Меню

Изделия железобетонные для водопропускных труб

Бетонные дорожные трубы: характеристики изделий и требования к ним

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

Длина всего в трёх вариантах:

  • 1000 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых.

Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям.

Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 1000 мм
  • 1500 мм
  • 2000 мм.

Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр.

В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Требования к изготовлению и монтажу

Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.

Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.

Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:

  • класса минимум В25;
  • морозостойкостью F200;
  • с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).

Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.

Нюансы устройства водопропускных труб

На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.

Технологическая последовательность работ

Водопропускной узел состоит из:

  • сферических блоков, которые служат фундаментом;
  • тела трубы, собираемого из звеньев;
  • оголовков с открылками.

Последовательность работ при их монтаже такова:

Этап работы Нюансы выполнения
1. Подготовка площадки.
  • Площадка расчищается в окружности 10 м вдоль оси будущей трубы.
  • У оголовков расчищается естественное русло, и устраивается обводная траншея либо обваловка площадки. Делается это для того, чтобы поверхностные воды не попадали в котлован.
  • Обустраивается временная кольцевая дорога, которая обеспечит подъезд автомашин с материалами.
2. Разбивка участка.
  • Так как место расположения дороги определяет положение водопропускной трубы, очень важно правильно определить точку пересечения их осей.
  • В строительстве она определяется с помощью геодезических приборов, закрепляется колышками и высотным репером, и сдаётся подрядчику по акту.
  • Затем от оси трубы откладывают размеры котлована, и на расстоянии одного метра от его границ выставляют обноску. Сразу же обозначают и положение секций опор, оголовков и открылков.
3. Приём и складирование материалов. Обычно площадку делят на две зоны: в одной размещают строительные машины и вспомогательное оборудование, а в другой – складируют материалы. Причём, их укладку увязывают с технологической последовательностью монтажа.
4. Устройство котлована под основание.
  • Размер котлована должен превышать размеры фундамента в плане на полметра в каждую сторону.
  • При его рытье грунт не вынимают сразу до проектной отметки, так как там предусматривается продольный уклон. Доработка дна котлована производится вручную.
  • При наличии грунтовых вод их отводят в водосборные ёмкости и откачивают с помощью насосов.
5. Щебёночная подготовка. Под трубу обязательно устраивается дренажное основание – щебёночная подушка толщиной 10 см, выполненная с сохранением уклона основания.
6. Монтируется бетонная труба в канаву.
  • С помощью автокрана монтируют все элементы трубы, укладывая их на цементный раствор.
  • После установки оголовка, пространство за ним заполняется смесью песка и гравия.
  • Из неё же устраивается подготовка под лоток. Толщина подготовки 30 см.
7. Обратная засыпка пазух в котловане. По окончании работ по монтажу, имеющиеся по бокам фундамента пазухи послойно засыпают грунтом и трамбуют. В местах расположения оголовков бетонируются лотки.
8. Гидроизоляция. Данный этап работ включает в себя зачеканку швов между звеньями и их оклейку изоляционным материалом, после чего производится обмазка битумной мастикой всей трубы. По итогам производства гидроизоляционных работ составляется акт.
9. Полная засыпка грунтом трубы. Засыпается труба уже после приёмки в эксплуатацию – сначала, всего на полметра слоями по 15 см, которые тщательно разравнивают и трамбуют. Дальнейшие работы по устройству насыпи уже выполняет организация, которая занимается строительством дороги.

Как и в любой другой области строительства, дорожные бетонные трубы необходимо устанавливать с соблюдением правил техники безопасности. Они подробно изложены в обязательном приложении «Р» к рекомендациям СТО НОСТРОЙ по устройству, реконструкции и капитальному ремонту водопропускных труб.

Источник

Изделия железобетонные для водопропускных труб

Сборные водопропускные трубы для железных и автомобильных дорог, портальные стенки и звенья труб

Сборные водопропускные трубы для железных и автомобильных дорог, портальные стенки и звенья труб

Уточнить информацию или оформить заказ можно по телефону 8 495 734 81 34

Ж/б безнапорные раструбные трубы представляют собой конструкции, выполненные из железобетонного материала, которые часто применяются при различных типах строительства, таких как промышленное, гражданское строительство и прочее. Такое широкое применение этих труб обусловлено, в первую очередь, их относительной дешевизной, в сравнении с аналогами, изготовленными из других строительных материалов. Благодаря этому, ЖБИ трубы на сегодняшний день признаны наиболее востребованными в строительстве.

