Меню

Газпром начал демонтировать трубы

На Украине сообщили о демонтаже принадлежащих «Газпрому» труб

«Газпром» начал разбирать трубы, используемые для транзита газа через Украину. Об этом заявил глава оператора ГТС Украины Сергей Макогон в интервью OilPoint.

«Вот то, что «Газпром» начал демонтировать трубы на своей территории, по которым газ поставляется к границе с Украиной, — это проблема, но на нее мы повлиять особо не можем», — сказал он. В беседе с изданием Макогон согласился, что доход от транзита «полностью исчезает» для Украины. По его словам, если контракт с Россией не будет продлен, Украина «будет работать для обеспечения газом [своих] потребителей». «Сократимся, ужмемся и будем работать для внутренних поставок, импорта, подземного хранения газа и добычи», — заявил Макогон.

Позже Макогон пояснил свои слова, заявив, что журналисты его не совсем правильно поняли. По его словам, «Газпром» приступил к оптимизации газопроводов, которые ведут к Украине, а о планах демонтажа труб в направлении Украины корпорация сообщала еще в 2016 году.

«Это значит, что в центральном коридоре в связи с развитием северного коридора, в связи с изменением схем поставки газа для потребителей внутри России высвобождаются мощности, которые являются избыточными. «Газпром» на их содержание несет условно-постоянные эксплуатационные затраты», — пояснил он и добавил, что «Газпром» планирует демонтировать «почти 4,3 тыс. км магистральных газопроводов в однониточном исполнении и закрытие 62 компрессорных цехов установленной мощностью более 3 ГВт».

«Экономия «Газпрома» на эксплуатационных затратах только до 2020 года составит $1,6 млрд. Очевидно, что если транзит на следующие годы только 40 млрд куб. м, то содержать на 140 млрд нет смысла», — заключил Макогон.

«С точки зрения европейской энергобезопасности лучше не демонтировать, а законсервировать транзитные мощности на границе с Украиной. Они могут пригодиться, например, в случае аварии на «Северном потоке», так как ремонт подводного газопровода может занять много месяцев», — сказал РБК директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

РБК направил запрос в пресс-службу «Газпрома».

Источник

Объяснился демонтаж «Газпромом» транзитных труб на Украину

Пятилетнего контракта никто не отменял

Москва может лишить Киев даже теоретических шансов на транзит газа. В этом суть заявления, прозвучавшего из уст гендиректора «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона. Сообщив, что «Газпром» приступил к демонтажу труб для перекачки газа европейским потребителям, украинский чиновник сделал откровенно алармистский вывод. В случившемся Макогон видит серьезную проблему для своей страны и ее бюджета, на которую та «особо повлиять не может». Но проблема ли это для Киева в реальности и чем же все-таки руководствуется «Газпром»?

Ежегодный доход Украины от транзита российского газа доходит до $3 млрд, и это очень приличная для нее сумма. Вокруг самой темы транзита в местных коридорах власти сложилось несколько устойчивых, но не бесспорных мнений. Вот одно: после ввода в эксплуатацию нового газопровода «Северный поток-2» Москва утратит интерес к украинскому направлению, доставка топлива в Европу будет осуществляться альтернативными маршрутами. В этом случае, по словам Сергея Макогона, объемы прокачки по трубам газотранспортной системы Украины сократятся до критического для Киева объема в 20–30 млрд кубометров в год. Оператору ГТС придется «ужаться» и работать исключительно на внутренний рынок.

Между тем никто пока не отменял нового пятилетнего контракта на транзит газа, подписанного в декабре 2019 года, то есть относительно недавно, компаниями «Нафтогаз» и «Газпром». В соответствии с ним минимально гарантированная прокачка составляет 65 млрд кубометров газа в первый год и по 40 млрд — в последующие четыре (2021–2024).

