Меню

Аварии с бурильными трубами виды

Добыча нефти и газа

Изучаем тонкости нефтегазового дела ВМЕСТЕ!

Аварии в бурении

Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов.

4.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АВАРИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.

Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб, падение бурильного инструмен та и других предметов в скважину.

В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.

1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непо средственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время

спуска и подъема бурильного инструмента.

5. Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах, заклини вания бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за сработки по диаметру

6. В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глини стого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.

7. При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.

8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом про странстве при установке цементных мостов.

9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежа щей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на за бое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот.

Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, раз винчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и от винчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины.

Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.

Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колон ны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправно сти тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор.

4.3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙ:

4.3.1. С БУРИЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.

Для предупреждения прихватов необходимо:

1. применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плот ные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить сма зывающие добавки;

2. обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глини стого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна про изводиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров гли нистого раствора в соответствие с указанными в ГТН;

3. обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;

4. регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивно го образования толстых корок;

5. утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;

6. следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого рас твора;

7. при вынужденных остановках необходимо;

(а) через каждые 3-5 мин. расхаживать бурильную колонну и проворачивать ее ротором;

(b) при отсутствии электроэнергии подключить аварийный дизель-генератор бурильную колонну периодически расхаживать; при его отсутствии бу рильный инструмент следует разгрузить примерно на вес, соответствую щий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интер вале ствола, и прекратить промывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке;

(с) в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного, механизма следует немедленно установить аварийные болты расхаживать буриль ную колонну или поднимать ее; 8. для предотвращения прихвата бурильной колонны при использовании утяже ленного глинистого раствор следует систематически применять профилактические до бавки

Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:

1. организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с ин струкцией;

2. технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предвари тельным осмотром и обмером;

3. организация обязательной профилактической проверки всех труб после окон чания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;

4. обязательное крепление всех замковых, соединений машинными;

5. использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;

6. бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.

Для предотвращения открытия элеватора при спуске бурильной колонны бу рильщикам необходимо хорошо знать состояние ствола скважины, наличие в ней усту пов и при приближении к ним замедлять спуск.

Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:

Читайте также:  Трубы арматура соединительные части

1. перед спуском долота в скважину проверить его диаметр, а также проверить замковую резьбу, сварочные швы лап и корпуса и промывочные отверстия — наруж ный осмотр, насадку шарошек на цапфах — вращением от руки;

2. бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку промывочной жидкости;

3. поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.

Рекомендуется периодически очищать забой скважины от металла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.

4.3.3. С ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.

Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, пе реводника, ниппеля и вращение вала у каждого турбобура; такая проверка турбобура, поступившего с завода-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта — на буровой. Аварии с бурильными трубами час то бывают при роторном бурении, скважин. Одна из основных причин этих аварий совокупность всех напряжений, возникающих в трубах, особенно при местных пороках в отдельных трубах. С последним относятся разностенность труб, наличие внутренних напряжений в трубах, особенно в их высаженной части, как следствие неправильно проведенного технологического процесса по изготовлению труб, и дефекты резьбового соединения труб.

Источник

Аварии в процессе бурения

Аварии происходят главным образом в результате несоблюдения утвержденного режима бурения, неисправности бурового оборудования и бурового инструмента и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады.

Виды аварий при бурении:

Аварии с буровыми долотами.

Аварии с забойными двигателями.

Аварии с бурильными трубами.

Аварии с обсадными трубами.

Аварии с наземным буровым оборудованием.

Аварии с геофизическими и другими измерительными приборами.

Аварии при освоении скважин.

Рассмотрим основные из них:

Аварии с долотами немногочисленны, но они значительно замедляют темпы углубления скважины. При аварии с долотами в скважине остаются или целые долота, или их узлы (шарошки, лапы с шарошками и др.). В количественном отношении оставление целого долота в скважине встречается значительно реже, чем его узлов, но на извлечение каждого долота из скважины затрачивается значительно больше времени, чем на его узлы.

Меры предотвращения аварий, связанных с поломкой долот:

Перед опусканием долота в скважину производится проверка кольцевым шаблоном диаметр, замковая резьба, сварочные швы корпуса и лап, а также промывочные отверстия;

При бурении придерживаться указаний геолого-технического наряда. Нужно обращать внимание на тщательную очистку промывочной жидкости;

После поднятия из скважины долота его отвинчивают с помощью вставленной в ротор долотной доски, промывают водой, подвергают наружному осмотру

Периодические очистки забоя скважины от металла забойным шламоуловителем или магнитным фрезером

Аварии с бурильными трубами

Аварии с бурильными трубами часто возникают при роторном бурении скважины. Главная причина подобных аварий — совокупность всех напряжений, которые возникают в трубах. Также к авариям с бурильными трубами приводит недостаточная квалификация бурильщиков и других мастеров, входящих в состав буровой бригады.

Даже несложные поломки и аварии могут привести к колоссальным последствиям, поэтому, чтобы не бороться с негативными последствиями аварий, нужно принимать меры по их предотвращению.

