Меню

Как делать трубу для саба

Приспособление для раскрыва трубы 160 Мм

Краткое описание

Такое приспособление мне понадобилось для сборки сабвуфера объемом 120 Л с 15″ динамиком.

В моем арсенале уже имеется приспособление для раскрыва трубы 110 Мм, но для таких размеров сабвуфера нужен фазоинвертор большей площади.

На трубу диаметром 200 Мм, я зариться пока не стал, в силу больших ее габаритов.

Для сборки я использовал круги из фанеры толщиной 12 Мм. Почему именно 12 Мм? Попросту у меня в обрезках осталось шесть кругов подходящего диаметра от прошлого проекта.

Раскрыв радиусом 50 мм я выбрал так, как был уверен, что трубу при таком радиусе раскрыва не порвет, и конструкция будет хорошо смотреться.

Сборка

Первый круг должен быть диаметром, равным внутреннему диаметру трубы. Это нужно для того, чтоб труба «села» на приспособление.

Далее, диаметр каждого круга увеличивается на внешний радиальный размер раскрыва. Чертеж я делал в программе «Компас», заняло это не более 2 минут.

Вырезаем круги нужного диаметра

Для этой операции потребуется ручной фрезер. Честно говоря можно сделать это и обычным электро лобзиком, но в дальнейшем, при придании формы приспособлению, придется извести не одну «наждачку». Плоскость вырезанных кругов должна быть идеально ровной, без заусенцев и сколов.

Это нужно для того, чтоб площадь склеивания была как можно большей. Так, как при раскрыве приспособление будет испытывать большую нагрузку, не смотря на то, что труба раскрывается в нагретом состоянии.

Склеиваем круги в единое целое

На просторах интернета я видел много разных вариаций таких приспособлений. Но почему то все скручивают круги саморезами. По моему лучше один раз потратиться на хороший клей и быть уверенным, что приспособление не развалится при очередном раскрыве.

В качестве нижней «шайбы» я использовал круг из фанеры 21 Мм, В качестве верхней — приспособление для раскрыва 110 трубы. Круги, промазанные клеем, поочередно сажаются на центральную шпильку. Для склеивания я использовал клей «TiteBond2».

После того, как все круги усажены на свои места, плотно стягиваем шпильку гайками и оставляем на сутки, до полного высыхания.

В силу большого диаметра последнего круга, по краям он может не плотно лечь. В местах, где образовались щели — стягиваем круги струбцинами.

Склеенная заготовка

Шлифовка

Далее — самое интересное. Для придания окончательной формы потребуется жестко закрепленный патрон дрели. Я использовал сверлильный станок, который мне пришлось перевернуть «патроном вверх». Так, как диаметр нижнего круга не позволял вставить заготовку при обычном расположении патрона.

Если у вас нет сверлильного станка, заготовку можно отшлифовать на обычной дрели.

Для шлифовки я использовал наждачную бумагу зернистостью 40. При финальном шлифовании наждачную бумагу зернистостью 100.

Для придания более правильной радиальной формы «наждачку» лучше закрепить на чем нибудь, такого же радиуса. Окинув взглядом мастерскую, на глаза мне попался кусок трубы 50 Мм… Он и послужил для закрепления «наждачки».

При шлифовании, не смотря на то, что я делал это на улице летело очень много пыли. Чтоб не дышать всем этим делом, используйте респиратор.

После шлифовки, готовое приспособление смазываем маслом, я не парился и смазал подсолнечным.

ps. раскрывать трубу следует, поочередно нагревая ее край феонм и стягивая гайками центральную шпильку.

Видео сборки

Источник

Как делать трубу для саба

Эпилог, он же пролог. Запихнул под кровать. На большой громкости музыку неуверенно играет, но на малой – самое то (а я на большой и не слушаю). Пофигу – джаз, Металлику, чилл-аут… Если «притопить» – то хватило бы и на комнатную дискотэку, но у меня компании не танцующие. Посмотрели кино вечером, жена на кровати, я в кресле – да, оно.

Автор: rubenlukin

Я ленив. Патологически. Но иногда случаются припадки хозяйственной, паяльной или электроакустической деятельности. В один прекрасный день мне попался демонтированный из юношеской конструкции на базе корпуса S 30 её родной низкочастотник 25ГДН-1-4 (Ома). Правда, один из проводков на последней ниточке держался, но об этом позже. Музыку, вообще-то, с детства ненавижу, но слушаю и играю регулярно. И как-то раз, прочитав на горе статью про саб от Flab , проникся, что не хватает мне саба, хоть тресни. Но приостановило то, что мой реальный динамик ну никак по высоте не влезал в указанную в статье камеру. А дело было по холоду, да подумав, сколько возни уйдёт на поиск, распил и фрезеровку ДСП по нормальной цене или нормальному объёму (не покупать же лист, в самом деле!), я сказал себе: «А не пошёл бы ты со своим сабом? И не лень? Сколько у тебя бухтелок китайских по хате разбросано?», на что моментально ответил: «Да, пошел. Да, лень. Две». Ну и пошел.

