Меню

Работы для укладки железобетонных труб

Монтаж железобетонных труб

Трубная продукция из железобетона представляет собой категорию изделий, выполненных на основе сверхпрочных марок бетонных растворов и ориентированных на применение в сфере организации дренажных систем для транзита хозяйственно-бытовых отходов. Продукция отличается по виду и особенностям конструкции в зависимости от назначения. Применение железобетонных труб является экономически эффективным решением ввиду доступной цены, длительным сроком службы, минимальным набором требований в процессе эксплуатации и обслуживания.

Разновидности и классификация железобетонных труб

В настоящее время в категории железобетонной трубной продукции по особенностям конструкции различают следующие виды изделий:

  • безнапорные раструбные;
  • обычные раструбные;
  • напорные;
  • безнапорные.

Категория напорной продукции выделяется прочностными качествами, которые позволяют использовать трубы для использования в системах канализации, где среда транспортируется под воздействием прикладываемого давления. Для создания необходимого усилия, как правило, находят применение насосные станции.

Изделия безнапорного типа актуальны для применения при монтаже каналов, в которых отсутствует рабочее давление, нагнетаемое извне, и жидкость перемещается за счет наличия конструктивного уклона коммуникаций. Безнапорный вариант труб в настоящее время является наиболее актуальным и распространенным.

Конструкции раструбного типа выделяются способом соединения, а именно: наличием раструба, позволяющего производить последовательную состыковку изделий в процессе укладки. При этом трубы обладают повышенной прочностью, которая позволяет осуществлять их эксплуатацию под давлением рабочей среды.

Безнапорные раструбные конструкции, имеющие аналогичный вид соединительного элемента и рассчитанные на эксплуатацию в канализационных и сточных системах, функционирующих благодаря движению среды самотеком.

В зависимости от варианта конструкции стыковки, железобетонные трубы представлены в двух вариантах исполнения:

  • фальцевые – стык которых осуществляется за счет фальцев;
  • раструбные – соединение реализуется при помощи раструба, представленного в виде ступенчатой конструкции в торцевой части изделия с посадкой на резиновые кольца и герметизацией стыков.

С целью прокладки напорных трубопроводов находят применение центрифугированные или вибропрессованные трубы из железобетона, которые делятся по уровню допустимого рабочего давления на три класса:

  • первого – до 1,8 МПа;
  • второго – до 1,3 МПа;
  • третьего – от 0,6 до 0,7 МПа.

Длина таких трубных изделий составляет 5 метров, а масса зависит от технологии производства, составляя от 1430 до 9630 кг для центрифугированных, а также от 1320 до 8200 кг для гидро- и вибропрессованных при диапазоне сечений 500 – 1600 мм.

В качестве элементов безнапорных систем выступают изделия сечением от 100 до 4000 мм, которые отличаются по уровню прочности, разделяясь на следующие категории:

  • У – усиленные изделия, величина заглубления которых может составлять до 6 метров;
  • М – обычной прочности, рассчитанные на монтаж на глубине от 3 до 5 метров.

Маркировка и виды труб

При прокладке коммуникаций находят применение различные виды труб, имеющих конструктивные отличия, среди которых:

  • ТН – напорный тип труб, выдерживающих рабочее давление согласно паспорту по категории;
  • Т – элемент цилиндрической формы, выполненная в конусном исполнении с наличием стыкового соединения в виде втулочного конструктивного узла с одной стороны, и расширенной воронки с другой;
  • ТП – трубы с подошвой конусного типа с встроенными раструбными узлами;
  • ТБ – изделия с упорным буртиком;
  • ТПБ – трубы с буртиком для упора на подошве;
  • ТС – продукция с особенной ступенчатой конструкцией стыковочного узла, ориентированного на применение в комплекте с резиновыми уплотнителями;
  • ТСП – аналогичные по конструкции с ТС оснащенные подошвой;
  • ТФП – продукция железобетонная с наличием узлов соединений фальцевого типа;
  • ТБФП – трубы с фальцевым типом стыков и наличием подошвы;
  • ТО – изделия овального типа с фальцевым видом компоновки;
  • ТЭ – эллиптические элементы с узлом фальцевой конструкции.

