Меню

Что такое бас труба

Как звучит бас труба

Медный духовой инструмент, введённый Рихардом Вагнером под именем басовой трубы, есть инструмент «мифический». Он никогда не существовал и в объёмах, предложенных Вагнером, никогда не будет существовать. Всё дело в том, говорит Геварт, что гениальный оркестратор «не отдавал себе достаточно ясного отчёта в естественных законах и .условиях, управляющих строением и игрой на инструментах с амбушюром. Вот почему немецкие мастера не могли построить» бас-трубу так, чтобы на ней «возможно было играть, не удаляясь от первоначальной идеи автора». Курт Закс несколько уточняет этот вопрос и говорит, что «настоящая басовая труба не может давать предписываемых Вагнером высоких нот», а Геварт приводит некоторые теоретические расчёты своего времени. В соответствии с ними басовая труба Вагнера, буде она была бы построенной в строе До и в полном согласии с его намерениями, имела бы длину близкую длине контрабасового тромбона, а звукоряд-в точности совпадающим с контрабасовым сакс-горном или бомбардоном в Си-бемоль низком. Её основная трубка, будучи узкой по мензуре, со своими добавочными имела бы длину свыше семи метров. Такая величина, естественно, не может дать должной полноты нижним ступеням звукоряда и, начиная с шестнадцатого гармонического призвука, препятствует извлечению самых высоких ступеней. Поэтому, в оркестре обычно прибегали к узко-мензурному тенор-горну, трубка которого была в большей своей части цилиндрической. Этот инструмент был в своё время в большом ходу в военных оркестрах Австрии и Баварии. Для нужд симфонического оркестра подлинная и ныне существующая современная басовая труба строится или в -кроне До или, что более принято, — в Си-бемоль.

Как известно, все акустические изъяны в построении натурального звукоряда были спустя некоторое время преодолены и теперь современная басовая труба отличается роскошной и благородной звучностью. Она напряжённа и сурова и, вместе с тем, очень выразительна и ровна почти на всём протяжении своего объёма. Вагнер писал для своей басовой трубы в трёх строях-в Ми-бемоль, Ре и До,-большой секстой, малой септимой и октавой ниже действительного звучания. Предлагая свои инструменты, он подразумевал огромный звукоряд от третьего до девятнадцатого, а на бас-трубе в До даже до двадцатого гармонического тона.

Рихард Вагнер, Вводя басовую трубу в оркестр Кольца Нибелунга, несомненно угадывал величествённую звучность этого несравненного инструмента. В данном случае не имеет существенного значения то обстоятельство, что замыслы Вагнера оказались вне своего выполнения. Достаточно и того, что среди обширного семейства медных духовых инструментов нашёлся в то время такой, которому партия бас-трубы оказалась вполне доступной. В настоящее время партия бас-трубы в Кольце Нибелунга на Западе исполняется на басовой трубе в До, а на Востоке — Си-бемоль. Само собою разумеется, первоначальное изложение Вагнера требует в таком ел чае соответствующего переложения.

Заканчивая на этом обзор бас-трубы по Вагнеру, следует в заключение заметить, что он использовал свой инструмент чрезвычайно широко, отнюдь не ограничиваясь только партиями соло. Для Рихарда Вагнера басовая труба была неотъемлемым сочленом «меди». Она то присоединялась в качестве нижней октавы к трубам, то составляла одно объединение с валторновыми тубами, то, наконец, действовала в любых иных сочетаниях с прочими участниками медных инструментов. Словом, Вагнер смотрел на басовую трубу, как на вполне самостоятельный и правомочный голос «меди», которому можно было доверять вполне ответственные партии.

Современная бас-труба, как было уже сказано, строится в строе До и Си-бемоль. Первый звучит октавой ниже написанного, а второй, подобно бас-кларнету, большой ноной ниже. Геварт считает, что басовая труба в этом обновлённом виде является простым высоким тромбоном с вентилями в очертании обыкновенной трубы. Оставляя стороне эту техническую подробность, можно только заметить, что современная бас-труба обладает именно теми звуковыми качествами, которых было сказано в самом начале. Если бы понадобилось более точное сравнение, то можно было бы оценить её как очень мягкий, певуч тромбон или очень мужественная, немного [на предыдущую страницу]

Труба

Большинство представителей медной духовой группы имеют немузыкальное происхождение. Они нужны были людям для подачи сигналов во время охоты, приближения опасности, для сбора военных походов. Труба – не исключение. Но с начала XVII века она вошла в состав оркестра, звучит в симфонической, джазовой музыке, а также соло.

