Меню

Что такое подпор перед трубой

подпор воды

подпор воды: Повышение уровня воды из-за наличия в русле препятствия для ее движения.

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «подпор воды» в других словарях:

подпор — 3.1.15 подпор: Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 10. Подпор По ГОСТ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

подпор — Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод [ГОСТ 19185 73] [СО 34.21.308 2005] подпор Повышение уровня воды, возникающее вследствие преграждения или стеснения… … Справочник технического переводчика

ПОДПОР — повышение уровня воды перед мостом, вызванное уменьшением живого сечения потока. П. имеет значение для определения высоты насыпи и возвышения низа ферм балочных мостов над горизонтом воды. Для безнапорных труб высотой менее 3 м величина отверстия … Технический железнодорожный словарь

ПОДПОР — ПОДПОР, подпора, муж. (тех.). Подъем воды вследствие сужения русла или преграждения его плотиной, мостовыми устоями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОДПОР — подъем воды, возникающий вследствие сужения или преграждения чем нибудь русла потока (мостовые устои, плотина). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Подпор — подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод. Источник: ГОСТ 26775 97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и… … Официальная терминология

подпор — Повышение уровня воды в речном русле, сопровождаемое уменьшением скорости течения на определенном участке реки … Словарь по географии

ПОДПОР — повышение уровня воды, возникающее вследствие преграждения или стеснения русла водотока, низового ветра или изменения условий стока подземных вод (Болгарский язык; Български) подприщване (Чешский язык; Čeština) vzdutí; vzdutá hladina (Немецкий… … Строительный словарь

ПОДПОР — повышение уровня воды в русле потока, сопровождаемое уменьшением скорости течения и уклонов на определённом участке, как следствие наличия естеств. или искусств. препятствий, в т. ч. увеличения поступления воды из нижележащих притоков … Естествознание. Энциклопедический словарь

Подпор — м. Напор воды в реке, канале вследствие сужения русла, преграждения его плотиной, опорами мостов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Источник

Расчет труб при разных режимах протекания воды

Рассчитывают следующие режимы работы гофрированных труб:

— безнапорный, когда входное сечение не затоплено и на всем протяжении трубы поток имеет свободную поверхность ( рис. 4,а);

-полунапорный, когда входное сечение трубы затоплено, т.е. на входе труба работает полным сечением, а на остальном протяжении поток имеет свободную поверхность (см. рис. 4,б);

— частично-напорный режим, когда входное сечение трубы затоплено и на какой-то части, примыкающей к входу, труба работает полным сечением (см. рис. 4,в);

-напорный режим, когда труба на воем своем протяжении работает полным сечением (см.рис.4г)

Рис. 4. Режимы протекания потока в трубе:

а — безнапорный; б — полунапорный; в — частично-напорный; г — напорный; h вх , h вых , h с — соответственно глубины на входе в трубу, на выходе из нее и сжатая.

Безнапорный режим характеризуется незатопленным входным отверстием и работой

трубы неполным сечением, что отвечает условию:

где H — подпор перед трубой, м;

hтр — высота трубы в свету, м.

Принимаем наиболее максимальный расход для определения диаметра трубы, т. е.

ливневый расход равный 4,24 м3/с. Принимаем по выбранному расходу диаметр трубы (1,5 м) и скорость воды на выходе (3,9 м/с) по табл. IV [2].

Критическая скорость Vкр, м/с, определяется по формуле:

Где Vс — скорость в сжатом сечении, м/с.

Критическая глубина hкр, м, определяется по формуле:

где g — ускорение свободного падения, м/с2.

Глубина воды в сжатом сечении hс, м:

Подпор воды перед трубой определяется по формуле, H, м:

где φ — коэффициент скорости, принимаемый для конического звена 0,97.

Произведем проверку выбранной трубы на высоту подпора трубы по формуле (7):

Произведем проверку пропускной способности выбранной трубы. Пропускная способность трубы Qc, м/с3, при безнапорном режиме определяется по формуле:

где ωс — площадь сжатого сечения в трубе, м2

, который определяется из рис. I [2] стр. 13 из соотношения hc/d =0,38. По этому графику видно, что ω/d2 = 0,29. Следовательно, ωс = 0,65 и по формуле (12):

Выбираем одноочковую трубу диаметром 1,5 м.

