Меню

Метод труба в трубе как называется

Ремонт трубопроводов методом «труба в трубе»

Учитывая имеющиеся недостатки жестких металлических, полиэтиленовых и эластичных труб при ремонте трубопроводов по методу «труба в трубе», предлагается использовать в каче­стве ремонтных труб гибкие металлические рукава (ГМР) свар­ной конструкции (рисунок ниже), сваренные в «плеть» и образующие гибкие металлические трубопроводы (ГМТ) необходимой длины (рисунок ниже).

Применение для ремонта трубопровода сваренных в «плеть» гибких высокопрочных металлических рукавов позволяет быст­ро и без дополнительного оборудования произвести протаскива­ние рукава в трубу, сматывая его, например, с бобины, бараба­на, и дает перед другими известными способами следующие преимущества:

1. исключается необходимость в прижатии его к стенкам тру­бы либо в заполнении межтрубного пространства затвердеваю­щими композициями (например цементным гелем), поскольку такой рукав сам имеет возможность воспринимать внутреннее давление транспортируемой рабочей среды;

Рукав сварной конструкции

Гибкий металлический трубопровод

1 — ГМР; 2 — гофрированная оболочка; 3 — проволочная оплетка; 4 — концевая арматура

2. значительно упрощается и ускоряется способ ремонта;

3. появляется возможность ремонта высоконапорных трубо­проводов;

4. появляется возможность увеличить расстояние от места повреждения до мест начала и конца протаскивания ГМТ из-за их большой осевой и радиальной прочности;

5. уменьшается величина котлованов, необходимых для про­таскивания и приварки ГМТ к ремонтируемому трубопроводу из-за малой допустимой величины радиуса их изгиба, что очень важно при производстве ремонтных работ в стесненных город­ских условиях, в мерзлых грунтах, болотистой и горной мест­ностях;

6. снижаются сроки ремонта трубопроводов за счет резкого снижения количества манипуляций, совершаемых с ГМТ при его монтаже в ремонтируемую трубу в экстремальных природных и техногенных условиях, а также исключения дополнительных устройств, обеспечивающих эти манипуляции;

7. при благоприятных условиях возникает возможность:

■ изъятия ГМТ из ремонтируемого участка трубопровода;

■ ремонта трубопровода одним из известных способов;

■ при положительных результатах ревизии вынутого ГМТ — возможность повторного его использования для ремонта.

Это и делает предлагаемый способ привлекательным для производства ремонтных работ, особенно срочных.

Технология ремонта по методу «труба в трубе» следующая (рисунок ниже).

В качестве ремонтной трубы используют герметичный высо­копрочный металлический трубопровод 1, представляющий со­бой гибкую гофрированную оболочку 2 с предохранительной силовой оплеткой 3. Характерным признаком рукава 1 является высокая несущая способность, он обладает достаточной кольце­вой прочностью (до 5 МПа), что дает ему возможность выдер­живать наружное давление грунта, воздействию которого он может быть подвергнут при его попадании в сквозное поврежде­ние трубопровода, а также выдерживать внутреннее рабочее давление. Другим характерным признаком такого трубопровода является гибкость, позволяющая производить предварительную его намотку на отдельную бобину с последующей транспорти­ровкой бобины к месту ремонта.

По обеим сторонам ремонтируемого участка трубы 5 отрыва­ют котлованы 6 и вскрывают трубопровод по длине L, опреде­ляемой из условия допускаемого радиуса R изгиба рукава (обычно R > 5d, где d — диаметр протаскиваемого гибкого тру­бопровода). При необходимости внутреннюю поверхность рукава очищают от отложений и ржавчины любыми известными спо­собами. Далее через трубопровод 5 пропускают трос 7, который одним концом закрепляют к съемной головке 8, а второй его конец присоединяют к тяговому устройству, например лебедке. Тяговым устройством при помощи троса 7 гибкий трубопровод 1 меньшего диаметра протаскивают внутрь трубопровода 5, сма­тывая его с бобины (на схеме не показано). При этом оплетка 3, кроме всего прочего, надежно защищает гофрированную обо­лочку от возможных повреждений при трении о стенки трубо­провода 5 в момент протаскивания. Способ позволяет также на практике применить использование отдельных предварительно подготовленных плетей трубопровода с суммарной длиной, рав­ной длине ремонтируемого участка трубопровода, с последую­щим соединением их известными методами по мере втягивания в ремонтируемый трубопровод.