И зашел за какой-то фигнёй на железячный базар, хоть было ну очень лень. Иду, задумчиво втыкаю то в прилавки, то в список фигни, и утыкаюсь носом в пластиковую канализационную трубу-сотку. И вспоминаю, что в бытность мою работником театра, Bose усиленно рекламировали мега-сабвуфер, который можно расположить за задником или даже подвесить на штанкет, поскольку он представляет собой именно трубу. И вспоминаю каким-то кластером сознания, что динамик мой где-то такого же диаметра, как труба, в которой я до сих пор торчу носом. Спрашиваю цену на всякий случай, цена нравится, ну и иду себе дальше, судорожно пытаясь представить, сколько стОит лист ДСП в сравнении с трубой, и сколько высвобождается денег в трубном варианте.

А летом побывал в Москве. И за рюмкой чая у гостеприимного хлебосольного Володи aka Hippo 64, кроме прочего, поделился планом сделать такой саб. Он ухмыльнулся моей лени, мол, да, это ж не надо стенки делать, вот они, готовые, и снабдил двумя платками на 7294, прикрученных к процессорному радиатору с кулером.

Ну а раз так – отступать реально некуда (позади-то она…). Связался через форум с И. Г. Мешиным aka Meshin , который согласился помочь в этом ленивом проекте, и не только в нем.

Дальнейшее повествование приведено в форме переписки, с согласия Германыча. Опущены некоторые не имеющие отношения к проекту тексты, эмоции, нецензурщина и флуд. Иногда посты идут один за другим, когда кто-то из нас вспоминал что-либо нужное – следите за авторством сообщений! Квадратными скобками выделены мои комментарии, которых в переписке не было.

Rubenlukin : 04 Июля 2010, 13:23:16

Игорь, приветствую!
Вопрос нумер раз. Чем клеить разобранный дин. Недавно свершился первый опыт разбора, пациента зовут 25ГДН-1. Разобрать разобрал, почистить почистил, а насчет клея – не знаю. Есть живьем 88-й в тюбике, но вроде он не имеет никакого отношения к оригиналу. В доступе – всё, что продают, любые супермоменты, цианоакрилы, черти / дьяволы. Кто виноват – понятно, но вопрос «что делать» для меня полностью открыт. Плиз, поделись опытом.

Вопрос нумер три. Стремлюсь к максимальной компактизации своего хоум-аудио. Семья не киноманы, т. е. речь не идет о 5.1, а вот концепт 2.1 нравится по всем параметрам, и по линейным размерам (приведённым к тем же 25ГДН) интуитивно подходит саб Bose Acoustic Wave Cannon, хотя нутром чую, что ересь. Сталкивался с таким? Собирал? Уж больно красиво с комплектухой получается – пластиковая канализация, разве что над фланцами помозговать.

Meshin : 04 Июля 2010, 20:35:13

1. Я собираю динамики на Момент-1. Особенно если подвес резиновый. В последствии легко разбирается ацетоном без вреда для всего остального. Подходит наиритовый клей используемый в сапожных делах. Для размягчения при разборке нужен ксилол. Без него никак.

3. Конкретно опиши, в чём фишка данного оформления? Может, я чего-то не понимаю? Из разработок BOSE знакомы только банд пассы. Что и осуществлено на паре 25ГДН-3-4. Собраны банд пассы 6 го порядка. В работе уже лет и не помню сколько. Подбирается к 10. Внутренний объём 18/9 литров приблизительно. Могу точнее если нужно. Расширенный ответ, как сам понимаешь, дать не могу. Сразу много всего.

Rubenlukin : 05 Июля 2010, 00:55:21

1. Момент и наирит – записано в блокнотик. Ксилол – впервые вижу такие буквы. Он в каких отраслях промышленности применяется? Хотя бы знать направление поиска. Ацетон в Украине запретили как наркоманский препарат несколько лет назад, головку разбирал растворителем 647, смочил из шприца без иглы, тут же в пакет, 15 минут, дальше смачивал и убирал остатки клея «по месту».

3. Физически это труба, которая габаритно хорошо помещается под дно моей винтажной мебели. Исходим из наличного 25ГДН-1 и пластиковой канализации, которая в широком доступе.

Само собой, ответы только по мере желания / возможности.

