Меню

Длинная труба в узбекистане

Народные музыкальные инструменты Узбекистана

Солнечный Узбекистан один из самых колоритных и самобытных среднеазиатских республик. Богатое наследие оставил Великий Шелковый путь, дорога, связывающая Европу и Азию. Постоянное общение купцов, путешественников и невольников из Европы, Азии, Китая, Индии и местных жителей, наложило глубокий отпечаток на развитие культуры Узбекистана. Культурный взаимообмен происходил на протяжении многих веков.

Музыкальная культура Узбекистана разнообразна и уникальна по своей неповторимости и самобытности. Узбекские музыкальные инструменты напоминают традиционные бубен, барабан, трубы разной длины, двухструнную гитару, но совершенно не похожи по звучанию на эти инструменты.

музыкальные инструменты Узбекистана

Многогранная узбекская культура явственно выражена в жанре фольклора. Узбекский фольклор – это народные и обрядовые песни и плачи, эпические сказания, легенды и предания.

Разновидность узбекского бубна – Дойры

Дойра (чирмант) – узбекский бубен используется в виде аккомпанемента для плясовых мотивов и исполнения песен. Ударный музыкальный инструмент в виде круглого плоского барабана, делается из виноградной лозы, ореха, бука и натянутого кожаного полотна. Диаметр бывает от 40 до 60 сантиметров, по краям вешают металлические плоские подвески, количество может быть 20, а может быть и больше ста. Строгих норм здесь нет, это же народный музыкальный бубен узбека. Интересные особенности дойры:

  • перед игрой его необходимо некоторое время подержать вблизи огня, для того чтобы натянутая кожа подсушилась и было более четкое звучание;
  • в стародавние времена на бубне играли только женщины, подтверждением этому служат наскальные рисунки, обнаруженные в пещерах Сель-Унгур в Ферганской долине. В окружении танцующих девушек сидят женщины с бубнами в руках.

Сложна техника игры на бубне. Удары, приходящиеся на середину мембраны, издают низкие звуки, а чем ближе к краю, тем выше ноты. Сложные ритмичные звуки получаются при использовании нескольких бубнов одновременно. Ни один узбекский праздник не обходится без дойры. Под пальцами музыканта дойра производит целую гамму звуков от шелеста листьев до воинственного барабанного боя. Дойра самый любимый узбеками инструмент, во время танцев используется именно этот барабан, выбивающий ритмичные звуки.

Узбекская литавра – Нагора

Нагора относится к национальным ударным инструментам – колоритный, представлен двумя керамическими горшками, причем разной высоты для разнообразного звучания. Нагора бывает трех видов:

  • два крупных объемных горшка для глухих звуков;
  • два среднего размера горшка для сильных нот;
  • два маленьких производят самые высокие ноты, какие можно извлечь их этих чудо-горшков.

Перед выступлением горшки выставляются на солнце, мембрана натягивается от горячих солнечных лучей и звуки выходят более звонкие.

Най – восточная флейта

узбекский муз.инструмент – Най

Най – это узбекский национальный духовой инструмент в виде флейты с шестью отверстиями для пальцев музыканта. Изготавливается из бамбука. Современные модели усовершенствованного ная могут быть с элементами из латуни. Звуки меняются в зависимости от расположения пальцев. Най называют узбекской флейтой, хотя звучание сильно отличается. Вдуваемый поток воздуха создает красивые сольные композиции.

Сурнай – разновидность деревянного духового инструмента

Сурнай сложный духовой музыкальный узбекский инструмент в виде трубки длиной 45-50 сантиметров. Зурначи – музыкант, владеющий игрой на сурнае. Протяжные долгие звуки получаются благодаря маленькой плоской детали (садат), прикрепленной к маленькому отверстию и широкому раструбу на другом конце сурная. Овладеть техникой игры сложно. Наиболее красивое звучание получается в сочетании трех исполнителей на разных диапазонах. Часто на узбекских улицах можно услышать звуки сурная, потому что именно на свежем воздухе, звуки поющего прибора наиболее красиво звучат.

