Меню

Щелоков концерт номер 3 ноты для трубы

Щелоков концерт номер 3 ноты для трубы

Сольные произведения для ТРУБЫ (по авторам)
СОДЕРЖАНИЕ:
Альбинони 1 стр.
Арбан — 1 стр.
Арутюнян — 1 — 2 стр.
Бара — 2 стр.
Бах — 2 стр.
Бёме — 2 стр.
Бетховен — 2 стр.
Бозза — 2 стр.
Брандт — 2 стр.
Вивальди — 2 стр.
Виззутти — 2 стр.
Габриелли — 2 стр.
Гайдны — 2-3 стр.
Гедике — 3 стр.
Гендель — 3 стр.
Гершвин — 3 стр.
Гинецинский — 3 стр.
Гуммель — 3 стр.
Жоливе — 3 стр.
Золотая труба (Власов) — 3-4 стр.
Кларк — 4 стр.
Кларнет Институт — 4-5 стр.
Кудрявцев — 5 стр.
Марчелло — 5 стр.
Мендес — 5 стр.
Моцарты — 5 стр.
Неруда — 5 стр.
Онеггер — 5 стр.
Паганини — 5 стр.
Перселл — 5 стр.
Пескин — 5 стр.
Прокофьев — 5 стр.
Рахманинов — 5 стр.
Тамберг — 6 стр.
Тартини — 6 стр.
Телеман — 6 стр.
Томази — 6 стр.
Торелли — 6 стр.
Туррин — 6 стр.
Хачатурян — 6 стр.
Хиндемит — 6 стр.
Шопен — 6 стр.
Шостакович — 6 стр.
Щедрин — 6 стр.
Щелоков — 6-7 стр.
Энеску — 7 стр.
ДОПОЛНЕНИЯ КО ВСЕМ ЭТИМ КОМПОЗИТОРАМ на 7 странице

Убедительно советуем просматривать каждого композитора до конца, бывает ноты перемешаны или на другом языке. И также советуем смотреть ноты на 7й странице.

Источник

Щелоков Вячеслав Иванович

Выдающийся советский трубач, композитор и педагог.

В. И. Щелоков родился в слободе Елань Аткарского уезда Саратовской губернии (ныне Волгоградская область). В 1924 г. он поступил в Московскую консерваторию в класс трубы к профессору М. И. Табакову. Композиторское дарование позволило ему в 1928 г. перейти на историко-теоретический факультет, где он занимался у известного композитора А. В. Александрова.

После окончания Московской консерватории в 1931 г. В. И. Щелоков приезжает по направлению в Свердловск. Здесь он начинает свою творческую деятельность в музыкальном техникуме преподавателем класса трубы и теоретических дисциплин.

Показать полностью Свернуть

В 1936 г., вскоре после открытия Уральской консерватории, он приглашен в этот вуз в качестве преподавателя этих же предметов. В консерватории Вячеслав Иванович работал на протяжении многих лет — до 1975 г. С 1947 г. он профессор, в 1951-1953 гг. — директор консерватории, а с 1956/57уч. г. — заведующий кафедрой духовых инструментов. Помимо этого, в 1948-1952 гг. В. И. Щелоков возглавлял Уральское отделение Союза композиторов.

В своем творчестве Вячеслав Иванович обращался ко многим музыкальным жанрам. Работая заведующим музыкальной частью Свердловского ТЮЗа (1939-1943), он написал музыку к более чем 20 спектаклям. Отметим также, что В. И. Щелоков писал музыку к ряду спектаклей по произведениям знаменитого уральского писателя П. П. Бажова, многолетнее творческое содружество с которым давало композитору немалую пищу для вдохновения.

На события Великой Отечественной войны композитор откликнулся программными симфоническими произведениями. В числе их симфоническая поэма «Капитан Гастелло» (1942), посвященная одному из первых героев Великов Отечественной войны. В дни победы над фашизмом звучал его «Победный марш» (1945) для симфонического оркестра. Несколько позже была исполнена также связанная по содержанию с окончанием войны поэма для симфонического оркестра «Праздник Победы». В годы войны (1943) была создана поэма для виолончели с оркестром.