157. Область применеия фильтрующих насыпей, их конструкции и расчет. Фильтрующие насыпи допускается применять для железных и автомобильных дорог III — V, категорий в качестве водопропускных сооружений при пересечении сухих логов, местных понижений на косогорах и постоянных водотоков с расходами, не превышающими 10 м3 /сек при залегании в основании земляного полотна прочных скальных, крупнообломочных грунтов, крупных и средней крупности песков, плотных глин и суглинков. При необходимости пропуска расхода воды более 10 м3 /сек целесообразно применять комбинированные фильтрующие насыпи с водопропускными трубами. Возможность и целесообразность применения фильтрующих насыпей необходимо устанавливать в зависимости от местных условий на основе сравнения вариантов с учетом эксплуатационных расходов, срока службы сооружений и условий их текущего содержания. Применение фильтрующих насыпей наиболее целесообразно: 1)в районах с наличием местного камня из неразмываемых пород;2)в случаях необходимости выполнения строительных работ в зимнее время;

Читайте также:  Buildcraft предметы выпадают из труб

3)на участках, где в последующем потребуется смягчение продольных уклонов дороги или введение более мощных подвижных единиц, требующих перестройки мостов и труб; 4)в сейсмических районах.

Фильтрующие насыпи в зависимости от очертания лога и принятой технологии производства работ назначают прямоугольного параболического, треугольного или трапецеидального поперечного сечения

1 — земляное полотно; 2 — изоляционный слой; 3 — фильтрующая часть насыпи; 4 — укрепление основания; 5 — кривая депрессии. ГВВ — расчетный горизонт высоких вод перед сооружением; h в — допускаемая глубина потока перед насыпью; h б — бытовая глубина потока; L — длина фильтрующей насыпи.

Рис. 40. Продольный разрез фильтрующих насыпей . а — напорных; б — безнапорных;

РАСЧЕТ НАПОРНЫХ ФИЛЬТРУЮЩИХ НАСЫПЕЙГлубину воды перед фильтрующей насыпью Н определяют из уравнения

где а — высота каменной фильтрующей прослойки;

l — длина ее по направлению течения;

I — уклон фильтрующей прослойки, обычно равный уклону лога;

Iф — гидравлический уклон, необходимый для фильтрации, определяемый по формуле

b — ширина фильтрующей прослойки;

k — коэффициент турбулентной фильтрации, определяемый по табл. VIII.1 в зависимости от размеров и формы камня.

Если глубина воды задана, то искомыми являются ширина прослойки b, или ее высота а (в том случае, когда ширину назначают по размерам лога). РАСЧЕТ БЕЗНАПОРНЫХ ФИЛЬТРУЮЩИХ НАСЫПЕЙ

Глубину воды перед безнапорной фильтрующей насыпью определяют (считая, что уклон дна практически не влияет на протекание) по формуле

где hб — бытовая глубина в отводящем русле

Обычно бытовой глубиной в расчетах пренебрегают. Тогда

Если глубина воды задана, то расчетной оказывается ширина фильтрующей дамбы b.

Источник

ПОДПОР

ПОДПОР повышение уровня воды, возникающее вследствие преграждения или стеснения русла водотока, низового ветра или изменения условий стока подземных вод

(Болгарский язык; Български) — подприщване

(Чешский язык; Čeština) — vzdutí; vzdutá hladina

(Немецкий язык; Deutsch) — Wasserstau

(Венгерский язык; Magyar) — vízduzzasztás

(Монгольский язык) — усны түвшин өндөрсөлт

(Польский язык; Polska) — spiętrzenie

(Румынский язык; Român) — retenţie

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — uspor

(Испанский язык; Español) — remanso

(Английский язык; English) — backwater

(Французский язык; Français) — remous

местное изменение бытового уровня воды в реке вследствие стеснения потока водопропускным сооружением или при ледовых заторах, зажорах, заломах леса, подтоплении от материнской реки, а также при сгонно-нагонных явлениях.

Различают:
— начальный — подпор в начале зоны сжатия потока перед мостом;
— общий — общий подпор для групповых отверстий на общем разливе реки;
— подмостовой — изменение уровня воды под мостом по отношению к бытовому. Может быть больше, меньше и равным нулю;
— полный — наибольший подпор выше моста;
— у насыпи — наибольший подпор с верховой стороны насыпи подходов.