Читайте также:  Повредили газовую трубу возле дома

Устройство трубы

Принцип звучания духовых музыкальных инструментов заключается в вибрациях и колебаниях воздушного столба внутри трубки. Чем она длиннее, тем больше возможностей дает музыканту. У трубы она имеет длину до 150 сантиметров, но из соображений компактности изгибается дважды, уменьшая длину инструмента до 50 см.

Трубка имеет форму цилиндра с диаметром чуть более сантиметра, постепенно она расширяется, переходя в раструб. Технология изготовления сложная. Важно правильно рассчитать степень расширения раструба так, чтобы он соответствовал длине основного канала.

Интересно, что в мире существует самая длинная труба с длиной 32 метра и диаметром раструба более 5 метров. Понятно, что играть на ней человек не сможет. Воздух поставляется в канал при помощи компрессора.

Инструмент состоит из трех частей: мундштука, трубки и раструба. Но это примитивное и далеко не полное представление об инструменте. На самом деле важных составляющих в нем больше. В числе деталей:

  • мундштучная трубка – соединяет амбушюр с основным каналом;
  • первая, вторая, третья и настроечная кроны – при помощи кроны общего строя и ее выдвижения происходит настраивание инструмента, остальные используются для технического обслуживания;
  • вентили – система клапанов, при закрывании которых происходит изменение звукового эффекта;
  • сливной клапан – техническое приспособление, не участвующее в звукоизвлечении.

Трубки и составляющие инструмента изготавливают преимущественно из меди и медных сплавов, блеск корпусу придает лаковое, никелевое или серебряное покрытие.

История инструмента

Духовые инструменты появились задолго до изобретения мелодических. Известно, что люди научились трубить за три века до нашей эры. В античном Египте существовала особая технология, по которой трубы могли изготавливаться из цельного листа металла.

Во время раскопок в Египте были обнаружены трубы, изготовленные из дерева и раковин. А в гробнице Тутанхамона обнаружены инструменты из серебра и бронзы.

В Средневековье все войска были укомплектованы трубачами, их главной задачей была передача приказов командования подразделениям армии. В перерывах между войнами инструмент использовался для привлечения внимания зрителей на рыцарских турнирах и на праздниках. Его звук оповещал жителей городов о прибытии важных персон или необходимости собраться на площади для оглашения указов.

В эпоху барокко начинается расцвет европейской академической музыки. Звучание трубы впервые включается в оркестры. Несмотря на то, что инструмент позволял извлекать только диатонический звукоряд, появились музыканты, которые виртуозно владели техникой за счет изменения положения губ.

Но в конце XVIII веке происходит расцвет струнных и мелодических инструментов, а ограниченная в исполнительских возможностях труба уходит на второй план в оркестре. Она снова начинает активно звучать только ближе к середине XIX века. К этому времени мастера усовершенствовали конструкцию, внедрив в нее систему вентилей из трех клапанов. Они расширили возможности инструмента, позволив ему менять звукоряд, понижая звук на тон, полутон и полтора тона. Труба получила возможность извлекать хроматический звукоряд, а после ряда улучшения устройства была решена проблема беглости и изменения тембра.

История духового медного музыкального инструмента знает множество выдающихся трубачей. В их числе Морис Андре, признанный «трубачом XX столетия». Он относился к трубе, как к одному из главных концертных инструментов, преподавал в Парижской консерватории, записал более 200 дисков. Среди других известных трубачей Луи Армстронг, Фредди Хаббард, Сергей Накаряков, Артуро Сандоваль.

Строй, диапазон, регистры

Основной в оркестре является труба в строе «Си-Бемоль» – «До». Ноты пишут в скрипичном ключе на тон выше реального звучания. В нижнем регистре инструмент издает мрачный звук, в среднем – мягкий (piano), воинственный, настойчивый (forte). В высоком регистре труба призывает слушателя звонким, светлым звуком.

В среднем регистре труба проявляет замечательные пассажные возможности, благодаря технической подвижности позволяет составлять арпеджио.

В Европе и Америке наибольшее распространение нашел «аналог» этого инструмента в строе «До». Западные музыканты находят множество преимуществ его использования, легкость звукоизвлечения в верхнем регистре и возможность реализовать диапазон от «Ми» малой октавы до «До» третьей.

Разновидности трубы

Реже используются другие типы труб:

  • альтовая – разновидность применяется для произведения звуков низкого регистра, строй «Соль», часто в симфоническом оркестре этот вид заменяет флюгельгорн;
  • пикколо – усовершенствованная модель с дополнительным клапаном, настраивается в «Соль» или «Ля», имеет маленький мундштук;
  • басовая – настраивается в «Си», но способна звучать на октаву ниже, чем у обычной трубы.

В современных симфонических оркестрах басовая труба почти не применяется, ее заменяет тромбон.