Читайте также:  Сколько стоит чугунная труба для отопления

Meshin : 05 Июля 2010, 05:28:47

Ксилол из разряда растворителей. Так же свободно продаётся у нас в хоз. магазинах как и ацетон, или какой-либо другой растворитель. Нет в одном магазине – значит, в другом найдётся. Нет у нас – значит, в соседнем городе отыщется. Растворители 646. 648 не применяю из-за наличия в них различных примесей. ПАВ, пластификаторов, отдушек. Можно попробовать поискать растворители Р-4, Р-5. Они даже жестче ацетона действуют. Можно совершить вояж в автопокрасочную мастерскую на предмет растворителей.

По ссылке. Общая длина 3,81 м при диаметре 0,43 м. Это конечно круто. Судя по фото, большую часть длины занимает стойка. Я, по крайней мере, так вижу. Знаю одно, что труба с открытым торцом даёт массу призвуков в виде гребёнки. Как они побороли этот неприятный момент, остаётся только догадываться. В общем, ничего конкретного по данному оформлению я не скажу.

Если хочется трубу на таком динамике, то максимальный объём за динамиком 11 литров. Можно посчитать ФИ на этот объём. Для полного счастья на мордочку динамика ещё одну трубу с объёмом около 5 литров. Закрытую, при условии присутствия ФИ в тыловой трубе. Либо с ФИ в задней и передних камерах.

Meshin : 05 Июля 2010, 07:22:31

Разглядел скачанное по ссылке внимательней. Две длины, рассчитанные на разные частоты резонанса. Короткая на более высокую. Знать бы на каком расстоянии от верхнего среза динамик. Если предположить, что верхняя труба длиной 1,0 м, то как четверть-волновой резонатор она начнёт работать с 85 герц. Вопрос, как согласованы фазы выхлопа на разных концах оформления?

Rubenlukin : 05 Июля 2010, 18:11:02

Действительно, вопросов много, так что будем решать поэтапно.

Первое – доработка дина. С клеем понятно, поводки поменяю, что ему еще сделать хорошего? Магнит просверлить? Каким диаметром, если да? И что с пылезащитным колпаком делать? Пропитать родной? Вырезать из шарика? Просто плотным картоном заклеить?

Meshin : 05 Июля 2010, 18:44:54

Динамик рассчитан оптимально. Если сверлить керн, то нужно принять меры по устранению призвуков в сверлении. Это либо отверстие с очень закруглёнными краями (нужны при большой подводимой мощности), либо динамик должен быть закрыт как в БП 4/6 го порядков. Да и сверление должно быть оправдано. Ведь оно в основном для улучшения вентиляции катушки. Динамик одновременно частично раздемпфируется.

После сверления и замены колпака сменятся его характеристики Т/С. Потребуется их снятие после переделки.

Если колпак бумажный и не деформированный, динамик конкретно пойдёт в саб, то колпак лучше сохранить. Он сгодится для какого-нибудь ШП или СЧ динамика.

На место колпака можно приклеить просто кружок из плотного картона. Только диаметром 45. 50 мм. Если суметь кружку из картона придать хоть слегка выпуклую форму, то материал можно использовать потоньше.

Если динамики (динамик) ещё не собраны, то хорошим подспорьем в вентиляции катушки будут сверления корзины в промежутке между плоскостью для приклеивания ЦШ и привалочной плоскостью для крепления магнитной системы. Отверстия желательно прикрыть какой-либо сеточкой.

Rubenlukin : 24 Июля 2010, 00:22:40

Побывал на строительном рынке с корзиной от 25ГДН-1, обнюхал со всех сторон 160-ю пластиковую трубу (и 50-ю для фазиков тоже).

Посчитал объемы. Выяснил, что у друзей есть обрезки 18-мм влагостойкой фанеры для фланцев. Набросал автокад, вот такой концепт получился (фазики условно не показаны, в торцах закрепим).

Вопрос возник. Как лучше: прижать внешним фланцем резинку дина или оставить в воздухе (по красным линиям)?

Meshin : 24 Июля 2010, 12:47:12

Как тебе удобней, так и сделай. Все колодцы и фаски вокруг динамика актуальны в диапазоне СЧ. У тебя же в конструкции диаметр оформления не намного больше диаметра динамика. А уплотнительное, резиновое кольцо подвеса оторваться от корзины не должно. Если всё же сомневаешься, то можно и придавить. Хоть перенастраивать инструмент для резки отверстия не нужно будет.

Rubenlukin : 25 Июля 2010, 10:28:18

Инструмент для отверстий – лобзик, шкурка и стамеска, так что это будет тру кастом J

1) Фаску сзади корзины не отменяем?