Подготовительные работы перед началом строительства

Монтажу систем, построенных из железобетонных труб, предшествует выполнение комплекса подготовительных работ, включающих в себя следующие этапы:

  • проектирование трубопровода с учетом особенностей подачи среды, расчета экономической эффективности и выбора в пользу напорных или безнапорных труб, метода их соединения;
  • разметка территории на местности с установкой знаков крепления осей возводимого трубопровода;
  • разбивка полосы отвода и формирование временных дорог;
  • подготовка грунта: выкапывание котлованов траншей на необходимую величину, устранение помех конструкции, подразумевающей удаление валунов, выкорчевывание деревьев и пней;
  • устройство оснований. Для длительной и безаварийной эксплуатации трубопроводов необходимым условием является наличие плотного опирания железобетонных изделий на дно траншеи. Особое внимание подготовке следует уделять в тех случаях, когда трубопровод пересекает иные виды коммуникаций;
  • прокладка трубопровода. Этап, как правило, состоит из приемки железобетонных труб и тщательного их осмотра на предмет механических повреждений; деформаций, сколов и трещин. Дефектные изделия не допускаются к использованию. После чего трубы в соответствии с проектом развозятся по местам монтажа и оставляются на поверхности. Опускание тяжелых изделий большого сечения реализуется при помощи кранового оборудования, не допуская произвольного скатывания. Процесс ручной укладки допустим лишь при малых диаметрах. В траншеи с вертикальными стенками железобетонные трубы опускают и монтируют с последовательным снятием распорок. При монтаже безнапорных труб учитывается заданный наклон коммуникаций;
  • испытание пригодности и промывка трубопроводной системы.
  • повторное замоноличивание швов в местах утечек;
  • закапывание котлованов траншей;
  • устранение временных дорог.

Монтаж безнапорных систем

При формировании систем канализации, которые предполагается эксплуатировать без давления, находят применение безнапорные железобетонные трубы. Их монтаж осуществляется в траншеи со значительным заглублением на заранее подготовленный при помощи сыпучих материалов грунт. Для этого используется стандартная подушка, сформированная из слоя щебня и песка. Толщина гравийно-песчаной смеси, необходимая для надежного опирания тяжелых конструкций должна составлять не менее 500 мм. Неправильно подготовленный грунт в случае сдвига может дать просадку, которая повлечет за собой разрушение целостности коммуникаций. При этом используют при прокладке труб изделия, длина которых составляет 5 метров.

При возведении безнапорных коммуникаций для определения точного положения труб с учетом заданного уклона используют лазерные нивелиры. В случае отсутствия высокоточного оборудования допускается применение строительных уровней.

Для реализации безнапорных систем находят применение железобетонные трубы на раструбных, фальцевых, а также муфтовых стыковых соединениях. Для достижения полной герметичности раструбные стыки подлежат уплотнению, которую реализуют с помощью герметиков или простой пеньковой пряди. Допускается применение резиновых уплотнителей, а также асбоцементных растворов.

Муфтовые безнапорные трубы подлежат стыковке с зазором, который зависит от сечения, составляя 10 мм при Ø до 700 мм и 15 мм свыше. На раструбных соединениях в ход идут качественные резиновые уплотнители. После усадки раструба стыковочная поверхность конопатится, для чего место соединения заделывается пеньковой прядью. Для этого наносится несколько витков битуминизированной пряди, которая укрепляется асбоцементной смесью. В коммуникациях безнапорного типа, построенных на трубах с фальцевым соединением, необходимо осуществлять тщательную заделку швов, образованных на стыках. Для трубных изделий, сечение которых составляет больше одного метра, зазор устраняют при помощи пеньковых прядей по всему периметру. Окончательно шов герметизируется за счет цементного раствора. При монтаже массивных фальцевых трубных изделий с сечением от 2 до 4 метров используются специальные основания из железобетона. Укладка элементов секции трубопровода осуществляется при помощи кранового оборудования с применением монтажных скоб. При заделке швов используются смоляные пряди и цементный раствор, на который наносится арматурная сетка покрываемая торкретом.