Схема ремонта трубопровода методом «труба в трубе»

С целью снятия недопустимых осевых нагрузок на ремонти­руемый трубопровод необходимо концевые участки разрушенной части трубопровода жестко соединить с концевыми участками неразрушенной части ремонтируемой трубы. Чтобы не повредить ГМТ о неровные края ремонтируемого трубопровода, проводят обработку кромок ручным слесарным инструментом или шлиф-машинкой.

Для исключения низкопроизводительной операции — подго­товки кромки ремонтируемого трубопровода — защиту внешней поверхности протаскиваемой трубы предлагается производить путем установки защитного футляра на кромки ремонтируемого трубопровода. Футляр представляет собой устройство, со­стоящее из двух коаксиально соединенных основаниями цилин­дров 1, надеваемое на концы ремонтируемого трубопровода с натягом или прижимаемое к наружной поверхности трубопрово­да хомутом 2 (рисунок ниже).

Футляр для малых (а) и больших (б) диаметров

При ремонте трубопроводов больших диаметров с целью снижения габаритов футляров они выполняются в виде листов из эластичного материала, что особенно удобно при их транс­портировке и хранении. В этом случае лист вставляется в ре­монтируемый трубопровод и прижимается к внутренней поверх­ности трубопровода распорным кольцом 3, затем лист загибает­ся, прижимается и закрепляется на наружной поверхности ремон­тируемого трубопровода хомутом 2. Причем со стороны приема вставляемой трубы футляр может не крепиться к внутренней по­верхности ремонтируемого трубопровода.

Читайте также:  Из выхлопной трубы брызгает жидкость ваз 2114

Использование предлагаемых футляров эффективно при пол­ном разрыве трубопроводов, особенно подводных переходов.

Источник

Труба в Трубе

Описание

Труба в Трубе – один из способов, по которому производится изоляция стальных труб либо фасонных изделий. Регламентируется ГОСТ 30732-2006. Сокращенный вариант названия – ТВТ.

Разработки технологии «Труба в Трубе» появились в конце 70-х – начале 80-х годов в США и Западной Европе. Такой метод изоляции осуществляется только в производственных помещениях изоляционных трубных заводов. По ТВТ-технологии осуществляют изоляцию, как прямых участков трубопровода, так и полного сортамента фасонных деталей по ГОСТ 30732-2006. Таким образом, изолируются отводы, переходы, компенсаторы, запорная арматура, неподвижные опоры, тройники и прочие фасонные элементы.

Стандарты сырья

Для строительства тепловых сетей должны использоваться новые стальные трубы наружным диаметром от 32 до 1420 мм в соответствии с ПБ 10-573-03—2003. Фасонные изделия должны соответствовать ПБ 10-573-03—2003, ГОСТ 17375, ГОСТ 17376, ГОСТ 17378 и ГОСТ 17380. Для изготовления полиэтиленовых труб-оболочек должны применяться композиции полиэтилена трубных марок не ниже ПЭ-80 по ГОСТ 18599, черного цвета (2 %—2,5 % сажи) с показателем текучести расплава (190°С/5,0 кг) по ГОСТ 11645. В качестве стальной (оцинкованной) трубы-оболочки используется тонколистовая сталь с оцинкованным покрытием I класса по ГОСТ 14918. Центрирующие опоры должны быть изготовлены из литьевых марок полипропилена по ГОСТ 26996, полиэтилена низкого давления по ГОСТ 16338 или других полимерных материалов. В качестве теплоизоляционного слоя должен использоваться жесткий ППУ, соответствующий требованиям раздела 1 и 5 ГОСТ 30732-2006.

