Меню

Орган в калининграде кафедральный собор сколько труб

Концертный зал

В немецкой истории Собора в течение первых этапов строительства существовала несколько небольших органов, и лишь в XVIII веке обрел свое место Большой орган в стиле барокко. После войны, с началом новой истории Собора, был установлен электронный орган, и только в 2008 году впервые прозвучал единый органный комплекс Кафедрального собора.

Его технические данные впечатляют: 6301 труба у Большого органа и 2224 трубы — у малого. Всего 122 регистра. Два органа соединены оптико-волоконной связью и оборудованы компьютерами. Органист может использовать возможности двух инструментов, музыканты могут видеть друг друга и даже «выйти на связь».

Строительство Большого органа шло в несколько этапов. Первый — заливка пола. Балкон нужно было подготовить под инструмент весом 35 тонн. После облицовки фасада началась установка и закрепление труб. Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы скульптуры, в числе которых — фигура Богоматери с младенцем и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.

Концертный зал снабжен новейшей акустической системой. Впервые применено творческое и инженерное решение, позволяющее звук любого инструмента либо голоса направить непосредственно на слушателя, адресно и с высоким коэффициентом разборчивости.

Подобная комплексная система не имеет аналогов ни в России, ни в странах Европы. Авторы проекта – композитор и продюсер Евгений Кобылянский и компания «Audio Solutions». Одновременно с точной подачей звука в зале возможно осуществление многоканальной записи, которая позволяет передавать трансляции событий в высоком качестве, вести самостоятельную издательскую деятельность.

Источник

Самому большому органу в Калининграде более сотни лет

Зачем приезжают в Калининград? Летом, конечно, отдохнуть на Балтийском море. А что делать зимой в самой западной точке России? Например, послушать, как звучит Queen на органе, можно в новогодние каникулы.

Калининград считается органной столицей России. Сегодня в России около 150 органов, и десять из них — в Калининградской области. Конечно, в Москве и Санкт-Петербурге органов больше, но Калининград берёт уникальностью.

Калининградский орган в Кафедральном соборе является самым большим в Европе. У него насчитывается более 8500 труб и более 90 регистров. Этот орган, сделанный немецкими мастерами, — точная копия старинного органа XIV века, который сгорел в конце Второй мировой войны.

«На самом верху инструмента находится птица Феникс, символ возрождения собора, символ возрождения органа», — говорит Игорь Одинцов, директор Кафедрального собора.

В Кафедральном соборе даже современные предметы интерьера подобраны так, чтобы придать звучанию органа неповторимый характер. Уникальную акустику в зале создают стеклянные двери, мраморные полы и высокие деревянные скамейки, выполненные по эскизам старых мастеров.

Кафедральный собор. Калининград (Кениксберг). Фото: Игорь Вишняков

Готическое здание, величественно передающее дух Пруссии, находится почти в центре города и является одним из главных «персонажей» архитектурного ансамбля города, который сочетает в себе советское прошлое, современную архитектуру и немецкую классику.

В наши дни собор не является полноценным действующим католическим храмом. Более того, в здании собора расположена крохотная православная церковь. Но внутри есть на что посмотреть путешественникам совершенно разных конфессий.

Кафедральный собор, бесспорно, красив и достоин внимания туристов, посещающих Калининград. Но таким собор был не всегда.

История Кафедрального собора Калининграда начинается в XIV веке. Первое упоминание о нём датируется 13 сентября 1333 года, а закончили строить его в 1380 г. Функционировал собор в качестве кирхи. В нём располагалась Валленродская библиотека, где хранились ценнейшие книги и старинные манускрипты.

Рядом с собором располагалось здание прусского университета Альбертина, где трудился философ Иммануил Кант. К слову, Кант был последним из учёных университета, который обрёл покой в профессорской усыпальнице при соборе. На сегодняшний день могила Канта, будучи частью собора, также является популярным местом у туристов.

И всё было бы ничего, но во время Второй мировой войны, во время налёта английской авиации на Кёнигсберг (а именно так назывался Калининград до того, как стал частью СССР), собор очень сильно пострадал и был разрушен почти полностью.