Медный духовой инструмент – Карнай

Узбекский медный духовой инструмент карнай представляет собой длинную латунную несгибаемую трубу. Такие трубы можно увидеть не только в сказке «Тысяча и одна ночь», но и на стадионах во время матчей, свадьбах, обрядовых мероприятиях, улично-зрелищных представлениях и народных праздниках. Мощный громкий звук, напоминает боевой клич. В прежние времена использовался как вестник о начале войны и для поднятия боевого духа. Сейчас чаще звуки карная оповещают о празднике, торжественные громкие звуки символизируют веселье и радость, народные гуляния. Надо обладать недюжей силой, чтобы не только удержать карнай, а длина его может быть более 2 метров иногда и все 3, но и большими легкими.

Читайте также:  Дренажные трубы нижегородская область

Узбекский цимбал – Чанг

музыкальный инструмент – Чанг

Чанг – струнный ударный музыкальный инструмент семейства цимбаловых. На всех языках мира цимбал звучит одинаково, только узбекский цимбал-чанг имеет длину к исполнителю от 80 до 100 сантиметров и прикрывается деревянной крышкой с национальным орнаментом. Трапециевидный деревянный инструмент с натянутыми струнами. Чанг напоминает деревянный ящик на ножках. При помощи двух палочек из бамбука или тростника извлекается звук из 42 струн. Звук протяжный, долго не затихает. Чаще узбекские цимбалы слышны в составе ансамбля национальных узбекских инструментов.

Струнный смычковый инструмент Сато

Сато (тамбур) смычковый музыкальный инструмент имеет тысячелетнюю историю, это один из старейших струнных узбекских национальных достояний, пришедших из глубины веков. Красивый внешний вид, продолговатый корпус в виде груши плавно переходит в ножку с тремя струнами. Тандем струн и смычка рождает волнующую чарующую музыку. Изготавливают сато из двух разновидностей дерева: из тутового дерева (шелковица) и ореха. Красиво его звучание в ансамбле с другими национальными инструментами.

Другие музыкальные инструменты в Узбекистане

В странах Востока и Азии много похожих друг на друга национальных музыкальных инструментов. Представитель смычковых – рубаб, считается, что пришел в Узбекистан из арабских стран, его можно встретить в Африке и что удивительно в южных провинциях Испании. Инструмент изготавливается вручную, процесс изготовления грушевидного корпуса кропотливое и тонкое дело, требующее особого мастерства. Рубаб представляет собой длинное горлышко не менее 80 см. с четырьмя струнами. Смычок основной элемент игры на рубабе, на палец музыкант одевает металлический медиатор (плектор), при помощи которого защипывает струны. Рубаб служит аккомпаниатором при пении, также музыканты выступают сольно.

Струнный щипковый музыкальный инструмент сродни лютни – танбур. Напоминает рубаб, но превышает его по длине, около полутора метров и имеет три струны разной толщины. При исполнении музыкант держит танбур на уровне груди слегка наклонив голову.

Дутор означает две струны. Средневековой музыкальный инструмент встречается у народов Центральной Азии. Изначально на нем играли пастухи, и струны были изготовлены из кишок животных, позднее, из скрученных шелковых нитей. Музыканты, играющие на двух струнах, считаются виртуозами, потому что получить музыкальную мелодию сложно.

Гиджак – струнный национальный инструмент народов Азии. Круглый корпус напоминает шар, сделанный из тыквы или кокоса и обтянут кожей. Четыре шелковые струны и смычок, так выглядел гиджак много веков назад. Усовершенствованный инструмент имеет струны из конского волоса и скрипковый смычок. Под руками мастеров гиджака, инструмент выдает яркие мелодии. При игре гиджак держат строго вертикально, чтобы ножка упиралась в ногу или другую плоскую поверхность.

Малоиспользуемый духовой музыкальный инструмент, пришедший из истории кошнай – узбекская свирель. Две тростниковые трубочки, связанные между собой по семь дырочек для пальцев в каждой. Чаще исполняется сольно.