2) Пробовать выгонять «хи-енд» (со снятием ТС, расчетом объема до кубика, учитывая кольца / фланцы) или делаем как есть, 5 и 11 литров трубы плюс / минус?

3) Из нашего общения я понял, что делаем два фазика, по одному на камеру, выходы во внешних фланцах. Научи, как посчитать (можно ссылкой на методику). Материал – пластиковая труба 50 мм, внутр. диаметр 48 мм.

Meshin : 25 Июля 2010, 20:39:30

Фанера приличной толщины, а окна корзины не велики по высоте, то фаску лучше не отменять.

Я бы оставил 5/11. При не «АЙС» 4/9 литров. Проверено. Для двух головок 8/17. 18 литров при частоте настройки 78. 80/40. 42 герц.

Получим бандпасс 6-го порядка. У которого давление повыше будет, чем у 4-го порядка с одной трубой.

C – скорость звука 343 м/сек. в квадрате.

V – объём оформления в метрах кубических. 1000 литров = 1 м. куб, 100 литров = 0,1 м. куб, 10 литров = 0,01 м. куб.

F – частота настройки в герцах.

D – внутренний диаметр трубы в метрах. 100 мм = 0,1м, 50 мм = 0,05. Ну и прикинь в квадрате.

3,4 – необходимый коэффициент.

Всё можешь перевести в другие метрические величины. Мне удобно с этими.

Считаем для частоты в 80 герц в малом объёме 5 литров при внутреннем диаметре трубы 48 мм.

117649 / 12,56 * 0,005 * 6400 = 292,7;

292,7 * 0,0023 — 0,163/4 = 0,1275 (м) – длина трубы.

Она войдёт по длине в твоё оформление? Если нет, то либо выше частоту настройки резонанса, либо меньше диаметр трубы. Один 5″ динамик на этой частоте будет нормально дышать через диаметры от 32 до 40 мм. Это из моего опыта. Рекомендую практику проверить теорией. Какой-либо программой, которой ты владеешь.

P.S. Глянул на чертёж, войдёт с запасом.

[В процессе снятия АЧХ готового саба было замечено, что фазик передней камеры подсвистывает. Наверное, имеет смысл делать его из двух труб длиной L /1.41]

Rubenlukin : 26 Июля 2010, 16:58:59

Оставляем 5/11, не-айс нам даром не надь

1) На какую частоту в Гц целиться в 11-литровой передней камере?

2) Трубы диаметром от 32 до 40 тоже доступны, это принципиально? Или можно (по пути наименьшего сопротивления) взять 50-ю?

Meshin : 26 Июля 2010, 17:30:30

Не «Айс» я имел в виду 5/11 литров. Объёмы могут быть великоваты для данного динамика. Он может оказаться слегка раздемпфированным, появятся излишки в величине хода. Но может и повезти.

Целиться лучше на одну октаву вниз от частоты резонанса малого объёма. Но труба на 50 мм не влезет по длине в 11 литров при частоте 40 герц. От внутреннего торца трубы до противоположной стенки, расстояние не должно быть менее внутреннего диаметра трубы. 50-ка конечно хорошо, но если она не входит, то сам понимаешь, нужно исходить из возможностей.

P.S. Опять глянул на чертёж и понял, что 50- легко войдёт.

[Длина по расчёту равна 266 мм. Прилагаю простенький помощник для расчёта труб]

Rubenlukin : 26 Июля 2010, 18:30:32

Так что делаем? Ясный пень, собираю дин. А после этого? Снимаю ТС и считаем трубы «по науке» или исходим из опытных 5/11 или 4/9? Не проблемно пересчитать длину трубы, и фазиков тоже, они ж еще не куплены. На 50-й для фазиков свет клином не сошелся, 1.5 дюйма пластик как раз укладывается в диаметры между 32 и 40, тоже доступен.

Meshin : 26 Июля 2010, 18:51:58

Рубен, собери динамик, Найди у него хотя бы эквивалентный объём, частоту резонанса. Это тебе для личного успокоения.

Делай V1/V2=5/11 литров и частоту соответственно объёмам V1/V2=76/38 герц. Труба 50-ка. Если звук устроит, то так и оставишь. Нет – значит, трубами ФИ до 80/40 герц. Ближе к родной частоте резонанса динамика.

Может, что-то возьмёшь на вооружение.

Rubenlukin : 14 Сентября 2010, 18:26:36

Пока не похолодало, решил таки собрать себя в кучу и поехать к друзьям напилить фланцев для трубного саба. Начал было печатать шаблоны, понял, что еще не прорисовал ФИ, и когда нарисовал, возник вопрос: как их лучше расположить – коаксиально или в стороне? Вот эскиз фланца и два варианта расположения трубы ФИ.

