Меню

Монтаж трубопроводов труба в трубе

Труба в трубе без разрушения

Недорогой ремонт трубопроводов с минимальными техническими сложностями — главное преимущество метода «труба в трубе без разрушения». При таком ремонте новая труба из полиэтиленового материала протаскивается в старую трубу, и образующуюся кольцевую щель заполняют цементно-песчаным раствором. Такая технология приводит к уменьшению диаметра старой трубы, но повышает гидравлическую пропускную способность трубопровода.

Другие названия метода: Футеровка протягиванием / Релайнинг / Slipline.

Технология «труба в трубе без разрушения»

Методом «труба в трубе без разрушения» проводится ремонт существующих повреждённых трубопроводов путём протягивания в них полиэтиленовых (ПЭ) труб короткими и/или длинными отрезками. Предварительно старая труба очищается от коррозийных отложений и грязи.

ПЭ труба протаскивается в существующий трубопровод при помощи сцепного устройства и лебёдки; тяговая сила которой строго контролируется; для уменьшения трения используются специальные приспособления.

После протаскивания ПЭ трубы пространство между новой и старой трубой заполняется раствором. Возникающее при этом уменьшение диаметра компенсируется за счёт отличных гидравлических параметров новой трубы.

Отличительные свойства метода «труба в трубе без разрушения»

  • Технология применима к трубам, неспособным нести статическую нагрузку;
  • Отсутствие деформации полиэтиленовых материалов;
  • Отсутствие тепловой нагрузки;
  • Отсутствие дополнительного напряжения при растяжении;
  • Коррозионная стойкость;
  • Гладкая поверхность ПЭ трубы значительно сокращает сопротивление в течение длительного времени и повышает гидравлическую пропускную способность трубопровода.

Преимущества метода «труба в трубе без разрушения»

  • Минимальные технические сложности;
  • Не нарушается движение транспорта, то есть возможно применение данного метода в условиях плотной городской застройки;
  • Возможность использования в нестабильных грунтовых условиях;
  • Меньший риск повреждения существующих коммуникаций по сравнению с открытыми способами ремонта трубопроводов;
  • Минимальная разработка грунта при реконструкции сетей и сооружений;
  • Не загрязняет окружающую среду.

Технические параметры метода «труба в трубе без разрушения»

Данная технология может применяться ко ;всем стандартным трубам; при этом диаметр старого трубопровода должен быть на 10-15 % больше. Вновь проложенный трубопровод выдерживает внутреннее давление до PN 16.

Источник

Ремонт трубопроводов методом «труба в трубе»

Учитывая имеющиеся недостатки жестких металлических, полиэтиленовых и эластичных труб при ремонте трубопроводов по методу «труба в трубе», предлагается использовать в каче­стве ремонтных труб гибкие металлические рукава (ГМР) свар­ной конструкции (рисунок ниже), сваренные в «плеть» и образующие гибкие металлические трубопроводы (ГМТ) необходимой длины (рисунок ниже).

Применение для ремонта трубопровода сваренных в «плеть» гибких высокопрочных металлических рукавов позволяет быст­ро и без дополнительного оборудования произвести протаскива­ние рукава в трубу, сматывая его, например, с бобины, бараба­на, и дает перед другими известными способами следующие преимущества:

1. исключается необходимость в прижатии его к стенкам тру­бы либо в заполнении межтрубного пространства затвердеваю­щими композициями (например цементным гелем), поскольку такой рукав сам имеет возможность воспринимать внутреннее давление транспортируемой рабочей среды;

Рукав сварной конструкции

Гибкий металлический трубопровод

1 — ГМР; 2 — гофрированная оболочка; 3 — проволочная оплетка; 4 — концевая арматура

2. значительно упрощается и ускоряется способ ремонта;

3. появляется возможность ремонта высоконапорных трубо­проводов;

4. появляется возможность увеличить расстояние от места повреждения до мест начала и конца протаскивания ГМТ из-за их большой осевой и радиальной прочности;