Техника игры

Исполнитель удерживает инструмент левой рукой, правой воздействует на вентильную систему. Чтобы научиться игре, нужно понимать, что извлечение гармоник происходит за счет амбушюра, то есть изменения положения губ, языка, лицевых мышц. Губы во время звукоизвлечения приобретают определенную жесткость, становятся напряженными. В процессе музыкант понижает звук при помощи вентилей.

Читайте также:  Трубы из нержавейки в приморском крае

За счет того, что расход дыхания во время исполнения музыки на трубе небольшой, инструмент позволяет выполнять различные техники, пассажи, арпеджио. В среднем регистре реализуются блестящие стаккатные вариации.

Профессионалы активно используют специальные приспособления, которые называются сурдинами и вставляются в раструб. В зависимости от того, какую форму имеет сурдина, звучать труба будет тише или громче. Так в джазе чаще всего применяют «грибок», который делает звук мягким, бархатным.

Использование трубы

Большой оркестровый инструмент применяется в музыке для придания ей драматического характера, для создания напряжения. Звук получается довольно выразительным, даже если звучит тихо. Поэтому труба в композициях представляет героические образы.

В наше время трубачи могут выступать сольно, а могут составлять целые оркестры. В 2006 году в боливийском Оруро выступил ансамбль из 1166 трубачей. Он внесен в музыкальную историю, как самый многочисленный.

Инструмент используется в различных музыкальных жанрах. Он бессменный участник джазового, симфонического и духового оркестра, его звуки обязательно сопровождают военные парады.

Известные трубачи

Самыми знаменитыми стали музыканты, владеющие блестящей техникой. В числе виртуозов, посвятивших свою жизнь продвижению инструмента, Артуро Сандавал, который изучал его с 12 лет и в течение жизни получил 10 премий Грэмми.

Американский трубач Кларк Терри оставил свой след в джазовой культуре. Он выступал по всему миру, давал бесплатные уроки, обладал уникальной техникой и виртуозностью.

В 1955 году на аукционе Кристис была продана труба еще одной джазовой легенды – Диззи Гиллепси. Знаменитый инструмент имел название торговой марки «Мартин Комитет» и была продана за 55 тысяч долларов.

Всем известна история парня из бедной нью-йоркской семьи Луи Армстронга. Его судьба была сложной, будучи подростком он совершал преступления, воровал и мог бы провести всю жизнь за решеткой. Но однажды у исправительном учреждении услышал трубу и увлекся изучением инструмента. Его первыми концертами были уличные выступления, но очень скоро Армстронг стал одним из самых знаменитых исполнителей, отличающийся сияющей техникой. Луи Армстронг подарил миру уникальное музыкальное джазовое наследие.

Басовая труба — Bass trumpet

Бас — труба представляет собой тип низкой трубы , которая была впервые разработана в течение 1820 — х годов в Германии . Обычно он имеет высоту 8 ‘C или 9’ B ♭ , но иногда строится в E ♭ и рассматривается как транспонирующий инструмент, звучащий либо на октаву , либо на шестую или девятую ниже написанного, в зависимости от высоты звука инструмента. . Имея клапаны и ту же длину трубок, басовая труба очень похожа на вентильный тромбон , хотя басовая труба имеет более жесткий и металлический тон. Некоторые современные производители, предлагающие «вентильные тромбоны» и «басовые трубы», используют одни и те же трубки, клапаны и раструб в разных конфигурациях — в этих случаях басовая труба практически идентична вентильному тромбону.

Содержание

История

Самое раннее упоминание о басовой трубы в 1821 Allgemeine Zeitung Musikalische , в котором Генрих Столцел «s Chromatische Тенор-trompetenbaß и Griesling & Schlott в Chromatische Trompetenbaß описаны. Несколько других вариантов были произведены в 1820-х годах и использовались в военных оркестрах. Широкоэкранный колокол версия в 9′ B ♭ все еще используется сегодня в Австрии и Баварии под названием Baßtrompete и узка-колокол версия в 9′ B ♭ используются в Италии под названием TROMBA Басса . Они не выполняют мелодическую функцию, а используются исключительно для заполнения гармоний.