Читайте также:  Зависимость давления от диаметра трубы скорость потока

Монтаж напорных трубопроводов

Трубопроводные системы напорного типа действия возводят из гладких и раструбных железобетонных напорных труб, выполненных на заводах-изготовителях с использованием технологических приемов центрифугирования и вибропрессования.

При проведении работ по сборке линии трубы раскладываются вдоль выкопанной для трассы траншеи и подаются краном на место монтажа. Для обеспечения качественного стыка на втулочную поверхность устанавливается резиновая шайба уплотнения. Новая труба вводится в зацепление до полного прижатия, а оставшийся шов подлежит заделке. При этом первая труба трассы должна упираться торцом в бетонное основание, чтобы обеспечивать максимальный уровень усилия при уплотнении последующих элементов. Трубы кладут по линии визирования с помощью захвата, определяя положение по специальным инвентарным вешкам. Их устанавливают в паре: одну на уложенную ранее трубу, другую на монтируемую в настоящий момент. При уплотнении изделие принимает правильное положение и резиновое кольцо должно равномерно закатываться в раструбную щель. Прокладка трубопроводов обычно реализуется отдельными звеньями. Как правило, размер секции насчитывает от трех до пяти труб.

Проведение монтажных работ из труб с муфтовыми соединениями отличается рядом технологических приемов. По мере центровки изделия помечаются специальными отметками, которые необходимо впоследствии совместить, чтобы правильно заправить первое, а затем второе резиновое кольцо в щель муфты. От качества герметизации шовных соединений и герметичности стыков во многом зависит долговечность всей конструкции напорного трубопровода, который может функционировать под давлением в диапазоне от 0,6 до 1,8 МПа.

Достоинства железобетонных труб

Коммуникации на основе труб из железобетона пользуются высокой популярностью, благодаря набору высоких эксплуатационных качеств, среди которых:

  • высокая долговечность коммуникаций, которые рассчитаны не менее чем на 45 лет;
  • прочность изделий и надежность систем;
  • высокий ассортимент конструкций и размеров для строительства коммуникаций с необходимой конфигурацией и пропускной способностью;
  • наличие труб для напорных и безнапорных систем;
  • отработанная технология укладки, гарантирующая высокое качество герметизации швов;
  • возможность для использования различных типов соединений;
  • глубина заглубления от 3 до 6 метров, позволяющая реализовать пересечение с другими видами коммуникаций;
  • простота в обслуживании;
  • устойчивость к загрязнению и возможность для самоочистки.

Источник

Процесс монтажа железобетонных труб

snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них— Терминология snip id 9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3.

Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииТехнические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них— Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор.

Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документациишаг— 3.5 шаг р: Размер внутренней длины звена цепи. Источник: ГОСТ Р ЕН 818 1 2005: Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность.

Часть 1. Общие требования к … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документациисистема— 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги.

Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииправила— 2.7 правила [нормы] стандартизации : Нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииконтроль— 2.7 контроль (control): Примечание В контексте безопасности информационно телекоммуникационных технологий термин «контроль» может считаться синонимом «защитной меры» (см. 2.24). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документацииБашенный кран— Самоподъёмные краны на строительстве нового ВТЦ, Нью Йорк Башенный кран (англ.

Tower crane, фр. Grue à tour) поворотный кран стрелового типа со стрелой, закреплённой в верхней части вертикаль … ВикипедияСанитарно-технические работы— работы, связанные с сооружением и монтажом систем отопления, вентиляции, тепло и газоснабжения, горячего водоснабжения, водопровода и канализации зданий. Различают наружные и внутренние С.

т. р. относятся… … Большая советская энциклопедия

Монтаж железобетонных и бетонных безнапорных трубопроводов

Состав операций и средства контроля

Этапы работКонтролируемые операцииКонтроль (метод, объем)ДокументацияПодготовительные работыПроверить: — наличие документа о качестве на материалы;— проверка отметок, ширины подготовки основания, наличие приямков пол раструбами;— выполнение очистки основания от мусора, грязи.