Начав свой исполнительский путь трубачом духового оркестра, а впоследствии возглавляя различные оркестры, В. И. Щелоков много сочинял для таких коллективов. Это в основном вальсы, марши, один из которых был отмечен в 1930-е гг. на конкурсе маршей для Красной Армии.

Много произведений написано им для различных инструментов. Среди них «Поэма для виолончели с оркестром» (записана виолончелистом А. Стогорским в 1943 г. на студии ВРК), «Баллада для виолончели с оркестром» (1960), записанная в том же году Г. Цомыком на студии ВРК, «Напев и плясовая» для скрипки с оркестром (1959), «Прелюдия» для скрипки с оркестром (1960, оба сочинения записаны скрипачом Н. Шварцем), Соната для кларнета с фортепиано (1964, записана И. Нестеровым в 1965 г.), «Две прелюдии» для фортепиано (1942).

Читайте также:  Обозначение стальных труб по госту в спецификации

В. И. Щелокову выпала историческая миссия первому в советский период создать концерт для трубы и тем самым проложить дорогу развитию этого жанра. Им было написано в разные годы десять концертов. Все они имеют непреходящую ценность для исполнителей с разной степенью профессиональной подготовки. В истории создания произведений крупной формы для трубы факт написания такого количества концертов является беспрецедентным — никто из композиторов так плодотворно не сочинял для этого инструмента.

Концерт для трубы с оркестром № 1, написанный в 1928 г., явился удачей начинающего автора. В этом же году он был исполнен в Московской консерватории Г. Орвидом. Это произведение подкупает юношеской свежестью, оптимистическим ощущением жизни.

Накопив композиторский и педагогический опыт, уже будучи зрелым музыкантом, В. И. Щелоков приступил в 1945 г. к работе над Вторым концертом для трубы с оркестром, который был закончен в 1946 г. и издан в Москве в 1950 г. Этот концерт был исполнен в Свердловске в 1947 г. М. Вагиным. Вслед за фундаментальным Вторым концертом В. И. Щелоков в 1945 г. сочинил одночастный, в лаконичной форме сонатного аллегро Концерт № 3. Это жизнеутверждающее произведение можно назвать юношеским концертом, который автор адресовал учащимся музыкальных училищ и ученикам старших классов музыкальных школ.

Новые идеи, новые стремления отражены композитором в Концерте № 4 для трубы и фортепиано в трех частях (1947). Рукописный вариант концерта хранится в библиотеке Уральской государственной консерватории. Достойно и убедительно воплощен замысел автора в одночастном Концерте № 5. Это произведение существенно отличается от предыдущих. Здесь более разнообразен тематический материал; традиционная сонатная форма используется гибко и разносторонне; естественным развитием тем характеризуется как партия солирующего инструмента, так и партия сопровождения. Концерт написан в 1955 г. и исполнен в Свердловске лауреатом международного конкурса Е. Матюшиным. Концерт № 6 был написан в 1958 г. и исполнен также Е. Матюшиным на пленуме Свердловского отделения Союза композиторов. Яркий по тематическому материалу, с оригинальными техническими находками, этот концерт может быть рекомендован как профессионалам, так и студентам.

К наиболее значительным произведениям крупной формы для трубы относится Концерт № 7. Он создан в самые зрелые годы композитора и как бы подводит итог всему, написанному им ранее. Концерт представляет интерес для трубача своим музыкальным языком, формой, новаторским использованием виртуозных возможностей инструмента. Концерт издан в 1963 г., записан на Всесоюзном радио В. Волковым и симфоническим оркестром Свердловской филармонии под управлением М. Павермана.

После Седьмого концерта В. И. Щелоков приступил к осуществлению давно вынашиваемой идеи создания «Триады» концертов для трубы с оркестром — Восьмого, Девятого и Десятого. По замыслу автора, они расположены по степени возрастающей сложности: каждый концерт представляет собой новую ступень в овладении исполнительским мастерством. Примечательно, что во всех этих концертах учебные функции никогда не затмевают высокой художественности. Восьмой концерт написан в 1967 г. и издан в следующем году. Девятый концерт написан в 1968 г., записан Е. Зинченко и симфоническим оркестром Свердловской филармонии (дирижер Н. Чунихин). Десятый концерт написан в 1972 г., записан на радио В. Ивукиным в 1974 г. Его рукописный экземпляр есть в библиотеке Уральской государственной консерватории.

