Меню

Что такое магистральная труба газа

Магистральный газопровод: особенности строительства и правила эксплуатации

Магистральный газопровод – итог развития науки и технологий. Не одними информационными достижениями дышит современный мир. И средство, благодаря которому у нас есть все блага цивилизации, требует к себе отдельного внимания.

В нашей статье мы описали структуру и разновидности магистрального газопровода. Также рассмотрели особенности его строительства и эксплуатации. Все самое важное и нужное по данной теме представлено ниже.

Характеристики магистрального газопровода

Магистральный газопровод – это инженерный комплекс сооружений, который предназначен для доставки природного газа по трубопроводу к местам обработки, потребления. Также это система труб, предназначенная для соединения отдельных месторождений.

Для транспортировки газа от месторождения к месту потребления используются магистральные газопроводы, которые относятся к Единой системе газоснабжения РФ, являясь её ключевым элементом.

Ответвление – это трубопровод, который присоединен к магистральному газопроводу и доставляет газ к отдельным населенным пунктам.

Такие сооружения предназначены для транспортировки разного вида газа из месторождений и производства.

Для строительства магистральных газопроводов используются бесшовные трубы диаметром 720-1420 мм, внутри которых поддерживается избыточное давление.

Для сооружения магистральных газопроводов используется:

  • Подземный монтаж. Трубы укладываются на глубину 0,8 м, если диаметр труб до метра, и 1 м при диаметре до 1,4 м. В заболоченной местности роют траншеи 1,1 м, а на скалах 0,6 м. Это является наиболее выгодным способом.
  • Надземный – опоры для труб устанавливаются над землей.
  • Наземный – использование насыпных дамб;.
  • Подводный – для добычи газа непосредственно из водоема.

За управление работой магистральных газопроводов ответственность несут государственные компании.

Рейтинг самых длинных газопроводов в мире:

  • 8704 км — Запад — Восток (Китай)
  • 7000 км — Газопровод Туркмения — Китай
  • 5000 км — Газопровод Центральная Азия — Центр
  • 4451 км — Уренгой — Помары — Ужгород
  • 3300 км — Теннеси.
  • 3150 км — Боливия — Бразилия.
  • 2702 км — Rockies Express.
  • 2577 км — Иран — Турция.
  • 2475 км — Транс средиземноморский газопровод
  • 2000 км — Ямал — Европа

Виды магистрального газопровода

Трубопроводы делят на 3 вида:

  • однониточные – на протяжении всей системы находятся трубы с одинаковым диаметром;
  • многониточные – помимо главной ветки параллельно в системе находятся ещё несколько ответвлений;
  • телескопические – диаметр труб изменяется на всём протяжении газопроводы.

Средний диаметр труб составляет 1120 мм и колеблется от 720 мм до 1420 мм. В год топливная магистраль может пропускать 30-35 млрд куб. м. газа.

Для проведения газопровода, как уже было сказано выше, можно использовать следующие типы:

  • подземный – ответвления находятся на расстоянии 0,8-1 м от главной трубы;
  • надземный – установка труб на опоры;
  • наземный – трубы расположены в насыпных дамбах;
  • подводные газопроводы используются при транспортировке газа с мест добычи на берег.

Государственная компания, отвечающая за управление магистральными газопроводами, обязана контролировать их ремонт, следить за состоянием труб и обеспечивать процесс эксплуатации притоком квалифицированных специалистов.

Согласно СНиП, газопроводы по рабочему давлению классифицируются на 3 вида:

  • Первый класс – давление 2,5 –10 МПа.
  • Второй класс – давление 1,2 – 2 МПа.
  • Третий класс – давление до 1,2 МПа.

Система магистральных газопроводов третьего класса взаимодействует только с низким давлением и не относится к центральным.

Структура магистрального газопровода

Внешне конструкция напоминает самый обычный трубопровод, но в действительности между ними большая разница. В базовой вариации он состоит из следующих элементов:

  • Устройство для сбора конденсата и технических смесей.
  • Подключение к станциям, очистным сооружениям происходит в магистральной части, которая с помощью переходных узлов и запоров соединяется с трубными ответвлениями.
  • Телемеханическая аппаратура и блок системы управления.
  • Электромеханическая система защиты от коррозии.
  • ЛЭП, противопожарная система.
  • Ёмкости, предназначенные для хранения газа и разгазирования.
  • Помещения для обслуживающего персонала.
  • Насосные станции для перекачки.
  • Помещения для хранения газа.