ВизуальныйИзмерительный, технический осмотрВизуальныйПаспорта (сертификаты), общий журнал работМонтаж трубопроводовКонтролировать: — качество опирания труб на всем своем протяжении на основании;— правильность прокладки трубопровода согласно проекта;— уклоны укладываемых труб;— соблюдение технологии монтажа и выполнения уплотнения стыков. Технический осмотрИзмерительныйТо жеИзмерительный, технический осмотрОбщий журнал работПриемка трубопроводовПроверить: — качество выполненных работ;— испытание трубопроводов;— соответствие засыпки трубопроводов проекту. Измерительный, технический осмотрТо жеТо жеОбщий журнал работ.

Акт испытания трубопроводов. Акт освидетельствования скрытых работКонтрольно-измерительный инструмент: нивелир, уровень строительный, линейка металлическая, плотномер ГРПТ-2, влагомер ПННВ-1.Операционный контроль осуществляют: мастер (прораб), геодезист — впроцессе выполнения работ. Приемочный контроль осуществляют: работники службы качества, мастер (прораб), представители технадзора заказчика.

СНиП 3.05.04-85* пп. 3.6, 3.51, 3.45, 3.46, табл. 1

Величину зазора торцами соединяемых труб следует принимать для труб диаметром:

Размеры элементов заделки стыкового соединения железобетонных и бетонных безнапорных труб должны соответствовать величинам, приведенным в таблице.

Максимальные отклонения от проектного положения отметок лотков безнапорных труб не должны превышать +5 мм.

Требования к качеству применяемых материалов

Трубы напорные железобетонные виброгидропрессованные. Отклонения фактических размеров труб типов РТ, РТП, ФТ и ФТП. Технические условия.

Диаметр условногопереходаПредельныеотклоненияотпроектныхразмеров, мм наружныйдиаметр раструбавнутреннийдиаметр раструбаглубинараструба400-600 800-1600±4 ±5±4 ±5*5 ±5

То же, для типов РТБ, РТС, РТПБ, РТПС.

Диаметр условногопереходаПредельныеотклоненияотпроектныхразмеров, ммнаружныйдиаметр раструбавнутреннийдиаметр раструбаглубинараструба400-600 800-1600±2 ±3±2 ±3±3 ±3

Наружная и внутренняя поверхность труб должна удовлетворять требованиям:

Читайте также:  Как делают эко если нет труб двух

— не допускаются трещины на внутренней и наружной поверхности труб;

— раковины, наплывы и сколы бетона на внутренней поверхности глубиной (высотой) не более 3 мм и длиной и шириной не более 20 мм.

Указания по производству работ

СНиП 3.05.04-85* пп. 3.3, 3.4, 3.5, 3.9, 3.12, 3.52, 3.54

Монтаж трубопроводов должен производиться в соответствии с проектом производства работ и технологическими картами после проверки соответствия проекту размеров траншеи, крепления стенок, отметок дна и при надземной прокладке — опорных конструкций. Результаты проверки должны быть отражены в журнале производства работ.

Трубы раструбного типа безнапорных трубопроводов следует, как правило, укладывать вверх по уклону.

Предусмотренную проектом прямолинейность участков безнапорных трубопроводов между смежными колодцами следует контролировать просмотром на свет с помощью зеркала до и после засыпки траншеи. При просмотре трубопровода круглого сечения видимый в зеркале круг должен иметь правильную форму.

Допустимая величина отклонения от формы круга по горизонтали должна составлять не более 1/4 диаметра трубопровода, но не более 50 мм в каждую сторону. Отклонения от правильной формы круга по вертикали не допускаются.

При прокладке трубопроводов на прямолинейном участке трассы соединяемые концы смежных труб должны быть отцентрированы так, чтобы ширина раструбной щели была одинаковой по всей окружности.

Для заделки (уплотнения) стыковых соединений трубопроводов следует применять уплотнительные и «замковые» материалы, а так же герметики согласно проекту.