Произведения малой формы, как и концерты, являются важным вкладом талантливого музыканта в концертную и педагогическую литературу для трубы. Все сочинения, написанные в малой форме, можно условно разделить по степени трудности на три группы — детские, юношеские, виртуозные.

Читайте также:  Паяльник для полипропиленовых труб procraft pl2000

В 1943 г. впервые в литературе для трубы В. И. Щелоковым были созданы миниатюрные программные картинки «Пять пьес»: «Маленький марш», «Юный кавалерист», «Сказка», «Шутка», «Баллада». Если эти пьесы рассчитаны на самых маленьких музыкантов, то такие сочинения как «Забавное шествие», «Арабеска», «Мелодия» могут служить серьезным подспорьем в овладении инструментом ученикам более старшего возраста. К виртуозным произведениям относятся: Этюды № 1 и № 2, «Поэма», «Скерцо», «Юмореска», «Пионерская сюита». Эти произведения прочно вошли в репертуар как профессиональных трубачей, так и студентов вузов.

Незаурядное мастерство В. И. Щелокова проявилось и в создании различных ансамблей для трубы с аккомпанементом. Им написано также немалое количество сочинений технико-тренировочного характера. Все они вошли в «Хрестоматию трубача», над которой композитор работал в течение многих лет. При жизни автора эта «Хрестоматия» не увидела свет. И только теперь все желающие могут познакомиться с ее содержанием и по достоинству оценить вклад В. И. Щелокова в педагогику исполнительства на духовых инструментах.

Произведения В. И. Щелокова, отличающиеся богатством и оригинальностью художественных образов, являются одними из самых репертуарных для трубачей и по сей день. Педагогические принципы мастера продолжают реализовывать его ученики, передающие эстафету профессионализма новому поколению музыкантов-трубачей.

Среди выпускников В. И. Щелокова ряд блестящих исполнителей и педагогов. Это известный солист оркестра Свердловской филармонии М. П. Вагин, а также М. А. Ильфанд, заслуженный артист Белоруссии, профессор Минской консерватории В. Волков, заслуженный артист РФ, профессор УГК В. П. Ивукин, заслуженный артист России, солист оркестра Театра оперы и балета Улан-Удэ А. Тин и др.

Детский альбом для трубы и фортепиано.

Педагогический репертуар. Детская музыкальная школа.

• Сказка — 3
• Шутка — 5
• Баллада — 9
• Маленький марш — 13
• Две пьесы из «Пианерской сюиты»:
Проводы в лагерь — 16
Веселая игра — 20
• Детский концерт — 27
• Концерт № 3 — 36

Источник

Материал по музыке «Работа над произведением крупной формы в классе медных духовых инструментов»

Описание разработки

Выбирая для освоения учеником пьесы крупной формы, значительные по объему и сложности, педагог должен исходить из насущных потребностей обучения, а также подобрать инструктивный материал (этюды и упражнения), позволяющий оптимально и эффективно решать исполнительские задачи.

Обычно крупную форму лучше всего давать «продвинутым» и подготовленным ученикам, освоившим средний диапазон инструмента и уже стабильно извлекающим ноты до соль II октавы, имеющим опыт разучивания как кантиленных (певучих) пьес, так и пьес в быстром темпе, техничных. Следовательно, эти произведения можно давать не ранее конца второго или начала третьего года обучения игре на трубе. Успех исполнения произведения крупной формы во многом будет зависеть от регулярности занятий ученика и стабильности его игровой формы. Здесь сразу же возникает проблема выдержки губного аппарата, то есть способности исполнителя без потерь доиграть большую и длинную пьесу до конца, что весьма утомительно для его амбушюра. В данном случае большое значение приобретает выносливость губ, и поэтому лучше подбирать произведения, в которых будут солидные по объему фортепианные проигрыши, дающие губам возможность отдыха. Именно по такому принципу построено множество концертов для трубы, например, концерт для трубы с оркестром А. Арутюняна (но это из программы музыкальных училищ).