Смотреть что такое «ПОДПОР» в других словарях:

подпор — Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод [ГОСТ 19185 73] [СО 34.21.308 2005] подпор Повышение уровня воды, возникающее вследствие преграждения или стеснения… … Справочник технического переводчика

ПОДПОР — ПОДПОР, см. подпирать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

подпор — поддержка; подъем Словарь русских синонимов. подпор сущ., кол во синонимов: 2 • напор (17) • подъем … Словарь синонимов

ПОДПОР — ПОДПОР, подпора, муж. (тех.). Подъем воды вследствие сужения русла или преграждения его плотиной, мостовыми устоями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ПОДПОР — подъем воды, возникающий вследствие сужения или преграждения чем нибудь русла потока (мостовые устои, плотина). Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

ПОДПОР — повышение уровня воды перед мостом, вызванное уменьшением живого сечения потока. П. имеет значение для определения высоты насыпи и возвышения низа ферм балочных мостов над горизонтом воды. Для безнапорных труб высотой менее 3 м величина отверстия … Технический железнодорожный словарь

Подпор — подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод. Источник: ГОСТ 26775 97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и… … Официальная терминология

подпор — Повышение уровня воды в речном русле, сопровождаемое уменьшением скорости течения на определенном участке реки … Словарь по географии

подпор — 3.1.15 подпор: Подъем уровня воды, возникающий вследствие преграждения или стеснения русла водотока или изменения условий стока подземных вод. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 10. Подпор По ГОСТ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

подпор — patvanka statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Paviršinio ar požeminio vandens tėkmės lygio pakilimas dėl tėkmę veikiančių kliūčių. Paviršinio vandens tėkmėje gali susidaryti dėl natūralių (ledo sangrūdos, vagos susiaurėjimo… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

Источник

Глава 4 ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ

Общие сведения о трубах

Трубы представляют собой малые водопропускные сооружения, рас­полагаемые в насыпях дорог. Трубы, как правило, состоят из следую­щих основных частей: входного и выходного оголовка (для обеспечения плавного ввода потока в трубу и вывода водного потока из трубы), тела трубы и фундамента трубы. Водопропускная способность труб зависит от формы и размеров отверстия, типа оголовков, глубины воды перед трубой, скорости течения воды на выходе из трубы и других условий.

Читайте также:  Как скрепляют обсадные трубы

Величина отверстия трубы определяется гидравлическим расчетом в зависимости от расчетного расхода водного потока и допускаемой ско­рости течения воды. Длина средней части трубы определяется геомет­рическим расчетом в зависимости от ширины насыпи по подошве и длины входного и выходного оголовка (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Конструкция водопропускной трубы: 1 — входной оголовок; 2 — выходной оголовок; 3 — фундамент оголовка; 4 — фундамент трубы; 5 — звено; 6 — деформационный шов; 7 — гидроизоляция; 8 — одиночное мощение у входного оголовка; 9 — двой­ное мощение у выходного оголовка; 10 — укрепление откоса выше оголовка;

11 — укрепление откоса ниже оголовка

Для предотвращения изгиба тело трубы делят на секции длиной не более 5 м. Швы между секциями заполняют упругим гидроизоляцион­ным материалом, чтобы вода из труб не просачивалась в насыпь и не разжижала грунт. Соприкасающиеся с грунтом поверхности трубы по­крывают гидроизоляцией, чтобы вода из насыпи не разрушала кладку труб.

Во избежание застоя воды лоток трубы устраивают таким образом, чтобы отметка дна посередине трубы была меньше отметки дна у вход­ного оголовка и больше, чем отметка дна лотка у выходного оголовка. Высота насыпи при устройстве труб принимается не менее высоты тру­бы плюс толщина засыпки, которая должна быть не менее 1 м, считая от верха звена трубы до подошвы рельса. Кроме того, высота насыпи дол­жна быть не менее глубины воды перед трубой (подпора) с учетом вы­соты волны плюс возвышение бровки земляного полотна, которое при­нимается по СНиП (не менее 0,5 м при безнапорном режиме работы трубы, а при полунапорном и напорном режимах — не менее 1 м).

В зависимости от скорости течения воды на выходе из трубы русло и откосы насыпи должны укрепляться одерновкой, каменным мощением или бетонными плитами. Для уменьшения объемов работ по ук­реплению у выходного оголовка устраивается ковш (углубление), за­полненный камнем (рис. 4.2). Глубина ковша принимается равной глу­бине местного размыва грунта у конца укрепления. У каждого конца трубы при высоте насыпи более 2 м устраивается один лестничный сход шириной 0,75 м.

Рис. 4.2. Укрепление русла водотока на выходе из трубы: 1 — выходной оголовок; 2 — мощение русла; 3 — предохранительный ковш; 4 — каменное заполнение ковша; 5 — песчано-гравийная подготовка под мо­щением русла; 6 — крепление откосов ниже оголовка; 7 — крепление откосов

Трубы применяются в любых климатических, топографических и геологических условиях, на любых участках плана и профиля дорог при значительных высотах насыпи, для пропуска временных (периодически действующих) и постоянных водотоков, но при отсутствии ледохода. Трубы применяются также для пешеходных переходов и прогона скота, для проезда автотранспортных средств и сельскохозяйственных машин, для прокладки трубопроводов и других коммуникаций.