Читайте также:  Технология бурения скважин обсадными трубами

Meshin : 14 Сентября 2010, 18:57:01

Если саб будет кататься как бревнышко по полу, т.е. катнул под стенку или диван и ладно – то лучше посередине фланца. Да и виртуального удлинения трубы не возникнет из-за приближения её края к стенке. Что может потребовать некоторого укорочения её для сохранения настройки.

Если предполагается хоть какая-то ориентация в пространстве (подставки, ножки) то я бы сделал с небольшим смещением.

Чем ещё хорошо размещение трубы в центре фланца, так это тем, что установив двойной толщины фланец, укрепив трубу в первой четверти общей толщины, можно сделать рупороподобное расширение трубы от её торца почти на весь диаметр фланца или ориентируясь на собственные эстетические пристрастия.

Rubenlukin : 14 Сентября 2010, 19:14:25

Значит, буду делать по центру. Даже по центру не будет мешать клеммам, это стало видно, когда отрисовал в натуральную величину. На «рупорок», может, и решусь – станет ясно, когда начну пилить / шкурить фанеру. Она влагостойкая, говорят, жесткая очень.

Кататься не будет, фланцы квадратные. Очевидно, что длинную трубу нужно будет ещё закрепить в камере. Тут проблем вообще не вижу – насквозь всей конструкции шпильку М4, шайбы / гайки и силикон либо термоклей [на самом деле поленился, не сделал, а зря]. Ножки резиновые небольшие или даже шипы – посмотрим.

Rubenlukin : 17 Сентября 2010, 23:04:52

Таки напилил сегодня фланцы. Приблизительная калькуляция по расходникам (недвижимость, материал, инструмент – не мои):

1. Полотна, сверла, шлиф-лента – ок. 20 грн (80 руб.)

2. «Поляна», в которой участвовал на равных правах как потребитель – 50 грн.

3. Транспортные и полиграфические (печать шаблонов на домашнем струйнике) расходы не учитываем – гулять так гулять J

Инструмент (встречающей стороны):

1. Bosch электролобзик из недорогих.

2. Skil ленточная шлифмашина 457 мм.

3. Noname дрель из недорогих.

Результаты (шаблоны не удалены, ничего не склеено, не стянуто саморезами, латинские литеры совпадают с чертежем разреза):

[При покупке полотен я затупил и не взял такие нужные для отверстий под фазики узкие полотна фигурного реза:

Были приобретены по паре обычных, зубья налево и зубья направо. Правыми работать не понравилось]

Rubenlukin : 21 Сентября 2010 в 19:08:38

Сегодня отшлифовал скилой центральные фланцы с боков, предварительно скрутив саморезами, и приобрёл трубы. 160-я у нас стОит 44 грн (грн / руб = 1 / 4) метровый кусок (в чистоте, без учёта фасонины), 50-я – 10 грн.

Центральные фланцы, пока без выборки под раму динамика:

[Отверстия под болты нужно делать подальше от краев, кусочки шпона очень легко откалываются!]

Примерил с остальными деталями – влезло всё как надо. Только, конечно, придётся кое-чего домазывать, потому как аккуратно выпилить отверстия не получилось. Сразу силиконом, как ты думаешь?

Meshin : 21 Сентября 2010 в 19:19:30

Про силикон не знаю что сказать. Может пока на пенополиэтилен, пенофол, изолон временно посадить? Вдруг разборка какая понадобится. А динамики. Когда сделаешь выборку под корзину динамика, промажь силиконом посадочное место, дай чуток схватиться герметику, сверху на него тонкий полиэтилен, а на полиэтилен динамик. Чем-то относительно тяжёлым придавить с легонца. Дождаться полного высыхания герметика. Убрав динамик, снимаем плёнку – отличная, эластичная, долговечная, идеально повторяющая все неровности корзины динамика прокладка готова!

Rubenlukin : 21 Сентября 2010 в 20:25:28

Под силиконом на данном этапе имеется в виду заполнение небольших неровностей, вроде этих:

О выборке. Когда подержал в руках готовый фланец, стало ясно, что выборку надо делать не в «D», куда дин крепится, а в «Е», то есть в «ответной» части, потому как в «D» почти не остаётся «тела», куда вкрутить саморезы, что будут дин держать. В «Е» даже с выборкой тела хоть пляши. Так что завтра разыскиваю стамеску, затачиваю – и вперёд

Но сама методика прокладки силикон + полиэтилен хороша!

Rubenlukin : 22 Сентября 2010 в 18:28:39

Сегодня занимался фланцами. Долбил яму под корзину, примерял так и эдак, смывал шаблоны, сушил, клеил, сверлил, скручивал.