Стыковые соединения труб, поставляемых без резиновых колец, следует уплотнять пеньковой смоляной или битумизированной прядью с заделкой замка асбестоцементной смесью, а так же полисульфидными (тиоколовыми) герметиками.

Зазоры между упорной поверхностью раструбов и торцами труб в трубопроводах диаметром 1000 мм и более следует изнутри заделывать цементным раствором. Марка цемента определяется проектом.

Соединение железобетонных и бетонных труб с трубопроводной арматурой и металлическими трубами следует осуществлять с помощью стальных вставок или железобетонных фасонных соединительных частей, изготовленных согласно проекту.

Монтаж элементов труб осуществляетсяв соответствии с раскладочными схемамив рабочих чертежах, с учетом геометри­ческихдопусков в размерах элементов

Монтировать бетонные и железобетонныетрубы необходимо от выходного оголовкак входному оголовку. При портальныхоголовках вначале монтируют портальнуюстенку выходного оголовка, после чегоосуществляют монтаж откосных крыльев.Далее выполняется монтаж звеньев трубы,а затем портальной стенки и откосныхкрыльев входного оголовка. Если проектомпредусмотрен первоочередной монтажоголовков, то монтаж звеньев можновыполнять в любую сторону.

После установки звена в проектноеположение строповочные петли, мешающиеустановке следующего звена и устройствуизо­ляции, должны быть обрезанызаподлицо с поверхностью бетона.

Не допускается срубать петли зубиломили загибать их во избежание скалываниябетона и затруднений при монтаже, т.к.загнутые петли препятствуют установкезвеньев в проектное положение.

При монтаже цилиндрических звеньев насборные лекальные блоки звеньяустанавливают на деревянных (не удаляемых)клиньях, обеспечивая при этом проектнуювеличину зазора для укладкицементно-песчаного раствора сиспользованием металлических воронокдля заливки швов и металлических шуровок.

Опускать трубы в траншею следуетстреловыми кранами, трубоукладчикамиили козловыми кранами.

Для определения вылета стрелы крана Lпри укладке труб в траншею с откосамирекомендуется пользоваться следующейформулой:

,

гдеа – расстояние в от оси трубы до бровкитраншеи, м (при траншеи с вертикальнымистенками величину а следует брать равнойглубине траншеи плюс половина ширинытраншеи по дну; в – расстояние от бровкитраншеи до выносных опор крана, м (впринимается равным 0,7-1,0 м); в – расстояниеот выносных опор до оси вращения крана,м.

11. Монтаж секций гофрированных металлических труб

Передмонтажом секций гофрированнойметаллической трубы в фундаментнойподушке из зернистых материалов вырезаютспециальное ложе, размеры которогодолжны отвечать требованиям.

Вырезкуложа следует производить автогрейдером,оборудованным профилированным ножом,или начерно экскаватором с последующейотделкой вручную по шаблону. Шаблонможет быть изготовлен из листовой стали,досок или фанеры. Радиус криволинейнойкромки шаблона должен быть равен радиусутрубы по средней линии гофров.

Шаблонследует устанавливать на два деревянныхнаправляющих бруса, уложенных по обестороны продольной оси трубы строго понивелиру с учетом образования строительногоподъема лотка трубы. Перемещая шаблонпо брусьям и вырезая грунт, создаютложе, в которое затем устанавливаютгофрированную трубу. Отклонения профилягрунтового ложа от шаблона не должныпревышать 2-3 см.

Рисунок 7 – Схемаустановки шаблона для вырезки грунтовоголожа в нулевом слое

1 – шаблон; 2 -деревянные брусья; 3 – нулевой слой; 4 -уровень верха подушки (не должен превышатьнижней отметки грунтового ложа)

Послеустановки трубы в проектное положениепроизводят подсыпку грунта в зазорымежду поверхностью нижней части трубыи грунтовым ложем.