Водопропускные трубы имеют несложную, надежную и долговеч­ную конструкцию. Их можно возводить индустриальным, комплексно-механизированным, поточно-скоростным методом, существенно сни­жающим трудоемкость и продолжительность строительства. Выбор между трубой и малым мостом производится на основании сравнения их технико-экономических показателей. На малых водотоках трубы, как правило, имеют значительно меньшую стоимость, чем мосты с увели­чением насыпи, выгодность применения труб возрастает.

Эксплуатация труб проще и дешевле эксплуатации мостов. Путь над трубами имеет такую же конструкцию, как на прилегающей насыпи, что упрощает его содержание. Трубы менее, чем мосты, чувствительны к динамическому воздействию и увеличению временной подвижной (от подвижного состава) нагрузки. Благодаря хорошим строительным и эксплуатационным качествам трубы являются наиболее распространен­ными водопропускными сооружениями. В зависимости от рельефа ме­стности на 1 км дороги приходится от 0,4 до 1,2 трубы. Количество труб на дорогах нашей страны составляет 70 % всех водопропускных сооружений. В общем комплексе строительства железных дорог стои­мость строительства водопропускных сооружений доходит до 22 %.

До первой четверти 20 века были распространены каменные трубы, позже стали применятся железобетонные трубы. В 1936 году были раз­работаны первые типовые проекты круглых железобетонных труб диа­метром 1—2 м, звеньями длиной 1 м для железных дорог. С 1962 года получили распространение типовые унифицированные сборные же­лезобетонные и бетонные трубы круглого и прямоугольного сечения, разработанные институтом Ленгипротрансмост.

Первые металлические трубы были чугунными, в дальнейшем их вы­теснили стальные гофрированные (гибкие) трубы. В России первые гоф­рированные трубы появились в 1875 г. диаметром 0,53 и 1,07 м. Ме­таллические трубы подвержены вредным воздействиям агрессивных вод, блуждающих токов, атмосферной и грунтовой коррозии. Однако специ-91

альными мероприятиями по защите металла от коррозии удается увели­чить срок их службы до 40—50 лет. Железобетонные трубы долговеч­нее металлических. На заводах освоена технология изготовления круг­лых железобетонных звеньев труб диаметром до 1,5 м на вибростанках.

Водопропускные трубы классифицируют по следующим признакам:

• по характеру протекания водотока в трубе;

• по форме отверстия трубы (рис. 4.3);

• по числу водопропускных отверстий;

• по конструктивному оформлению входа водотока в трубу и выхода из нее (рис. 4.4, 4.5, 4.6);

• по характеру инженерно-геологических условий;

• по способу сооружения.
По характеру протекания водотока в трубе (режиму) трубы делятся

на безнапорные, полунапорные, напорные. Безнапорные трубы работа­ют неполным сечением, полунапорные работают полным сечением на входе в трубу и неполным на остальном протяжении трубы. Напорные трубы работают полным сечением на всем протяжении трубы.

о

По форме поперечного сечения существующие, ранее построенные трубы подразделяются на круглые, прямоугольные, трапецеидальные, треугольные, овоидальные, с вертикальными стенками и сводами, эл­липтические и др. В современных условиях строятся круглые и прямоугольные трубы.

Читайте также:  Изготовление коробов для печной трубы

По числу водопропускных от­верстий трубы бывают одно-, двух-, трехочковыми.

ГЛ
о
КУ

По конструктивному оформ­лению входа потока в трубу и выхода из нее трубы бывают с оголовками и без оголовков.

Рис. 4.3. Формы водопропускного от­верстия труб: а — круглая; б — прямоугольная; в — трапециевидная; г — треугольная; д — эллиптическая; е — овоидальная; ж — с вертикальными стенками и сводом; з — арочная

Виды оголовков. В зависимо­сти от положения откосных сте­нок (крыльев) оголовки делятся на портальные — со стенкой,

Рис. 4.4. Виды оголовков водопропускных труб: а — коридорный; б — раструбный; в — конический; г — портальный;

перпендикулярной оси водотока, раструбные — со стенками, располо­женными под углом к продольной оси трубы, и коридорные — со стен­ками, параллельными оси трубы. Раструбные оголовки обеспечивают плавный вход водного потока в трубу, оказывают меньшее сопротивле­ние потоку, что повышает водопропускную способность трубы.

По виду входного звена оголовки бывают с нормальным звеном, вы­сота которого равна высоте звеньев средней части трубы; повышенным звеном и коническим звеном. Трубы с повышенным и коническим вход­ным звеном имеют большую водопропускную способность, чем трубы с нормальным звеном.