В сборнике педагогического репертуара для III класса ДМШ для трубы мы видим: «Тема с вариациями» Й. Крумпфера, «Детский концерт» В. Щелокова и III и IV части концерта Es — dur Т. Альбинони.

Читайте также:  Коэффициент теплоотдачи при кипении трубах

Для нашей цели почти идеально остановить выбор на «Детском концерте» В. Щелокова из — за многочисленных фортепианных проигрышей, дающих отдых губам, и доступности диапазона исполняемой пьесы (не выше фа диез II октавы).

Следует сразу настроить ученика на регулярную и планомерную работу. На детальный разбор и разучивание пьесы нужно выделить примерно 3–5 уроков. Каждый отрывок нужно разбирать в медленном темпе, тщательно разучивая технически сложные места.

После большого вступления фортепиано в концерте В. Щелокова вступает труба:

Тема трубы здесь звучит выпукло и ярко. Ученику следует поработать над правильным исполнением штриха marcato вместе с педагогом, взяв материал из школы С. Баласаняна, раздел упражнений на данный штрих. От верного исполнения этого штриха будет зависеть первое впечатление от концерта. Это – начало!

После исполнения этой темы следует проигрыш фортепиано и вступает побочная партия – кантиленная мелодия, контрастная по характеру вступлению.

С этим отрывком следует хорошо проработать мягкое и певучее звучание инструмента. Можно дать ученику два или три этюда кантиленного характера для работы над своим звуком.

Следующая часть – более подвижная, с большим количеством встречных знаков, интонационно похожая на главную партию в измененном виде – разработка.

Чтобы получше выучить этот отрывок, советую ученику применить способ имитации. Этот способ позволяет, не перегружая игрой губы, проработать технически сложное место. Суть его в следующем: просольфеджировать данный отрывок с названием нот и встречных знаков, при этом нажимая на трубе соответствующие клапаны. Метод позволяет и выправить интонацию, и проработать технику пальцев. Упражнение нужно повторять не менее 8–12 раз до достижения согласованных действий пальцев.

Параллельно с этим можно с учеником поработать над гаммами фа — диез мажор и си мажор. Гамму фа — диез мажор можно дать в диапазоне двух октав от самого низкого звука трубы (фа # малой октавы по написанию) до фа # II октавы. Гамму си мажор можно дать до квинты фа # II октавы. Это необходимо, чтобы приучить маленького трубача не теряться при исполнении музыки с большим количеством диезов. Трубачи изучают гаммы, исходя не от увеличения знаков, а от диапазона ученика (какие из нот для ученика на данном этапе обучения являются предельно высокими). Постепенно диапазон расширяется за счет освоения нот выше соль II октавы, то есть освоения верхнего регистра трубы.

Далее идет отрывок, не представляющий трудности для исполнения:

Дальше следует проигрыш фортепиано и повторяется у трубы побочная партия тоном ниже, в более медленном темпе:

После проигрыша в 4 такта фортепиано в соло трубы звучит главная партия, почти без изменений в первоначальном темпе Allegro moderato:

И вдруг тема как бы «зависает» на фермате:

После чего следует эффектная кода в темпе Presto:

Коду нужно учить с особой тщательностью в медленном темпе, наращивая темп постепенно. Чтобы этот отрывок прозвучал эффектно, не обязательно доводить его до Presto. Вполне достаточно будет сыграть его в темпе несколько быстрее Allegro (или Vivo). Главное, сыграть в ансамбле с фортепиано и ярким звуком на опоре, четкой атакой.

Начало и конец произведений нужно учить особенно тщательно, так как именно они остаются в памяти и подсознании слушателя. Это особенность человеческого восприятия.

Для окончательной работы над произведением нужно попробовать проиграть концерт не менее 2 — 3 раз. Это обеспечит выдержку амбушюра и придаст уверенности для концертного выступления. Таким образом создаётся запас прочности и умение рационально расходовать силы учащегося.

Источник

Adblock
detector