Читайте также:  Дэу нексия 16 клапанная выхлопная труба

Уд (хордофон) – струнный щипковый музыкальный инструмент народов Азии, Кавказа, Армении, Ирана. Уд считается предшественником лютни и родственником рубаба. Деревянный корпус состоит из трех составляющих: продолговатого корпуса в виде разрезанной вдоль груши, грифа и головки, имеет шесть струн.

Любимый женский инструмент-украшение занг. Браслеты со звонкими монетками, которые одеваются на запястье и щиколотки. Звуки во время танца получаются ритмичными и звонкими.

Дул – традиционный ударный узбекский музыкальный инструмент в виде бубна, двусторонний барабан.

Кайрак – сложный инструмент. Он состоит из четырех плоских отшлифованных камней. Исполнитель держит по два в каждой руке и издает ритмичные звуки. Часто использовался при выступлении канатоходцев и танцоров.

Узбеки известны своей музыкальностью и поэтичностью. Почти в каждом доме можно встретить дутар или бубен узбека дойру, что говорит о музыкальности народа. Восточные музыкальные инструменты по сей день звучат на всех праздниках. Музыка Узбекистана это сочетание старинных смычковых, духовых, струнных, ударных инструментов. Для восточной музыки характерна игра на нескольких инструментах одновременно в унисон.

Национальные узбекские ножи Пчаки

Узбекские сырные шарики – курт

Тюбетейка, чапан, халаты и другие элементы узбекского национального костюма

Лепешка – традиционный национальный хлеб жителей Узбекистана

Узбекистан – особенности национальных традиций и обычаев

Источник

Узбекские музыкальные инструменты: названия и описание

Музыкальная культура Узбекистана необычайно богата и разнообразна. Еще в древности на территории нынешнего Ближнего и Среднего Востока применялись простейшие ударные инструменты для ритуальных танцев и празднования знаменательных событий. Далее представлен список самых распространенных узбекских музыкальных инструментов с названиями и кратким описанием.

Дойра — разновидность бубна

Дойра — это узбекский музыкальный инструмент из семейства ударных, по виду напоминающий бубен. Широко распространен в странах Ближнего и Среднего Востока. Инструмент представляет собой обод из засушенной виноградной лозы (реже применяется бук или орех), на который натягивается кожаная мембрана. Диаметр в среднем составляет около 40 см. При изготовлении современного варианта этого узбекского народного музыкального инструмента могут применяться металлические кольца. Также существуют версии дойры с металлическими подвесками, присоединяющимися к внутренней части основного обруча. Обычно их насчитывается от 40 до 100.

Для более звонкого и отчетливого звучания перед игрой дойру необходимо нагреть вблизи огня или на солнце. Жаркий воздух подсушивает натянутую на каркас кожу и сила натяжения мембраны увеличивается.

В древности на этом инструменте играли исключительно женщины. В пещерах гор Ферганской долины найдены изображения, датирующиеся 2000 годом до н. э. На картинках изображены женские фигуры, играющие на дойре, в окружении исполняющих ритуальные действия танцовщиц.

Техника игры на дойре совершенствовалась в течение многих веков и к настоящему времени достигла высокого уровня. Инструмент используется как дополнение к ансамблю из других узбекских национальных музыкальных инструментов, так и в качестве сопровождения для голоса. Приемы звукоизвлечения весьма разнообразны: легкое постукивание мизинцами, сильные удары ладонями, скольжение пальцев по мембране и другие. В зависимости от расположения пальцев можно менять высоту звука. Удары в середине мембраны позволяют извлечь низкие ноты, а по мере перемещения рук к краю звук повышается. Также есть возможность обогащать свою игру различными витиеватыми ритмическими рисунками и всевозможными мелизмами, такими как трели, тремоло, форшлаги. Доступна динамика от самого тихого piano до громоподобного forte.