В первую очередь, их используют в процессе установки ливневки или же при строительстве водосбросов и водоспусков, необходимых на автомобильных дорогах. Для производства раструбных труб (типа Т) чаще всего применяется тяжелый бетон, марка которого не должна быть ниже В25, марка по водонепроницаемости W6, марка по морозостойкости F300.

Длина такой трубы варьируется от 2,5 м до 5,0м, также обязательно наличие внутреннего отверстия, диаметр которого не менее 400 мм и более 1600 мм. Раструбные трубы, которые производятся по ГОСТу 6482-88, не должны быть использованы во время строительства автомобильных магистралей, имеющих отношение к магистралям федерального уровня (к ним относятся дороги I и II категории). СНиП 2.05.03-54.

Читайте также:  Зачистной станок для круглой трубы

По несущей способности, ЖБИ безнапорные трубы можно разделить на 3 группы прочности:

  • 3 — конструкции, способные выдержать нагрузки в том случае, если грунт будет засыпан до 6 м от ее верхней точки;
  • 2 — конструкции, выдерживающие нагрузки, если грунт засыпан до 4 м до ее верхней точки;
  • 1 — конструкции, способные выдержать нагрузки, если грунт засыпан до 2 м до ее верхней точки.

Изделия произведены строго по ГОСТу 6482-88.

Тип Т

Этот тип трубы отличается высокими характеристиками по прочности, которые легко применимы в процессе строительства различных типов объектов. В первую очередь, эти трубы используют для того, чтобы проложить подземные трубопроводы, основная цель которых заключается в транспортировке самотеком различных бытовых жидкостей и прочих сточных вод, а также жидкостей, использованных в производственных целях и не агрессивных к бетону.

Также такие трубы часто используются в процессе установки ливневки или же при строительстве водосбросов и водоспусков, необходимых на автомобильных дорогах. К их основным достоинствам относят, в первую очередь, то, что эти трубы способны выдерживать большие нагрузки, хотя при этом, стоимость их остается ниже, чем у аналогов. Однако у этих труб также есть минусы, главным из которых считается вес конструкций.

Железобетонные трубы достаточно тяжелые, поэтому при их использовании всегда нужно учитывать дополнительные финансовые средства, которые будут затрачены на транспортировку, также для их монтажа требуется привлечение специальной техники в большом количестве. Что же касается производства ж/б труб, то его на сегодняшний день можно осуществить одним из двух основных способов: вибропресованием или центрифугированием.

Для изготовления раструбных труб чаще всего применяется тяжелый бетон, что соответствует ГОСТу 6482-88. Различие же безнапорных труб между собой заключается в вариациях по размеру конструкций и их различной несущей способностью. В зависимости от того, какой тип оборудования используется на производстве, трубы могут выпускаться длиной 2,5 м, 3,0 м, 5,0 м, 5,5 м и диаметром отверстия в пределах от 400 мм до 2 000 мм.

Что же касается несущей способности труб, то по этому фактору их разделяют на 3 основные группы прочности:

  • 1 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 2 м до ее верхней точки;
  • 2 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 4 м от ее верхней точки;
  • 3 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 6 м от ее верхней точки;

Чтобы добиться увеличения несущей способности труб, необходимо изменить их армирование, оставив при этом габариты без изменений.

По установленным стандартам, маркировка ж/б труб должна включать в себя как буквы, так и числа, определяющие тип конструкции, например ТБ 40.25-2.
Обозначение трубы ТБ 40.25-2 расшифровывается следующим образом:

  • ТБ — вид раструба
  • 40 — диаметр прохода, измеряется в см
  • 25 — полезная длина изделия, измеряется в дм
  • 2 — номер ее группы по прочности

Тип ТБ

В таблице определены нормы загрузки ж/б труб, в случае, если будет привлечен стандартный грузовой автомобиль, с грузоподъемностью от 18 до 20 т, а также утвержденные ОАО «РЖД» ж/д нормы загрузки 1 полувагона.

Поставка труб типа ТБ осуществляется вместе с уплотнительными кольцами, сделанными из резины. Применение этих колец помогает значительно сократить временной промежуток, необходимый для монтажа конструкции, а так же полностью исключает дополнительные финансовые затраты, которые могли бы возникнуть при необходимости использования дополнительных материалов.

