Меню

Клапаны для трубы музыкальной

Труба

Большинство представителей медной духовой группы имеют немузыкальное происхождение. Они нужны были людям для подачи сигналов во время охоты, приближения опасности, для сбора военных походов. Труба – не исключение. Но с начала XVII века она вошла в состав оркестра, звучит в симфонической, джазовой музыке, а также соло.

Устройство трубы

Принцип звучания духовых музыкальных инструментов заключается в вибрациях и колебаниях воздушного столба внутри трубки. Чем она длиннее, тем больше возможностей дает музыканту. У трубы она имеет длину до 150 сантиметров, но из соображений компактности изгибается дважды, уменьшая длину инструмента до 50 см.

Трубка имеет форму цилиндра с диаметром чуть более сантиметра, постепенно она расширяется, переходя в раструб. Технология изготовления сложная. Важно правильно рассчитать степень расширения раструба так, чтобы он соответствовал длине основного канала.

Интересно, что в мире существует самая длинная труба с длиной 32 метра и диаметром раструба более 5 метров. Понятно, что играть на ней человек не сможет. Воздух поставляется в канал при помощи компрессора.

Инструмент состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. Но это примитивное и далеко не полное представление об инструменте. На самом деле важных составляющих в нем больше. В числе деталей:

  • мундштучная трубка – соединяет амбушюр с основным каналом;
  • первая, вторая, третья и настроечная кроны – при помощи кроны общего строя и ее выдвижения происходит настраивание инструмента, остальные используются для технического обслуживания;
  • вентили – система клапанов, при закрывании которых происходит изменение звукового эффекта;
  • сливной клапан – техническое приспособление, не участвующее в звукоизвлечении.

Трубки и составляющие инструмента изготавливают преимущественно из меди и медных сплавов, блеск корпусу придает лаковое, никелевое или серебряное покрытие.

История инструмента

Духовые инструменты появились задолго до изобретения мелодических. Известно, что люди научились трубить за три века до нашей эры. В античном Египте существовала особая технология, по которой трубы могли изготавливаться из цельного листа металла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены трубы, изготовленные из дерева и раковин. А в гробнице Тутанхамона обнаружены инструменты из серебра и бронзы.

В Средневековье все войска были укомплектованы трубачами, их главной задачей была передача приказов командования подразделениям армии. В перерывах между войнами инструмент использовался для привлечения внимания зрителей на рыцарских турнирах и на праздниках. Его звук оповещал жителей городов о прибытии важных персон или необходимости собраться на площади для оглашения указов.

В эпоху барокко начинается расцвет европейской академической музыки. Звучание трубы впервые включается в оркестры. Несмотря на то, что инструмент позволял извлекать только диатонический звукоряд, появились музыканты, которые виртуозно владели техникой за счет изменения положения губ.

Но в конце XVIII веке происходит расцвет струнных и мелодических инструментов, а ограниченная в исполнительских возможностях труба уходит на второй план в оркестре. Она снова начинает активно звучать только ближе к середине XIX века. К этому времени мастера усовершенствовали конструкцию, внедрив в нее систему вентилей из трех клапанов. Они расширили возможности инструмента, позволив ему менять звукоряд, понижая звук на тон, полутон и полтора тона. Труба получила возможность извлекать хроматический звукоряд, а после ряда улучшения устройства была решена проблема беглости и изменения тембра.

История духового медного музыкального инструмента знает множество выдающихся трубачей. В их числе Морис Андре, признанный «трубачом XX столетия». Он относился к трубе, как к одному из главных концертных инструментов, преподавал в Парижской консерватории, записал более 200 дисков. Среди других известных трубачей Луи Армстронг, Фредди Хаббард, Сергей Накаряков, Артуро Сандоваль.

Читайте также:  Катаная труба что это

Строй, диапазон, регистры

Основной в оркестре является труба в строе «Си-Бемоль» – «До». Ноты пишут в скрипичном ключе на тон выше реального звучания. В нижнем регистре инструмент издает мрачный звук, в среднем – мягкий (piano), воинственный, настойчивый (forte). В высоком регистре труба призывает слушателя звонким, светлым звуком.

В среднем регистре труба проявляет замечательные пассажные возможности, благодаря технической подвижности позволяет составлять арпеджио.

В Европе и Америке наибольшее распространение нашел «аналог» этого инструмента в строе «До». Западные музыканты находят множество преимуществ его использования, легкость звукоизвлечения в верхнем регистре и возможность реализовать диапазон от «Ми» малой октавы до «До» третьей.

Разновидности трубы

Реже используются другие типы труб:

  • альтовая – разновидность применяется для произведения звуков низкого регистра, строй «Соль», часто в симфоническом оркестре этот вид заменяет флюгельгорн;
  • пикколо – усовершенствованная модель с дополнительным клапаном, настраивается в «Соль» или «Ля», имеет маленький мундштук;
  • басовая – настраивается в «Си», но способна звучать на октаву ниже, чем у обычной трубы.

