Меню

Партия трубы в симфонии

репертуар

30.07.2017 Туба в симфониях Чайковского

Среди симфонических произведений П.И.Чайковского симфонии занимают одно из самых важных мест. В методической литературе практически не освещена роль тубы в симфониях П.И.Чайковского, попробуем разобраться, на что требуется обратить внимание в партии тубы, если вы исполняете одну из симфоний великого русского композитора, на примере Четвёртой, Пятой и Шестой симфоний.

Тембр тубы присутствует в симфониях, чаще в общих оркестровых эпизодах: в ансамбле с группой тромбонов, валторнами, контрабасами, за редким исключением соло.

П.И.Чайковский усиливал тембром тубы в туттийных местах эмоциональное воздействие на слушателя. Для достижения мощного, красивого, бархатного звука на тубе, исполнителю необходим большой арсенал приёмов владения инструментом, высокий профессиональный уровень. В симфониях П.И.Чайковского музыкант имеет большие возможности для показа своего мастерства.

Симфония № 4 (Чайковский)

Симфония № 4 — Фа минор op. 36, первая в истории русской музыки симфония -психологическая драма, сопоставимая по силе с симфониями Бетховена. Музыка написана в 1877 году, впервые исполнена в Москве 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна.

В первой части следует обратить внимание на исполнение следующих эпизодов:

Первое вступление тубы в шестом такте симфонии должно, как можно естественней влиться в общее нисходящее движение валторн и тромбонов. Последующий контрапункт шагающих аккордов к главной теме, усиливает динамику и подчёркивает драматический момент вступления:

Введение тубы в общие эпизоды у П.И. Чайковского всегда оправданы.

В цифре «С», в четвёртом и восьмом тактах, туба и бас-тромбон связывают эпизод воедино. Хотелось бы рекомендовать исполнителям штрих, не указанный в партитуре, но оправданный с точки зрения исполнения:

В часто встречающемся ритмическом рисунке:


восьмая с точкой должна быть строго выдержана до конца и ни в коем случае не укорочена.

В девятом такте четвёртой части симфонии цифры «А» необходимо поставить смысловые акценты на первую и четвёртую долю, отпуская вторую и третью, и с одиннадцатого такта общее оркестровое «crescendo»:

В общем оркестровом эпизоде, где туба явно солирует с группой тромбонов, проводящих главную тему, не стоит опираться на первую и третью долю, и следует довести фразу к началу второго такта:

Очень неудобен в исполнении эпизод в цифре «С» такты тринадцатый и восемнадцатый:

Его необходимо сыграть строго ритмично, двойным языком, не форсируя, после аналогичной групп шестнадцатых у труб, потому что в быстром темпе при форсировании звука пропадает четкость артикуляции.

Симфония № 5 (Чайковский)

Симфония № 5 ми минор, соч. 64 — симфония Петра Ильича Чайковского. Музыка написана в 1888 г., впервые исполнена 5 (17) ноября 1888 года в Петербурге оркестром под управлением автора.

В этой симфонии туба задействована гораздо шире, чем в предыдущих симфониях.

В ритмической фигуре восьмая с точкой выдерживается до конца, а последующие шестнадцатая и восьмая должны быть сыграны «staccato».

В сольном эпизоде 1-ой части симфонии туба представлена в выгодном для звучания диапазоне.

Этот эпизод необходимо сыграть строго ритмично, делая небольшие акценты на первую и вторую долю, не перекрывая струнные, которые проводят широкую кантитленную тему:

В нисходящем пассаже, перенимая мелодическую линию у первого и второго тромбонов, туба с бас-тромбоном должны удержать напряжение кульминационного момента:

П.И. Чайковский в кульминациях часто использует крайние нюансы «fff и ffff». Исполнитель на тубе должен пользоваться этими нюансами очень осторожно, потому что туба, обладая мощным звуком может нарушить звуковой баланс в оркестре.