Демонтировать часть труб на границе с Украиной «Газпром» начал еще года четыре назад, говорит эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. Он напоминает, что еще в советские времена украинская ГТС была единственной артерией для поставки газа в Европу и имела входную мощность более 200 млрд кубометров. Этот потенциал вряд ли когда-нибудь будет задействован «Газпромом». Если есть инфраструктура, которая не используется, от нее лучше отказаться вовсе. Даже те трубы, что простаивают, надо поддерживать в рабочем состоянии и тратить на это немалые деньги. Очевидно, рассуждает Юшков, «Газпром» демонтирует нитки, ранее питавшие топливом Болгарию и Турцию. Сейчас они уже не нужны, поскольку обе страны исправно снабжаются газом через «Турецкий поток».

Читайте также:  Производство аппаратов для сварки пластиковых труб

Вместе с тем, по словам эксперта, в ближайшие четыре с лишним года Киеву абсолютно не стоит нервничать: «Газпром» не намерен ставить крест на украинском транзите. Условия его контракта с «Нафтогазом» достаточно жесткие: в сутки российская компания должна прокачивать по 178 млн кубометров либо оплачивать этот объем (принцип «качай или плати»). Прежний договор был гибче и позволял перекидывать недокачанные объемы с одного квартала на другой. А вообще, резюмирует Юшков, вопрос сохранения транзита обусловлен двумя обстоятельствами. Во-первых, пока не ясно, будут ли в дальнейшем потребители в Европе покупать у России столько газа, сколько они покупали раньше — до пандемии. Во-вторых, многое зависит от ценовых условий, которые Киев предложит Москве после 2024 года. Что касается заявления Сергея Макогона, то в нем эксперт видит попытку украинской стороны вновь всколыхнуть тему «Северного потока-2», якобы угрожающего энергобезопасности Европы и Украины. Сейчас трубопровод близок к достройке, а в Европе к проекту относятся все более спокойно. Киев это явно не устраивает.

От своих обязательств по контракту общей стоимостью $7,2 млрд «Газпром» не отказывается. Соответственно, те мощности, которые обеспечивают транзит через Украину, демонтированы не будут, уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Вместе с тем, по оценке эксперта, для газового гиганта сейчас гораздо важнее поставить наконец точку в эпопее с «Северным потоком-2», который Россия сейчас вынуждена из-за американских санкций достраивать своими силами.

По словам директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, на фоне действующих договоренностей заявление Макогона звучит странно. Контракт подписан, перспективы понятны, расторгать незачем. А раз «Газпром» посчитал, что какие-то мощности ему не нужды и от них надо избавиться, значит, в этом есть экономический резон. «МК» не удалось получить официальный комментарий у компании. Однако ранее главред корпоративного журнала «Газпром» Сергей Правосудов сообщил: речь идет о демонтаже «старых маршрутов транспортировки», а не о трубах, по которым осуществляется нынешний транзит через Украину.

Источник

«Газпром» демонтирует газопроводы на Украину не так быстро, как обещал

«Газпром» начал демонтаж транзитных газопроводов, которые идут на Украину. Об этом заявил генеральный директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон в интервью изданию Oilpoint.

«Вот то, что „Газпром“ начал демонтировать трубы на своей территории, по которым газ поставляется к границе с Украиной — это проблема, но на нее мы повлиять особо не можем. Фактически они хотят уничтожить даже теоретическую возможность транзита газа через Украину в будущем», — сказал глава оператора газотранспортной системы Украины. Он заметил, что в случае завершения строительства «Северного потока — 2» украинский транзит уже ничто не спасет, и страна может рассчитывать только на поставки 20−30 млрд кубометров в год.

Это может произойти после 2024 года, когда завершится пятилетний контракт «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» на транзит газа. В этом году российский холдинг обязался оплатить поставки 65 млрд кубометров, а в последующие четыре года — по 40 млрд кубометров.

О демонтаже газопроводов в сторону Украины в «Газпроме» заявили еще четыре года назад. В течение четырех лет российский холдинг планировал ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс. километров трубопроводов. Такую презентацию оптимизации деятельности «Газпрома» представил на Петербургском международном экономическом форуме глава холдинга Алексей Миллер. После демонтажа через Украину планировали поставлять всего 10−15 млрд. кубометров газа. В презентации говорилось, что на такой шаг у компании есть веские экономические основания.