Также нельзя не отметить, что такие кольца значительно увеличивают герметичность труб. Установка колец проводится следующим образом: кольца монтируются на втулочное окончание трубы, вследствие чего, при последующей стыковке звена трубы, происходит защемление кольца, что в свою очередь и гарантирует максимальную герметичность трубопровода.

Ж/б трубы этого типа представляют собой эталон железобетонных изделий, поскольку:

  • При их изготовлении строго соблюдаются все последовательные этапы производственных работ.
  • В процессе изготовления этих конструкций применяется гранитный щебень, считающийся сырьем высочайшего качества.
  • Процесс монтажа проходит максимально легко и быстро, поскольку только при изготовлении этих труб проводится шлифовка внутренней стороны раструба, в совокупности с идеальной геометрией раструбного соединения.
  • Прочностные характеристики, установленные ГОСТом 6482-88, даже превышают нормы.
  • Эти трубы отличаются высокой производственной мощностью.
  • Поставка таких труб реализуется вместе с уплотнительными кольцами.
  • Вся производимая продукция имеет необходимые сертификаты.

Ж/б раструбные трубы принято разделять на 3 основные группы: безнапорные, напорные, а также трубы, используемы при строительстве дорог.
Безнапорные трубы используются главным образом для того, чтобы прокладывать подземные трубопроводы, основная цель которых заключается в транспортировке самотеком различных бытовых жидкостей и прочих сточных вод, а также жидкостей, использованных в производственных целях и не агрессивных к ж/б материалу.

Эти трубы применяются в различных областях. Так, их принято использовать в процессе установки ливневки во время возведения новых районов города, также эти трубы применяются при строительстве водосбросов и водоспусков на территориях, где расположены различные технопарки, логистические центры и промышленные предприятия. К числу основополагающих преимуществ таких труб относятся их невысокая стоимость (в сравнении с аналогами) при наличии высоких характеристик по прочности и отсутствия проблем в процессе проведения монтажных работ.

Процесс изготовления (видео)

Представленный тип ж/б труб обладает самой подходящей нормой загрузки, а именно 5 штук в одном авто, иногда возможно осуществить перевоз даже 6 штук в одном авто, что еще сильнее сказывается на повышении конкурентоспособности цены этой конструкции. Например, обычные ж/б трубы Т100.50-2 или трубы Т100.50-3 стандартно транспортируются не более чем по 2 штуки в одном авто. Ж/б трубы больших диаметров например, к ним относятся трубы ТБ 120.50-3, трубы ТБ 140.50-3, водопропускные трубы ТБ 160.50-3 транспортируются также не более, чем по две штуки в одном авто.

По стоимостному критерию, ж/б трубы также остаются лидерами среди прочих материалов, поскольку цена на них значительных ниже, чем у остальных уже на протяжении многих лет. Ощутимой эта ценовая разница становится при сравнении стоимости труб крупного диаметра от 600 мм и выше. В связи с этим, ж/б материал признан самым используемым в строительстве. А учитывая тот факт, что многие предприятия сегодня специализируются как раз на производстве железобетонных изделий, можно с уверенностью утверждать, что цена на ЖБИ никогда не будет завышенной.

Стандартные трубы, изготовленные из железобетона, рассчитаны на то, чтобы выдерживать большие нагрузки в процессе всего срока службы, который составляет 50 и более лет. А глубина прокладки этих труб зависит, в первую очередь, от степени армирования. Показатель по глубине при этом может достигать отметки до 6 м от верхней части трубы. Те железобетонные трубы, которые относятся ко 2 группе по степени нагрузки, могут быть допущены к использованию на глубине 4 м, а трубы, относящиеся к 3 группе до 6 м от верха трубы.

Сочетание бетона и жесткой арматуры позволяют этим трубам выступать в качестве прочной и надежной конструкции.
Также стоит отметить, что ж/б трубы не склонны к деформации и способны максимально долго сохранять прочность конструкции водопропускного сооружения. Именно поэтому в большинстве случаев проектные институты выбирают ж/б трубы в качестве материала для строительства водосбросов и водоспусков.

