Меню

Газпром начал демонтаж труб для транзита через украину

ОГТСУ: Газпром демонтирует часть газотранспортных мощностей в направлении Украины

ОГТСУ обвиняет Газпром в попытках сократить транзит совершенно зря. Голосовать!

Киев, 16 июн — ИА Neftegaz.RU. Газпром начал демонтаж газопроводов на территории России, по которым газ поступает в газотранспортную систему (ГТС) Украины.
Об этом глава Оператора ГТС Украины (ОГТСУ) С. Макогон сообщил в интервью OilPoint 15 июня 2020 г.

Обвинения от С. Макогона:

  • Газпром начал демонтировать трубы на своей территории, по которым газ поставляется до границы с Украиной,
  • это проблема,
  • Украина на нее особенно повлиять не может,
  • фактически Газпром хочет уничтожить даже теоретическую возможность транзита газа Украиной в будущем,
  • ОГТСУ сфокусировал капитальные инвестиции на тех объектах, которые будут использоваться и без транзита российского газа,
  • сократимся, ужмемся и будем работать для внутренних поставок, импорта, ПХГ и добычи,
  • ОГТСУ не будет отказываться от малого транзита — использование системы адресной закупки европейцами,
  • сценарий дробления ГТС на отдельные части — для транзитных услуг внутреннего рынка Украины — не соответствует логике газового рынка ЕС,
  • мощности станут меньше, но ОГТСУ сможет выполнять небольшие объемы транзита — 20-30 млрд м 3 , которые будут проходить теми же трубами, по которым будет происходить и внутренние транспортировки.

Напомним, что в настоящее время Газпром осуществляет транзит газа в Европу по ГТС Украины в рамках 5-летнего контракта, подписанного в декабре 2019 г.
Согласно контракту, Газпром должен прокачать через украинскую ГТС 65 млрд м 3 газа в 2020 г. и по 40 млрд м 3 /год в последующие 4 года.
Сокращение объемов прокачки отражает запуск магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 и сухопутного продолжения 2 й нитки МГП Турецкий поток, предназначенной для поставок газа в Европу.
Причем в рамках контракта действует принцип «качай или плати», по которому Газпром оплачивает транзитные мощности украинской ГТС независимо от реального объема прокачки.
Объемы и условия транзита российская и украинская сторона мучительно согласовывали в конце 2019 г., но достигнутые договоренности лишь перенесли вопрос о будущем украинского транзита на 5 лет.

Когда С. Макогон говорит о прекращении транзита, он лукавит.
Газпром еще в 2017 г. начал демонтаж избыточных мощностей ГТС на украинском направлении.
Пропускная мощность ГТС Украины, заложенная еще во времена СССР, — около 150 млрд м 3 /год газа, при модернизации — до 200 млрд м 3 /год газа.
В 2013 г.
Есть много причин, по которым транзит российского газа в Европу по ГТС Украины уже не будет таким мощным.
Украина, понимая это, давно планирует консервацию избыточных мощностей, но не говорит, что отказывается от транзита.
Впервые о перспективе консервации части ГТС еще 21 сентября 2013 г. поведал премьер-министр Украины Н. Азаров на 10-й Ялтинской встрече «Украина и мир в эпоху перемен: факторы успеха» еще до госпереворота (революции достоинства) 2014 г.
РФ ранее поставляла в Европу около 150 млрд м 3 /год природного газа.
Но транзит потихоньку схлопывался.
Также в сентябре 2013 г. В. Чупрун говаривал о перспективе консервации части украинской ГТС, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35-37 млрд м 3 /год.
В итоге, через 6 лет, практически точно, вышли на анонсированную ранее цифру 40 млрд м 3 /год.
Очередная песня С. Макогона о прекращении российского транзита, очевидно, имеет целью добавить страхов успокоившейся было по украинскому транзиту Европе.