В современных симфонических оркестрах басовая труба почти не применяется, ее заменяет тромбон.

Техника игры

Исполнитель удерживает инструмент левой рукой, правой воздействует на вентильную систему. Чтобы научиться игре, нужно понимать, что извлечение гармоник происходит за счет амбушюра, то есть изменения положения губ, языка, лицевых мышц. Губы во время звукоизвлечения приобретают определенную жесткость, становятся напряженными. В процессе музыкант понижает звук при помощи вентилей.

За счет того, что расход дыхания во время исполнения музыки на трубе небольшой, инструмент позволяет выполнять различные техники, пассажи, арпеджио. В среднем регистре реализуются блестящие стаккатные вариации.

Профессионалы активно используют специальные приспособления, которые называются сурдинами и вставляются в раструб. В зависимости от того, какую форму имеет сурдина, звучать труба будет тише или громче. Так в джазе чаще всего применяют «грибок», который делает звук мягким, бархатным.

Использование трубы

Большой оркестровый инструмент применяется в музыке для придания ей драматического характера, для создания напряжения. Звук получается довольно выразительным, даже если звучит тихо. Поэтому труба в композициях представляет героические образы.

В наше время трубачи могут выступать сольно, а могут составлять целые оркестры. В 2006 году в боливийском Оруро выступил ансамбль из 1166 трубачей. Он внесен в музыкальную историю, как самый многочисленный.

Инструмент используется в различных музыкальных жанрах. Он бессменный участник джазового, симфонического и духового оркестра, его звуки обязательно сопровождают военные парады.

Известные трубачи

Самыми знаменитыми стали музыканты, владеющие блестящей техникой. В числе виртуозов, посвятивших свою жизнь продвижению инструмента, Артуро Сандавал, который изучал его с 12 лет и в течение жизни получил 10 премий Грэмми.

Американский трубач Кларк Терри оставил свой след в джазовой культуре. Он выступал по всему миру, давал бесплатные уроки, обладал уникальной техникой и виртуозностью.

В 1955 году на аукционе Кристис была продана труба еще одной джазовой легенды – Диззи Гиллепси. Знаменитый инструмент имел название торговой марки «Мартин Комитет» и была продана за 55 тысяч долларов.

Всем известна история парня из бедной нью-йоркской семьи Луи Армстронга. Его судьба была сложной, будучи подростком он совершал преступления, воровал и мог бы провести всю жизнь за решеткой. Но однажды у исправительном учреждении услышал трубу и увлекся изучением инструмента. Его первыми концертами были уличные выступления, но очень скоро Армстронг стал одним из самых знаменитых исполнителей, отличающийся сияющей техникой. Луи Армстронг подарил миру уникальное музыкальное джазовое наследие.

Читайте также:  Диаметр трубы глушителя ауди 80 б4

Источник

st_v_a

St. V. A.’s journal

дискотека 90-х прямой эфир

когда я учился ремонтировать медные духовые, я обнаружил, что в интернете катастрофически мало подробной информации о том, как устроены пистоны. сейчас я попытаюсь восполнить этот пробел на примере пистонов обычной трубы in B.


на первом фото показан пистон трубы в сборе. для того, чтобы снять его с инструмента, необходимо открутить крышку помпового механизма против часовой стрелки, а затем просто вытянуть пистон.


на этом фото — пистон в разобранном виде. кнопка вклеена в площадку кнопки. для того, чтобы разобрать пистон, необходимо выкрутить площадку кнопки (2) из стойки помпового механизма (5), снять крышку (3) и войлочный демпфер (4), открутить стойку (5), вынуть пружину (6) и вытащить из корпуса (8) пластиковую (гораздо реже — металлическую) направляющую, повернув ее таким образом, чтобы она свободно вышла через более широкий паз корпуса. сборка производится в обратном порядке. для предохранения пружины, следует нанести на нее густое масло.

ВАЖНО! при установке пистона на инструмент, обращайте внимание на номер, выбитый на верхней части корпуса пистона: 1 — ближе к мундштучной трубке, 3 — ближе к раструбу, 2 — в середине. как правило, эти номера продублированы на инструменте, так что запутаться будет сложно. так же, при установке пистонов следует смазать их специальным жидким маслом (valve oil).

ВАЖНО! если пистон будет установлен неправильно, он не будет корректно функционировать! когда вы установите пистон на место, необходимо провернуть его для того, чтобы фиксирующее ушко направляющей (7) попало в специальный паз — это будет понятно по тому, что пистон перестанет поворачиваться.