Читайте также:  Сваи сделал из пвх труб

Но с 1992 года вопрос о реставрации собора получил отклик, и в 1998 году внешний облик Кафедрального собора стал соответствовать тому, что мы до этого могли видеть только на довоенных фотографиях и гравюрах. А к 2008 году были полностью завершены внутренние отделочные работы, восстановлен интерьер библиотеки и установлена главная изюминка собора — орган.

Собор расположен на самом настоящем острове под названием Кнайпхоф. Жители называют это место просто «остров». И если вы спросите у кого-то дорогу к собору, забыв немецкое наименование, трудностей это не создаст.

По факту адрес собора — улица Канта, 1

Сегодня на Кнайпхофе помимо Кафедрального собора расположен парк и прекрасная зона для прогулок и отдыха. Различные скульптурные композиции гармонируют с лужайками, а множество лавочек в тени деревьев — замечательный вариант для отдыха после прогулки.

В тёплое время года на острове часто проводятся фестивали, уличные ярмарки и даже реконструкции рыцарских боёв Средневековья. Но это сегодня. А во времена Пруссии остров был густо заселён людьми. Тут было множество домов, кипела жизнь и ездили трамваи. Кстати, детально рассмотреть, как выглядел Кнайпхоф до войны, можно в музее, который расположен прямо в здании Кафедрального собора.

Что посмотреть в Кафедральном соборе

Помимо прогулок по острову Кнайпхоф, созерцания на реку Преголя с Медового моста (мост старинный, до сих пор можно видеть разводные механизмы по бокам) и изучения внешней архитектуры собора, внутри него таится немало интересного.

Музей им. И. Канта

Зайдя в собор через главные ворота и минуя кассу слева, не доходя до православной церквушки, вы увидите загадочную деревянную дверь, которая ведёт наверх по винтовой лестнице, как будто из сказки. Поднявшись, вы попадёте в музей, который расположен на 4 этажах.

На первом этаже экспозиции — музей острова Кнайпхоф. Здесь вы можете посетить 2 зала, где увидите предметы быта жителей этой местности, доспехи, рыцарские мечи, ключи от старинных замков, макет довоенного острова и многое другое. Выставка обязательна к посещению всем любителям истории.

Поднявшись выше, вы попадёте в восстановленный интерьер Валленродской библиотеки. Там же выставка монет и орденов.

Ярусом выше — музей Иммануила Канта, а на самом верхнем этаже можно посмотреть на посмертную маску философа и выглянуть в окно, оценив вид из башни собора.

Вход в музей для взрослых стоит 150 рублей, для школьников — 100 р. Фото и видео можно снимать за дополнительные 50 рублей. Льготные категории билетов — как во всех российских музеях. Музей, как и весь собор, открыт для посещения с понедельника по четверг с 10:00 до 18:00, а с пятницы по воскресение — с 10:00 до 19:00. Входные билеты перестают продавать за полчаса до закрытия.

Орган

Это главное, что есть в Кафедральном соборе. Орган в соборе непростой. Это самый большой органный комплекс в Европе! К сожалению, он не оригинальный. Бомбёжки времён войны не пощадили не только стены и интерьеры собора, но и инструмент.

Но для восстановления «души» собора привлекались одни из лучших мастеров Европы и России, строительство и настройка органа шли по довоенным чертежам, и можно сказать, что сегодняшний орган Кафедрального собора — новая инкарнация оригинала.

Орган расположен в самом центре собора и посещение концерта — отличный вариант совместить отдых душевный и эстетический, посмотреть внутренний интерьер здания и послушать божественную музыку.

В соборе регулярно проходят концерты и фестивали российского и международных уровней. Но также есть дневные выступления продолжительностью 40 минут. Время достаточное, чтобы пропустить сквозь себя музыку этого уникального инструмента и не утомить спутников, не готовых к длительным классическим перформансам.

Стоимость билета на дневные концерты — 250 рублей для взрослых и 100 рублей для учащихся. Вечерние, большие концерты и фестивальные программы обойдутся в сумму от 300 рублей за полный билет и от 150 за детский.