Удобство монтажа железобетонных труб. Трубы такого типа следует укладывать открытым способом. Технологии производства ж/б раструбных труб, применяющиеся на сегодняшний день, дают возможность производить продукцию, отвечающую всем требованиям современного рынка. Так, железобетонные трубы не подвержены деформации при транспортировке, обладают идеальной геометрией раструбных соединений, максимально комфортны в процессе монтажа. Сегодня многие производители предлагают приобрести продукцию в комплекте с уплотнительными кольцами, сделанными из резины.

Применение этих колец помогает значительно сократить временной промежуток, необходимый для монтажа конструкции, а так же полностью исключает дополнительные финансовые затраты, которые могли бы возникнуть при необходимости использования дополнительных материалов. Также нельзя не отметить, то эти кольца способствуют значительному увеличению герметичности труб.

Поставка ж/б труб осуществляется в максимально короткие сроки, поскольку они могут быть транспортированы как автомобильным, так и ж/д транспортом. Стоит отметить, что производство железобетонных труб налажено практически во всех регионах России, что также позволяет поставлять трубы максимально быстро. Такой масштаб производства обусловлен всеми теми преимуществами, которые характерны для ж/б труб, поскольку спрос на них постоянно растет.

Что касается ассортимента продукции, то на сегодняшний день выделяют несколько основополагающих методов, используемых при производстве раструбных труб. Так, раньше эти трубы было принято производить методом центрифугирования, однако сейчас все заводы по производству железобетонных изделий стремятся использовать метод вибропрессования. Эта технология позволяет производить максимальный объем продукции за 1 смену, при этом сохраняя показатели высокого качества.

Установка и монтаж сборных звеньев труб

Чтобы оставаться конкурентоспособными, все предприятия по производству железобетонных изделий стремятся к тому, чтобы постоянно внедрять в производственный процесс новые технологии и разработки. На сегодняшний день все бетонные трубы должны быть произведены по требованиям, установленным ГОСТ 6482-88. По этим требованиям, диаметр проходного отверстия водопропускной трубы должны составлять минимум 300 мм., максимум — 2 000 мм. Что касается длины конструкции, то, ориентируясь на имеющееся на предприятии оборудование, этот показатель должен варьироваться в пределах от 2,5 метров до 6,0 м.

* Радиальный пресс представляет собой оборудование современного типа, характеризующееся высокой производительностью и предназначенное для того, чтобы производить бетонные трубы с внутренним диаметром, варьирующимся в пределах от 300 мм до 1 200 мм и с длиной в 2,5 м.

Такой метод изготовления труб дает возможность производить большой объем продукции надлежащего качества, причем за максимально короткий срок.
Также стоит отметить, что производственные мощности предприятия, выступающего в роли производителя, способны удовлетворить потребности любого строительного проекта.

Читайте также:  Трубы из легированной стали гост

По несущей способности, ЖБИ безнапорные трубы можно разделить на 3 группы прочности:

  • 1 — конструкции, способные выдержать нагрузки, если грунт засыпан до 2 м до ее верхней точки;
  • 2 — конструкции, выдерживающие нагрузки, если грунт засыпан до 4 м до ее верхней точки;
  • 3 — конструкции, способные выдержать нагрузки в том случае, если грунт будет засыпан до 6 м от ее верхней точки;

Чтобы добиться увеличения несущей способности труб, необходимо изменить их армирование, оставив при этом габариты без изменений.

По установленным стандартам, маркировка ж/б труб должна включать в себя как буквы, так и числа, определяющие тип конструкции, например ТБ 100.50-3.
Маркировка трубы ТБ 100.50-3 расшифровывается следующим образом:

  • ТВ — вид раструба
  • 100 — диаметр прохода, измеряется в см
  • 50 — полезная длина изделия, измеряется в дм
  • 3 — номер ее группы по прочности

Тип ТВ

Поставка труб типа ТВ осуществляется вместе с уплотнительными кольцами, сделанными из резины. Применение этих колец помогает значительно сократить временной промежуток, необходимый для монтажа конструкции, а так же полностью исключает дополнительные финансовые затраты, которые могли бы возникнуть при необходимости использования дополнительных материалов.

Также нельзя не отметить, то уплотнительные кольца значительно увеличивают герметичность трубопровода. Установка колец проводится следующим образом: кольца монтируются на втулочное окончание железобетонной трубы, вследствие чего, при последующей стыковке звена трубы, происходит защемление кольца, что в свою очередь и гарантирует максимальную герметичность трубопровода.

