Меню

Дренажная труба под дорогой для чего

Труба дренажная под дорогу: виды, особенности применения, параметры выбора

Если выпадение осадков приводит к образованию луж на дорогах, происходит проседание дорожного покрытия. В такой ситуации необходим отвод поверхностных и грунтовых вод. Чтобы организовать дренажную систему для таких случаев, используются трубы дренажные под дорогу.

Тип дренажной системы

В первую очередь стоит определиться с типом дренажной системы:

  • Открытая – представляет собой канаву, которая идет под уклоном, по которой и стекают грунтовые и поверхностные воды к водосборникам или дренажным колодцам.
  • Закрытая – канава, в которой располагаются перфорированные трубы для дренажа.

Для прокладки под дорогой, естественно, подходит только второй вариант, так как он обеспечит качественный дренаж. При правильном монтаже закрытая дренажная система не позволит дорожному покрытию просесть.

Угол наклона

Перед установкой труб обязательно прорабатывается проект дренажной системы. В этом деле главную роль играют два фактора – корректный расчет с устройством уклонов, а также подбор материалов труб. Главным признаком правильно устроенной системы дренажа считается способность воды бежать по трубам без использования насоса, то есть самотеком. Чтобы было именно так, нужно точно вымерять угол наклона труб к месту водосброса.

1° наклона означает, что через 100 м труба будет погружена в грунт на 1 м, если участок ровный. Создавать быстрое течение с помощью увеличения наклона нет необходимости, а потому 2° вполне достаточно для создания эффективного дренажа. На практике же ровную канаву с нужным уклоном выкопать никому не удается, поэтому на ее дне создают подушку из подсыпки песка со щебнем.

Дренажные трубы для прокладки под дорогой

При выборе труб для дренажной системы и прокладки их под дорогой важны три фактора:

  • Надежность и механическаяпрочность. Этот фактор играет большую роль, если по дороге предполагается движение тяжелой техники с весом в несколько десятков тонн. То есть конструкция должна выдерживать сильные нагрузки и не ломаться.
  • Габариты канавы. Размер канавы влияет на количество грунтовых вод, которые могут через нее пройти. Поэтому тщательно подбирается диаметр трубы с учетом количества предполагаемого объема протекания.
  • Бюджет. Материалов на рынке очень много, но наиболее оптимальным вариантом в контексте цены и качества считаются дренажные трубы из пластика.

Но важно правильно подобрать материал пластиковых труб, диаметр и тип. Для этого нужно учитывать конкретные свойства каждого вида материала.

По виду материала

Если рассматривать исходный материал, из которого делают дренажные трубы, то это в основном:

  • Полиэтилен. Самый распространенный тип трубы дренажной под дорогу. Продается обычно в гофрированной форме с длиной 50 м. Ее термостойкость не так высока, как у аналогов, но этот параметр для дренажной системы вторичен.
  • Полипропилен. Прочен и термостоек, но в дренаже он используется редко, да и цена на такие изделия выше, чем у аналогов.
  • ПВХ. Обладает высокой сопротивляемостью к агрессивным химикатам, прочностью, термостойкостью. Комплектоваться они должны фитингами из этого же материала. Самый востребованный диаметр дренажных труб из этого материала – 110–200 мм. Длина может составлять 6–12 м. Обрезается легко до нужной длины с помощью ножовки по металлу.

Естественно, что полиэтилен и ПВХ пользуются наибольшей популярностью при обустройстве трубного дренажа.

Перфорация

Ранее говорилось, что при обустройстве дренажа используются перфорированные трубы. Но это зависит от того, для чего вообще обустраивают систему. Поэтому трубы могут быть:

  • С полной перфорацией. Отверстия или прорези на всей поверхности трубы, которые позволяют грунтовым и поверхностным водам проникать внутрь и выводиться в место водоотведения. Отверстия могут иметь ширину 1,5–5 мм, а вот длина, количество отверстий, их расположение не регламентируются. Прорези располагаются на нижней волне.
  • С частичной перфорацией. Используется только для сбора жидкости при выпадении осадков. То есть круг использования явно сужается. Если грунтовые воды не находятся близко к поверхности дорожного полотна, то такой вариант вполне себе хорош. Когда отверстия сделаны только на одной стороне трубы, то перфорированная часть должна при укладке располагаться сверху.