Читайте также:  Расчеты прочности квадратной трубы

Впрочем, судя по закупкам «Газпрома», демонтаж идет не с той скоростью, с которой обещали. Еще в 2015 году российский холдинг проводил, например, тендер на проектно-сметную документацию для ликвидации восьми цехов компрессорных станций на украинском направлении. И по двум из них, КС Валуйки КЦ-2 МГ «Острогожск-Шебелинка» и КС Первомайская КЦ-5 МГ «Ямбург-Елец-2», «Газпром» выбрал подрядчика на проведение самих работ только в апреле этого года. А вот третий цех компрессорной станции Должанская газопровода «Прогресс», к примеру, ликвидировали еще в 2017 году.

Источник

ОГТСУ: Газпром демонтирует часть газотранспортных мощностей в направлении Украины

ОГТСУ обвиняет Газпром в попытках сократить транзит совершенно зря. Голосовать!

Киев, 16 июн — ИА Neftegaz.RU. Газпром начал демонтаж газопроводов на территории России, по которым газ поступает в газотранспортную систему (ГТС) Украины.
Об этом глава Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогон сообщил в интервью OilPoint 15 июня 2020 г.

Обвинения от С. Макогона:

  • Газпром начал демонтировать трубы на своей территории, по которым газ поставляется до границы с Украиной,
  • это проблема,
  • Украина на нее особенно повлиять не может,
  • фактически Газпром хочет уничтожить даже теоретическую возможность транзита газа Украиной в будущем,
  • ОГТСУ сфокусировал капитальные инвестиции на тех объектах, которые будут использоваться и без транзита российского газа,
  • сократимся, ужмемся и будем работать для внутренних поставок, импорта, ПХГ и добычи,
  • ОГТСУ не будет отказываться от малого транзита — использование системы адресной закупки европейцами,
  • сценарий дробления ГТС на отдельные части — для транзитных услуг внутреннего рынка Украины — не соответствует логике газового рынка ЕС,
  • мощности станут меньше, но ОГТСУ сможет выполнять небольшие объемы транзита — 20-30 млрд м 3 , которые будут проходить теми же трубами, по которым будет происходить и внутренние транспортировки.

Напомним, что в настоящее время Газпром осуществляет транзит газа в Европу по ГТС Украины в рамках 5-летнего контракта, подписанного в декабре 2019 г.
Согласно контракту, Газпром должен прокачать через украинскую ГТС 65 млрд м 3 газа в 2020 г. и по 40 млрд м 3 /год в последующие 4 года.
Сокращение объемов прокачки отражает запуск магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 и сухопутного продолжения 2 й нитки МГП Турецкий поток, предназначенной для поставок газа в Европу.
Причем в рамках контракта действует принцип «качай или плати», по которому Газпром оплачивает транзитные мощности украинской ГТС независимо от реального объема прокачки.
Объемы и условия транзита российская и украинская сторона мучительно согласовывали в конце 2019 г., но достигнутые договоренности лишь перенесли вопрос о будущем украинского транзита на 5 лет.

Когда С. Макогон говорит о прекращении транзита, он лукавит.
Газпром еще в 2017 г. начал демонтаж избыточных мощностей ГТС на украинском направлении.
Пропускная мощность ГТС Украины, заложенная еще во времена СССР, — около 150 млрд м 3 /год газа, при модернизации — до 200 млрд м 3 /год газа.
В 2013 г.
Есть много причин, по которым транзит российского газа в Европу по ГТС Украины уже не будет таким мощным.
Украина, понимая это, давно планирует консервацию избыточных мощностей, но не говорит, что отказывается от транзита.
Впервые о перспективе консервации части ГТС еще 21 сентября 2013 г. поведал премьер-министр Украины Н. Азаров на 10-й Ялтинской встрече «Украина и мир в эпоху перемен: факторы успеха» еще до госпереворота (революции достоинства) 2014 г.
РФ ранее поставляла в Европу около 150 млрд м 3 /год природного газа.
Но транзит потихоньку схлопывался.
Также в сентябре 2013 г. В. Чупрун говаривал о перспективе консервации части украинской ГТС, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35-37 млрд м 3 /год.
В итоге, через 6 лет, практически точно, вышли на анонсированную ранее цифру 40 млрд м 3 /год.
Очередная песня С. Макогона о прекращении российского транзита, очевидно, имеет целью добавить страхов успокоившейся было по украинскому транзиту Европе.