Что же касается несущей способности труб, то по этому фактору трубы типа ТВ разделяют на 4 основные группы прочности:

  • 1 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 5 м до ее верхней точки;
  • 2 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 10 м от ее верхней точки;
  • 3 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 15 м от ее верхней точки;
  • 4 — конструкции, которые можно использовать, если грунт будет засыпан до 20 м от ее верхней точки.

Чтобы добиться увеличения несущей способности труб, необходимо изменить их армирование, оставив при этом габариты без изменений.

По установленным стандартам, маркировка ж/б труб должна включать в себя как буквы, так и числа, определяющие тип конструкции, например — ТВ 100.50-3.

Как расшифровать тип трубы, пример: ТВ 100.50-3:

  • ТВ — вид раструба
  • 100 — диаметр прохода, измеряется в см
  • 50 — полезная длина трубы, измеряется в дм
  • 3 — номер ее группы по прочности

Таблицы характеристик, размеры, марки, объемы, вес и цены:

ЖБ Трубы

Наименование Размеры, мм. Марка бетона Объем бетона, м3 Масса, тонн Кол-во в машине (20т), шт D L t Трубы железобетонные безнапорные ТС 40.25-2 400 2500 60 300 0,24 0,541 32 ТС 40.25-3 400 2500 60 300 0,24 0,541 32 ТС 40.50-2 400 5000 60 300 0,38 0,95 12 ТБ 50.50 500 5000 60 300 0,56 1,40 10 ТС 60.25-2 600 2500 65 300 0,40 0,97 16 ТС 60.25-3 600 2500 65 300 0,40 0,97 16 Т 60.50-2 600 5000 65 300 0,66 1,65 8 ТС 80.25-2 800 2500 65 300 0,76 1,767 11 ТС 80.25-3 800 2500 65 300 0,76 1,767 11 ТБ 80.50 800 5000 65 300 1,26 3,15 6 ТБ 100.50 1000 5000 75 300 1,95 4,88 4 ТБ 120.50 1200 5000 85 300 2,27 5,68 4 ТС 120.30-2 1200 3000 85 300 1,70 4,158 4 ТС 120.30-3 1200 3000 85 300 1,70 4,158 4 Тфи 140.50-2 1400 5000 90 400 2,61 6,53 2 Тс 240.20-4 2400 2000 100 400 4,82 12,05 2

ЖБ трубы напорные виброгидропрессованные

ТН-60-ІІ 600 5000 65 500 0,66 1,65 8 ТН-60-ІІІ 600 5000 65 500 0,66 1,65 8 ТН-80-ІІ 800 5000 65 500 1,26 3,15 6 ТН-80-ІІІ 800 5000 65 500 1,26 3,15 6 ТН-100-ІІ 1000 5000 75 500 1,95 4,88 4 ТН-100-ІІІ 1000 5000 75 500 1,95 4,88 4 ТН-120-ІІ 1200 5000 85 500 2,27 5,68 4 ТН-120-ІІІ 1200 5000 85 500 2,27 5,68 4

Звенья труб как центральный элемент конструкции водопропускных сооружений

В процессе прокладки ж/д путей и автодорог нередко возникает необходимость того, чтобы пропустить под насыпью небольшой водный объект — ручей или даже речку. Для реализации таких целей применяются специально разработанные водопропускные сооружения, которые состоят из звеньев железобетонных труб и конструкций.
Процесс сбора таких сооружений осуществляется еще до начала отсыпки фундамента под дорожное полотно.

Назначение:

Во многих районах РФ в процессе отсыпки балластной призмы ж/д путей или автодорог, требуется установить водопропускные сооружения, которые способствовали бы сохранению природных водоемов страны. И в этом случае крайне важно, чтобы образовавшийся направленный водяной поток не оказывал негативного воздействия на насыпь под дорогу.

Конструкция водопропускных сооружений состоит из:

  • ж/б звеньев труб;
  • оголовков, которые в свою очередь также состоят из ряда элементов. В первую очередь, это фундаментные блоки и плиты, а также стенки, которые и составляют основу П – образного портала, способствующего защите насыпи от размывания и прочего негативного влияния различных факторов.