А Газпрому нужен транзит по Украине:

  • чтобы продолжился виртуальный реверс российского газа на Украину, что снижает шансы поставок американского СПГ через СПГ-терминалы Польши и обеспечит присутствие Газпрома на газовом рынке Украины;
  • чтобы показать ЕС возможность диверсификации путей доставки российского газа в Европу.

Так что, если добрые самаритяне не вмешаются, транзит российского газа по ГТС Украины будет долгим.
Хотя объемы будут, конечно, не те.
Поэтому держать текущие пропускные мощности на украинском направлении Газпрому нет резона.
Транзит 40 млн м3/год российского газа — это максимум, на который может рассчитывать Украина.
Больше американцы не позволят, они не остановят идеи выхода на рынок Украины.
Впрочем, даже такие прогнозы в текущей ситуации потребуют переоценки в будущем.
Коронавирус оказался катализатором глубинных изменений на рынке энергоносителей в мире.
Сначала нефть переболела отрицательными ценами, а ныне пришел черед отрицательных цен на газовых рынках.
Спотовые цены на СПГ оказались выгоднее цен по долгосрочным контрактам, и даже Турция снизила потребление и так премиального по цене российского сетевого газа.
Транзит по МГП Турецкий поток оказался существенно ниже запланированного.
Эта реальность, данная нам в ощущениях, может оказать дополнительное давление на транзит российского газа по Украине.

Читайте также:  Оборудование для защиты труб

Поэтому, теоретически, С. Макогон прав, поднимая вопрос дозагрузки ГТС Украины, хотя причины снижения транзита в виде злых властей РФ он указывает неправильно.

С. Макогон уже неоднократно говорил о том, что в связи с перспективами прекращения транзита российского газа, ОГТСУ ведет работы по развитию альтернативных вариантов использования ГТС Украины после 2025 г.
Основной альтернативой транзиту российского газа для украинской ГТС станет обеспечение транзита газа между странами Европы, что соответствует политике ЕС по обеспечению связности инфраструктуры между странами.
Для чего потребуется расширение и модернизация ГТС в западной части Украины, тогда как мощности в восточной части страны станут избыточными и их придется законсервировать.
Так что демонтаж труб Газпромом в направлении российско-украинской границы, о котором говорил С. Макогон, сенсации из себя не представляет.

Еще один рассматриваемый вариант использования ГТС Украины — предоставление мощностей подземных хранилищ газа (ПХГ) на Украине для хранения газа европейским трейдерам.
В 2017 г. Укртрансгаз запустил услугу «таможенный склад», в рамках которой трейдерам предоставляется возможность 3 года хранить газ в ПХГ без уплаты налогов и таможенных сборов при дальнейшей транспортировке природного газа с территории Украины.
Первоначально услуга не заинтересовала трейдеров, но затем число пользователей постепенно начало расти.
Также украинские ПХГ могут стать важным звеном в схеме поставок американского сжиженного природного газа (СПГ) из Польши в Восточную Европу, обеспечивая хранение газа при низком спросе с последующим выводом газа в период высокого спроса.
Но здесь есть подводные камни в виде недостаточных регазификационных мощностей в Польше.
Рассматривались и еще более экзотические варианты использования украинской ГТС, например, для транспортировки водорода, но это вопрос отдаленного будущего, да по составу металла труб ГТС Украины может быть не готова к таким инновациям.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Экономика

Дело — труба: как Россия шантажирует Европу «Северным потоком — 2» (Апостроф, Украина)

Из-за дефицита цены на газ в Европе перевалили за 500 долларов за тысячу кубов

Российский Газпром существенно снизил поставки газа в Европу, а также прекратил закачку топлива в европейские подземные хранилища, которые находятся под его контролем. Более того, для того, чтобы хоть как-то удовлетворить спрос на газ в Европе, российский монополист даже начал отбирать определенные объемы топлива из хранилищ, что совершенно нетипично для лета — ведь в это время года как раз происходит закачка газа на зиму. В связи с этим цены на газ в Европе выросли практически до рекордных показателей, превысив в августе 500 долларов за 1 тысячу кубометров. Росту цен также поспособствовала авария на заводе по деэтанизации конденсата в российском Новом Уренгое, который принадлежит компании «Газпром газопереработка». После произошедшего там пожара фьючерсы на европейских хабах подорожали почти до 550 долларов за 1 тысячу кубов. Несмотря на то, что последствия аварии были оперативно устранены, европейские цены «не спешат» снижаться.

