными формулировками, отсутствием логики в подборе учебно-педагогического репертуара, слабым знанием новых методов постановки амбушюра, исполнительского дыхания, работы языка, психологии музыкального восприятия и развития слуха.

Среди «школ» зарубежных авторов ведущей является «Полная школа для корнета-а-пистона и саксгорна» Ж. Арбана. Большинство видных педагогов сходятся на том, что никакая другая «школа» не смогла до настоящего времени сравниться с выдающейся системой занятий Арбана, на которой уже более века воспитываются целые поколения трубачей-виртуозов.

В своем капитальном труде Арбану удалось обобщить все виды существовавшей в то время техники корнета, которая стала свойственна трубе в XX веке. Это своего рода энциклопедия. Изучая ее, можно осваивать и совершенствовать все необходимые приемы игры на трубе. «Школа» включает: довольно подробные методические указания, к которым, конечно, надо относиться критически, исходя из современных требований методики; обширный раздел первоначальных упражнений с применением атаки звука и legato; гаммы мажорные, минорные и хроматические; многочисленные упражнения в мелизмах; упражнения в интервалах (вплоть до октав и децим); минорные и мажорные трезвучия, доминантсептаккорды и уменьшенные септаккорды; органный пункт; удар языком при трехдольном и двухдольном staccato; 14 характерных этюдов; 12 фантазий и арий с вариациями.

Первое, что необходимо знать педагогу, занимающемуся с учеником по «школе» Арбана, это то, что автор не предусматривает в своем пособии единой методической линии усложнения инструктивного материала и освоения трубачом элементарных исполнительских приемов. «Школа» строится по принципу разделов на каждый вид техники. И только собственные знания и опыт помогут педагогу в правильном подборе упражнений, необходимых ученику на том или ином этапе обучения. У нас в стране «школа» Ж. Арбана – Ж. Мэра в сокращенном виде издана в 1964 и 1970 годах под редакцией Г. Орвида. Среди наиболее популярных в США и Западной Европе «школ» — «Ежедневные упражнения и технические этюды для трубы» Макса Шлоссберга.

Широкое распространение в США получили «Первоначальные занятия для корнета» Герберта Кларка, одного из выдающихся американских виртуозов – корнетистов конца XIX – начала XX века; учебные пособия «Современный метод для корнета и трубы» в трех частях Эрнста Вильямса; «Техника игры на трубе» Луиса Дэвидсона и другие. К упомянутым сборникам упражнений следует присоединить «Ежедневные занятия для корнета и трубы» Уильямса Тика, «От разыгрывания до концерта» Чарлза Маргулиса, «Ежедневные упражнения для трубы» в четырех частях Альберта Манчини и другие.

Одной из последних изданных в США «школ» является «Полная современная школа для трубы или корнета» Чарлза Колина (Нью-Йорк, 1975). «Школа» включает в себя восемь разделов, которые в свою очередь являются отдельными пособиями, независимыми друг от друга. Некоторые из них были изданы ранее. Названия разделов следующие: «Мелодическая основа», «100 оригинальных разыгрываний», «Подвижность губ» (три части), «Прогрессивные ежедневные упражнения», «Контроль дыхания», «Искусство трубной техники», «Художественные этюды»», «32 оригинальных дуэта».

Наиболее интересными в «школе» Колина является первый раздел – «Мелодическая основа». Он состоит из пятнадцати подразделов, каждый из которых должен обеспечить новый качественный шаг в первоначальном освоении учеником инструмента. Интересными являются изданные недавно в Швейцарии пособия «Дыхание, опора, амбушюр, метод» западногерманского трубача Рольфа Кинга и «Разыгрывание + упражнения» американца Джеймса Стемпа.

Читайте также:  Расточка труб что это такое

Источник

Отделение медных духовых и ударных инструментов

Кудрявцев Евгений Юрьевич
преподаватель класса тубы

Родился 4 мая 1990 года в Москве. Учился в Детской Музыкальной Школе им. М.И. Табакова по классу тубы, (педагог — Зима Виктор Степанович). Окончил Московский Государственный Колледж им. А.Г. Шнитке. На данный момент является студентом 4 курса Московского Государственного Института Музыки им. А.Г. Шнитке(класс Заслуженного Артиста РФ, Горбенко Василия Алексеевича). Работает преподавателем и концертмейстером оркестра в ДМШ им. Табакова с 2010 года и ДМШ им. Блажевича.

В 2009 году стал лауреатом Всероссийского конкурса юных исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Блажевича «СЕРЕБРЯНЫЕ ТРУБЫ», г. Владимир.
В 2011 году удостоен звания лауреата Международного конкурса музыкантов-исполнителей на духовых и ударных инструментах, г. Тольятти.

преподаватель класса трубы

Родился в Москве в 1992 году.
Закончил МГИМ им.А.Г.Шнитке по классу трубы у профессора, Заслуженного работника культуры РФ Паутова А.М.
Участвовал в концертах и зарубежных поездках Российского Национального оркестра п/у Плетнева М.В.
Работает в ДМШ им.Табакова с 2010 года в качестве преподавателя по классу трубы и концертмейстер оркестра.