Диаметр звеньев в первую очередь зависит от того, какова мощность водного потока.

Последовательность сборки конструкции

Процесс сбора водопропускных сооружений осуществляется еще до начала отсыпки фундамента под дорожное полотно, но уже после отведения природного водного потока в сторону от того места, где будут проводиться основные работы.
На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность действий:

  1. Образование котлована;
  2. Устройство подготовки под конструкции;
  3. Процесс сбора конструкции водопропускного сооружения;
  4. Проведение гидроизоляционных работ;
  5. Завершение работ.

При этом, одним из самых важных этапов признан именно 3 этап, а в частности – устройство швов конструкции.

Процесс выполнения этих швов состоит из двух этапов:

  • снаружи проводится забивание в них 2-х жгутов пакли
  • после, образованные между жгутами и поверхностью трубы пазухи заделываются как снаружи, так и внутри.

Процесс соединения звеньев труб требует тщательного контроля со стороны инженерно-технических работников, поскольку некорректно проведенная работа в дальнейшем может привести к серьезным проблемам.

Прямоугольные звенья труб

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
3П 8.100 1000 1740 2400 6
3П 11.100 1000 2260 2500 4
3П 12.100 1000 2320 2680 3
3П 17.100 1000 3400 3140 2
3П 18.100 1000 3460 3320 2
3П 19.100 1000 4360 3060 2
3П 20.100 1000 4429 3100 2
3П 21.100 1000 4600 3300 1
3П 21.75 750 4600 3300 1

Трубные оголовки

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
ОП-6 (d=900мм) 6000 300 2000 4
ОП-8 (d=1250мм) 6000 300 2000 5
ОП-10 (d=1540мм) 6000 300 2000 5
ОП-8А (d=1000/1250мм) 6000 300 2000 5
ОП-10А (d=1200/1540мм) 6000 300 2000 5

Круглые звенья

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L D t
3К 4.100 1000 1000 120 16
3К 5.100 1000 1250 120 14
3К 9.100 1000 1500 160 7
3К 10.100 1000 1500 220 7
3К 9.100 л/а 1000 1500 160 7

Круглые звенья с плоской основой для укладки

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L D b
3КП 2.150 1500 1000 120 10
3КП 6.150 1500 1500 160 6
3КП 15.150 1500 1000 100 10
3КП 17.150 1500 1500 140 4

Без всякого преувеличения можно утверждать, что состояние дорог в России на сегодняшний день находится в кризисном положении. Так, протяженность тех дорожных участков, которые не отвечают установленным нормативам по транспортно — эксплуатационному состоянию, составляет более 76% от совокупной протяженности дорог РФ. Также стоит отметить, что автодороги в 2 раза чаще выводятся из эксплуатации, чем вводятся новые.

Также увеличивается и процентное соотношение по протяженности дорог федерального значения, которые работают в режиме постоянной перегрузки – сегодня таких дорог насчитывается до 28,8% от общего числа. Такое отклонение от норм по загрузке дорог приводит вдобавок и к увеличению затрат на автоперевозки (минимум на 20-30%). Такая ситуация абсолютно недопустима, особенно принимая во внимание тот факт, что большинство международных перевозок также осуществляется по дорожным сетям федерального значения.

Единственный выход, применимый в такой ситуации – реконструкция и модернизация тех автодорог, что уже практически изношены, с последующим их расширением и увеличением количества полос. Однако проблема заключается в том, что применяемые на сегодняшний день традиционные технологии строительства не предоставляют возможность быстро реконструировать даже самые проблемные дороги, поскольку выполнение работ напрямую зависит от погодных условий.

Именно поэтому строительство дорог в России представляет собой сезонную работу, которую невозможно ускорить. В то же время, и длительность теплых периодов крайне невелика, особенно в некоторых регионах страны, что еще сильнее сокращает возможность быстрой реконструкции проблемных дорог.

Читайте также:  Провод для обогрева водопроводных труб в самаре

Однако сезонность работ – не единственная проблема, присущая современным технологиям строительства и реконструкции (рис. 1). Например, чтобы увеличить ширину проезжей части дороги, необходимо организовать 1 или 2-х стороннее уширение земляных насыпей. При этом высока вероятность возникновения необходимости в последующей реконструкции системы водоотведения, вдобавок может произойти оползание насыпей, возникающее в связи с неправильным технологическим подходом.