5. уменьшается величина котлованов, необходимых для про­таскивания и приварки ГМТ к ремонтируемому трубопроводу из-за малой допустимой величины радиуса их изгиба, что очень важно при производстве ремонтных работ в стесненных город­ских условиях, в мерзлых грунтах, болотистой и горной мест­ностях;

6. снижаются сроки ремонта трубопроводов за счет резкого снижения количества манипуляций, совершаемых с ГМТ при его монтаже в ремонтируемую трубу в экстремальных природных и техногенных условиях, а также исключения дополнительных устройств, обеспечивающих эти манипуляции;

7. при благоприятных условиях возникает возможность:

■ изъятия ГМТ из ремонтируемого участка трубопровода;

■ ремонта трубопровода одним из известных способов;

■ при положительных результатах ревизии вынутого ГМТ — возможность повторного его использования для ремонта.

Это и делает предлагаемый способ привлекательным для производства ремонтных работ, особенно срочных.

Технология ремонта по методу «труба в трубе» следующая (рисунок ниже).

В качестве ремонтной трубы используют герметичный высо­копрочный металлический трубопровод 1, представляющий со­бой гибкую гофрированную оболочку 2 с предохранительной силовой оплеткой 3. Характерным признаком рукава 1 является высокая несущая способность, он обладает достаточной кольце­вой прочностью (до 5 МПа), что дает ему возможность выдер­живать наружное давление грунта, воздействию которого он может быть подвергнут при его попадании в сквозное поврежде­ние трубопровода, а также выдерживать внутреннее рабочее давление. Другим характерным признаком такого трубопровода является гибкость, позволяющая производить предварительную его намотку на отдельную бобину с последующей транспорти­ровкой бобины к месту ремонта.

Читайте также:  Метал трубы для электромонтажа

По обеим сторонам ремонтируемого участка трубы 5 отрыва­ют котлованы 6 и вскрывают трубопровод по длине L, опреде­ляемой из условия допускаемого радиуса R изгиба рукава (обычно R > 5d, где d — диаметр протаскиваемого гибкого тру­бопровода). При необходимости внутреннюю поверхность рукава очищают от отложений и ржавчины любыми известными спо­собами. Далее через трубопровод 5 пропускают трос 7, который одним концом закрепляют к съемной головке 8, а второй его конец присоединяют к тяговому устройству, например лебедке. Тяговым устройством при помощи троса 7 гибкий трубопровод 1 меньшего диаметра протаскивают внутрь трубопровода 5, сма­тывая его с бобины (на схеме не показано). При этом оплетка 3, кроме всего прочего, надежно защищает гофрированную обо­лочку от возможных повреждений при трении о стенки трубо­провода 5 в момент протаскивания. Способ позволяет также на практике применить использование отдельных предварительно подготовленных плетей трубопровода с суммарной длиной, рав­ной длине ремонтируемого участка трубопровода, с последую­щим соединением их известными методами по мере втягивания в ремонтируемый трубопровод.

Схема ремонта трубопровода методом «труба в трубе»

С целью снятия недопустимых осевых нагрузок на ремонти­руемый трубопровод необходимо концевые участки разрушенной части трубопровода жестко соединить с концевыми участками неразрушенной части ремонтируемой трубы. Чтобы не повредить ГМТ о неровные края ремонтируемого трубопровода, проводят обработку кромок ручным слесарным инструментом или шлиф-машинкой.

Для исключения низкопроизводительной операции — подго­товки кромки ремонтируемого трубопровода — защиту внешней поверхности протаскиваемой трубы предлагается производить путем установки защитного футляра на кромки ремонтируемого трубопровода. Футляр представляет собой устройство, со­стоящее из двух коаксиально соединенных основаниями цилин­дров 1, надеваемое на концы ремонтируемого трубопровода с натягом или прижимаемое к наружной поверхности трубопрово­да хомутом 2 (рисунок ниже).