Технология ТВТ — подготовительный этап

Поверхность стальных труб должна быть высушена и очищена от масла, жира, ржавчины, окалины, пыли до степени очистки 3 в соответствии с ГОСТ 9.402, для улучшения адгезии пенополиуретана к стальной трубе. Допускается нанесение на трубы специальных антикоррозионных покрытий по РД 153-34.0-20.518—2003. Обязательно прогревают (остужают) стальную трубу, приводя ее к температуре, при которой создаются благоприятные факторы для реакции образования ППУ изоляции. Допустимо не производить дополнительное очищение фасонных штампованных элементов. Все сварные швы должны соответствовать требованиям РД 153-34.1-003—2001. Полиэтиленовая труба оболочка должна обладать характеристиками в соответствии с пунктом 5.1.4 ГОСТ 30732-2006 и может быть подвержена коронированию, для улучшения адгезии пенополиуретана и полиэтилена.

Производство изделий согласно технологии Труба в Трубе

Технология Труба в Трубе заключается в сборке следующей конструкции. На стальную трубу (стальное фасонное изделие) одевается защитная оболочка, большего диаметра, чем стальная труба (стальное фасонное изделие). Защитная оболочка бывает полиэтиленовая (для подземной прокладки) и стальная (оцинкованная) (для надземной прокладки). Геометрия конструкции должна быть такой, чтобы центральная ось оболочки совпадала с центральной осью стального изделия (соосность), а длина защитной оболочки должна быть меньше, чем длина стального изделия в соответствии с пунктом 4.8 ГОСТ 30732-2006. Обеспечивается совпадение осей центрирующими опорами, которые выполняют в виде «солнышка». Согласно ГОСТ 30732-2006 (пункт 5.1.9), а также 3.6 СП 41-105-2002 вдоль всей стальной трубы предусматривается расположение проводников-индикаторов системы ОДК. Зазор между трубой и внешней оболочкой заполняют пенополиуретаном. Таким образом, слой теплоизоляции получается равномерным. Торцы данного слоя могут покрывать гидроизоляцией. Процесс завершают маркировкой изделия.

Особенности технологии Труба в Трубе

Технология Труба в Трубе принципиально отличается сборкой конструкции из двух труб (основной, которая транспортирует субстанцию, и защитной) и получением в заводских условиях предизолированной (теплогидроизолированной) трубы. Это служит упрощению монтажа изделий на объекте, поскольку элементы поставляют на место установки в готовом виде.

Источник

Особенности методики застройки трубопроводов типа «труба в трубе»

Особенности методики застройки трубопроводов типа «труба в трубе»

Различают методику для формирования подводных трубопроводов, кот. называется типом «труба в трубе». Она также имеет свои перспективы использования и задействуется в тех случаях, когда она обусловлена проектом.

Сооружать такие трубопроводы принято сваркой. В ходе работ формируют след. стыки:

— из единичных труб или сформированных секций сваривают плети трубопровода большей протяженности. То же самое относится к формированию кожуха;

— протяженные трубопроводные плети сваривают после укладывания в переход;

Читайте также:  Ширина траншеи по дну при прокладке труб

— выполняют соед. арматуры на трубопроводе, ее врезку. Правило справедливо для инсталляции регулирующей арматуры и запорной;

— стыкуют между собой русловой и пойменный отрезки подводн. перехода;

— выполняют спец. сварные стыки, кот. будут служить во время опрессовки трубопровода и кожуха, а также для протаскивания трубопровода по переходу.

Сварные соед. и их выполнение должны вестись строго по технологии. Также учитываются и указанные правила санит. норм принятые по закону. Выполняют сварку при задействии сварочных агрегатов. Тип агрегата подбирают, исходя из требований трубопровода, материала его изготовления, условий сварки и проч.

Пойменные отрезки переходов при задействии метода «труба в трубе» рекомендовано формировать наращиванием. Начинают наращивание от уже проложенной русловой части перехода.

Каждый этап устройства перехода контролируют. В ходе контроля оценивают: качество заделки стыков, качество сварного шва, герметичность, чистоту труб, отсутствие в трубах влаги, грязи, особенно в промежутке между кожухом и внутр. трубопроводом. За выполнением основных операций должен следить гл.инженер.

Перед инсталляцией и сборкой полости кожуха и трубопровода нужно очистить от загрязнения. Очистку ведут при участии спец. очистных устройств, снабженных металлич. щетками. Такое устройство называют очистным поршнем. Поршень протягивают по трубе до конца. На очищенные трубы устанавливают временные заглушки, кот. предотвращают повторное загрязнение.