Компрессорные станции в составе магистральных газопроводов

Для обеспечения необходимого уровня давления используются компрессорные станции. В них происходит очистка газа от посторонних веществ, осушение, повышение давления и охлаждение. После этих процедур под определенным давлением газ обратно подается в газопровод.

Комплекс наземных сооружений магистрального газопровода состоит из компрессорных, газораспределительных станций и пунктов.

Почти полностью собранные блоки направляются к месту стройки компрессорных установок. Они находятся друг от друга на расстоянии 125 километров.

Компрессорный комплекс состоит из:

  • станции;
  • ремонтно- и служебно-эксплуатационных блоков;
  • охладительных башен;
  • резервуаров для воды;
  • системы для работы с энергетическими маслами;
  • механизмов по охлаждению газа.

Как правило, недалеко от компрессионных установок строят жилые поселки.

По проводимым исследованиям было выявлено, что такие станции содержат в воздухе превышенных допустимый уровень оксида азота.

Помимо этого, компрессорные установки создают много шума. Такой шум при длительном воздействии негативно влияет на здоровье человека, что влечет за собой потерю трудоспособности, а животные покидают старые места обитания. Как следствие, это ведет к переуплотнению и снижению полезности угодий.

Читайте также:  Петрович труба металлическая профильная

Схема магистрального газопровода

Для транспортировки газа от места добычи до ГРС (газораспределительной станции) строятся магистральные газопроводы. Как правило, они располагаются вблизи населенных пунктов, обеспеченных газом. Ниже на схеме представлено, как это происходит.

1— газовые промыслы; 2— газовые скважины; 3—сепараторы; 4— промысловые газопроводы; 5— промысловые ГРС; 6 — магистральный газопровод; 7—линейная запорная арматура; 8—промежуточная компрессорная станция; 9 —ГРС; 10 —промежуточный потребитель; 11 — подземное газовое хранилище.

Первичная очистка от воды и механических примесей происходит в сепараторах, куда газ поступает из скважины, а далее, по промышленным газопроводам, на газораспределительную станцию. На ГРС происходит более глубокая очистка от вредных балластных примесей и вводится одорант, который предаёт ему характерный запах. Пройдя весь этот цикл, газ поступает в магистральный газопровод. На протяжении всего газопровода через каждые 150 км строятся компрессорные станции, которые поддерживают давление, уменьшают силу трения в трубопроводе. Для проведения ремонтных работ устанавливают запорную арматуру.

Газопроводы строятся в две и более ниток, что дает возможность обеспечить надежность и транспортировку больших потоков газа. В конце магистрали находятся ГРС, которые обеспечивают газом города и промышленные центры.

Особенности строительства магистрального газопровода

Для изготовления труб используют чугун, пластик или сталь. Для ремонта и строительства магистрального газопровода используют пластиковые или стальные трубы. Изделия из стали отличаются высокой прочностью и долговечностью. Они изготавливаются только из высококачественной стали по специальной технологии, что дает возможность их применить в подземном способе укладки.

Пластиковые трубы более легкие и хрупкие, поэтому они применяются для надземного способа монтажа.

Трубы выпускаются разной формы сечения: прямоугольной, квадратной, овальной, круглой.

Размер изделия определяют с помощью сортамента, который является подробной классификацией, позволяющей быстро подобрать трубу нужной длины, толщины и диаметра. Для строительства газопровода используются только соответствующие нормам Госстандарта изделия. Для газопроводных труб разработан специальный ГОСТ. Импортное производство указывает размер в дюймах, а на российское в миллиметрах.

Для обозначения длины применяются единый стандарт – метры. При строительстве газопровода используются трубы диаметром 159-1420 мм. Изделия с меньшим диаметром выпускаются на заказ, так как редко используются в строительстве и ремонте. Производители и поставщики на своих сайтах размещают таблицу, где указаны все параметры труб.

Правила эксплуатация магистральных газопроводов

Магистральный газопровод относится к опасным сооружениям. Ремонтные и эксплуатационные работы должны производиться в строгом соответствии с нормативными документами.

Ответственность за работу газопровода несет предприятие, которое его эксплуатирует. К списку необходимой документации относится паспорт в 2-х экземплярах, схема с нанесением всех деталей, места установки арматуры, информация о фирме изготовителя, используемом материале и т. д.

Периодически производится контроль: обход или облет территории. Проверка состояния трубопровода, находящегося вблизи дорог, производится ежегодно, а в случае стихийных бедствий, если существует вероятность повреждения, проводится внеочередной осмотр.