[Фланцы соединяются между собой болтами и гайками М6, обязательно через шайбы]

Сейчас еще попробую размечать и пилить трубу.

Rubenlukin : 22 Сентября 2010 в 20:37:48

Трубу оказалось отпилить легко, обычной ножовкой по металлу.

У трубы на нефасонном срезе присутствует логичная фаска. Чтобы обрезать ровно, придумалось обмотать широкой маляркой (сначала думал вообще бумагу резать, шириной сантиметров 20, вовремя лень взяла верх). На лоджии есть стол, старый, шаткий, ну да пёс с ним. И освещение (темно уже). Взял ножовку, начал медленно пилить, чтобы ПВХ не плавился. Первый пропил занял минут около 10 – неудобно, всё шатается, труба катается, но ничего, получилось. Заусенцы ободрал канцелярским ножом, обратной стороной лезвия. Примерил фланец – нормально. Отмерил второй пропил, ну тут совсем просто – рулеткой за бортик, через несколько сантиметров метка маркером для компакт-дисков, потом по этим меткам – малярка.

Поскольку еще два пропила осталось, решил трубу немного закрепить. Взял деревянные кубики, положил трубу, прислонил ножовку, поворочал относительно лампы, чтобы было видно пропил. С одной стороны приложил два кубика, трубу убрал, кубики (не трогая с места) прикрутил к столу саморезами. Опять положил трубу, два кубика с другой стороны, дальше то же самое.

Смысл, чтобы труба в них упиралась, не перекатываясь.

Оставшиеся пропилы – по 5 минут.

Всё, примеряем фланцы, срастается!

Rubenlukin : 23 Сентября 2010 в 09:55:01

Присобачу фланцы, оставлю высыхать, сяду за дин – менять поводки и собирать до кучи. Из всей батареи клеев больше всего нравится Момент-1, как самый дорогой и российского происхождения.

В порядке бреда – а что, если ее на попа на шипы поставить? Дином вверх или вниз? Какое минимальное расстояние от порта до пола?

Meshin : 23 Сентября 2010 в 17:26:52

Я кстати думал о таком выкрутасе. С высотой придётся поэкспериментировать.

Ставить на высоте не меньше диаметра отверстия ФИ. Может получитсья очень интересно. В зависимости от места расположения (зал, спальня, кухня. крыльцо дачи) устанавливать либо малой камерой вниз, либо большей. Соответственно должен увеличиться подъём на близкой к резонансу частоте. При желании можно и приглушить, подложив под выхлоп палас или коврик. Или всё же опустив ниже дозволенного. Сделать хомут, треногу и под углом выставить можно. Да. Хрена се! Какая разносторонняя базука получается. Фиксируй всё. Сгодится.

Rubenlukin : 23 Сентября 2010 в 19:06:13

Фиксирую, плёнка в фотике не заканчивается! J

Итак, сегодня побывал на рынке, купил силикон, шпаклёвку по дереву и метизы, в их числе материал для шипов (на горе подсмотрел, не помню автора), только на М6, чтобы крутить легко было – две гайки над шипом будут. [Обошелся без них, ждут следующих конструкций ]

Почухал репу, понял, что сначала нужно вкрутить клеммы и выпустить провода. Взял гайки, шайбы, шпильку, набрал проводники, отпилил «по месту»:

Взял провода (ок. 1 мм^2, 7 луженых жилок, ПВХ изоляция), скрутил колечки, облудил, собрал клеммники на силиконе, зафиксировал провода хомутиком и термоклеем для верности, потому что туда без глобальной разборки не добраться.

Так выглядит клеммник с обратной стороны, большие гайки не прикручены пока:

Отпилил фазики, ну тут всё по накатанному:

А силикон что-то не понравился, когда клеммы крутил. И решил я собрать на Драконе (он же Титан), хотя ни разу с ним не работал. Начал с простого – с маленькой камеры. Сначала вклеил фазик во фланец, вынес на солнечный балкон сушить. Потом второй фланец в трубу маленькой камеры. Первый блин, клея недостаточно нанёс, но это не страшно, он потихоньку протекает в полости, можно дополнять. Подмазывал пальцами (в медицинских перчатках работал). Ясное дело, прямо перед вклейкой ПВХ обезжиривал ацетоном.

[ . Всё это лажа, фазики вклеивать нельзя, нужно сажать на что-то попроще, настраивать и только потом на клей . ]

Дальше фотографий нет, потому что не хотелось каждый раз перчатки снимать.

