Меню

История трубы в россии

История трубопроводов: от Менделеева до ВСТО

Человек увидел преимущество трубы в глубокой древности. Можно сказать, что еще десятки тысяч лет назад люди нашли применение трубчатым растениям, чтобы, к примеру, подводить к жилищам воду, делать стоки, пить воду через соломинку или плеваться отравленными колючками.

Уже древние египтяне имели развитое производство керамических труб. Их вставляли одну в другую и так создавали длинные конструкции, которые могли служить либо водоводами, либо сточной системой.

В Европе и России в древности научились делать трубы из стволов деревьев. Самым простым способом было расщепление ствола на две половинки, выдалбливание середины и последующее соединение с помощью смолы. Эта технология пережила века: в наше время находят трубы, которые делали 150 лет назад из древесных реек, смолы и проволочной оплетки. Они до сих пор могут служить людям.

Но такие трубы хороши только до тех пор, пока вода в них идет самотеком, под действием силы тяжести. А вот если вы начинаете качать воду или пропускать ее с большим перепадом высоты, такие трубы оказываются непригодными. Потребовались десятилетия, чтобы инженеры осознали причины проблемы и нашли пути ее решения.

Бочки и кружки

В середине XVII века проблема труб, выдерживающих высокое давление, появилась в связи с развитием садово-паркового искусства. Стали создаваться насосные станции, которые поднимали воду, и трубопроводы, по которым вода опускалась со значительными перепадами высот. Все отмечали, что в этом случае вода идет очень сильной струей. Но часто вода прорывала соединения труб или даже разрывала сами трубы, хотя их сечение было совсем небольшим.

В 1644 году итальянец Эванджелиста Торричелли опубликовал закон, описывающий зависимость скорости вытекания воды от давления, получивший его имя. Чем больше давление, тем быстрее будет вытекать вода. По сути, он положил начало науке — гидравлике. Следующий шаг, объяснивший, почему рвались трубы, сделал француз Блез Паскаль, который в 1648 году взял крепкую бочку, полную воды, вставил в нее тонкую стеклянную трубку высотой до второго этажа и стал заполнять трубку из небольшой кружки. На удивление, вскоре бочку разорвало.

Паскаль понял, что самое главное — это перепад давления в системе, а не диаметр стеклянной трубки. Открытия Торричелли и Паскаля лежат в основе всей современной гидравлики, например, в любой автомашине несколько метров трубопроводов, по которым поступает бензин, гидравлические жидкости, антифриз. Трубы в тракторах, кораблях и самолетах, водо-, нефте- и газопроводах.

По трубопроводам подается в наши дома вода и природный газ. Многие виды промышленного производства, например химическое, это сплошной клубок труб и трубочек. И о каждой разновидности можно рассказывать очень долго. Самыми крупными трубопроводами в мире являются так называемые магистральные: по ним идет подача нефти или газа на значительные расстояния от места добычи до места, где начнется переработка сырья и его практическое использование.

Первые трубопроводы

Строго говоря, по магистральным трубопроводам можно перекачивать не только нефть. Дефицит воды уже привел к тому, что появились магистральные водопроводы, и можно быть уверенными, что их количество будет только расти. Но основные особенности и принципы создания этих самых протяженных сооружений на планете остаются одними и теми же.

У трубопровода по сравнению с цистерной или газовым баллоном есть несомненное преимущество —непрерывность подачи продукта, но есть и свои слабости. Например, чтобы ускорить транспортировку нефти через трубопровод, нужно повысить давление. При этом чем меньше диаметр трубы, тем большее значение имеет вязкость жидкости, которую перекачивают, и то, насколько она липкая по отношению к стенкам этой трубы. Поэтому сопротивление перекачке в маленькой трубе будет много больше, чем в трубе большого диаметра. Но чем больше будет диаметр трубы при одинаковой толщине стенки, тем больше шансов, что она лопнет. Поэтому первые трубопроводы были достаточно скромного диаметра.