Грунт уплотняют,используя ручные деревянные штыковкидиаметром не более 8 см, и дополнительнуюподсыпку грунта в нижние четверти (доохвата трубы грунтом не менее 120°) суплотнением ручными электротрамбовкамии подштыковкой. Электрическими трамбовкамии виброуплотнителями уплотняют грунтна расстоянии 5 см и далее в сторону отгребней гофров. Грунт в гофрах уплотняютштыковками.

Далеенулевой слой непосредственно возлетрубы следует доуплотнить машиной свиброударным рабочим органом за один-двапрохода машины вдоль стенок трубы. Вслучае использования для уплотнениягрунта пневмокатков доуплотнениенулевого слоя возле стенок трубы следуетпроизводить ручными электротрамбовками.

Еслитрубу устанавливают на плоское основание,то после этого следует подсыпать грунтв нижние четверти трубы с уплотнениемручными электротрамбовками и штыковкойдо охвата трубы грунтом не менее чем на120°. Последующее уплотнение грунта возлетрубы производят так же, как приспрофилированном ложе.

Взависимости от местных условий монтироватьтрубу с болтовыми стыками внахлесткуна строительной площадке следует изсекций, предварительно собираемых изотдельных элементов на полигонах, илииз отдельных элементов.

Вовсех случаях, когда возможна доставкасекций труб на объект автотранспортомили тракторами и установка их краном,особенно в районах с расчетной минимальнойтемпературой наружного воздуха нижеминус 40°С, способ монтажа из секцийдолжен быть основным. При этом рекомендуетсяпроизводить монтаж труб «с колес»,устанавливая секции сразу в проектноеположение после подъема с транспортныхсредств.

Длинусекций следует назначать исходя иззаданных проектных длин водопропускныхтруб. В связи с этим на одном сооружениивозможно применение секций различнойдлины.

При назначении длин секций трубнеобходимо учитывать возможностиимеющихся транспортных средств дляперевозки конструкций на строительнуюплощадку. В промежуточных секциях числозвеньев должно быть нечетным. Длинусекций рекомендуется принимать не более10 м.

Сборкутруб следует осуществлять согласномонтажной схеме, имеющейся в проектепроизводства работ. Монтажная схемадолжна предусматривать: порядок установкигофрированных элементов при сборке иобъединении секций, порядок перевозкисекций, порядок установки болтов, схемуспециальных стяжек и подмостей длякрепления труб диаметром более 2 м впоперечном сечении во время сборки.

Примонтаже труб следует использоватькомплект инструментов: торцевые ключи,ломики, крюки с кольцами, электрическиеили пневматические гайковерты, молотки.

Вкомплект поставляемых на строительнуюплощадку болтов должны входить 10монтажных болтов длиной 75 мм того жедиаметра, что и рабочие болты. Эти болтыследует применять для временной стяжкигофрированных листов, и они не должныоставаться в конструкции.

Проектпроизводства работ должен учитыватьособенности установки металлоконструкцийв проектное положение в зависимости отверхнего очертания подушки под трубу.При основании, спланированном безустройства ложа, допускаются монтажтрубы рядом (параллельно проектной осисооружения) и последующая накатка ее впроектное положение. При спрофилированномложе основания трубу следует устанавливатькраном.

Читайте также:  Если в маточной трубе жидкость что делать

Всеэлементы конструкции трубы, материалы,инструменты и оборудование должны бытьзавезены на строительную площадку доначала сборки трубы. При монтаже труб«с колес» доставляются только отдельныеэлементы для объединения секции.

Монтажтруб с монолитными или сборными оголовкамидолжен начинаться со сборки фундаментнойчасти низового оголовка с последующейукладкой металлических конструкцийсооружения (секций, элементов) изавершением устройства оголовков.

Передначалом работ следует проверить наличиемаркировки, отбраковать элементы,выправить погнутые места деревянныммолотком и разложить элементы и ящикис крепежом вдоль оси трубы.

Приотбраковке элементов и крепежа следуетпроверять маркировку элементов,геометрические размеры элементов икрепежа, качество защитного покрытия.

