Меню

Из чего сделаны духовые трубы

Из чего сделаны духовые трубы

Из чего делают трубы

Вы, конечно, обратили внимание на то, что беседуем мы о деревянных и медных инструментах, а глава почему-то называется «Серебряные трубы». Может быть, это всего лишь метафора? Нет. Некоторые трубы действительно иногда делают из серебра. Вообще материалы духовых инструментов заслуживают более подробного разговора.

Деление на деревянные и медные инструменты сейчас можно считать чисто условным, оно выражает не столько то, из чего сделана та или иная труба, сколько способ извлечения звука и механическую систему инструмента.


Кларнет

Все свистковые и язычковые трубы с отверстиями в стенках называются деревянными. В старину эти инструменты делались в основном из дерева, поэтому родовое название сохранилось до сих пор. Однако уже давно их изготовляют из многих других материалов. Звучание деревянных духовых вообще мало зависит от того, из чего именно их делают мастера.

Дело в том, что материал почти не влияет на тембр и силу звучания деревянного духового инструмента. Вы уже знаете, что этого никак нельзя сказать, например, о гитаре. Там тембр и громкость как раз определяются материалом, и вовсе не безразлично, сделана верхняя дека из обычной фанеры или из резонансной ели, а нижняя — из простого дерева или благородного палисандра. А тут при выборе материала старые мастера чаще руководствовались соображениями красоты инструмента, открывая для себя широкий простор для исканий. Флейты, например, делали из хрусталя, слоновой кости, фарфора, серебра.


Английский рожок

Правда, некоторые музыканты считают, что ценные металлы все-таки придают тембру инструмента какой-то оттенок. Мол, флейта из серебра делает звук более полным, из золота — мягким, из платины — глубоким. Но эти отличия если и есть, то заметны они в основном лишь самим музыкантам с их утонченным слухом, а большинство любителей музыки либо вовсе не различает тембры двух одинаковых, но сделанных из разных материалов инструментов, либо различает с большим трудом, да и то если их специально попросят вслушаться и заметить разницу. Поэтому вполне резонным кажется вопрос: стоит ли делать столь дорогие инструменты, если результат несоизмерим с затратами? Я и сам не раз задавал его музыкантам, и мне приходилось довольствоваться ответом, что все дело в том самом необъяснимом «чуть-чуть», которое так важно в искусстве вообще и в музыке в частности.


Гобой

Однажды был проделан курьезный опыт. Взяли кусок резинового шланга, толщиной стенок и другими размерами соответствующий трубе кларнета, проделали в нем отверстия, приладили кларнетный мундштук и. В общем, вы уже догадались, чем кончился опыт: звучание импровизированного инструмента было очень похоже на звучание настоящего кларнета.

Но это не более чем любопытный факт. А серийные деревянные духовые инструменты в наши дни делаются из недорогих металлов, эбонита, специальных пластмасс, иногда и из своего исконного материала — дерева.


Валторна

Почему же материалы деревянных духовых не влияют на тембр или влияют столь неуловимо? Объяснение простое: стенки инструмента относительно массивны, им почти не передаются колебания воздушного столба. И если тонкие деки хорошей гитары тотчас откликаются на любые колебания струн, то корпус деревянного духового инструмента хранит спокойствие, что бы там ни происходило с воздухом внутри него.

Но что же все-таки определяет тембр разных деревянных духовых инструментов? Прежде всего форма их канала, а значит, и форма воздушного столба. Канал может быть цилиндрическим, коническим, разными бывают соотношения диаметра и длины. Влияет на тембр форма и размеры боковых отверстий и в какой-то степени форма раструба инструмента. Именно в какой-то степени, потому что чаще всего звучащая часть воздушного столба просто не доходит до раструба. И только когда закрыты все боковые отверстия или открыты всего одно-два самых близких к раструбу, он может не слишком значительно влиять на тембр. А поскольку самые низкие звуки деревянных духовых вообще в музыке употребляются редко, так как звучат они глуховато, можно считать, что раструб — деталь чисто традиционная. Это подтверждено акустическими опытами: инструменты, у которых были удалены раструбы, звучали не хуже нормальных почти во всем диапазоне, и только нижняя граница их звукоряда отличалась тембром, а самый низкий звук, получаемый при всех закрытых боковых отверстиях, отличался еще и высотой, потому что раструб как-никак составляет часть общей длины трубы. Флейта вообще обходится без всякого раструба, фагот тоже не расширяется к противоположному от губ исполнителя концу, этот конец лишь оформлен колечком из кости или пластмассы.

Читайте также:  Хомуты для медных труб металлические


Тромбон

А вот у медных духовых форма раструба существенно влияет на тембр. Это и понятно: никаких боковых отверстий у медных труб нет, поэтому граница между звучащим внутри инструмента воздушным столбом и наружным воздухом всегда находится в области раструба. И еще одно отличие от деревянных инструментов: стенки у медных относительно тонкие, они отзываются на колебания столба воздуха и участвуют в формировании тембра. И если сделать трубу из серебра, а не из латуни, как обычно, разница в звучании будет заметна даже немузыканту. Нельзя сказать, что такая труба должна звучать лучше латунной только потому, что сделана из серебра. Нет, просто она дает тембр иного характера. Используются и другие металлы, вернее сплавы, а реже всего как раз чистая красная медь.