Басовая труба Вагнера

Richard Wagner «s первое намерением для Кольца нибелунга было бас — трубой в 13» E ♭ , на основе документов , он сталкивался во время своих отношений с военными оркестрами. Тем не менее, в то время как раздел открытия Das Rheingold может указывать на использовании такого инструмента, часть быстро поднимается до G ♭ 5, который был бы девятнадцатым парциальным на этом длинном инструменте; Вагнер очень хорошо разбирался в медных духовых инструментах и понимал, что это непрактично. В то время как в конце девятнадцатого века утверждалось (Oskar Franz: Zeitschrift für Instrumentenbau , 1884), что рассматриваемый инструмент был на самом деле поднят на октаву выше, инструмент фактически построил Мориц из Берлина по личному указанию Вагнера для мюнхенского театра (согласно Zeitschrift für Instrumentenbau , 1908) был поставлен в 8 ‘C с жуликами для B ♭ и A и звучал на октаву ниже написанного. Записи Морица не сохранились, хотя бас-труба с широким колоколом и пропорциями военного оркестра в 8 ‘C с жульниками B ♭ и A действительно появляется в их каталоге после 1900 года, в то время как Гебрюдер Александр из Майнца предложил узкую трубку. модель отверстия E ♭ или C.

Читайте также:  Рассчитать диаметр вентиляционной трубы для вытяжки

Модель, обычно используемая сегодня, имеет 8 ° C с четырьмя поворотными клапанами , и на ней играет тромбонист из-за размера мундштука . Bass трубы в E ♭ , как правило , играют трубачи , как мундштук ближе по размеру , что стандартного B ♭ труба .

Вагнер авантюрно писал свое новое дополнение к медной секции, используя открытые и приглушенные эффекты, а также крайности диапазона и динамики. Басовая труба часто используется в Der Ring des Nibelungen , играя соло в каждом регистре, а также играя октавами, в унисон или в гармонии с трубами, тромбонами и тубами Вагнера . Его очень характерный тембр легко идентифицировать, и Вагнер широко использовал этот новый и уникальный цветовой тон. Однако, как и в случае с тубой Вагнера и контрабасовым тромбоном , другими дополнениями Вагнера к оркестру оперного театра для Der Ring des Nibelungen , басовая труба не стала постоянным членом оркестрового духового оркестра и редко встречается.

Другие композиторы, которые использовали басовую трубу в оркестре, включают Артура Салливана (в опере « Айвенго» ), Рихарда Штрауса (в тональной поэме « Макбет» и оперы « Электра» ), Арнольда Шенберга (в кантате Гуррельедер ), Игоря Стравинского (в балете. Ле Весна священный — четвёртая труба удваивая бас на трубу в E ♭ ), Леош Яначек (в Симфониеттой — две трубы баса в B ♭ ). Дьёрдь Лигети использовал басовую трубу как один из инструментов «Антуража» Некроцара в своей опере «Великий ужас» .

Классифицировать

Обозначение

Басовая труба обычно записывается в скрипичном ключе. Бас — труба в C звучит на одну октаву ниже , чем написано, бас — труба в E ♭ звучит главная шестом понизить , чем написано и бас труба в B ♭ звучит главным девятого понизить , чем написано. Транспозиции Вагнера включают бас — труба в E, E ♭ , D, C и B ♭ , хотя игроки часто имеют части для бас трубы перенесены в C , чтобы играть на бас — C трубы.

Исполнители

Си Тоафф был один из немногих джазовых музыкантов , чтобы играть на бас — труба , и в то время как бас — труба обычно играет тромбонист, трубач британский Филипп Джонс осуществляется на бас — трубе во время работы в Королевском оперном театре , Ковент Гарден . Джонни Мандель , пожалуй, самый известный бас-трубач из мира джаза.

Сальса музыкант и тромбонист Вилли Колон играет Getzen бас — труба и может быть услышан импровизируя на записях лейбла Фани Маэстра Vida часть 1 La Fiesta , Siembra Buscando Guayaba , Круз и Colon Zambullete , Doble Энергия Cuando Tu Quieras и Canciones Del Solar De Los Aburridos Тибурон .

Леонард Пауль из Mnozil Brass (австрийская духовая группа, состоящая из трех труб, трех тромбонов и тубы) регулярно играет на басовой трубе с ансамблем, включая ее использование во многих различных стилях. Вплоть до конца 2006 года он играл на традиционной басовой трубе с поворотным клапаном производства Gebr. Александр Майнцкий. Теперь он играет на басовой трубе полностью переработанной конструкции Шагерла .

Джазовый тромбонист Эллиот Мейсон , который играет с Джазом Винтона Марсалиса в оркестре Линкольн-центра, а также руководит своими собственными оркестрами, регулярно играет на басовой трубе.

Рашон Росс, трубач, гастролирующий с Dave Matthews Band , который также выступал и записывался с такими, как Usher, Ludacris, Maceo Parker, Robert Randolph и Roy Hargrove, регулярно играет на басовой трубе. Его оборудование включает посеребренную басовую трубу Getzen и плоскую трубу Mount Vernon B производства Vincent Bach Corporation .

Источник

Adblock
detector