Накаждом гофрированном листе на внутреннейего поверхности у второго ряда отверстийдля продольного стыка напервом выпуклом гофре должны бытьуказаны марки стали, элемента и клеймоОТК завода и заводского инспектораГлавмостроя.

Марка элемента условнообозначает диаметр трубы и толщинулиста. На каждом пакете гофрированныхэлементов должна быть бирка с указаниеммарки элемента, марки стали, толщиныэлемента, диаметра трубы, завода-изготовителяи года выпуска. Геометрические размерыэлементов конструкции и крепежа должныотвечать требованиям проекта и настоящейИнструкции.

Поверхностьцинкового защитного покрытия труб недолжна иметь видимых трещин, забоин,наплывов на стыкуемых поверхностях имест, не покрытых цинком. Использованиеэлементов с указанными дефектами недопускается. Дефекты защитного покрытияустраняются заводом-изготовителем.

Доустановки элементов для обеспечениянеобходимого зазора в болтовых отверстияхследует заранее оплавить в них избытокудержавшейся битумной мастики с помощьюоправок эталонного диаметра, нагретыхдо температуры плюс 130°С.

Соприкасающиесяповерхности элементов и крепежанеобходимо очистить от грязи и постороннихчастиц.

Рекомендуемаяпоследовательность установки элементовпри сборке секций приведена на рисунке8.

Вначаленеобходимо собрать звенья в вертикальномположении (элементы устанавливаютсяна ребро) с постановкой ограниченногочисла болтов (3-4 болта) в серединепродольных стыков. При этом один торецэлемента должен находиться на наружнойповерхности звена, а другой – на внутренней.Во втором ряду продольного стыка недолжно быть отверстий на наружныхгребнях волн (рисунки 9 и 10).

Вправильно собранных звеньях труб всемарки элементов должны быть видны. Затемзвенья необходимо последовательноустанавливать в горизонтальное положениена деревянные брусья, уложенные вдольсекций трубы так, чтобы продольные стыкив них были на одном уровне, а расположениенахлеста элементов в соединяемых звеньяхбыло строго одинаково.

Всекцию звенья объединяются стандартнымиэлементами. При установке этих элементовв местах стыковки трех листов недопускается соприкасание двух листов,входящих в одно звено. Поэтому каждыйсоединительный элемент одним торцомвводят в зазор между элементами ранеесобранных звеньев А и Б.

Рисунок 8 –Последовательность сборки секции трубыиз отдельных звеньев

а- величинасдвижки продольных стыков,

1–9 – порядокустановки элементов при объединениизвеньев АиБ

Рисунок 9 – Схемаразмещения болтов продольного стыка:

1,2-соответственно 1-й и 2-й ряды болтоввнутреннего листа

Рисунок 10 – Схемасоединения двух секций соединительнымиэлементами:

1,2, 3- номераи последовательность установкисоединительных элементов;

А, Б- торцысоединяемых секций;а- величинашага сдвижки продольных стыков

Продольныестыки в звеньях следует располагать сперевязкой – взаимной сдвижкой навеличину а,равную одному – четырем шагам отверстийпоперечных стыков. Величину сдвижкидля каждой отдельной трубы приниматьпостоянной.

Приустановке соединительных элементов(сборке секций и их объединении) болтыв количестве 3-4 шт.

следует наживлятьвначале в средних частях продольных ипоперечных стыков. Остальные устанавливаютсяпосле объединения в секцию необходимогоколичества звеньев. Последними ставятсяболты в местах соединения трех элементов.

Затягиватьболты следует электрическими гайковертамиИЭ-3101 или пневматическими ИП-3103, а такжеторцевыми и накидными гаечными ключами.

Допускаетсяприменение других электрическихгайковертов небольшой массы (2-3 кг),обеспечивающих величину момента затяжки15-20 кгс×м.

Призатяжке болтов необходимо следить заправильностью положения плосковыпуклыхи плосковогнутых шайб.

Присборке секций труб болты в продольныхстыках следует ставить на расстояниине менее 15 см от торцов концевых звеньевсекции. Поставленные в концевых звеньяхболты не должны затягиваться, чемоблегчается постановка стандартныхэлементов с заведением их в зазорыпродольных стыков между элементамиторцевых звеньев.