Футляр для малых (а) и больших (б) диаметров

При ремонте трубопроводов больших диаметров с целью снижения габаритов футляров они выполняются в виде листов из эластичного материала, что особенно удобно при их транс­портировке и хранении. В этом случае лист вставляется в ре­монтируемый трубопровод и прижимается к внутренней поверх­ности трубопровода распорным кольцом 3, затем лист загибает­ся, прижимается и закрепляется на наружной поверхности ремон­тируемого трубопровода хомутом 2. Причем со стороны приема вставляемой трубы футляр может не крепиться к внутренней по­верхности ремонтируемого трубопровода.

Использование предлагаемых футляров эффективно при пол­ном разрыве трубопроводов, особенно подводных переходов.

Источник

Все способы, как врезать трубу в трубу

Любая система из труб представлена основной магистралью, к которой подключают каналы с уменьшенным диаметром. Те, в свою очередь, также могут иметь разветвления. Рассмотрим, как врезать трубу в трубу однотипного или разнородного состава без использования сварочного аппарата: какие приспособления допустимы к использованию. А также ознакомимся с алгоритмами проведения монтажа тех или иных соединений в зависимости от природы трубопровода, давления в нем и диаметра.

Как врезать трубу в трубу без сварки

Во время сборки либо реставрации трубопровода не всегда допустимо использование сварочного оборудования для формирования надежного узлового соединения. Решением в подобной ситуации является врезка составляющих элементов посредством различных специальных приспособлений. Подобные детали должны обладать достаточной прочностью, долговечностью и герметичностью для того, чтобы их использовать для напорной или безнапорной системы.

Используемые фитинги позволяют собрать как разъемные, так и неразъемные соединения. Первые удобны тем, что трубопровод на отдельном участке можно в случае необходимости разобрать и собрать обратно без нарушения целостности составляющих компонентов. Вторые непригодны для повторного монтажа, но они не требуют использования дополнительных уплотняющих материалов, образуют более долговечное соединение.

Разъемный тип соединения

Выбор того или иного фитинга определяется природой труб. Так, существуют изделия для работ с жесткими металлическими (сталь, медь, чугун) либо гибкими полимерными (полипропилен, полиэтилен, металлопластик) каналами. Так производители предлагают варианты универсального типа, что особенно актуально в условиях сборки разнородных магистралей.

Для узконаправленных фитингов существует еще одно отличие. Для соединения полимерных каналов контактная площадь элементов имеет большие размеры, чем у металлических. Такая разница особенно актуальна для жесткого трубопровода, с которым приходится работать в пространственно ограниченных условиях.

Читайте также:  Как правильно выводить трубу из бани через стену

Способы врезки металлических труб

Сформировать соединение металлических каналов в трубопроводе можно посредством четырех типов фитингов: резьбовые, седловые, хомуты и муфты. Выбор того или иного материала определяется соединением по разъемности и криволинейности пути. Нередко приходится отталкиваться от удобства проведения монтажных работ, опыта и навыков мастера.

Резьбовой вариант состыковки

Соединение труб резьбовыми фитингами подходит для безнапорных систем, дымоходов.

Резьбовой узел в разрезе

Формирование узловых контактов допустимо только на участках, состояние которых можно контролировать в открытом доступе. Это важно для того, чтобы в случае необходимости можно было в любое время подтянуть детали, произвести своевременную замену.

На трубах, как правило, отсутствует готовая резьба, поэтому ее необходимо нарезать. Если происходит сборка нового трубопровода, то заготовки удобно подготавливать на специальном оборудовании. Здесь предусмотрена система зажима, чтобы заготовки не прокручивались. На месте установленной системы удобнее работать ручными аналогами, которые ограничены по своим функциям.

Так, для фиксации патрубков применяются слесарные тиски. Далее выпиливают участок, который будет заменен на фитинг, а на срезе снимают фаску под уклоном в 45 градусов. На чистый и ровный торец нарезают резьбу, аналогичную соединительному элементу посредством метчика. Для упрощения процесса рекомендуется пользоваться техническим (машинным) маслом.