Как и в деревянных духовых, форма канала тоже участвует в образовании тембра. У тромбона и фанфары, например, трубка почти по всей длине цилиндрическая, то есть имеет один и тот же диаметр, и только ближе к раструбу начинает расширяться. А у альта, тенора, баритона — коническая, она от мундштука к раструбу все время расширяется.

Разный подбор компонентов, влияющих на тембр, всегда дает и разные результаты. Возьмем, например, валторну. Вы знаете, конечно, ее своеобразное звучание. Чем оно объясняется? Очень длинной тонкой трубкой — если ее выпрямить да еще добавить все три дополнительные трубки, выйдет около пяти метров. Причем примерно до середины трубка цилиндрическая, потом начинает плавно расширяться, а к концу резко переходит в широкий раструб. Во всем другом валторна схожа с остальными медными инструментами — тот же материал, те же вентили, мундштук хоть и несколько другой по форме, но в основе тот же самый.

Есть среди духовых инструментов один совершенно необычный и по звучанию, и с точки зрения классификации. Мундштук у него язычковый, точно такой же, как у кларнета. Инструмент имеет боковые отверстия, как у всех деревянных, и механическая система такая же, как у деревянных, отличается эта клапанная механика лишь в деталях, а не в принципе. Поэтому и относится инструмент к деревянным. Между тем он никогда не делался, да и не мог делаться из дерева, а сразу был выполнен в металле. Это саксофон, сконструированный бельгийским мастером Адольфом Саксом в 1841 году. В названии инструмента увековечено имя его изобретателя.

Ни одно изобретение не рождается на абсолютно пустом месте. Саксофон тоже появился не в результате случайного и неожиданного озарения, как иногда считают. Если бы не было всей предыдущей работы мастера по совершенствованию духовых инструментов, вряд ли возникла бы у него идея сделать саксофон. А как это было, мы сейчас узнаем, только начнем издалека.

Читайте также:  Трубы для дымохода для кровли из металлочерепицы

Источник

Труба

Большинство представителей медной духовой группы имеют немузыкальное происхождение. Они нужны были людям для подачи сигналов во время охоты, приближения опасности, для сбора военных походов. Труба – не исключение. Но с начала XVII века она вошла в состав оркестра, звучит в симфонической, джазовой музыке, а также соло.

Устройство трубы

Принцип звучания духовых музыкальных инструментов заключается в вибрациях и колебаниях воздушного столба внутри трубки. Чем она длиннее, тем больше возможностей дает музыканту. У трубы она имеет длину до 150 сантиметров, но из соображений компактности изгибается дважды, уменьшая длину инструмента до 50 см.

Трубка имеет форму цилиндра с диаметром чуть более сантиметра, постепенно она расширяется, переходя в раструб. Технология изготовления сложная. Важно правильно рассчитать степень расширения раструба так, чтобы он соответствовал длине основного канала.

Интересно, что в мире существует самая длинная труба с длиной 32 метра и диаметром раструба более 5 метров. Понятно, что играть на ней человек не сможет. Воздух поставляется в канал при помощи компрессора.

Инструмент состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. Но это примитивное и далеко не полное представление об инструменте. На самом деле важных составляющих в нем больше. В числе деталей:

  • мундштучная трубка – соединяет амбушюр с основным каналом;
  • первая, вторая, третья и настроечная кроны – при помощи кроны общего строя и ее выдвижения происходит настраивание инструмента, остальные используются для технического обслуживания;
  • вентили – система клапанов, при закрывании которых происходит изменение звукового эффекта;
  • сливной клапан – техническое приспособление, не участвующее в звукоизвлечении.

Трубки и составляющие инструмента изготавливают преимущественно из меди и медных сплавов, блеск корпусу придает лаковое, никелевое или серебряное покрытие.

История инструмента

Духовые инструменты появились задолго до изобретения мелодических. Известно, что люди научились трубить за три века до нашей эры. В античном Египте существовала особая технология, по которой трубы могли изготавливаться из цельного листа металла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены трубы, изготовленные из дерева и раковин. А в гробнице Тутанхамона обнаружены инструменты из серебра и бронзы.

В Средневековье все войска были укомплектованы трубачами, их главной задачей была передача приказов командования подразделениям армии. В перерывах между войнами инструмент использовался для привлечения внимания зрителей на рыцарских турнирах и на праздниках. Его звук оповещал жителей городов о прибытии важных персон или необходимости собраться на площади для оглашения указов.

В эпоху барокко начинается расцвет европейской академической музыки. Звучание трубы впервые включается в оркестры. Несмотря на то, что инструмент позволял извлекать только диатонический звукоряд, появились музыканты, которые виртуозно владели техникой за счет изменения положения губ.