Передначалом работ следует подготовитьэлементы, предназначенные для соединениясекций, крепеж, а также доставитьнеобходимые инструменты и оборудование.

Монтажтрубы следует осуществлять наспланированном основании либо рядом(вблизи проектной оси трубы). Секцииукладывают на деревянные брусья длябеспрепятственной постановки болтовв нижней части.

Секциив проектное положение, как правило,следует устанавливать краном. Пристроповке секций должны быть принятымеры, исключающие возможность повреждениязащитного покрытия. Стропы размещаютна расстоянии четверти длины секции отих торцов.

Объединениесекции следует производить согласносхеме, приведенной на рисунке 10. Вначалеторцы секций автомобильным краномустанавливают так, чтобы продольныестыки были расположены на одном уровне,затем устанавливают соединительныеэлементы.

Передначалом монтажа трубы должны бытьвыполнены все подготовительные работы.

Еслина месте строительства трубы рядом сподготовленным основанием отсутствуетровная площадка, то для сборки трубыследует подготавливать легкие деревянныеподмости, располагая их вблизи проектнойоси трубы.

Сборкутрубы рекомендуется осуществлять поодной из двух принципиальных схем.

Попервой схеме трубу следует наращиватьстандартными элементами постепенно(цифрами показана последовательностьих установки). Элементы переносят иудерживают в необходимом положенииспециальными крюками. Центрировкуотверстий в элементах для установкиболтов осуществляют оправками, вставляяих в отверстия, расположенные рядом сотверстиями, в которые вставляют болт.При установке элементов в местах нахлестатрех листов не допускается соприкасаниедвух листов, входящих в одно звено.Сборку следует производить с установкойминимального количества болтов: вначалеставят 2-3 болта на средних участкахпродольных и поперечных стыков, послечего производят стяжку в местах соединениятрех элементов длинными монтажнымиболтами, которые затем заменяют обычными.После наживления болтов в звене изэлементов 11и 12продолжают сборку следующего участкатрубы, а в звене из элементов 5и 6производят установку и затяжку всехболтов.

Повторой схеме вначале выкладывают нижниеэлементы на всю длину трубы, объединяяих болтами в средней части.

Затемустанавливают по два других элементазвеньев через одно звено (см. рисунок3.5, цифры в скобках). Далее последовательномонтируют оставшиеся элементы пропущенныхзвеньев, завершая монтаж постановкойи затяжкой всех болтов.

Между звеном, вкотором затягивают все болты, и собираемымзвеном должно быть не менее трех звеньевс наживленными болтами.

Примонтаже труб на строительной площадкемогут быть осуществлены такжепредварительная сборка звеньев ипоследующее их объединение. Для трубдиаметром 2 м и более такая технологиясборки является предпочтительной.

Звеньясобирают на специально подготовленнойплощадке с деревянным настилом внепосредственной близости от сооружаемойтрубы. Собранные звенья устанавливаюткраном на основание, подкладывая подкаждое звено деревянные брусья иориентируя их вдоль трубы (после установкии затяжки всех болтов брусья из-подтрубы удаляют).

Рисунок 11 –Монтажнаясхема трубы (вид с торца):

а- величинасдвижки продольных стыков;

1–12 – порядокустановки элементов при сборке трубы

Присборке труб диаметром более 2 м проектомдолжны быть предусмотрены переносныеподмости для монтажников. Для трубдиаметром 3 м устраивают подмости внутритрубы высотой 1,3 м и размером в плане2×2 м, а также наружные подмости (двакомплекта) высотой 1,5 м и размером вплане 1×2 м; при сборке труб диаметром 2м подмости устраивают высотой 0,5-0,8 м.

Окаймляющиеуголки устанавливают, когда в продольныхстыках торцевых звеньев трубы болты,расположенные на расстоянии 0,3-0,5 м отторцов, не затянуты.

Приемка смонтированнойтрубы должна быть оформлена актом.

Источник

Adblock
detector