Не вызывает никаких сомнений и тот факт, что чтобы проблема повышенной загруженности и износа дорог в России была решена, требуется использовать совершенно иные технологии строительства и модернизации, а также применять новые современные строительные материалы. В связи с этим, авторами данной статьи предлагается изучить альтернативный подход к реконструкции автодорог, которая заключается в применении специально изготовленных сборных ж/б элементов. А суть альтернативного варианта строительства заключается в дополнительной установке полумостов с двух сторон от имеющейся насыпи, которые будут выполнены из ж/б конструкций (рис. 2).

Для строительства этих полумостов требуется использовать следующие «дорожные» конструкции: балки, плиты и стойки. Дорожные плиты следует укладывать на балки, которые уже должны будут находиться в перпендикулярном положении относительно автодорожной оси. При этом для одного конца балки опорой служат монолитные ж/б буронабивные сваи, а для другого конца – дорожные стойки. Также следует учитывать, что балки могут иметь различную длину, в зависимости от того, сколько полос необходимо для конкретной автодороги.

Авторами статьи предлагается проводить реконструкцию дорог, используя поточный метод, при этом все же некоторые виды работ реализовывать, опираясь и на время года и на свойства тех материалов, что используются в конкретном случае. Например, установка буронабивных ж/б свай должна проводиться исключительно в теплый период, потому что бетонная смесь становится прочной только от температуры выше 0 градусов. А проведение монтажа сборных ж/б конструкций, наоборот, абсолютно не привязано к температурным показателям и беспроблемно проводится даже зимой.

Поэтому, при грамотном распределении всех работ в течение года, может быть достигнута необходимая равномерность рабочего процесса, которая в итоге позволит в несколько раз сократить сроки проведения реконструкции автомобильных дорог. Также появится возможность в одно и то же время проводить несколько видов работ, если это позволит техника безопасности.

Проведенные исследования, опирающиеся на применение сборных ж/б конструкций выступают в качестве продолжения исследований, связанных с разработкой методов строительства автодорог эстакадного типа из сборных ж/б конструкций [1, 2]. В случае практического применения результатов этих исследований возможно возникновение нового импульса, необходимого современному строительству автодорог в России, поскольку описанная технология дает возможность в максимальном объеме использовать имеющийся на сегодняшний день промышленный потенциал страны.

Диафрагмы труб

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
ДП-12 (d=1460/1780мм) 2400 250 2700 7
ДП-14 (d=1760/2080мм) 2400 300 2900 5

Окрылки труб

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
ОГ-18 3000 1100 1800 7
ОГ-33 2000 1600 3300 4
ОГ-28 2000 1400 2800 5

Диафрагмы оголовков

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
ДР-8 (d=1000мм) 1800 350 2200 9
ДР-10 (d=1240мм) 1800 350 2700 8
ДР-12 (d=1460мм) 2400 350 2700 6
ДР-14 (d=1760мм) 2400 400 3300 5

Стенки откосные

Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
СТ-1 3610 300 1890 5
СТ-2 4150 300 2770 3
Наименование Размеры, мм. Кол-во в машине (20т), шт
L B H
СТ-3 2790 300 1750 7
СТ-4 2270 300 1850 8
СТ-5 2470 300 2200 6
СТ-6 2790 300 2700 5

Портальные стенки

Габаритная ж/б плита, имеющая отверстие круглой формы. Благодаря портальным стенкам с характерными загнутыми краями, плита надлежащим образом закрепляется в грунтах насыпи. Также края этих стенок дают возможность укрепиться и краям насыпи, поскольку они предотвращают обвал грунта. Основой трубы выступают звенья круглой формы, обладающие водопропускной способностью, а в качестве укрепления оголовка выступает портальная стенка.

Такая конструкция признана универсальной, поэтому они используются повсеместно, даже в районах Крайнего Севера. Главной целью этих труб выступает беспроблемный пропуск талых и ливневых водных потоков, содержащих в себе различные частицы. Под насыпями авто и ж/д дорог и под маленькими мостами в тех районах, где преобладают равнины, также используются трубы исключительно круглой формы. Нередко, насыпь обладает высотой в 20 м и более, по этой причине портальные стенки обязаны выдерживать сильнейшее давление со стороны грунтов, в совокупности с различными колебаниями и вибрациями от постоянного движения транспорта.