Выбирать нужно с учетом количества выпадающих за год осадков и глубины залегания, толщины пласта грунтовых вод.

Диаметр

Если брать среднестатистические нормы, то:

  • Диаметр основного водоотвода с использованием в частном порядке колеблется в пределах 160–300 мм;
  • На второстепенные ветви диаметр берется не менее 110 мм;
  • Диаметр от 400 мм уже применяется для прокладки автомагистралей, в промышленных целях, а также если у дорожного участка протекает по канаве ручей или он расположен в самом конце системы канав.

Поэтому стоит взвесить при выборе не только количество осадков во время паводков и схода снега, но также месторасположение дренажа, его длину. Все эти параметры должны соответствовать нормам ГОСТа..

Читайте также:  Труба в обход радиатора отопления

Многослойность и кольцевая жесткость

Крайне важный параметр, который обеспечивает лучшую прочность труб обычно представлено гофрированной внешней частью и абсолютно гладкой внутренней. Их плотность позволяет проводить дренаж даже под автотрассами.

По европейским нормам кольцевая жесткость труб (SN) должна составлять при прокладке под дорогой не менее 4 кН/кв.м. Но в таком случае обеспечивается усиленная защита сверху с помощью железобетонной плиты с прокладкой из сминаемого материала (например, пенопласт или полистирол толщиной от 7,5 см). Второй вариант – выбрать кольцевую жесткость SN8 (8 кН/кв.м). Тогда, если не будет постоянного движения тяжелой техники по дороге, делается обратная обсыпка. Обычно для этого используется щебень фракции 20-40 и толщиной 30-50 см. SN – это показатель того, какие нагрузки может выдержать труба. именно от него и зависит область применения трубы и условия ее монтажа

Главной задачей обсыпки является создание плотного слоя с минимальными воздушными прослойками. Используется гранитный или гравийный щебень.

Несколько слоев трубы способны придать конструкции необходимый показатель прочности, долговечности. При использовании гофрированных труб для дренажа удается решить ряд вопросов:

  • Уменьшение количества стыковочных соединений, что уменьшает риск протечек.
  • Во время подготовки траншеи упрощается требование к ее геометрии, что поможет удешевить процесс монтажа.

Поэтому для большинства устроителей дренажной системы выбор очевиден – это будут именно гофрированные варианты с частичным или полным дренажом.

Процесс укладки труб в канаву под дорогой

Весь процесс состоит из следующих этапов:

  1. Чистка канавы с последующим созданием откосов, ее расширением. Ширина по низу должна быть равна диаметру трубы +40 см.
  2. На дно канавы укладывается геополотно. Это не позволит песку сверху не уходить в нижний грунт.
  3. Подготовка подушки из песка и щебня фракции 20-40. В утрамбованном виде слой должен составлять 10-15 см. плотность подушки должна быть около 95% по Проктору. Это значит, что если вы встанете на этот слой, он не должен проминаться под ногами.
  4. Укладка трубы.
  5. Обратная прослойка из песка или мягкого грунта. Утрамбовка 95% по Проктору. Верхний слой над трубой должен составить не менее 30 см.
  6. Укладка геополотна на подушку.
  7. Засыпка щебня и его утрамбовка.
  8. Изготовление верхней части заезда.
  9. Укрепление откосов георешеткой или бетонированием.

Если труба дренажная под дорогу кладется во время строительных работ и предвидится движение тяжелой техники, то как вариант можно использовать временную укладку дорожных плит сверху.

В заключении

Выбирая дренажные трубы под дорогу, важно учесть следующие факторы:

  • Количество осадков в период их максимального образования, будь то паводки, схождение снега и т.д.
  • Глубина залегания и толщина пласта грунтовых вод.
  • Какой транспорт будет проезжать по дорожному полотну в месте пролегания дренажа.

Если вы сами не можете осуществить корректный подбор всех элементов для дренажной системы, то специалисты из Европласт готовы вам помочь определиться и найти только нужные вам варианты.