Читайте также:  Срок жизни полипропиленовых труб

Китай давит на газ

Что же происходит? Почему цены на газ, которые летом прошлого года не дотягивали и до 50 долларов за 1 тысячу кубометров, сегодня более чем в десять раз выше? Одна из причин, безусловно, состоит в том, что мировая экономика постепенно оживает после снятия большинства карантинных ограничений, связанных с пандемией коронавируса. «Экономика стран Восточной Азии и, прежде всего, Китая, выходит из депрессивного состояния, и, соответственно, нуждается в увеличении объемов энергоресурсов, и поэтому на этот наиболее премиальный сейчас рынок пошли основные потоки сжиженного газа», — сказал в комментарии «Апострофу» президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар. При этом, по его словам, ситуация на европейском рынке газа несколько иная, пусть мировая ценовая конъюнктура на него также влияет в определенной степени. «На европейском рынке присутствует фактор политического влияния России из-за доминирующего на нем положения Газпрома, — говорит Гончар. — 41% импорта газа в страны Европейского союза обеспечивает «Газпром». Считается, что допустимая норма — это треть. «Газпром» этим пользуется, поэтому в таких обстоятельствах ему не так важно, какие объемы он направляет на рынок, так как цена по сравнению с прошлым годом выросла более, чем в десять раз».

С этим согласен эксперт энергетических программ Украинского института будущего Андриан Прокип. «У «Газпрома» за последние год-полтора было недополучение выручки, поэтому он пытается способствовать образованию дефицита, чтобы этот дефицит повлиял на цену и принес больше доходов, — сказал он в разговоре с изданием. — Очевидно, что экстра-выручку они уже получили». Кроме того, считает эксперт, Россия пытается продемонстрировать Европе, что ей не стоит отказываться от долгосрочных контрактов на поставки газа: «Европа в последнее время двигалась в сторону биржевой торговли, уменьшалась доля долгосрочных контрактов и увеличивалась доля спотовых. Дескать, вы хотели спотовую торговлю, — вот, теперь смотрите, к каким последствиям это может привести».

Принуждение к «Северному потоку — 2»

Но есть еще одна причина по которой Газпром, а, по сути, российское государство, ведет подобную политику на газовом рынке Европы. «Ситуация педалируется Газпромом с целью вынудить европейские институции, прежде всего, Европейскую комиссию, снять любые препятствия на пути «Северного потока-2», — отметил Михаил Гончар. Как известно, США, которые до недавнего времени активно препятствовали завершению строительства газопровода «Северный поток-2», по которому газ будет поставляться в Европу в обход Украины, решили не вводить новые санкции против него. Связано это, в частности, с тем, что новая американская администрация хочет улучшить отношения с Европой (ухудшенные предыдущей администрацией) и, в первую очередь, с Германией, которая является главным интересантом реализации этой скандальной «трубы». Достройка «Северного потока — 2» ожидается уже до конца августа. Но он должен пройти техническую сертификацию. Кроме того, должен получить сертификацию ЕС оператор газопровода — компания NordStream 2 AG, являющаяся на 100% «дочкой» «Газпрома», зарегистрированная в швейцарском кантоне Цуг.

«Поэтому здесь есть некий месседж или, скорее, ультиматум России Европейскому союзу — снять любые препятствия для «Северного потока-2», и, когда он будет достроен и введен в эксплуатацию, европейский рынок будет насыщен необходимым количеством газа. Дескать, без газопровода «Северный поток — 2» этого сделать нельзя», — говорит Гончар. Ранее похожую мысль «Апострофу» озвучил эксперт Украинского института будущего и сотрудник Стокгольмского центра по восточноевропейским исследованиям Андреас Умланд. «Сейчас я вижу явную попытку России надавить на Европейский союз, чтобы были сняты ограничения на поставки российского газа, потому они идут на такого рода шантаж — ограничивают прокачку газа в ЕС и одновременно размещают в СМИ объявления, что европейские газохранилища пусты», — отметил он.