Источник

«Ящик с ветром»: как устроен самый большой орган России

Самый большой орган России находится в Кафедральном соборе Калининграда. Вместе с хоровым органом он формирует единственный в стране органный комплекс. «Афиша Нового Калининграда» отправилась на экскурсию в собор и узнала, как устроен орган, кто ежедневно ухаживает за несколькими тысячами труб, что роднит органистов с танцорами-бальниками и почему орган можно настраивать только по ночам.

Читайте также:  Что лучше пластиковые или железные трубы для отопления

Температура воздуха — 21 градус, влажность — 54 процента. Если в соборе резко станет холоднее и суше или наоборот теплее, нарушится строй органа. Скачков температуры и влажности допускать нельзя — придётся перенастраивать 8525 труб. Раньше органы в храмах приходилось регулярно обновлять — инструменты не выдерживали холода и сырости. Сейчас комфортные условия регулируются электроникой. За показаниями гигрометра следит специалист по обслуживанию органного комплекса Галина Шашкова. И если стрелка прибора начинает тянуться в сторону, просит инженеров включить увлажнитель-паровик или терморегулятор. Мастер проверяет орган примерно так, как это делает терапевт во время приёма пациента: прослушивает 122 регистра — это «голоса» органа, заходит внутрь трёхэтажного инструмента и внимательно осматривает трактуру — ниточки, крючки и рычажки, связывающие клавиши органа с его трубами, слушает, не «захрипел» ли мотор.

Диапазон летучих мышек

Органному делу Шашкова училась в Германии. Её — ученицу первого калининградского органиста и популяризатора органной музыки Виталия Васильева — отправили на учёбу в органостроительную фирму Alexander Schuke, которой в 2005 году собор заказал инструмент. «Это старинная семейная фирма, поколение за поколением мужчины семьи Шуке становятся органными мастерами, — рассказывает Галина Шашкова. — Я тогда мало представляла, куда меня отправили: вокруг только мужчины, это ведь физическая работа, все говорят на немецком, никто не знает русского. Я не белоручка, но была в шоке. Начали мы со склейки мехов — растапливали костный клей на водяной бане, подрезали овечью кожу и склеивали детали так, чтобы не просачивался воздух. Другой мастер учил резать трубы. Даётся лекало, металлический лист — сплав олова и свинца, и ты начинаешь резать трубы разной величины, сгибать их, паять. Через две недели я начала задумываться, выдержу ли. Мотивацией продолжить учёбу стала мысль о том, что я немного прикоснусь к созданию органа, который будет стоять в Кафедральном соборе. Это меня спасло. Мастера потом рассказывали, что первое время они гадали, насколько меня хватит. Передо мной учился органист из Германии. Он сказал в итоге: „Достаточно с меня. Приедете, сами всё сделаете“. Наверное, они ждали такой же реакции и от меня».


Титулярный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко

В 2006 году в собор привезли малый хоровой орган. Все 2224 трубы органа собрали в Германии, и в Калининград инструмент приехал уже в готовом виде. С большим органом дела обстояли сложнее. Его в 2008 году пришлось собирать на месте, а часть труб кроить на станках прямо в соборе. Например, самую большую — деревянную трубу длиной 10,5 метров. Это, кстати, заодно и самая низкозвучащая труба, «бас-профундо» органа. Длина звучащей части самой маленькой трубы — всего 11 миллиметров. Она имеет очень тонкий голос. «Диапазон летучих мышек», — шутит титулярный органист Кафедрального собора Евгений Авраменко.

После установки органа началась интонировка. Процесс занял около пяти месяцев: каждую трубу нужно было продуть и прослушать, подогнуть, подрезать, сжать, разжать, опять прослушать. Работать немецким настройщикам приходилось по ночам, днём мешал любой шорох: дребезжание трамвая на Октябрьской, свадьбы у могилы Канта, прогуливающиеся за стенами собора горожане и туристы. Сейчас за звучанием органа следят Галина Шашкова и органисты Мансур Юсупов и Евгений Авраменко. Немецкие специалисты фирмы Klais приезжают примерно раз в год для «главной» настройки.