В следующем эпизоде чтобы точно вступить в хоральном эпизоде с тромбонами, не нарушив при этом ритмического движения, нужно предшествующие такты до вступления просчитать восьмыми.

Читайте также:  Устройство трубы в крыше дома

Эта фраза должна быть, как бы пропета:

И совсем меняется характер штриха через два такта. В этом эпизоде необходимо промаркировать каждую ноту, и довести фразу к первой доле восьмого такта:

Во 2-ой части симфонии эпизод «Un poco piu animato» исполняется с группой валторн.

Исполнитель должен постараться сыграть этот эпизод мягко, приближаясь к тембру валторн и через вступающие трубы и тромбоны подготовить очередную кульминацию:

В кульминации второй части туба с бас-тромбоном, фаготами и контрабасами удерживают напряжение в первом такте, и следующее за ним авторское «diminuendo» распространяется на три такта:

Начало финала туба играет вместе с контрабасами. Регистр тубы вполне позволяет добиться полного тембрального слияния:

В цифре «G», в пятом такте и далее, туба с тромбонами должны сыграть строго ритмично, чтобы не нарушить ровные четверти литавр и контрабасов с фаготами. Особо обратить внимание на интонацию квинты бас-тромбона и тубы, ноты ‘E’ и ‘H’, так как при «diminuendo» имеется тенденция к завышению:

В цифре «H», с тринадцатого по двадцатый такты, мелодическая линия, проходящая у тубы, играется как «solo», придерживаясь авторского нюанса:

Перекличка тубы и бас-тромбона исполняется одним штрихом — «marcato», не осаживая темпа, и не утяжеляя движения:

В сольном эпизоде тромбонов и тубы «Poco piu animato», тематический материал подводится к ноте ‘D’, и залигованная первая доля следующего такта, должна быть, как бы сорвана на «sfz», хотя это и не указано в авторском тексте:

Симфония № 6 (Чайковский)

Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года. Название ей предложил брат композитора — Модест. Симфония посвящена Володе (Бобу) Давыдову (его племяннику). Название «Патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти. Премьера состоялась 16 октября (28 октября) 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора.

Драматическая концепция Шестой симфонии подразумевает максимальное использование возможностей духовых инструментов, в том числе и тубы. Сюда относится: умение слышать свой инструмент в аккорде, точное исполнение штрихов и нюансов, владение диапазоном.

Первое вступление тубы в ансамбле с трубами и тромбонами должно звучать как можно «cantabile»:

Нисходящие секунды у тубы и последующий хоральный эпизод с тромбонами играется на общее «diminuendo» с небольшими акцентами:

Наряду с крупными эпизодами, в партии тубы встречаются небольшие эпизоды, буквально два-три такта, но они связывают в единое целое всю оркестровую ткань.

Эпизод I: Нисходящие восьмые у духовых, исполняемых на «staccato» ,требуют большого внимания и ансамблевого мастерства:

Сыграть затактную ноту «sfz» и убрать звук на «mp», уступив место солирующим трубам.

Исполняется строго «marcato» и последующее «solo» бас-тромбона и тубы должно прорезать звучание всего оркестра:

Нисходящий ход бас-тромбона и тубы подводит мелодическую линию к ноте ‘H’, не снимая с дыхания предыдущую ноту ‘A-dis’:

В кульминации, при проведении «solo» у тромбонов и тубы шестнадцатую нельзя превращать в триольную восьмую, как это часто бывает на практике при исполнении:

В конце первой части туба должна влиться в хорал тромбонов, не нарушив интонацию, и сфилировать ноту ‘H’ на «ррр».

В пятидольном вальсе II части, в цифре «С», тема начатая валторнами, переходящая к тромбонам, затем проходит у бас-тромбона с тубой. Надо постараться сыграть очень аккуратно на верхней позиции выполнив общее «diminuendo»:

Читайте также:  Трубогиб для 159 трубы

Во II и III части симфонии автор часто использует верхний регистр тубы. Чтобы не сорвались верхние ноты у исполнителя, весь эпизод надо играть на опоре, предварительно выучив на «legato»:

Нисходящие восьмые у тубы в конце III части рекомендуется исполнить на «mp» с последующим «crescendo» до «ff»,выводящим музыкальную фразу на коду.