Родилась в 1974 г. в г. Раменское Московской обл. В 1993 г. закончила Московское Театрально-Техническое училище по специальности «Звукотехническое обеспечение зрелищных мероприятий». В 1995 г. с отличием закончила Вечернюю музыкальную школу-десятилетку при Секторе педагогической практики Московской Государственной консерватории (класс трубы профессора В.А.Новикова). В 2001 г. закончила Московский Государственный университет культуры и искусств (класс трубы доцента В.М.Истомина, класс дирижирования Народного артиста РФ, профессора П.И.Горбунова). Работала звукорежиссером в Московском Романтическом театре, в ТТЦ «Останкино», играла в военных оркестрах, в Государственном духовом оркестре России, являлась бэнд-лидером оркестра «Мисс Джаз», ансамбля «Niagaraband». В Детской музыкальной школе имени М.И.Табакова работает с 1994 г. – преподавателем по классу трубы, ансамбля, оркестра; с 2012 г. – заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Награждена Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Российского профсоюза работников культуры. Лауреат 2 премии городского конкурса профессионального мастерства по профессии преподаватель детской школы искусств (2009 г.). Лауреат I степени II Окружного конкурса профессионального мастерства «Лучший преподаватель Детской школы искусств 2010 года». Учащиеся класса Прониной М.П. — победители и дипломанты окружных фестивалей, Сергей Аргеландер – дипломант V Московского открытого конкурса и фестиваля юных трубачей имени М.И.Табакова. Брасс-ансамбль ДМШ им. Табакова — неоднократный победитель окружных фестивалей, дипломант всероссийских и международных конкурсов.

Компанеец Александр Сергеевич

преподаватель класса ударных инструментов

Источник

Выпускники 9-10 классов могут поступить в школу Олега Табакова

Новый подход Московской театральной школы Олега Табакова к обучению актерскому мастерству получил одобрение Рособрнадзора. Планы по развитию этого образовательного эксперимента представили министр правительства Москвы, руководитель департамента культуры города Александр Кибовский и худрук Московского театра Олега Табакова и Театральной школы Олега Табакова, народный артист РФ Владимир Машков.

Отбор претендентов для обучения по новой программе начинается 15 сентября. В нем могут принять участие ученики 9-х и 10-х классов общеобразовательных школ. Первый этап — конкурс видеовизиток, в которых абитуриентам предлагается на камеру прочитать отрывки из художественных произведений, представить пластический этюд или танец, продемонстрировать вокальные данные. Авторы лучших презентаций получат приглашение на очные отборочные туры, которые будут проходить с ноября 2020 года по июнь 2021-го в регионах России. Личные встречи педагогов театральной школы Олега Табакова с претендентами состоятся в городах Кемерово, Новосибирске, Красноярске, Саратове, Туле, Екатеринбурге, Москве. Абитуриенты, прошедшие эти туры, будут приглашены в столицу для участия в финальном отборе из трех этапов.

Читайте также:  Чем кладут трубу в бане

На данном этапе образовательная программа Московской театральной школы Олега Табакова будет сосредоточена на специальности «Актерское искусство» с присвоением квалификации «Артист драматического театра и кино», однако в перспективе она может получить развитие и по другим направлениям, так как лицензия Рособрнадзора (от 18 августа 2020 года ГБПОУ г. Москвы) включает еще несколько квалификаций — «Артист музыкального театра», «Артист театра кукол», «Артист эстрады», «Артист мюзикла».

«Символично, что в год 85-летнего юбилея Олега Павловича школа получила документ, дающий право одновременно на среднее общее, среднее профессиональное, дополнительное и высшее образование. Теперь первые годы обучения в Театральной школе будут включаться в общую линию, то есть студенты смогут получать диплом вуза раньше, чем их коллеги из других учебных заведений, и с гордостью называть себя табаковцами», — отметил Александр Кибовский.

«Мы начинаем огромную работу по отбору талантливых ребят со всей страны. Школа этим занимается уже десять лет, и теперь выходит на новый уровень, еще более ответственный, — подчеркнул Владимир Машков. — Я благодарю наших опытнейших педагогов — действующих артистов Московского театра Олега Табакова, без которых было бы невозможен столь тщательный поиск и обучение молодых талантов. У нас практически все артисты театра являются либо педагогами, либо наставниками, которые своими знаниями и советами помогают студентам быстро адаптироваться и расти».

Обучение будет длиться пять лет, оно ориентировано на раннюю сценическую практику. Это принципиально важно. Студенты заняты в репертуарных спектаклях, идущих на сцене Театра Олега Табакова, а ведущие актеры Театра заняты в спектаклях Школы. При отборе студентов для обучения по новой программе педагоги школы Олега Табакова будут уделять внимание не только способностям, но и мотивации претендентов к учебе. «Нам очень важно увидеть в человеке волю к профессии. А воля включает в себя три составляющих: воля как свобода, воля как желание и воля как сила. Этого мы ждем от наших будущих студентов — партнеров по сцене», — пояснил Владимир Машков.

Он также отметил, что обучение по интегрированной программе на просто дает набор определенных знаний и навыков, а в целом влияет на личностное развитие и дальнейший профессиональный путь, даже если он не будет связан с театром.

«Артистический склад характера, который мы ищем и развиваем у молодых ребят, незаменим в любой деятельности, — подчеркнул Владимир Машков. — Актерское образование позволят развить коммуникабельность, внимание и все его пять свойств — я говорю о сосредоточенности или концентрации, устойчивости, то есть способности сопротивляться отвлечению, распределению внимания, объему и переключению. Актер должен быть максимально внимателен не только на сцене, но и в жизни, собирать информацию о мире».

Источник

Adblock
detector