Источник

Труба в канаву под заездом на участок: как выбрать и уложить правильно?

В процессе обустройства участка не может быть мелочей. Например, хороший хозяин всегда позаботится о дренажной трубе под заездом на участок. Важно обеспечить ликвидацию осадков с дороги, предупредить заболачивание и обустроить беспрепятственный въезд на территорию частного участка. Однако выбор такого дренажа имеет свои нюансы, как и его правильная укладка.

Проектирование

Канава под заездом к участку должна учитывать ширину проезда. В среднем этот показатель составляет 4 м и более. Нужно сразу проектировать вариант, при котором въезд будет рассчитан и на грузовой автомобиль. Важно, чтобы каждая сторона имела минимум 1 м защитной зоны. Так труба не будет подвергаться большому эксплуатационному давлению.

По этой причине в среднем ширина участка проектируется в пределах 6 м. Это удобно в связи с тем, что совпадает с фабричной длиной труб. Важно спроектировать правильно профиль канавы для въезда и стока воды. Главное, чтобы ширина проезда была стабильной без сужений и изгибов. На участке проезда транспорта канава должна иметь вид перевернутой трапеции. При этом дно должно быть плоским.

Оптимальные параметры ширины варьируются в пределах 40-100 см. Этот показатель зависит от диаметра уложенной трубы (чем он больше, тем больше ширина канавы). Проект учитывает исключение всасывания трубы в грунт. Для этого дно выполняют в форме прямоугольного приямка с глубиной примерно 25 см. Приямок позволит создать несжимаемость подсыпки.

Помимо этого, проектирование должно учитывать регулярное подрезание канала. Накапливающийся грунт используют для прилегающих участков. При разнице между сторонами в 20-30 см для выравнивания канавы стараются применять свежевыкопанную землю. Когда разница больше, в устройство дренажа включают кварцевый щебень толщиной примерно 10 мм. Лишнюю почву убирают для хранения или использования в оформлении ландшафта.

Читайте также:  Поделки для сада из пластиковых канализационных труб

Устройство дренажа

В первую очередь канава необходима для отвода осадков. Однако ров не должен становиться проблемой для въезда автомобиля на дачу. Устройство дренажа будет представлять собой трубу, помещенную в канаву. При этом конструкция будет засыпана грунтом, отличаясь не только функциональностью, но и эстетической привлекательностью. Канава при этом должна пролегать вдоль главной дороги.

При кажущейся сложности выполнить такой дренаж можно без привлечения специалистов со стороны. Важно лишь правильно подобрать тип материала, размер трубы, приготовить щебень, песок и землю. Помимо этого, придется учесть стойкость трубы к коррозии, а также приготовить инструментарий (лопату и оберточный материал). Устройство дренажа будет представлять закрытую систему из траншеи с настилом и слоем грунта, трубы.

Любая из защитных зон дренажной системы, будь то справа или слева, должна иметь расширение. Для этого в траншее выполняют так называемые зарезы 50 см. Обычно их откапывают по краям траншеи до высшей точки. Независимо от засыпания приямка дорожным щебнем, необходимо выдерживать постоянную глубину. По этой причине зарезы также заполняют тем же щебнем. В среднем глубина должна составлять 60 см.

Покупка трубы является первоочередной задачей. Необходим учет весовой нагрузки, которую она сможет выдержать. Проточный канал будет располагаться поперечно въезду автомобиля. Труба не должна возвышаться над въездом. Обычно в устройстве стараются использовать материал, правильно подбирая его диаметр. В случае использования металлической трубы ее обязательно красят снаружи либо смазывают битумной мастикой.

При использовании материала с небольшим сечением края закрывают сварной решеткой, размер ячеек которой не превышает 1,5 см. Этот элемент дренажа будет являться защитой трубы от засора. При большом диаметре трубы засорение маловероятно. Например, если сечение составляет 50-60 см, трубу ставят в группу обслуживающих систем. Такие трубы нужно оборудовать замком-четвертью.