Читайте также:  Соотношение диаметра трубы в печах

Например, первый в России нефтепровод, построенный в 1878 году по проекту выдающегося инженера Владимира Шухова, имел диаметр 75 мм. А в 1906 году в России был запущен нефтепровод Баку ¾ Батуми длиной 833 км. Этот трубопровод был построен из труб с внутренним диаметром уже 200 мм. И тем не менее трубопроводы не могли тогда еще составить конкуренцию перевозке нефти по железной дороге или по морю. В 1913 году по батумскому нефтепроводу перекачивалось всего 5-6% всей нефти, которая шла из этого региона. Просто потому, что потребление нефти было еще сравнительно невысоким.

Большой нефтяной рывок

Первая мировая война сделала нефть самым перспективным видом топлива. На глазах рос мировой автомобильный парк. Особые взгляды устремляли на бензин и дизельное топливо военные: все помнили слова французского генерала Фоша по поводу Версальского мира — «перемирие на двадцать лет». Поэтому системы бесперебойных поставок приобретали особое значение.

В 1926 году был проложен первый нефтепровод в Южной Америке. В 1925 году советские инженеры построили вторую ветку нефтепровода Баку — Батуми длиной 834 км, а спустя несколько лет ¾ нефтепровод Грозный ¾ Туапсе протяженностью 650 км. Диаметр труб увеличился до 250 мм, насосные станции стояли примерно через каждые 70 км.

Однако СССР значительно уступал тем же США по длине своих трубопроводов и объемам перекачки нефти. Перед началом Второй мировой войны общая длина трубопроводов в СССР составляла чуть больше 4000 км. При этом в годы войны США проложили продуктопроводы из штата Техас на северо-восток длиной более 2000 км каждый. В 1944 году был построен магистральный газопровод Tennessee длиной 3300 км. Наступало время сверхдлинных трубопроводных магистралей.

К шестидесятым годам ХХ века диаметр трубопроводов значительно вырос, например, знаменитый нефтепровод «Дружба», сданный в эксплуатацию в 1964 году, был собран из труб диаметром 1200 мм. По нему пошла нефть из Татарстана и Поволжья в Польшу, Чехословакию, Венгрию и Германскую Демократическую Республику.

Ученые разрабатывали новые способы не только изготовления труб, но и их защиты от коррозии и уменьшения трения нефти о внутренние стенки. В частности, внутреннюю поверхность труб стали покрывать пластиком, который нефть плохо смачивает. В результате ее трение о стенки трубы заметно снижалось, а значит, снижались и расходы энергии на ее перекачку.

Проблемы и решения

Строительство трубопроводов продолжается и в России, и во всем мире. Совершенствуются технологии: в соревновании различных методов изготовления труб большого диаметра победила технология изготовления сварных труб из одного листа с формированием одного, продольного шва. Сейчас качество швов столь высоко, что прочность на разрыв шовного соединения всего на 10-15% меньше, чем собственно стенки трубы.

Если раньше Россия вынуждена была закупать импортные трубы большого диаметра, то с запуском в рабочий режим новейшего производства «Высота 239» на Челябинском трубопрокатном заводе этот вопрос был решен.. Сегодня работа есть для всех российских трубных производителей. Ведь несмотря на то, что Россия продолжает строить крупные экспортные трубопроводы, такие как Восточная Сибирь — Тихий океан, внутри страна еще далеко не насыщена трубопроводной сетью, в первую очередь газовой. Хотя, к примеру, общая длина трубопроводов «Транснефти» приближается к 50 000 км, стоит помнить, что общая длина мировой трубопроводной системы уже около 4 млн км. В России требуется строительство дополнительных магистральных трубопроводов, чтобы обеспечить всю страну доступным топливом. Ведь новый магистральный газо- или нефтепровод очень сильно способствует развитию региона, чему есть немало примеров.

Источник

первые трубы России

Трубы в России, как и во всем мире, использовались с давних времен. Правда, первоначально, их трудно было назвать трубами в современном нам понимании: они представляли собой просто полость из различных материалов. Первые сварные трубы в России стали изготавливать в 19 веке, во время промышленного подъема. Но окончательно трубное производство в России оформилось в 80-е гг. 19 века, когда на юге Российской империи (сейчас территория Украины) стали строиться заводы по производству труб. Первым таким заводом стал Екатеринославский завод, построенный братьями Шодуар, вслед за которым стали появляться и другие заводы, в т.ч. и такие известные в последствии как Никополь-Мариупольский, Нижнеднепроский, Таганрогский, и др. Интересен следующий факт. Правление Нижнеднепроского завода, основанного в 1895 г. и сейчас входящего в корпорацию «Интерпайп», длительное время находилось в Москве на Мясницкой улице. На этой же улице, совсем недалеко от месторасположения правления данного завода в начале 20 века, в начале века 21 располагалось представительство в Москве и управляющая компания ОАО «Группа ЧТПЗ», одного из главных конкурентов украинского Интерпайпа на российском рынке трубной продукции.