Нагора — аналог литавр

Еще один узбекский музыкальный инструмент, относящийся к ударным, — нагора. Он представляет собой парные литавры в виде керамических горшков, обтянутых мембраной из кожи. Инструменты отличаются по размеру, благодаря чему удается добиться разнообразия звучания. Нагора не имеет точной настройки, но существует несколько разновидностей:

  • Дол-нагора — крупный горшок, предназначенный для извлечения глубоких глухих ударов.
  • Кос-нагора — инструмент среднего размера, имеет относительно низкий звук.
  • Рез-нагора — для исполнения более высоких нот.
Читайте также:  Диаметр футляра для трубы 160

Перед исполнением узбекские литавры разогреваются на солнце. Это помогает добиться четких и звонких ударов.

В отличие от дойры, нагора редко применяется в качестве сольного инструмента. Она используется преимущественно для игры в ансамбле с деревянными духовыми инструментами, такими как карнай и сурнай. Реже можно услышать в сочетании со струнными (преимущественно в Армении). Инструмент обогащает произведения различными ритмическими рисунками и помогает передать характер трансовой или зажигательной музыки.

Най — восточная флейта Пана

Най — деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой поперечную флейту с шестью отверстиями для пальцев. Изготавливается преимущественно из бамбукового дерева. Современные версии этого инструмента дополняются латунью и жестью. Характер звукоизвлечения — лабиальный (то есть, при помощи губ). Разнообразие мелодического рисунка достигается при помощи всевозможных аппликатурных комбинаций пальцев, частичного и полного закрывания игровых отверстий и варьирования интенсивности потока воздуха. Най применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента.

Сурнай — разновидность деревянного духового инструмента

Сурнай — еще один узбекский духовой музыкальный инструмент. Представляет собой узкую трубу, расширяющуюся в конце. В среднем длина инструмента составляет 45-55 см. Сурнай отличается достаточно сложным механизмом: в верхней части вставлена небольшая металлическая трубка с бамбуковыми пластинками. Для извлечения звука исполнителю нужно плотно прижимать губами маленькую плоскую деталь под названием «садат». Игра на такой трубе с двойной тростью требует определенных навыков и высокого уровня владения инструментом.

Сурнай применяется преимущественно в ансамбле в процессе проведения национальных празднований. Палитра звукоизвлечения довольно богата — от плавного легато до быстрых скачков и мелизматических украшений.

Карнай — медный духовой инструмент

Карнай — народный узбекский музыкальный инструмент семейства медных. Также широко распространен в Иране и Таджикистане. Карнай представляет собой прямую трубу, расширяющуюся в конце. Длина инструмента достигает двух метров. Звук, извлекаемый при помощи карная, напоминает тромбон. Диапазон не превышает октаву.

Мощное и сильное звучание карная можно услышать на торжественных церемониях и спортивных играх в Узбекистане. В древние времена он также служил инструментом для сигналов, оповещающих о начале войны и поднимающих боевой дух армии.

Чанг — старинный аналог цимбал

Еще один известный узбекский музыкальный инструмент — чанг. Он принадлежит к роду цимбал. Состоит из деревянного корпуса в форме трапеции, на котором натянуто 42 металлические струны. В верхней деке находятся небольшие резонаторные отверстия, способствующие улучшению звучания. Играют на чанге при помощи двух бамбуковых или тростниковых палочек. Звук обладает чистотой, яркостью и хорошей продолжительностью. Чанг используется как в качестве сольного, так и ансамблевого инструмента.

Сато — струнный смычковый инструмент

Сато — инструмент с тысячелетней историей и восхитительным, завораживающим звучанием. Возникновение разновидностей струнно-смычковых инструментов на Востоке датируется X веком. К началу XX столетия они оказались на грани исчезновения, однако, мастеру Усману Зуфарову удалось возродить древние традиции.

Сато представляет собой деревянный корпус в форме груши с прикрепленной шейкой, на которой нанесены лады и натянуты струны. Звукоизвлечение производится путем ведения смычка по струнам.

Волнующая и загадочная музыка Востока завораживает своими сложными ритмами и витиеватыми мелодическими рисунками. Народам Азии удалось сохранить древние культурные традиции и мудрость веков, донеся до современников настоящее сокровище предков.

Источник

Adblock
detector