ну и на всякий случай, вдруг кто не знает:


на этом фото — четыре крона трубы. кроны — это такие трубки, в которые в медных духовых направляется воздух посредством системы пистонов, что позволяет изменить длину колеблющегося воздушного столба и, следовательно изменить высоту звука. 3-й и настроечный кроны снабжены клапанами для слива жидкости, собирающейся в инструменте во время игры — смеси слюны музыканта и влаги из выдыхаемого воздуха.


кроны вставляются в соответствующие трубки инструмента согласно фото вверху. ВАЖНО! перед установкой кронов, следует смазать густой смазкой входящие части на кронах и на инструменте. я использую для этого стандартную смазку для пробки кларнета (cork grease), она бывает разной густоты в зависимости от фирмы-производителя, так что каждый сможет подобрать себе смазку по вкусу. этой же смазкой следует смазать часть мундштука, вставляющуюся в мундштучную трубку инструмента — тогда мундштук не застрянет намертво (если устанавливать его без фанатизма :)))

как починить трубу, как устроена труба, механизм трубы, сломалась труба, что делать?, устройство трубы

Источник

Клапаны для трубы музыкальной

Труба (ит. tromba) — духовой медный мундштучный (амбушюрный) инструмент.

Современная труба по своему внешнему виду очень напоминает пионерский горн: та же свернутая овалом трубка,которая,расширяясь на конце,образует раструб. Но в отличие от натурального (т.е., на котором можно извлекать звуки только натурального абертонового звукоряда.На таблице под ними нарисован «0», это обозначает, что звук берется без нажатия вентилей.) горна и старинных труб, сейчас труба снабжена специальным вентильно-пистонным механизмом,дающим возможность извлекать все ступени хроматической гаммы. В исполнительском процессе активно участвуют три пальца правой руки: указательный,средний и безымянный. Аппликатура на трубе и корнете по сравнению с другими духовыми инструментами довольно проста. Наряду с основной,используемой в практике, существует еще и дополнительная, которая применяется в особых случаях, например, когда необходимо исправить интонационную неточность звукоряда или использовать более удобную комбинацию вентилей.

В практике утвердились два вида вентилей: помповые (или «пистоны») и вращающиеся. При помповых вентилях действует система поршневой конструкции. Они нажимаются пальцами до требуемой глубины,при которой просверленные в них отверстия оказываются напротив открытого входа в добавочную крону (см. ниже). При вращающихся вентилях добавочные кроны открываются при помощи поворота специальных барабанчиков, которые тоже приводятся в действие нажатием пальцев.

Читайте также:  Скорлупы из пенополиуретана для изоляции стыков труб диаметром 150

На трубе и корнете в основном используется три вентиля (на трубе-пикколо четыре вентиля, что связано с особенностью инструмента.Речь об этом пойдет в разделе «Современные модели.Труба-пикколо»), а следовательно,три добавочных кроны — т.е. трубки, которые при нажатии вентилей понижают общий строй инструмента на 1/2 — 3 тона. Они вытаскиваются для слива накопившейся в процессе игры влаги и дополнительной подстройки инструмента. Там где основная трубка делает изгиб имеется еще основная крона, при помощи которой проводится основная настройка.

Важной составной частью всех медных инструментов является мундштук. Есть много фирм, которые выпускают различные модификации мундштуков, так что каждый исполнитель может подобрать для себя тот самый экземпляр,который необходим ему в тот или иной момент исполнительской практики. От размеров и профиля мундштука во многом зависит характер тембра инструмента и способность извлекать звуки разных регистров.Хорошие его качества не менее важны, чем игровые возможности самого инструмента.
Трубач прикладывает мундштук к губам без нажима и посылает силньую струю воздуха. Но инструмент начинает звучать только тогда,когда появляется вибрация воздушного столба, находящегося в его канале,что происходит в результате вибрации губ. Высота звука зависит не только от нажатия вентилей, но и от большей или меньшей упругости губ и частоты их вибрации.

Труба in В применяется в эстрадных оркестрах и ансамблях как высокий мелодический инструмент, на котором исполнитель играет более мягким звуком, чем в духовом и симфоническом оркестрах. В группе медных духовых инструментов она является ведущей. Тембр ее звонкий, светлый и яркий. В эстрадных оркестрах, ансамблях в основном применяются трубы с помповым механизмом.

Следует отметить, что в настоящее время в практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов благодаря совершенствованию инструмента и исполнительскому мастерству музыкантов часто используются звуки до ре-ми-фа третьей октавы. Труба звучит большой секундой ниже записи:

В художественной самодеятельности наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки. В оркестрах и ансамблях труба может исполнять как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Она является солирующим инструментом, ведет первые голоса в группе, педаль.

Довольно часто в игре применяются сурдины, придающие звуку мягкость, приглушенность, меняющие тембровую окраску, помогающие обогатить оркестровую палитру.

Источник

Adblock
detector