Применение:

Сравнив характеристики сборного железобетона с монолитом, сразу становится понятно, насколько целесообразнее использовать именно железобетон. Помимо того, что он выгоднее с экономической точки зрения, надежность ж/б стенок в совокупности с быстротой и удобством монтажа позволяют этой конструкции оставаться лидером на рынке уже более 30 лет. Также стоит отметить, что в процессе получения сертификата качества, ж/б портальные стенки в обязательном порядке тестируются по таким показателям, как прочность и жесткость. Отметим, что технологический процесс производства ж/б конструкций и материалов активно развивается, и на сегодняшний день ЖБК занимаются изготовлением портальных стенок СТ 8, которые отличаются усовершенствованными параметрами.

Значительный вес портальной стенки, который составляет 1600 кг, не дает возможность ей сдвигаться в стороны, а также обеспечивает ударостойкость, защиту от прочих вибраций и колебаний.

Для того, чтобы выходы водопропускных труб были максимально защищены, необходима установка откосных стенок по бокам портальной, которые после установки следует тщательно закрепить.

Производственный процесс изготовления

Что же касается производства этих стенок, то они стандартно выпускаются методом вибролитья . Этот метод производства на сегодняшний день характерен для многих железобетонных изделий. Армирование стенок проводится с помощью стальных каркасов и сеток A-I, Ac-II, A-II, A-III. Каждое арматурное включение в обязательном порядке следует покрыть защитным слоем, помогающим бороться с коррозией.

Если эта технология будет соблюдена, то и стенка станет значительно прочнее, что в итоге отразится на сроке ее эксплуатации. Портальные стенки дают возможность трубе выровняться по рельефу местности. Помимо этого, стенка перенимает на себя значительное давление от грунта и прочие нагрузки. Для того, чтобы стенки СТ 8 прослужили максимально долго, основным материалов для их изготовления выступает бетон высокой прочности.

Чаще всего в качестве такого бетона выступает гидротехнический бетон, поскольку он превосходно переносит все погодные сложности, возникающие на территории России. Так, начальной морозостойкостью бетона портальных стенок принято считать F200-F300, что дает им возможность быть максимально устойчивыми к затяжным заморозкам и длительному периоду оттаивания, что характерно для климатических зон средней полосы России.

При производстве бетонных изделий, материал в обязательном порядке гидрофобизируется . В процессе эксплуатации, на стенки будет направлен бесперебойный водный поток, который будет содержать в себе такие частицы, как, например, песок, поэтому крайне важно, чтобы стенки обладали максимально гладкой поверхностью. В качестве наименьшего допустимого показателя по водонепроницаемости выступает показатель W6.

Такой бетон должен быть крайне устойчив к таким естественным процессам, как, например, загнивание. Чтобы стенку было удобно поднимать и монтировать, в ней предусмотрено наличие специальных петель для монтажа.

Чтобы гарантировать реальную способность стенок воспринимать обещанные нагрузки, периодически организовываются индивидуально разработанные испытания, оценивающие изделие в первую очередь на прочность. Только после того, как они будут пройдены, разработчики смогут получить сертификаты качества и прочие документы, подтверждающие надежность конструкции.

Маркировка изделия

Обозначение портальной стенки предельно просто расшифровывается – в него входят наименование изделия и его типоразмер. Чтобы расшифровать типоразмер, потребуется серия изделия. Также на портальной стенке можно найти данные о массе конструкции и прочих характеристиках.

Оценка качества конструкции

Чтобы строительство дорог проходило на высоком уровне, перед началом работ обязательно следует провести тщательный осмотр всех изделий, которые будут задействованы в процессе строительства. Во время осмотра могут быть установлены такие дефекты, как:

  • Наличие трещин на поверхности изделия;
  • Наличие большого количества наплывов и сколов на бетоне;

Также отметим, что во время окончательного приема стенок в работу, снова проверяются такие факторы, как:

  • прочность бетона;
  • толщина бетонного защитного слоя;

Что же касается используемых в строительстве элементов водоотвода круглой формы, то они также должны иметь паспорт, содержащий в себе основную информацию, такую как:

  • дата изготовления ж/б блоков;
  • наименование и марка цемента;
  • наименование тех добавок, что использовались в процессе изготовления бетона;

Источник

Adblock
detector