Подводя итог, стоит сказать, что в строительстве газопровода должны быть заняты только высококвалифицированные специалисты, имеющие соответствующие сертификаты и опыт работы, так как магистральный трубопровод относится к объектам повышенной опасности. А чёткое соблюдение требований эксплуатации позволит обеспечить бесперебойную работу газопровода с минимальными вложениями на ремонт.

Источник

Магистральные трубопроводы. Виды и особенности прокладки сетей различного назначения

Магистральные трубопроводы — это сооружения, которые осуществляют транспортировку нефти, нефтепродуктов, воды, газов и прочих веществ с производства или места добычи к конечной точке применения. К магистральным трубопроводам относятся основные трубы и их ответвления. Подобные сооружения имеют классификацию и делятся, согласно ей, на множество типов.

Магистральные трубопроводы транспортируют жидкости и газы как в пределах небольших районов, так и на огромные расстояния

Зачем нужны магистральные трубопроводы?

Промышленные и магистральные трубопроводы осуществляют транспортировку разного рода сырья. Газ, нефть, вода и многие другие вещества проходят по этой конструкции к местам, где их употребляют по своим нуждам бытовые и промышленные потребители, предприятия переработки и прочие объекты.

Трубопроводные конструкции на сегодняшний день занимают важные позиции в инфраструктурах многих стран. Магистральные сооружения влияют на экономику, промышленность и обеспечивают жизнедеятельность населения.

С каждым годом к показателям надёжности этих конструкций добавляются новые требования безопасности. Такие важные стратегические объекты выполняют задачу по обеспечению людей энергией, без которой трудно представить современную жизнь.

Виды магистральных трубопроводов

Магистральные конструкции, которые осуществляют транспортировку различного рода продуктов, могут быть разных видов. Их типы определяют по тем или иным параметрам.

Каждый тип трубопровода работает под определенным давлением и по этому критерию сети делятся на классы

В зависимости от показателей рабочего давления трубопроводы бывают:

К первому классу относятся конструкции с самыми высокими показателями рабочего давления, более 25 кгс/см². Второй класс обладает средним уровнем давления — от 12 до 25 кгс/см². Давление для третьего класса является самым низким — до 12 кгс/см².
Помимо этого, подобные конструкции разделяют на:

Читайте также:  Как сделать яму канализационную трубу

Магистральные трубопроводы, как уже было сказано, осуществляют перемещение различных продуктов от мест, где их добывают, до потребителей. Местные, в свою очередь, используются для сбора природного газа и распределения его в населённых пунктах или же на производствах различной направленности.

Кроме этого, существует классификация этих конструкций по диаметру. Исходя из показателей диаметра труб, выделяют 4 основных класса:

I — диаметр от 1000 и до 1200 мм;

Существует несколько разновидностей магистральных конструкций по тому, как их прокладывают:

  1. Наземные. Такой тип прокладывают на специальных опорах, используя арочный или балочный метод. В редких случаях применяется висячий метод.
  2. Подземные. Прокладка этого типа трубопроводов осуществляется в почве посредством специальных канав. Помимо этого, конструкции могут монтироваться на опорах в тоннелях.

Магистрали делятся на наземные и подземные; первые устанавливаются на опорах либо просто укладываются на землю

Иногда встречаются ещё два типа конструкций: подводные и плавающие. Их применяют при прокладке по дну естественных водоёмов или же на поверхности воды.

Помимо этого, трубопроводы принято разделять по величине конструкции на:

1. Магистральные конструкции. Осуществляют транспорт разных веществ на многокилометровые расстояния. В большинстве случаев они переносят нефтегазовые продукты. В состав магистральных конструкций входят различные насосные установки и газораспределительные устройства. Помимо этого, они имеют линейные части и специальные агрегаты, которые выполняют подготовительную работу. Функционирование насосов осуществляется непрерывно. Сбои происходят редко, неполадки в конструкции устраняются очень быстро.

2. Технологические конструкции. Такие системы применяются на различных предприятиях. Они транспортируют необходимые для функционирования предприятия вещества: пар, газ и т. д. Помимо этого, они выполняют функцию отвода отходов производства.

3. Коммунально-сетевые трубопроводы. Применяются для переноса горячей воды или пара. Установка таких систем отличается своей сложностью. По выполняемой работе такие системы подразделяются на: транзитные, распределительные и разветвления.