Но в конце XVIII веке происходит расцвет струнных и мелодических инструментов, а ограниченная в исполнительских возможностях труба уходит на второй план в оркестре. Она снова начинает активно звучать только ближе к середине XIX века. К этому времени мастера усовершенствовали конструкцию, внедрив в нее систему вентилей из трех клапанов. Они расширили возможности инструмента, позволив ему менять звукоряд, понижая звук на тон, полутон и полтора тона. Труба получила возможность извлекать хроматический звукоряд, а после ряда улучшения устройства была решена проблема беглости и изменения тембра.

История духового медного музыкального инструмента знает множество выдающихся трубачей. В их числе Морис Андре, признанный «трубачом XX столетия». Он относился к трубе, как к одному из главных концертных инструментов, преподавал в Парижской консерватории, записал более 200 дисков. Среди других известных трубачей Луи Армстронг, Фредди Хаббард, Сергей Накаряков, Артуро Сандоваль.

Читайте также:  Устройства канализационных труб в квартире

Строй, диапазон, регистры

Основной в оркестре является труба в строе «Си-Бемоль» – «До». Ноты пишут в скрипичном ключе на тон выше реального звучания. В нижнем регистре инструмент издает мрачный звук, в среднем – мягкий (piano), воинственный, настойчивый (forte). В высоком регистре труба призывает слушателя звонким, светлым звуком.

В среднем регистре труба проявляет замечательные пассажные возможности, благодаря технической подвижности позволяет составлять арпеджио.

В Европе и Америке наибольшее распространение нашел «аналог» этого инструмента в строе «До». Западные музыканты находят множество преимуществ его использования, легкость звукоизвлечения в верхнем регистре и возможность реализовать диапазон от «Ми» малой октавы до «До» третьей.

Разновидности трубы

Реже используются другие типы труб:

  • альтовая – разновидность применяется для произведения звуков низкого регистра, строй «Соль», часто в симфоническом оркестре этот вид заменяет флюгельгорн;
  • пикколо – усовершенствованная модель с дополнительным клапаном, настраивается в «Соль» или «Ля», имеет маленький мундштук;
  • басовая – настраивается в «Си», но способна звучать на октаву ниже, чем у обычной трубы.

В современных симфонических оркестрах басовая труба почти не применяется, ее заменяет тромбон.

Техника игры

Исполнитель удерживает инструмент левой рукой, правой воздействует на вентильную систему. Чтобы научиться игре, нужно понимать, что извлечение гармоник происходит за счет амбушюра, то есть изменения положения губ, языка, лицевых мышц. Губы во время звукоизвлечения приобретают определенную жесткость, становятся напряженными. В процессе музыкант понижает звук при помощи вентилей.

За счет того, что расход дыхания во время исполнения музыки на трубе небольшой, инструмент позволяет выполнять различные техники, пассажи, арпеджио. В среднем регистре реализуются блестящие стаккатные вариации.

Профессионалы активно используют специальные приспособления, которые называются сурдинами и вставляются в раструб. В зависимости от того, какую форму имеет сурдина, звучать труба будет тише или громче. Так в джазе чаще всего применяют «грибок», который делает звук мягким, бархатным.

Использование трубы

Большой оркестровый инструмент применяется в музыке для придания ей драматического характера, для создания напряжения. Звук получается довольно выразительным, даже если звучит тихо. Поэтому труба в композициях представляет героические образы.

В наше время трубачи могут выступать сольно, а могут составлять целые оркестры. В 2006 году в боливийском Оруро выступил ансамбль из 1166 трубачей. Он внесен в музыкальную историю, как самый многочисленный.

Инструмент используется в различных музыкальных жанрах. Он бессменный участник джазового, симфонического и духового оркестра, его звуки обязательно сопровождают военные парады.

Известные трубачи

Самыми знаменитыми стали музыканты, владеющие блестящей техникой. В числе виртуозов, посвятивших свою жизнь продвижению инструмента, Артуро Сандавал, который изучал его с 12 лет и в течение жизни получил 10 премий Грэмми.

Американский трубач Кларк Терри оставил свой след в джазовой культуре. Он выступал по всему миру, давал бесплатные уроки, обладал уникальной техникой и виртуозностью.

В 1955 году на аукционе Кристис была продана труба еще одной джазовой легенды – Диззи Гиллепси. Знаменитый инструмент имел название торговой марки «Мартин Комитет» и была продана за 55 тысяч долларов.

Всем известна история парня из бедной нью-йоркской семьи Луи Армстронга. Его судьба была сложной, будучи подростком он совершал преступления, воровал и мог бы провести всю жизнь за решеткой. Но однажды у исправительном учреждении услышал трубу и увлекся изучением инструмента. Его первыми концертами были уличные выступления, но очень скоро Армстронг стал одним из самых знаменитых исполнителей, отличающийся сияющей техникой. Луи Армстронг подарил миру уникальное музыкальное джазовое наследие.

Источник

Adblock
detector