Шпагат на октаву

Барочный фасад органа — копия того, что сгорел здесь в войну. Деревянные вензеля, фигуры Богоматери с младенцем, движущиеся ангелочки вырезались уже калининградскими мастерами. Специалисты из Потсдама покрывали резное дерево полутора килограммами сусального золота. Вместе с этим шёл монтаж электроники — органы в соборе соединены между собой оптоволокном в единственный в стране органный комплекс. Сидя за одним инструментом, музыкант может играть сразу на двух. Дело в том, что пульты на малом и большом органе повторяют друг друга и, по сути, отвечают за одни и те же звуки: четыре мануала (клавиатуры для рук), педальная клавиатура, по бокам — две створки со множеством круглых белых ручек — это те самые 122 регистра, выдвигая и задвигая которые органист выбирает «голоса» органа. Всего возможны 4000 комбинаций регистров. Запомнить их помогает встроенная в инструмент электроника. Можно выбрать нужные для того или иного произведения «голоса», сохранить номер комбинации и уже не подкручивать регистры во время игры.

Читайте также:  Сколько стоит керамическая труба для дымохода

Сложность ещё и в том, что в мире нет двух одинаковых органов. Перед игрой на новом инструменте, например, на гастролях органисты внимательно его изучают. Смотрят, какие есть регистры, где они располагаются, записывают нужные комбинации. «Бывают и разные мензуры. Ты приезжаешь на орган, а у тебя там не две с половиной октавы, а одна, но чтобы её взять, надо сесть на шпагат», — объясняет Авраменко.

Играют на органе не только руками, но и ногами. Для этого нужна специальная обувь — плотно облегающая стопу, чтобы чувствовать педальную клавиатуру, но обязательно с каблуком — так удобнее играть пяткой. «Есть специальная обувь для органистов, но она довольно дорогая, — рассказывает титулярный органист Мансур Юсупов. — Её легко заменяют танцевальные туфли, хотя каждому музыканту удобно по-своему. Есть органисты, которые предпочитают играть в кедах или просто носках». При этом ногой органисты должны успевать жать ещё и на педали, они открывают специальные жалюзи в органе — швеллер. Это механизм, регулирующий громкость инструмента. На вопрос, как справиться ещё и с педалями, когда твои руки перескакивают с мануала на мануал, а носки и пятки «бегают» по педальной клавиатуре, Евгений Авраменко отшучивается: «Так же, как и с педалями автомобиля, только там ответственности больше. Если нажму не ту педаль органа, максимум — уволят с работы».

Над пультами органов — небольшая видеокамера, а за деревянными створками над мануалами спрятаны мониторы. Если концерт дают два органиста, им легко вступить вместе, ориентируясь на изображение на экранах. Они могут даже выйти на связь друг с другом. По словам Евгения Авраменко, акустика Кафедрального собора устроена так, что произведённый звук «летает» в помещении ещё семь секунд. И при игре сразу на двух органах музыка смешивается в центре зала, получается живой «стереоэффект».

Воздух вместо крови

Одна из важных частей органа, можно сказать, его «сердце» — это мотор. Инструмент практически полностью построен механическим образом, и во время игры внутри него всё оживает и движется, но отказываться от электрического мотора в XXI веке, по меньшей мере, странно. Придётся использовать тяжёлый физический труд калькантов — нагнетателей воздуха в органные мехи. В современных органах мехи разгоняет мотор — орган начинает «дышать», воздух идёт по воздуховодам, попадает в виндлады («ящики с ветром» в переводе с немецкого), растекается по органу и доходит до труб — звучит музыка. «Воздуховоды протянуты по всему органу. Это как вены и артерии у человека, только у нас кровь, а у органа — воздух», — поясняет Галина Шашкова.

Свой первый концерт большой орган Кафедрального собора дал 10 января 2008 года. С тех пор он звучит почти каждый день. Несколько лет назад здесь придумали экскурсии к органу. Благодаря этому проекту зайти внутрь инструмента и даже сыграть на нём раз в неделю может любой желающий. Только когда придёте на такую экскурсию, будьте, пожалуйста, очень аккуратны — не заденьте ни одну из вен и артерий.

Текст — Алина Белянина, фото — Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Источник

Adblock
detector