Обратите внимание! Для того, чтобы смонтировать коммунально-сетевой трубопровод, требуется огромное количество комплектующих и соединительных деталей. Однако, благодаря тому, что современный рынок позволяет приобрести качественные термостойкие и износостойкие детали из прочных и надёжных материалов, ремонт и монтаж системы значительно облегчается.

4. Судовые трубопроводы. Такие системы применяются для перекачки сырья на судах различных типов. Они обладают отличительными свойствами и техническими характеристиками, которые зависят от характера работы.

Магистрали на перерабатывающих предприятиях называются технологическими

5. Машинные трубопроводы. Конструкции, которые имеют небольшие размеры относительно других типов и выполняют функции по подаче топлива, машинного масла и т. д.

По характеру транспортировки жидкости встречаются следующие виды конструкций:

Первый тип обладает внутренним абсолютным давлением среды, равным 0,1 МПа. Второй тип осуществляет перемещение жидкости за счёт наклона сооружения.

Виды трубопроводов по схеме производства

Схема изготовления таких систем дифференцирует их на два типа:

Первый тип имеет последовательное соединение одной конструкции без ответвлений. Сечение такой системы может быть разного диаметра. Сложные конструкции являются сетью из труб и ответвлений. Такие конструкции могут обладать последовательными, параллельными и прочими вариантами соединения элементов.

Классификация трубопроводов по температуре и показателю агрессивности транспортируемого вещества

По температуре рабочей среды конструкции разделяют на три вида:

  1. Холодные трубопроводы (менее 0 °C).
  2. Нормальные сети(от +1 до +45 °C).
  3. Горячие трубопроводы (выше 46 °C).

Простые магистрали — это прямые сети без разветвлений и сложных узлов

По показателю агрессивности среды бывают:

  • слабоагрессивные;
  • среднеагрессивные;
  • неагрессивные.

Виды транспортируемых веществ

Магистральные конструкции осуществляют транспортировку огромного количества веществ в разных агрегатных состояниях.

  • природные газы, а также нефтяные углеводородные;
  • углеводородные газообразные соединения, которые были получены искусственным путём;
  • углеводородные газы сжиженного типа;
  • нефть, которая транспортируется по трубопроводам от главных насосных станций до мест переработки;
  • нефтепродукты, которые были получены путем переработки сырой нефти.

Полезная информация! Добытую нефть доставляют в нефтесборные пункты по специальным трубопроводам. Дальше по нефтесборным трубам она поступает на головные строения перерабатывающего предприятия.

Трубы для магистральных конструкций

Материал для трубопроводных конструкций выбирают, опираясь на многие показатели. Но в первую очередь выбор материала зависит от климатических условий. Помимо этого, важным критерием выбора материала является тип среды, транспортировку которой будет производить система. В основном применяются трубы из металла и пластика. Металлические трубы могут быть чугунными или стальными. Пластиковые, в свою очередь, подразделяют на: поливинилхлоридные (ПВХ), полиэтиленовые (ПЭ), полипропиленовые и прочие.

Стальные трубы пригодны для монтажа сетей любого назначения и типа

Кроме этого, можно встретить системы из бетона, асбестоцемента, керамики, стекла.

Самым популярным материалом, который применяется в изготовлении труб для магистральных систем, является сталь. Стальные изделия обладают рядом преимуществ: надёжность, прочность, экономичность, простота сварки. Магистральная труба из такого материала служит, как правило, достаточно долго и надёжно.

По методу производства все трубы для магистральных конструкций принято разделять на:

  1. Не имеющие шва.
  2. Имеющие продольный шов.
  3. Имеющие спиральный шов.

Труба магистральная бесшовная применяется в конструкциях с диаметром до 529 мм. Сварные трубы используют с диаметром 219 мм и выше. Длина выпускаемых труб, как правило, колеблется от 10,5 до 11,6 м. Диаметр наружной поверхности и показатели толщины стенок труб подчиняются определённым стандартам.

Читайте также:  Столб из трубы для кабеля

Помимо этого, все трубы для трубопроводов подразделяют по климату, в котором они применяются на:

Обычные трубы используются при строительстве конструкций в средних и южных широтах, а северные — в холодных климатических условиях. Рабочая температура для первой группы труб — 0 °C и выше. Для северных труб эксплуатационная температура — от –20 °C до –40 °C.

Сталь, которая используется для трубопроводных элементов, подвергается разным вариантам обработки и является, как правило, низколегированной.