Читайте также:  Врезка датчика температуры в трубу

Кстати, очень «вовремя» для Газпрома произошла авария на его заводе в Новом Уренгое, которая выглядит достаточно подозрительной. Аварии случались и в минувшие годы, но за неполный 2021 год их произошло уже восемь. «Это подается с таким намеком, что все это (происходит) на старых газопроводах, поэтому нужно переходить на новую систему. Не мешайте вводу в строй новых систем, в частности, «Северного потока — 2», и тогда у вас настанет газовый рай», — говорит Гончар.

Дешевого газа не будет

Контекст

TNI: новые газопроводы уводят газ мимо России, но она все равно виновата, что строит свой

«Северный поток — 2»: не такая уж это и катастрофа для Украины (Info)

Dir.bg: «Северный поток 2» — экономическое оружие или политическая дубинка?

При этом вряд ли ситуация на европейском рынке принципиальным образом изменится с вводом в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2», которая может начаться уже до конца текущего года. «Даже без „Северного потока — 2″ мощности газопроводов, которые идут из России в сторону Европы в 1,5 и даже в 2 раза больше, чем Европе нужно газа. Поэтому, есть ли «Северный поток-2», или нет его, — спрос в Европе нисколько не изменится», — сказал в интервью «Апострофу» партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

Иными словами, Газпром при желании мог бы удовлетворить потребности Европы в газе и без помощи «Северного потока-2». Или же, если таких возможностей у России сейчас нет, они не появятся и с началом эксплуатации скандального газопровода. «Доверять Газпрому и России — это себя не уважать, — заявил Михаил Гончар. — С какой стати «Газпром» будет устраивать аукцион невиданной щедрости и станет сбивать цены на газ? Он, конечно, может немного увеличить объемы и снизить цены, но все равно зафиксирует их на достаточно высоком уровне — будет, например, не 550 долларов, а 500 долларов за тысячу кубов». Боле того, с началом отопительного сезона стоимость газа снова начнет увеличиваться. И это — плохая новость для Украины, которая покупает газ на спотовом рынке Европы.

По лезвию бритвы

Украина в 2020 году импортировала 9,2 миллиарда кубометров газа, что на 20 процентов меньше, чем в 2019 году (11,5 миллиарда кубометров). Собственная добыча в нашей стране многие годы стагнирует и составляет около 20 миллиардов кубов в год. В подземных хранилищах на сегодня находятся 17 миллиардов кубометров газа (до начала отопительного сезона возможно удастся закачать еще немного). «Если взять предыдущие годы, иногда бывало даже меньше, и этот уровень был хоть и на минимуме, но все же достаточным», — говорит Михаил Гончар. При этом никто не знает, насколько холодной и долгой будет предстоящая зима.

В связи с этим имеющегося газа Украине для прохождения осенне-зимнего периода может не хватить, и тогда придется его докупать на спотовом рынке по высоким ценам, предупреждает Андриан Прокип. А это означает убытки, прежде всего, для НАК Нафтогаз Украины, ведь компания должна выполнять свои обязательства в рамках действия фиксированной цены на газ для населения, которая не может повышаться в период с 1 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года. Что же может сделать Украина, чтобы минимизировать негативные последствия сложившейся ситуации? «Заполнять хранилища и заключать договоры о поставках газа с европейскими трейдерами — на будущее», — советует Михаил Крутихин.

От себя добавим — и увеличивать собственную газодобычу. Поскольку опыт показывает, что, даже отказавшись от прямых закупок газа у страны-агрессора более пяти лет назад, Украина все равно остается заложницей Кремля. Впрочем, как и вся Европа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Adblock
detector