— вклеиваем фланец, в который пойдёт длинный фазик, в длинную трубу, оставляем сохнуть;

— вклеиваем фланец с фазиком из малой камеры в трубу, совмещая на горизонтальной поверхности стороны квадратов (. очень ответственная операция . ), оставляем сохнуть (собственно, это уже собранная малая камера);

Читайте также:  Стыковка профильных труб в фермах гост

— вклеиваем длинный фазик в большую камеру. Очень неудобно подмазывать изнутри рукой, даже моя тощая не влезала, чтобы фазик не нагнуть, то есть надо что-то приспособить, чтобы легко доставать до стыка фазика и фланца, даём подсохнуть;

— вклеиваем второй фланец, опять же совместив на ровной поверхности стороны квадратов, оставляем всё сохнуть, оторвав от пола на чем-либо для лучшей циркуляции воздуха, примерно так:

Ушло примерно 100 мл клея. Цена за 250 мл бутылочку – 8 грн.

Пока всё, до дина не добрался…

[Следующим действием я совершил вторую большую ошибку, от которой хочу предостеречь всех. Руки чесались неимоверно, и я схватился за отделку. Это нужно делать только после сборки и настройки! Покраска оказалась самым дорогим этапом!

На авторынке был приобретен баллон белого греческого антигравия, за 45 грн. (180 руб.), почему-то решив, что он лучше польского черного за 50 грн, который ещё и на четверть больше объемом. Это была ещё одна двойная ошибка. Если собираетесь красить в черный цвет, то и антигравий нужен черный. И если хотите матовое покрытие, то и краску нужно покупать матовую.

Решив потренироваться на кошках, я щедро, в два слоя, задул остаток 160-й трубы, чередуя это занятие со шпаклевкой щелей и изготовлением пенопластовых «пробок» для фазиков (их внутреннюю поверхность красим в последнюю очередь, в один слой краски).

Потом скрутил трубы вместе (на метизах М6 с шайбами, помните?), на место будущих «вертикальных» шипов вкрутил длинные винты М4, за них удобно переворачивать конструкцию во время покраски.

Пошел в ход белый греческий антигравий. И кто мог знать, что его не хватит? А вот нефик было покупать белый задешево. Скупой платит дважды, оглашая окрестность матами. На следующий день пришлось ехать на базар. На этот раз купил черный польский, и заодно черной матовой эмали в баллоне (дома был початый баллон глянцевой).

Черного антигравия хватило, а глянца – нет. Покрасил в черный матовый. Из-за этих бестолковых наслоений и кривых рук получилось не шибко ровно.

Стоимость упражнений составила 45 + 50 + 25 +25 = 145 грн (580 руб). А так бы было 75 грн. Нифига себе.

Дальше не цитирую переписку по причине утраты, просто излагаю тезисно.

Потом я добрался до дина и показал Германычу, как было дело.

На это Игорь ответил:

«На поводке зря оставил резиновую трубку со стороны пайки к диффузору. [На самом деле там ничего такого нет]. Дополнительная масса. При большом ходе диф-ра, поводок потянет за собой термоклей, а тот, в свою очередь, бумагу диффузора. Лучше каплю Момент-1 и подоткнуть тонкий кусочек изолона / пенофола между диф-ом и поводком как можно ближе к пайке. Чтобы поводок не колотил по диф-ру. Обычно достаточно 1,0 см.кв.»

А дальше была сборка и пробное включение. На один канал LT 1210. Без фильтра он играл много ненужного, и это было очень противно, о чем я доложил Германычу.

«Катушку фильтра я бы сделал на трансформаторном железе, да собственно и делаю. У меня в подобном сабе динамики зашунтированы цобелем и всё. Я с настройкой подобного саба тоже помучился слегонца. Изначально трубы были длиннее. Зато сейчас хоть в зале 18 м.кв, хоть в спальне 12 м.кв»

В мои планы такая катушка не входила, а под саб всё равно нужно выделять отдельный канал усиления, и я полез курить активные фильтры, параллельно собирая усилитель на удачно оказавшихся в шкафу ТПП-320, демонтированных из Медка электролитов 10000,0 х 50 В, моста на Д242Б и подаренной Володей TDA 7294. Обмотки транса соединены последовательно, всё, что удалось из них выжать – это 2 х 10,5 В переменки, что дало около +/- 14 В постоянки после выпрямителя, зато допустимый ток этого источника – 5 А на плечо (трансформатор умеет все 9 А). Судя по простынке 7294, при таком напряжении питания на нагрузке 4 Ома она выдаёт 20 Вт (0.5%) и 25 Вт (10%), для данного дина – то, что доктор прописал.