Набор для нарезания резьбы

Соединение подготовленных труб с резьбовыми фитингами подразумевает применение уплотнительных материалов. Это могут быть лен, фум лента или специальная паста. Важно предварительно устранить с торцов стружку с заусенцами. Затягивание контактов проводится до упора, но с усилиями преувеличивать нельзя, так как фитинг может лопнуть.

Путем установки хомута

Метод врезки в металлическую трубу посредством хомутов иначе называется фланцевым. Соединение получается разъемным. Фитинг представлен плоским кольцеобразным зажимом с усеченными торцами, который стягивается болтами. Внутри обязательно имеется резиновый уплотнитель для создания герметичности. Выбор деталей определяется диаметром соединяемых труб.

Врезка с помощью хомута

Формирование фланцевого соединения происходит по следующему алгоритму:

  1. В трубе делают срез под прямым углом. Чем плотнее патрубки будут прилегать друг к другу, тем меньшее давление будет оказываться на хомут. Фаску снимать здесь не обязательно, достаточно удалить с кромки заусенцы.
  2. На место стыка надевается прокладка с заступом на торцы не менее чем, на 10 мм.
  3. Поверх уплотнителя устанавливают фланец с последующим равномерным (попарным) затягиванием болтов.

Стоит отметить, что хомуты используют только в качестве временного соединительного элемента. Это обосновано относительно низкой надежностью уплотнителя. Его разрушение или износ приводит к ослаблению узла, а значит к потере герметичности контакта.

Посредством монтажа муфт

Муфтовые фитинги относятся к группе обжимной трубной арматуры. Компрессионные изделия оснащены специальными кольцами, которые после монтажа образуют опрессовочное неразъемное соединение. Подобный результат актуален для работы как с самотечными, так и напорными магистралями в прямолинейном исполнении. При этом диаметр и природа патрубков могут различаться.

Переход с металла на пластик с помощью муфты

Последовательность действий при монтаже обжимного фитинга выглядит следующим образом:

  • формируют строго перпендикулярный срез, очищают кромки от заусенцев;
  • контактирующие участки рабочих элементов обрабатывают герметизирующим составом;
  • торцы труб вставляют в фитинг на глубину, меньшую половины ширины муфты;
  • корректируют положение патрубков на предмет соосности;
  • гайки затягивают одновременно до предела посредством ключей.

Установка обжимного фитинга схожа с технологией врезки тройника под сварку. Общей чертой является неплотное соприкосновение соосных торцов труб. Для удобства корректировки погружения заготовки в фитинг на первую предварительно наносят метку маркером или карандашом. Но расстояние не должно быть значительным, чтобы не спровоцировать расслоение кромок, образование засора.

Востребованный вариант компрессионного фитинга – муфта Гебо. Здесь имеются и обжимные, и уплотняющие кольца. А для работы специализированный инструмент не требуется.

Врезка седловым отводом

“Седелка” – это фланцевый фитинг, который имеет третий по центру отвод под резьбовое соединение.

“Седелка” с вентилем

К нему можно подключить другую трубу или вентиль к цельному каналу. Преимуществом применения подобного приспособления является тот факт, что проводить монтаж допустимо на действующей магистрали без приостановления потока жидкости. А также специалисты отмечают, что работать можно в труднодоступных местах, установка осуществляется быстро даже без соответствующего опыта.

Читайте также:  City skylines как правильно строить отводную трубу

Монтаж происходит в следующей последовательности:

  • наносится метка под отверстие, для удобства формируется стартовое углубление;
  • закрепляется “седелка” посредством болтов так, чтобы центральная ось резьбового отвода совпадала с меткой;
  • вкручивается вентиль с уплотнительным материалом;
  • через открытый кран высверливается отверстие диаметром 8-12 мм пока не проступит вода;
  • запорная арматура закрывается.

Для сверления допустимо использование аккумуляторного инструмента, ручной дрели, коловорота, но не электрического аналога. Причиной тому является неизбежный прямой контакт с водой по мере формирования отверстия. Это небезопасно для машинки и человека.