Читайте также:  Зрительная труба зт4 20х50 схема

Комментарии

почему «располагалось»? разве ЧТПЗ сменили офис и съехали с Мясницкой?

Да, действительно, с 11 января 2011 г. московский филиал ОАО «ЧТПЗ» переехал с ул. Мясницкой, 48 на новое место по следующему адресу: ул. Лесная, д.5, корпус «В», ст. м. Белорусская. По старому адресу пока еще располагается управляющая компания ОАО «ЧТПЗ» «Аркли Капитал», которая, возможно, также в скором времени переедет на новое место.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Как экспортные пошлины повлияют на ценовую ситуацию на внутреннем рынке металлов?

(проводился с 01-07 по 18-07-2021)

  • Цены вырастут, металлурги будут компенсировать потери от экспортных пошлин ростом цен в стране 84 (34,15%)
  • Цены существенно снизятся на внутреннем рынке 58 (23,58%)
  • Для различных видов металлопродукции могут быть разные ценовые последствия 44 (17,89%)
  • Никак, ценовая ситуация на внутреннем рынке связана только с мировыми трендами 31 (12,6%)
  • Никак не повлияют, а только снизят доходы металлургов 29 (11,79%)
  • Всего голосов: 246
  • Завершенные опросы

© ИИС “Металлоснабжение и сбыт”, 1995-2021. Все права защищены.
+7 (495) 734-99-22 (многоканальный)
129085, Россия, Москва, ул. Б. Марьинская, д.9, стр. 1
Схема проезда

Источник

Трубопроводы: история создания и развития

  1. Прародители первых систем
  2. Наблюдения средневековых ученых
  3. Появление и использование магистральных систем
  4. Советский период
  5. Современные технологии

Сумеет ли человечество жить без трубопроводов? Какую роль играет это уникальное изобретение в нашем повседневном существовании? Мы действительно настолько привыкли к присутствию этого блага цивилизации, что не задумываемся о его роли в нашей жизни. Как раньше люди обходились без труб? Когда появились первые трубопроводы? Небольшой экскурс в историю позволит получить ответы на эти вопросы.

Прародители первых систем

Первыми трубами, использование которых существенно облегчило быт древних людей, являлись трубчатые растения.

Их использовали не только для обустройства жилищ (отвода стоков или подведения воды), но и в качестве оружия. Наверное, каждый из нас помнит рисунок из учебника по истории древнего мира, на котором были изображены охотники, плюющие в своих жертв отравленные колючки (позднее стрелы) при помощи небольших трубочек.

Гораздо дальше шагнули жители Древнего Египта. Они научились не только изготавливать керамические трубы, но и при помощи соединительных деталей собирать их в достаточно длинные конструкции.

Что касается наших предков, то для изготовления труб российские мастера изначально использовали самый простой и доступный материал – дерево. Разрубив его пополам, они выдалбливали середину и соединяли их при помощи смолы, создавая системы нужной длины. Такие же технологии использовались жителями Европы.

Эти приспособления были эффективны до момента, когда люди научились качать воду, «прогонять» ее со значительными перепадами высоты. Наступила новая эра развития трубопровода.

Наблюдения средневековых ученых

Прообраз современного трубопровода появился в середине 17-го века. Строительство дворцов и обустройство на прилежащих территориях парков, украшением которых становились фонтаны, заставило инженеров задуматься о создании систем, способных выдержать достаточно большое давление. Строились первые насосные станции, поднимающие воду на определенную высоту. Используемые в то время трубы не выдерживали нагрузки, прорывались, а иногда даже разрывались под давлением жидкости.