Когда ведется операция по очищению от загрязнения кожуха, то одновременно к поршню присоединяют трос для протаскивания в кожух рабочего трубопровода.

Все сварные швы на плетях трубопровода и кожуха обязательно проверяют на соответствие и герметичность. Проверку ведут, как правило, эффективными физич. методами или с помощью спец. приборов.

После проведения сварных работ, а также работ по очистке и стыкованию плетей, проводятся контрольные испытания. Результаты испытаний, а также проведенные мероприятия отражаются в соответствующей документации. Ответственность за ведение документации возлагается на организацию-застройщика. По окончании всех работ документация передается заказчику. Он имеет право с ней ознакомиться.

Если в ходе прокладывания трубопровода в качестве балластного груза задействуется не коррозионная жидкость, кот. принято заполнять пространство между трубами, то нельзя допускать, чтобы образовывались при заполнении воздушные мешки.

Кожух после установки испытывают, сообщая ему внутр. давление. Это делается для того, чтобы проверить его герметичность и устойчивость. В ходе испытаний надо обеспечить равнодействие давлений внутр. и наружного. Это делается для того, чтобы у стенок кожуха не возникло смятия под давлением.

Общую конструкцию трубопровода методикой «труба в трубе» принято собирать сразу же после того, как будет устроена изоляция и будут инсталлированы на него опорные устройства.

Последовательность сборки такого трубопровода следующая:

— сначала в трубопровод от трети или половины периметра вставляют направляющее устройство;

— далее устройство прихватывают к кожуху, чтобы не было его смещения;

— на одном из концов трубопровода (кот. является передним) монтируется оголовок;

— плеть протаскиваемого трубопровода укладывается в кожух и фиксируется в направляющем устройстве;

— вставляется тяг. трос, один конец кот. находится в кожухе и закреплен за оголовок, а второй фиксируется за тяг.средство намоткой на барабан;

— натяжением троса плеть трубопровода протаскивается внутрь кожуха.

Если трубопровод перемещают при участии трубопрокладчиков, то важно отмечать макс. высоту, на кот. его можно поднимать. Эти данные отражаются в проекте.

При размещении трубопровода с кожухом на опорах они к опорам фиксируются. Прочность затягивания фиксирующих болтов рассчитывается и контролируется лично гл. инженером.

Перед протягиванием трубопровода в кожух надо проследить, чтобы его поверхность была чистой, без налипшей грязи. Также оценивают качество стенок. Не должно быть выпучиваний, заусенец, наплывов. Некондиционные трубы к протягиванию в кожух не допускаются. Также в ходе самого процесса протягивания важно исключить попадание загрязнений в пространство между кожухом и трубопроводом.

Протаскивание трубопровода в кожух ведут медленно, равномерно. Скор. намотки тяг. троса устанавливают миним. В ходе протаскивания обязательно следят визуально за состоянием трубопровода и кожуха, за ходом работы. В случае каких-либо проблем работы по протаскиванию останавливают. В процессе проведения этих работ все рабочие должны быть обеспечены эффективной связью между бригадами – рациями, коммутаторами. Также разрабатывается ряд условных сигналов для контроля работ.

Во время протаскивания также контролируют показатель величины тяг. усилия. Он не должен быть превышен. Если превышение произошло, то работы также сразу останавливают и ведут поиск и устранение препятствия, из-за кот. произошло увеличение.

Следует проконтролировать перед протягиванием соответствие длин кожуха и трубопровода. Трубопровод должен выступать за границы кожуха на нормированное расст. в 1 – 2 мм. Это делается для того, чтобы обеспечить в дальнейшем удобное стыкование трубопровода со след. секцией.

Читайте также:  Фитинги для пенопропиленовых труб

Когда сборка плетей проведена, оголовок с трубопровода снимают, а на него инсталлируют временные заглушки. Заглушки нужны для предотвращения попадания в трубопровод загрязнений и воды.

Длины заготовляемых плетей формируют, исходя из того, на каком участке водоема планируется прокладывание. Также важно в данном случае определять износостойкость опор и их способность выдерживать определенный вес в условиях водоема. Расчеты ведутся на этапе проектирования и им следуют на практике в дальнейшем.