Ручная дрель

Технология седельного соединения труб актуальна для решения вопроса, как врезать кран в металлическую бочку. Чаще установка проводится посредством сварочного аппарата. Но если найти фланец нужного диаметра, то оборудование не понадобится, а вентиль можно будет легко заменить в случае необходимости.

Как врезаться в пластиковую трубу

Мягкие полимерные трубы обладают меньшим сопротивлением механическому воздействию, поэтому фланцевые соединители используются не часто. Если незначительно перетянуть муфту, канал начнет деформироваться, что приведет к последующему разрушению соединения из расслоения, разгерметизации узла. На основании этого рассматриваются только два способа как врезаться в пластиковую трубу любого типа (ПП, ПНД, сшитый полиэтилен, ПВХ, металлопластик). Это установка патрубка или фитинга.

Врезка с установкой патрубка

Патрубок самостоятельно можно изготовить из стандартного тройника в полипропиленовую трубу. Основу изделия срезают, рабочей частью остается отвод на полукруглой подошве. Фиксируют полученную деталь металлическими хомутами-стяжками.

Установка патрубка

Этот подход актуален в случае невозможности спайки разветвителя. Чаще так врезаются в пластиковую канализационную трубу или стояк в этажном строении.

Для монтажа патрубка нужно просверлить отверстие в основной магистрали, которая подлежит предварительному отключению. Проще и быстрее будет воспользоваться сверлом типа коронки. Все контактные места необходимо обработать силиконовым герметиком, чтобы исключить появление протечек.

Монтаж адаптера и седелки

Врезка в пластиковые трубы может быть осуществлена специальными готовыми фитингами, которые фиксируются на цельном канале посредством фланца или герметика. Различают изделия по наличию запорного вентиля, фрезы с защитным клапаном, резьбовым отводом или пластиковым. То есть, используя подобные соединения, можно врезаться в канализационную трубу, стояк или иной полимерный канал. Главное – не переборщить с давлением на стенки.

Для малого (32-40 мм) диаметра используют “седелки”, а для крупного (100-110 мм) – адаптеры. Монтаж подобных деталей проводится по аналогии с патрубками, различия заключаются только в наличии уплотнительной прокладки и способах крепления.

“Седелка” на пластике в разрезе

Соединение асбестоцементных труб

Минеральные трубы с армированием из асбестового волокна соединяют посредством специальных фитингов. Выбор определяется рабочим давлением внутри магистрали, а также ее диаметром. По материальному исполнению используемые элементы различают следующим образом:

  • в самотечном канале применяют толстостенные муфты из хризотилцемента;
  • в каналах для транспортировки газа и водопроводах актуальна установка чугунного фланцевого элемента типа “Жабо”;
  • для устройства пути диаметром 100-300 мм в нормальном грунте под кабели связи используют полиэтиленовые муфты (МПТ).

Также встречаются двубортные асбестоцементные соединители для канала с давлением менее 3 кгс/куб. см. Каждый из вариантов оснащен резиновым уплотнителем, легко и быстро монтируется, проявляет инертность к агрессивным условиям эксплуатации, обладает высокой прочностью и плотностью.

Врезка в асбестовую трубу

Неопытному мастеру произвести натяжение соединителя бывает непросто. Специалисты рекомендуют в таком случае смазывать наружную поверхность мыльным раствором или самостоятельно приготовленной пастой. В нее входят вода (15%), графит (40%) и глицерин (45%).

Стоит также отметить хрупкость, которая свойственна асбестоцементу. Это необходимо помнить во время врезки в основной канал дополнительного ответвления. Во время сверления нужно проявлять осторожность.

Коротко о главном

Сборка, реставрация, разветвление трубопроводных систем осуществляется двумя основными способами: спайка отдельных элементов либо врезка отводов в трубу без использования сварки. Второй подход особенно актуален для проведения работ в частном секторе или квартире. Существуют различные фитинги для жестких или гибких каналов, а также универсальные. Все варианты допустимы для проведения монтажа собственными усилиями без специального опыта сантехника.

Источник

Adblock
detector