Читайте также:  Герметики для заделки стыков труб

А Газпрому нужен транзит по Украине:

  • чтобы продолжился виртуальный реверс российского газа на Украину, что снижает шансы поставок американского СПГ через СПГ-терминалы Польши и обеспечит присутствие Газпрома на газовом рынке Украины;
  • чтобы показать ЕС возможность диверсификации путей доставки российского газа в Европу.

Так что, если добрые самаритяне не вмешаются, транзит российского газа по ГТС Украины будет долгим.
Хотя объемы будут, конечно, не те.
Поэтому держать текущие пропускные мощности на украинском направлении Газпрому нет резона.
Транзит 40 млн м3/год российского газа — это максимум, на который может рассчитывать Украина.
Больше американцы не позволят, они не остановят идеи выхода на рынок Украины.
Впрочем, даже такие прогнозы в текущей ситуации потребуют переоценки в будущем.
Коронавирус оказался катализатором глубинных изменений на рынке энергоносителей в мире.
Сначала нефть переболела отрицательными ценами, а ныне пришел черед отрицательных цен на газовых рынках.
Спотовые цены на СПГ оказались выгоднее цен по долгосрочным контрактам, и даже Турция снизила потребление и так премиального по цене российского сетевого газа.
Транзит по МГП Турецкий поток оказался существенно ниже запланированного.
Эта реальность, данная нам в ощущениях, может оказать дополнительное давление на транзит российского газа по Украине.

Поэтому, теоретически, С. Макогон прав, поднимая вопрос дозагрузки ГТС Украины, хотя причины снижения транзита в виде злых властей РФ он указывает неправильно.

С. Макогон уже неоднократно говорил о том, что в связи с перспективами прекращения транзита российского газа, ОГТСУ ведет работы по развитию альтернативных вариантов использования ГТС Украины после 2025 г.
Основной альтернативой транзиту российского газа для украинской ГТС станет обеспечение транзита газа между странами Европы, что соответствует политике ЕС по обеспечению связности инфраструктуры между странами.
Для чего потребуется расширение и модернизация ГТС в западной части Украины, тогда как мощности в восточной части страны станут избыточными и их придется законсервировать.
Так что демонтаж труб Газпромом в направлении российско-украинской границы, о котором говорил С. Макогон, сенсации из себя не представляет.

Еще один рассматриваемый вариант использования ГТС Украины — предоставление мощностей подземных хранилищ газа (ПХГ) на Украине для хранения газа европейским трейдерам.
В 2017 г. Укртрансгаз запустил услугу «таможенный склад», в рамках которой трейдерам предоставляется возможность 3 года хранить газ в ПХГ без уплаты налогов и таможенных сборов при дальнейшей транспортировке природного газа с территории Украины.
Первоначально услуга не заинтересовала трейдеров, но затем число пользователей постепенно начало расти.
Также украинские ПХГ могут стать важным звеном в схеме поставок американского сжиженного природного газа (СПГ) из Польши в Восточную Европу, обеспечивая хранение газа при низком спросе с последующим выводом газа в период высокого спроса.
Но здесь есть подводные камни в виде недостаточных регазификационных мощностей в Польше.
Рассматривались и еще более экзотические варианты использования украинской ГТС, например, для транспортировки водорода, но это вопрос отдаленного будущего, да по составу металла труб ГТС Украины может быть не готова к таким инновациям.

Источник

Adblock
detector