Лотки можно устанавливать в перевернутом виде, как это делают при прокладке теплотрассы. Иногда в устройство дренажа включают гофротрубы с ребрами жесткости. Проектирование зависит от профиля траншеи и ширины канала. При этом ширина перевернутого трапециевидного дна должна быть больше на 30-40 см диаметра самой трубы. Важным нюансом в системе является тот факт, что проточная труба при укладке должна располагаться строго горизонтально. Иногда поверх канавы заливают бетонный мост, который распределяет нагрузки.

Материалы исполнения

Для прокладки трубы в канаву под въездом на дачный участок сегодня используют разные материалы. Каждый тип отличается своими характеристиками, возможностями выдерживания весовых нагрузок и сроком эксплуатации. Главным фактором выбора изделия для водостока в таком случае является тот факт, что труба должна иметь максимальную жесткость и несущую способность. На сегодняшний день для дренажа выбирают несколько разновидностей.

Металлические

Чаще для данных систем используют трубы из стали. Они характеризуются прочностью и долговечностью, хотя они и недостаточно устойчивы к коррозии. В среднем они могут служить водоотводом перед въездом в пределах 30-40 лет. Помимо большого диаметра, такие изделия имеют толстые стены и отличаются способностью выдерживать существенные весовые нагрузки. Даже при неоднократном проезде тяжелой техники они не прогнутся и не деформируются. Поэтому водосток не будет нарушен.

Бетонные

Этот вариант является популярным, несмотря на сложность подвоза самой трубы, а также ее укладки. Бетонная труба позволяет обеспечить значительный пропуск воды, причем это не разрушает само дорожное покрытие. Эти трубы выделяются большим весом и значительной толщиной стенок. Они много весят, благодаря чему их установка зачастую невозможна в бытовых условиях либо требует наличия специальных подъемников. Недостатком такого материала является его неустойчивость к разрушению с течением времени.

Железобетонные

Это трубы из стального каркаса, залитые бетоном, уплотненные за счет центрифуги и вибропрессования. Они имеют 2 категории с разной несущей способностью (до 6 и 10 м).

При установке ж/б изделий приходится дополнительно создавать «подушку» из песка. Это необходимо для того, чтобы уменьшить риск поломки трубы под большим весом. Монтаж канавы с такой трубой трудоемок, да и сверху ее придется защищать от весовых нагрузок.

Пластиковые

Такие трубы гофрированы, отличаются небольшим весом, бюджетной стоимостью. Они надежны, инертны к ржавчине и деформации. Их пропускная способность и кольцевая жесткость довольно высоки. Такие трубы характеризуются безопасностью, они просты в монтаже дренажной канавы. Их установка не требует заказа специальной подъемной техники, к тому же такие трубы не разрушаются со временем.

Варианты

Лучшей конструкцией канавы является дренажная. Этот вариант удобен тем, что он разнообразен в выборе размеров и особенностей. В отличие от просачивания воды через материал насыпи не исключено размывание дорожного полотна, что может стать причиной возникновения аварийной ситуации. Конструкция заезда должна обеспечивать водосток исключительно через дренажную трубу. В зависимости от типа материала его просто засыпают почвой либо заливают бетоном.

Читайте также:  Как садятся трубы в скважину

Практика показывает, что прочнее на деле мосты, выполненные путем заливки, нежели варианты с утрамбовкой грунта. Отмечается, что последующая заливка увеличивает срок службы труб. При соблюдении правил укладки трубы она может прослужить дольше заявленного срока. Дренажные трубы из пластика с геотекстилем отличаются наличием перфорации. За счет фильтра они впитывают влагу, поступающую из грунта. Эти изделия выполняют из двухслойного полипропилена.

Критерии выбора

Какому материалу отдать предпочтение, каждый для себя решает сам. Обычно определяющим фактором становится не столько материал, сколько определение сечения. Оно должно быть достаточным для беспрепятственного прохождения грунтовых и дождевых вод даже при их обильном количестве. Важно учесть меры по предупреждению засора самой трубы (особенно если ширина проезда большая). Поскольку вода несет с собой мусор и грязь, помимо труб необходимо позаботиться о решетках. Для этого можно выбрать стальные изделия.