Для северных районов используются трубы особого типа, которые устойчивы к низким температурам

Прокладка трубопроводов

Виды монтажа магистральных систем могут осуществляться в нестандартных климатических условиях: в пустынях, горах, болотной местности, а также при переходах через различные природные препятствия.

Сборка трубопровода может производиться одиночным методом или с применением технического коридора. Во втором случае располагают параллельно идущие трубы. Расстояние от подземных и наземных конструкций до населённых пунктов и других построек определяются исходя из конкретного случая по размеру, диаметру, важности и другим показателям трубопровода.

Расстояние между параллельными трубопроводами рассчитывают исходя из правил технологий поточного строительства и других важных показателей. Глубину размещения конструкции определяют в зависимости от диаметра труб, входящих в её состав и особенностей местности. Эти данные представлены в таблицах ниже.

Диаметр трубы (мм) Глубина заложения (м)
1000 0,8
1000 и более 1

Прокладка магистральных трубопроводов в местах шахтных разработок

В местах, где планируется или уже проходит горная выработка, прокладку магистральных систем рассчитывают, опираясь на все необходимые требования и технические нормы. При расчёте обязательно нужно учитывать показатели прочности трубопровода и особенность местности. Не следует забывать про то, что земная поверхность влияет на деформацию конструкции.

Важно! Строительство магистральных трубопроводов разрешается практически в любых горно-геологических обстоятельствах. Трасса конструкции должна быть согласована с планом горных работ и пролегать в тех участках, где уже закончилась добыча определённого вещества. Это очень важный момент, так как несогласованная с общими планами производства прокладка трубопровода может помешать работе всей шахты.

При прокладке трубопроводов следует учитывать рельеф местности, так как неровный грунт может приводить к деформации труб

Местность Глубина заложения (м)
Болотистая 1,1
Песчаная 1
Скалистая 0,6
На пахотных землях 1

Помимо этого, в условиях горных выработок, осуществляется оснастка системы труб специальными устройствами — компенсаторами. Эти устройства выполняют защитную функцию, увеличивая деформационную способность труб.

В случае, если подземная прокладка невозможна , выполняют надземную. Также этот тип монтажа рекомендуется, если не исключены провалы грунта. Изоляцию таких трубопроводов проводят по всем техническим правилам и нормам. Современное производство труб предлагает изделия с уже нанесенным термоизолирующим и защитным слоем – это трубы в ППУ-изоляции.

В процессе своей работы трубопроводы переносят действие разных климатических условий. Магистральная труба, которая проложена в почве, «ощущает на себе» воздействие почвенной коррозии. Если же трубопровод проходит над землёй, то он подвержен атмосферной коррозии.

Конструкции, которые прокладываются под землёй, защищают от разрушения двумя вариантами защитных покрытий: нормальное, усиленное. Усиленное покрытие используют в двух случаях: трубопровод сделан из сжиженной стали или его диаметр превышает 1020 мм и более. Также подобная изоляция применима при повышенных показателях солей в почве, которая служит рабочей средой для системы труб и при прокладке трубопроводов в болотистых местностях или на подводных переходах. Кроме этого, для предотвращения губительного воздействия коррозии используют пассивные и активные средства. К пассивным относят изоляцию, а к активным — электрохимическую защиту.

Для защиты сети от коррозии и механических повреждений используют трубы с заводской изоляцией

Защита окружающей среды

Проектируя строительство магистральных трубопроводов, не стоит забывать о предохранительных мерах по защите окружающей среды. Транспортируемые по сетям вещества зачастую обладают химически вредными показателями и при утечках могут создавать экологические катастрофы локального типа.

В первую очередь конструкция должна обладать всеми техническими характеристиками для применения её в тех или иных климатических условиях. Должна предусматриваться изоляция и защита труб от губительных коррозийных воздействий. Возможность разрушения поверхности трубы должна быть сведена к минимуму.

Важно! Если место прокладки конструкции подвержено почвенной эрозии, то должны проводиться работы по его укреплению для предотвращения опасности.

В сложных температурных условиях или в активных сейсмических районах необходимо снабжать трубопроводы специальной изоляцией и устанавливать по их длине компенсаторы.

Магистральные сети – важная составляющая инфраструктуры любой страны, поэтому их проектирование и монтаж регламентируются строгими стандартами. Для каждого типа магистрали подбираются трубы и вид их установки с учетом климатических и прочих условий, в которых будет работать планируемая сеть.

Источник

Adblock
detector