В водоем такой трубопровод в кожухе принято укладывать методом протаскивания по поверхности дна. Различаются 2 подвида данной технологии:

— 1 – прокладывание кожуха на дно водоема предваряет затягивание в него трубопровода;

— 2 – затягивание трубопровода и формирование общей плети ведется еще на поверхности на монтажных площадках. Далее заготовленная конструкция «труба в трубе» прокладывается методом протягивания в водоеме.

Формирование перехода по первому подтипу технологии, когда предварительно инсталлируется кожух, а затем ведется затяжка трубопровода, рекомендовано при прохождении нешироких водоемов ср. протяженности русловой зоны в 0,5 км.

Ведут прокладывание трубопровода в предварит. заготовленный кожух по след. схеме:

— сначала проводят инсталляцию направляющего механизма, кот. располагают в створе перехода. Далее его стыкуют с кожухом. По сути такие работы аналогичны действиям, кот. проводятся в ходе монтирования трубопровода в кожух на поверхности;

— далее трубопровод также протаскивают в кожух, контролируя при том величину усилия тяжения и не допуская ее превышения.

Рабочий трубопровод в таком случае должен быть длиннее кожуха на 200 – 300 см.

Когда длина желоба не позволяет размещать в нем трубопровод полностью, то рекомендовано выступающий конец поддерживать при участии трубопрокладчиков.

Определяющее значение в практике протягивания трубопровода в уже уложенный кожух или прямо с кожухом в водоем имеет рельеф местности и в частности прибрежной зоны. Часто из-за его неоднородности провести работы по стандартной технологии не представляется возможным. Тогда прибегают к ряду технологических решений, кот. позволяют вести прокладывание согласно основной схеме. Практикуется также задействие дополнительных механизмов, техники, приспособлений, чтобы компенсировать недостатки технологии из-за определяющего влияния рельефа.

В ходе протаскивания трубопровода в кожух важно следить, чтобы он постоянно находился в горизонтальном положении. Нельзя допускать излишних перегибов трубопровода и проч.

Обязательно при формировании длин трубопровода и кожуха оставляют добавочную длину для трубопровода, чтобы он выступал из кожуха. Регулируется она нормативами и проектом. Добавочная длина нужна для дальнейшего стыкования трубопроводных плетей друг с другом и выполнения сварного шва.

Второй подтип технологии прокладывания трубопровода «труба в трубе» по подводному переходу предполагает сборку конструкции и протягивание трубопровода в кожух на поверхности и инсталляцию уже готовой сборки под воду методикой протаскивания.

В целом вся технология по такому методу выглядит так:

— вначале трубопровод собирается по указанной выше технологии. Раб. ТП протягивается в кожух и сваривается в плети;

— затем у водоема устраиваются спусковые пути;

— одна плеть готового трубопровода размещается на спусковых путях;

— плеть протаскивается в русло водоема;

— далее на спусковые пути подается след. плеть;

— она центруется и сваривается с первой. Ведется контроль сварки и стык защищается изоляционным материалом;

— раб. трубопровод обматывается полотном из асбеста в местах сваривания соединения между секциями кожуха;

— кожух надвигают на соединение, центрируют, сваривают, контролируют, футеруют;

— протаскивают трубопровод на длину плети и подают на спусковые пути следующую.

По такому принципу прокладывание ведется до тех пор, пока весь подводный путь не будет сформирован.

Изоляцию между секционного соединения ведут вручную при помощи отрезков спец. изоляционной ленты и обертки.

На сварное соединение также наносят грунтовку. Важно следить, чтобы она наносилась только на чистую сухую поверхность. Также не должно быть ржавчины. Место соединения перед нанесением грунтовки тщательно прочищают спец. жесткой щеткой.

После проведения стыкования и оценки кач. стыка удаляют все набрызги металла и сплава. Их срубают, зачищают, шлифуют.

Защитную изоляционную ленту и обертку закрепляют. Нельзя, чтобы торчали концы. По завершении работ по изоляции и обработке соединения качество заделки проверяют. Гл. инженер должен сам осматривать стыки и их качество. Результаты проверок заносят в спец. журнал, отражают в проектной документации.

Источник

Adblock
detector