Учитывая, что бетон разрушается, а железобетон трудоемок в монтаже, устроить насыпь проще с помощью пластиковой гофрированной трубы. Именно такой материал стоит выбрать новичку и тем, кто планирует применения особой подъемной техники. Его удобством является тот факт, что такую трубу можно отрезать самостоятельно без специальных стационарных машин. Однако для пластика нужен будет геотекстиль, который будет служить своего рода фильтром, не пропуская сор и грязь.

Если в бюджете нет ограничений, а выбор принципиален, отдают предпочтение стальным трубам.

Если хочется купить пластиковую трубу, учитывают количество ее слоев и обязательное наличие гофрированности. Их может быть 1-2. При этом второй слой и является гофрированным. Нельзя брать для канавы трубу, созданную из вторичного сырья. Она отличается сниженными характеристиками прочности и долговечности. Не подходят для укладки гладкие трубы из пластика. При выборе трубы для водостока стоит учесть 3 правила:

  • бюджет;
  • механическую прочность;
  • размеры канавы.

Например, при выборе гофрированного изделия из пластика на ребро жесткости можно надавить: если оно не возвращается в первоначальную форму, изделие не годится для обустройства канавы. Пластик лучше иных материалов, так как он не задерживает мусор, поступающий в трубу вместе с грунтовой или дождевой водой. Однако такая система должна быть скрыта от УФ-лучей, которые могут нанести вред пластику.

Железобетон монолитен, сегодня такие трубы являются общепринятым стандартом, поэтому отличаются востребованностью. Если хочется купить такую трубу, стоит отдать предпочтение изделию с классом водонепроницаемости W6 и низкой степенью водопоглощения (не больше 6% всего веса). Минимальный класс морозостойкости должен составлять не ниже отметки F200.

Металлические изделия не годятся на укладку там, где климат региона постоянно влажный, а почвы склонны к заболачиванию. В условиях сырости труба будет подвергаться коррозии.

Технология укладки

Уложить трубу в канаву под заезд на дачу несложно. Соблюдение основных шагов сооружение дренажной системы позволит правильно выполнить конструкцию с траншеей. Технология укладки трубы в земле состоит из нескольких простых шагов.

  • Раскапывают траншею глубиной около 1 м со стенками и уклоном.
  • Землю на дне канала утрамбовывают.
  • Делают «подушку» из кварцевого песка.

  • Сверху насыпают слой щебня, используя предпочтительно щебень со среднефракционной гранитной крошкой.
  • Настилают слой геотекстиля.
  • Устанавливают опалубку для бетонного каркаса.
  • Заливают бетон и настилают слой верхнего полотна либо асфальтового покрытия.

Если не планируется заливка, выкапывают траншею. Стенки канавы выравнивают, откосы выполняют под наклоном. Засыпают ее дно песком слоем около 10 см. Затем на дно выстилают материал, на него насыпают слой щебня. После укладывают трубу. При этом важно учесть нюанс: при укладке гофрированного изделия с геотекстилем нельзя двигать трубу, чтобы не повредить материал.

После того как трубу поместили в канал, обеспечивают вывод в систему канализации либо в близлежащую канаву. Затем поверх засыпают щебень слоем до 30 см, материал заворачивают. Останется засыпать конструкцию песком и грунтом с последующим уплотнением и закрыванием дерном. Слой песка на дне траншеи будет в то же время выравнивающим.

Как избавить насыпь от размывания?

Чтобы насыпь не рассыпалась, ее края можно укрепить натуральным камнем, белым кирпичом либо плитой из железобетона. Опалубку выполняют таким образом, чтобы край канала выступал за нее примерно на 10 см. Для облегчения рабочего процесса можно дно канала укрыть смесью ПГС. Она не только выровняет поверхность, но и закроет трубу. После этого занимаются бортами.

Хорошо, если они будут возвышаться над краями канавы на 15-20 см. После их обустройства внутреннюю часть заполняют щебнем. После выполняют укладку бордюрных камней, опалубку набивают штапиком.

О том, как самостоятельно уложить пластиковую трубу в канаву, смотрите в следующем видео.

Источник

Adblock
detector