Играть плотно, не рассыпая звук:

Большую сложность в финале симфонии представляет хорал тромбонов с тубой по нескольким причинам:

  • умение взять всей группой вместе первый аккорд;
  • слиться тембрально;
  • обращая внимание при этом на гармонические переходы у тубы;
  • сыграть последние аккорды на «diminuendo», подготовив финальное «pizzicato» контрабасов;

Заканчивая небольшой разбор партий тубы в симфониях П.И. Чайковского, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что великий композитор в своих произведениях показывает всю красоту тембрального звучания тубы, и дает возможность исполнителю проявить свое мастерство.

Источник

Партия трубы в симфонии

Часть первая: 1, 2
Часть вторая: 1, 2

Хорошо темперированный клавир (Urtext)

Прелюдии. Переложение для трубы и ф-но Тимофея Докшицера

Сюиты для виолончели соло BWV 1007-1012. Переложение для тромбона

Симфония № 5. Части 1, 2, 3, 4
Симфония № 6. Части 1, 2, 3, 4, 5
Симфония № 7. Части 1, 2, 3, 4
Симфония № 8. Части 1, 2, 3, 4
Симфония № 9. Части 1, 2, 3, 4 ( 1 2 )

Три пьесы (Drei Equale) для 4-х тромбонов

Опера «Дидона и Эней» (Dido and Aeneas). Клавир: 1 2

10 трио-сонат (опубликованы в 1697 году) — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Vingt Regards Sur L’Enfant-Jesus. (Двадцать взглядов на младенца Иисуса)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Полет Шмеля из оперы “Сказка о Царе Салтане”. (Переложение для трубы Т.Докшицера). Клавир

Концерт для тромбона и духового оркестра. Клавир

Hungarian Rock для клавесина (органа). 1

Прекрасный Розмарин. (венский вальс) Переложение для трубы и ф-но. 1

Шесть пьес для 2-х труб и 3-х тромбонов. 1

Сицилиана. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1

Ричеркар для 2-х труб и 2-х тромбонов. 1

Ричеркар для 2-х труб и 2-х тромбонов. 1

5 инвенций для 2-х тромбонов. 1
5 инвенций для 2-х труб. 1

Песня Наташи из оперы «Опричник». Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1
Колыбельная. Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1

Песня «Ах ты ночь ли, ноченька». Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1
Песня Вани из оперы «Иван Сусанин». Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1
Полька. Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1
Русская песня «Горько, горько мне, девице». Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1
Украинская песня «Гуде вiтер». Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1

Колыбельная. Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1
Весельчак. Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1

Тучка. Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1

Забавная. Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1

Романцетта из оперы «Дубровский». Пьеса для трубы и ф-но (переложение) 1

«Четыре времени года в Буэнос Айресе» для ф-но. 1

Вальс. Хореографическая поэма для оркестра. Переложение для 2-x роялей

Маленькая ночная серенада (К.252) Партитура

Тоска по весне. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1

Маленький концерт. (переложение Н.Бердыева) 1

Фиалка. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1

Баркарола. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1
Медленный вальс. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1
Серенада. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1

Ария. (переложение для трубы и ф-но) 1
Ария из оперы «Волшебный Стрелок». (переложение для трубы и ф-но) 1

Читайте также:  Желоб для бетона из пнд трубы

Saudades do Brasil (Бразильские напевы) для ф-но 1

Школа игры на трубе (Arban method) 1, 2, 3

Концерт для трубы с оркестром. Клавир. Части: 1, 2-3

Две арии. Переложение для трубы и ф-но 1

Концерт для трубы с оркестром. Клавир. Части: 1, 2-3

Концерт для трубы, фагота и струнного оркестра. Клавир, Партия трубы, Партия фагота