Первый фильтр был однозвенным: последовательно резистор 1 кОм, параллельно конденсатор 1 мкФ, он не улучшил картину. Второй состоял из двух таких цепочек, прироста особого не дал, но чувствительность сильно упала. Тогда был собран активный, рассчитанный прогой Аудиокиллера (3-й порядок, 80 Гц):

Чуть ранее я пожаловался Игорю на то, что звук довольно вялый, нет «удара», хотя дрожит пол и стеклопакеты, и остальное в этом духе (на самом деле, у меня изначально неправильно был посчитан и изготовлен длинный фазик). Он подбодрил:

«Просто низкая настройка. Генератором проверил? От и до скольки саб играет? На слух? Ты же знаешь, что саб капризная штука в смысле установки. Я с трубками навыёживался. Верх с 72 герц на рядом с 80 поднял. Низ с 35 герц до 42 поднимать пришлось. Тогда и пятка в грудь, и шевеления груди появились. Но у меня 18 и 12 м.кв. И это уже не саб а НЧ звено АС. Как самое простое – игра с трубками. Самое сложное – обрезание объёмов. Ты попробуй его с музыкой. Без экстрима. По чуть-чуть добавляя уровень. После каждой регулировки отключая его. Как только без него станет не айс – это то, что нужно. Если для кино, то Пёрл-Харбор, Матрица, 2112 с хорошим звуком тебе в телевизор. Настрой один раз, что бы душу вытряхивало. Для спецэффектов вибрация пола самое то!»

Это к тому, что сначала настройка, потом отделка, когда всё заиграет.

50-ку берите с запасом, её ставить для настройки на рекомендованные Германычем материалы, отпиливать по чуть-чуть, слушать, записывать результат (ИМХО лучше ушами, чем по приборам). И когда начнет становиться явно хуже, найти по записи наилучший результат, отрезать «чистовые» куски. Только тогда вклеивать, собирать, шпаклевать и красить.

Итак, с фильтром трубные призвуки практически удалось победить. Для полной победы Германыч предложил:

«Труба и подобные ей оформления (трансмиссионная линия, труба Войта, лабиринт) всегда дают гребёнку. Одни больше, другие меньше. Если тебе за динамиком, в большей камере, положить под углом перегородку? Оставить проходы по её торцам и попробовать перемещать её вдоль? А если плоскую пробку из звукопоглотителя подвигать между динамиком и торцом трубы?»

Я решил не морочиться с наклонной перегородкой, купил автомобильную губку-черепашку, воткнул её в заднюю камеру. 🙂

Громкость вроде субъективно немного упала, но «трубные» призвуки ушли. Враги заинтересовались, откуда дует ветер 🙂

Экспериментов с установкой микрофона было несколько, остановился на осевом расположении, расстояние 1 м. Усилитель уже в корпусе.

Измерительный микрофон «Ухо в треугольничке» 🙂

Звуковая карта Lexicon Omega;

Если подавать синус, его слышно с 16 Гц, громко с 26 Гц, сильно громко 35 гц. От 40 Гц очень схоже с графиком.

Несколько соображений «после драки».

На большую камеру посередине длины неплохо бы надеть ещё один фланец для прочности, 180 х 180 мм, отверстие диаметром 160 мм. Монтируется первым, сразу «начисто» на клей.

После настройки «хвост» длинного фазика для очистки совести можно закрепить на двух-трех шпильках за большую трубу, не жалея силикона или дракона под шайбы.

На все резьбовые соединения рекомендую капнуть цианоакрила.

Смета проекта:

1. 25ГДН-1-4 = 35,00 (цена радиорынка)

3. Фанера (обрезки) + амортизация инструмента = 0,00 (застолье в хорошей компании затратами не считается).

4. Труба 160 мм / 1 м = 44,00

6. Антигравий + эмаль = 75,00 (при нормальном подходе)

7. Метизы = 10,00 (ориентировочный максимум)

Конечно, проект нарушает все требования построения АС, а именно к прочности корпуса и труб ФИ, но получается весьма гибким в настройке (длины ФИ и объемы камер изменяются весьма малой кровью), а также, благодаря форме и размерам, занимает немного места в квартире (у меня нашлось место под кроватью, и ещё много осталось). Конструкция позволяет также подвесную установку. Вполне возможно, что со временем перекочует на лоджию, над окном.

Прислушавшись и привыкнув, констатирую, что «базука» неплохо подкрепила снизу мои 25АС-128.

P . S . А где-то ж у меня стопудов ещё один 25ГДН-1 есть… Ладно, пускай прячется пока. Лето ещё не скоро, да и вообще – лень 😉

© DiyAudio Team, 2010-2012
Все материалы ресурса защищены законом об авторском праве.
При публичном использовании, цитировании или копировании обязательна ссылка на наш ресурс
с указанием конкретного имени или ника автора материала.

Источник

Adblock
detector