Читайте также:  Кирпичная дымовая труба 45м

Ряд ученых этого времени стали основоположниками новой науки – гидравлики. К ним относятся:

  • итальянец Эванджелиста Торричелли, открывший в 1644 году закон о зависимости скорости вытекания жидкости от давления;
  • француз Блез Паскаль, правевший в 1648 году эксперимент, доказавший, что в трубопроводной системе главным является давление рабочей среды, а не диаметр трубы.

Плоды трудов этих ученых лежат в основе гидравлики, и используются при создании водопроводов, канализаций, систем для перекачки нефти и газа.

Появление и использование магистральных систем

Самыми крупными в современном мире считаются магистральные трубопроводы. В основном их используют для транспортировки нефти и газа с мест добычи до перерабатывающих предприятий. Появление таких конструкций поставило перед инженерами новые задачи. Как ускорить транспортировку рабочей жидкости? Какого диаметра должны быть трубы, чтобы использование системы было эффективным и безопасным? Над этими вопросами активно работали российские ученые конца 19, начала 20-го века.

Развитие данной отрасли можно проследить, наблюдая за изменениями первых нефтепроводов, построенных в России:

  1. в 1878 году по проекту инженера В. Шухова была создана система, имеющая диаметр 75мм;
  2. в 1906 году был запущен нефтепровод Баку-Батуми, протяженностью 883 км, при строительстве которого уже использовались трубы диаметром 200 мм.

Эти системы пока не составили конкуренцию перевозке «черного золота» по морю или железной дороге, однако заставили задуматься об эффективности данного способа доставки.

Советский период

Немалый вклад в усовершенствование трубопроводных систем внесли советские ученые. После завершения Первой мировой войны спрос на нефть значительно вырос. Развитие автомобилестроения и нефтеперерабатывающей промышленности привело к необходимости организации бесперебойных поставок этого вещества. С каждым днем мир требовал все большего количества бензина и дизельного топлива.

В 1925 году советскими инженерами была спроектирована и построена вторая ветка нефтепровода Баку-Батуми, длина которой составляла 834 километра. Немного позднее аналогичная система соединила Грозный и Туапсе (протяженность 650 км). Каждые 70 км на магистралях были установлены насосные станции, а диаметр труб был увеличен до 250 мм.

К началу Второй мировой войны протяженность советских трубопроводов составляла 4 тысячи километров.

Не менее серьезно работали над созданием систем для транспортировки нефти ученые США. Первый нефтепровод в Южной Америке был создан в 1926 году. За годы войны американцами были проложены магистрали, соединяющие Техас и северо-восток страны. Их протяженность составляла 2 тысячи километров каждая. Началом времени сверхдлинных трубопроводов многие считают 1944 год, когда был построен газопровод Tennessee, длиной в 3300 километра.

Во второй половине двадцатого века при прокладке магистралей стали использоваться трубы большего диаметра. При создании, например, известного нефтепровода «Дружба» диаметр труб увеличился до 1200 мм.

Теперь перед учеными ставились кардинально другие задачи. Им предстояло бороться с коррозией и повышать надежность сооружаемых систем.

Современные технологии

Россия – страна с богатыми запасами нефти и газа. Строительство на ее территории магистралей продолжается и сегодня. Для их создания используются трубы различных диаметров, качественные соединительные элементы и запорная арматура. Следует отметить, что последнее время наибольшей популярностью пользуются сварные трубы. Использование современных технологий позволило создать надежный шов, прочность на разрыв которого всего на 10-15% меньше, чем стенки такого изделия.

Постоянная потребность в прокладке новых магистралей обеспечивают работой все трубные производства страны. Продукция от российских производителей сумела завоевать доверие на мировом рынке, о чем свидетельствуют постоянно возрастающие объемы поставок.

Преимущества использования данного вида транспортировки Применение запорно-регулирующей арматуры Прокладка магистралей Основные задачи создателей трубопроводов Об эффективности использования трубопроводного транспорта неоднократно говорили…

Содержание: Классификация приборов Рекомендации при подборе электропривода Шаровые краны – это вид трубопроводной арматуры, запирающий (регулирующий) элемент которого выполнен в форме сферы. Их активно используют при строительстве нефте-…

Источник

Adblock
detector