Соната для трубы и фортепьяно 1

Драматическая легенда для трубы с фортепьяно. Клавир + Партия трубы

Концертино для трубы с оркестром. Клавир

Бравурный напев для трубы с фортепьяно. Клавир + партия трубы

Rhapsody in blue. Переложение для трубы и ф-но Т. Докшицера. Клавир

Концерт для трубы с оркестром. Клавир

Концертное скерцо для трубы и ф-но. Клавир + партия трубы

Концерт для трубы с оркестром. Клавир

Концерт для трубы с оркестром No.6 in D Партитура + партии

Концерт для 2-х труб с оркестром RV 537. Клавир + партия трубы

Концерт для гобоя с оркестром. Переложение для трубы. Клавир + партия трубы

Трагическая поэма, соч. 34. Переложение для трубы и ф-но. 1

А.Скрябин. Этюд, соч.8 № 12. Переложение для трубы и ф-но. 1

А.Скрябин. Прелюдия, соч.45 № 3. Переложение для трубы и ф-но. 1

Вокализ. Переложение для трубы и ф-но. 1

Полька. Переложение для трубы и ф-но. 1

Грузинская песня. Переложение для трубы и ф-но. 1

Концертный Вальс. Переложение для трубы и ф-но. 1

Две пьесы. Переложение для трубы и ф-но. 1

Листок из альбома. Переложение для трубы и ф-но. 1

Концерт для трубы с оркестром. Клавир, Партия трубы

Концертный этюд для трубы с оркестром Клавир + Партия трубы

Концерт для трубы с оркестром. Клавир

Соната для трубы и ф-но.(1939) 1

Концерты для трубы и фортепиано №№ 1-7, 10

Аргентинские танцы для ф-но 1

У ручья. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1

Норвежский танец. Пьеса для трубы и ф-но. (переложение) 1

Этюд op. 10 no 2. Переложение для трубы и ф-но. Клавир и партия трубы

Этюд. Переложение для трубы и ф-но. Клавир и партия трубы

Грезы. Переложение для трубы и ф-но. Клавир и партия трубы

Интермеццо. Переложение для трубы и ф-но. Клавир и партия трубы

Три сольфеджио. Переложение для трубы и ф-но. Клавир, Партия трубы

В подражание Альбенису. Переложение для трубы и ф-но. Клавир, Партия трубы

Три фантастических танца. Переложение для трубы и ф-но. Клавир, Партия трубы

Прелюдия. Переложение для трубы и ф-но. 1

Пять мелодий. Переложение для трубы и ф-но. Клавир, Партия трубы

Гавот из «Классической Симфонии». Переложение для трубы и ф-но. 1

Мелодия, соч. 53 bis № 2. Переложение для трубы и ф-но. 1

Танец Девушек из балета «Ромео и Джульетта». Переложение для трубы и ф-но. 1

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Переложение для трубы и ф-но. 1

Танец Эгины из балета «Спартак» для трубы и ф-но. 1

Концерт для трубы с оркестром (клавир + партия трубы). 1

Каприччио для трубы и ф-но (клавир + партия трубы). 1

Шесть эскизов для трубы и ф-но (клавир + партия трубы). 1

Фантазия для трубы с оркестром (клавир + партия трубы). 1

Соната для трубы, валторны и тромбона. Партитура

Французская сюита для ф-но. 1

Promenades (Прогулки) для ф-но. 1

Novelettes (Новеллетты) для ф-но. 1

Сборник барочных концертов для трубы и ф-но. Клавир
(переложение Т. Докшицера)

В сборнике – концерты Альбинони и Вивальди. (Tomaso Albinoni & Antonio Vivaldi)

Соната C-dur для фортепиано. 1

Daniel Roisman
Copyright © 2007 Classical Music Library.
All rights reserved

Источник

Adblock
detector