На водотоках с незначительными расходами воды трубы могут быть без оголовков с вертикальным срезом, выступающим из насыпи, или иметь воротниковые оголовки с наклонным срезом в плоскости откоса насыпи, а также с повышенным или коническим звеном без откосных стенок.

Рис. 4.5. Трубы с различной конструкцией входного звена:

а — труба с повышенным входным звеном; б — труба с коническим входным

звеном; в — труба с нормальным входным звеном; 1 — откосная стенка; 2 —

секция трубы; 3 — нормальное звено; 4 — фундамент; 5 — повышенное звено;

Рис. 4.6. Виды труб без оголовков: а — труба без оголовка с наклонным торцом; б — труба без оголовка с верти­кальным торцом; в — труба с повышенным или коническим входным звеном без откосных стенок; 1 — секция трубы; 2 — нормальное звено; 3 — кониче­ское звено; 4 — фундамент

В зависимости от инженерно-геологических условий трубы могут быть с фундаментами на естественном основании или со свайными фундаментами, а также без фундаментов с укладкой звеньев на железо­бетонные плиты или лекальные блоки, либо на грунтовые подушки (ложе), спланированные по очертанию трубы. По материалу различают трубы деревянные, каменные, железобетонные, бетонные и металличе­ские. По способу постройки трубы делятся на сооружаемые из материа­лов на месте и сборные из блоков, изготовляемых на заводе. Для про­пуска небольших водотоков через неглубокие выемки устраиваются дюкеры, состоящие из двух колодцев, соединенных трубой, проходя­щей под полотном дороги.

Косые трубы. Эти трубы могут иметь индивидуальные оголовки или клиновидные звенья. Косые трубы ус­траиваются под углом к оси дороги, отличным от 90° (рис. 4.7). Примене­ние индивидуальных оголовков улуч­шает гидравлические характеристики, но усложняет конструкцию и удлиняет трубу. Трубы с клиновидными звенья­ми имеют простые оголовки, но мень­шую водопропускную способность.

Рис. 4.7. Схема косой трубы: 1 — ось дороги; 2 — ось трубы; 3 — откосная стенка; 4 — инди­видуальные оголовки

Косогорные трубы устраивают на пересечении дороги с малыми бурны­ми водными потоками с продольным уклоном русла более 20 ‰. Эти тру-94

Рис. 4.8. Конструкция трубы на косогоре: 1 — водобойный колодец; 2 — наклонная часть трубы; 3 — бетонный упор;

4 — нормальный участок трубы; 5 — выходной оголовок

бы имеют следующие конструктивные части: быстроток с входным уча­стком, переходное устройство от быстротока к трубе, среднюю часть трубы, гаситель энергии водотока на выходе из трубы и отводное русло с укреплением. При больших уклонах русла трубы имеют на входе и выходе водобойные колодцы или шахты (рис. 4.8).

Быстротоки представляют собой сборные железобетонные или мо­нолитные бетонные лотки с вертикальными или наклонными стенками и с шероховатым дном для уменьшения скорости течения воды. Пере­ход от быстротоков к трубе осуществляется плавным уменьшением по­перечного сечения потока с помощью прямолинейных или криволиней­ных вертикальных или наклонных стенок. Повышенная шероховатость труб создается за счет ступенек, порогов и ребер. Гасители энергии по­тока устраивают для уменьшения скорости течения воды на выходе из трубы и сокращения размеров укрепления отводящего русла. Гасители представляют собой раструб с вертикальными стенками из сборного железобетона или монолитного бетона.

Для железных и автомобильных дорог разработан типовой проект косогорных унифицированных сборных железобетонных, круглых и прямоугольных труб, быстротоков, водобойных колодцев и гасителей энергии потока для различных климатических, топографических и гео­логических условий.

Лотки применяют для пропуска небольших водотоков при малой высоте насыпи, когда невозможно устроить трубу. Массивные лотки (каменные или железобетонные) возводятся при высоте насыпи до 2 м и наибольшем расходе воды до 4,5 м 3 /с. С входной и выходной стороны лотка устраивают крылья в виде оголовка портального типа (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Лоток в насыпи

Фильтрующие насыпи устраива­ют в виде каменной наброски для пропуска через нее небольших водо­токов. При пропуске воды через фильтрующие насыпи с верховой стороны образуется пруд, высота горизонта которого определяется расчетом. Уровень воды, просачи­вающейся с верховой стороны, в те­ле каменной наброски постепенно снижается к низовой стороне. Кон­струкцию фильтрующей насыпи см. рис. 1.6.

Источник

Adblock
detector