Мероприятия по предупреждению аварий с бурильными трубами:

Применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки

Обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН

Обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы

Регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок

Утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны

Следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота

Так же, частой причиной аварии являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину.

Прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.

Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.

Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах. Попадание в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за срабатывания по диаметру предыдущего долота.

В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.

При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.

При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.

Читайте также:  Основание для кирпичной дымовой трубы

При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

Для предупреждения прихватов необходимо:

применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки

обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН

обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы

регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок

утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны

следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота

Основными причинами поломок буровых вышек являются:

Затаскивание талевого блока под кронблок из-за неисправности противозатаскивателя или невнимательности бурильщика.

Перегрузка фонарей вышек при расхаживании прихваченных бурильных колонн.

Аварии из-за поломок буровых лебедок, силовых приводов и другого наземного оборудования встречаются редко, но они, как и аварии с фонарями вышек, имеют затяжной характер. Аварии этого вида происходит там, где профилактическому осмотру оборудования не уделяется должного внимания, это и ведет к поломке подшипников, звездочек, валов, трансмиссий, компрессоров, редукторов и т.п. в редких случаях причиной таких аварий является заводской дефект.

В нашей компании выгодные цены на буровые установки ГНБ. Мы можем гарантировать, что, покупая FORWARD, вы приобретаете полный и надежный сервис.

Источник

Аварии при бурении нефтяных и газовых скважин: виды аварий, способы их предупреждения.

АВАРИИ ПРИ БУРЕНИИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН ВИДЫ АВАРИЙ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов. Аварии происходят главным образом в результате несоблюдения утвержденного режима бурения, неисправности бурового оборудования и бурильного инструмента и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады.

Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину. Очень часто прихват инструмента в силу некачественных и несвоевременных работ по его ликвидации переходит в аварию.

В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.

1.Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

2.При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

3.Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

4.При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.

5.Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах, заклинивания бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за сработки по диаметру предыдущего долота.

6.В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.

7.При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.

8.При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.

9.При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки. Для предупреждения прихватов необходимо:

1)применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки;

2)обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН;

3)обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;
4)регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок; 5)утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;

6)следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота;

7)при вынужденных остановках необходимо:

а) через каждые 3 — 5 мин расхаживать бурильную колонну и проворачивать ее ротором;

б) при отсутствии электроэнергии подключить аварийный дизель-генератор и бурильную колонну периодически расхаживать; при его отсутствии бурильный инструмент следует разгрузить примерно на вес, соответствующий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интервале ствола, и прекратить промывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке;

в) в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного механизма следует немедленно установить аварийные болты и расхаживать бурильную колонну или поднимать ее;

8)для предотвращения прихвата бурильной колонны при использовании утяжеленного глинистого раствора следует систематически применять профилактические добавки: нефть (10 — 15%), графит (не более 0,8%), поверхностно-активные вещества (например, сульфонол в виде 1 — 3 %-ного водного раствора, смазочные добавки СМАД-1 (до 3%) и СГ (до 2%). Подбор рецептур в каждом определенном случае должен уточняться лабораторией глинистых растворов. При бурении разведочных скважин добавлять нефть и другие добавки на нефтяной основе не рекомендуется, чтобы не исказить представление о продуктивности горизонтов.

Читайте также:  Свинцовые трубы для водопровода

Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежащей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание шарошек возникает вследствие прекращения вращения шарошек на забое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Основные признаки поломки долота во время бурения-прекращение углубления скважины и сильная вибрация бурильной колонны. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот. При этом забойный двигатель перестает принимать нагрузку, а при роторном бурении бурильная колонна начинает заклиниваться. Поломку долота при проработке ствола скважины очень трудно обнаружить до подъема бурильной колонны. Поэтому необходимо особенно тщательно проверять долота, применяемые для проработки, и ограничивать время их работы.

Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой долот, необходимо:

1)перед спуском долота в скважину проверить его диаметр кольцевым шаблоном, а также проверить замковую резьбу, сварочные швы лап и корпуса и промывочные отверстия — наружный осмотр, насадку шарошек на цапфах — вращением от руки;

2)бурить в соответствии с указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку промывочной жидкости;

3)поднятое из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, вставленной в ротор, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.

Рекомендуется периодически очищать забой скважины от металла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.

Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, развинчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и отвинчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины. Признак таких поломок резкое падение давления на буровых насосах и прекращение проходки.

Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, переводника, ниппеля и вращение вала у каждого турбобура; такая проверка турбобура, поступившего с завода-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта, — на буровой. Перед спуском в скважину нового турбобура или турбобура, поступившего из ремонта, необходимо проверять плавность его запуска при подаче насосов, соответствующей нормальному режиму его работы, осевой люфт вала, перепад давления, герметичность резьбовых соединений и отсутствие биения вала. Все данные нужно заносить в журнал.

Аварии с бурильными трубами часто бывают при роторном бурении скважин. Одна из основных причин этих аварий — совокупность всех напряжений, возникающих в трубах, особенно при местных пороках в отдельных трубах. К последним относятся разностенность труб, наличие внутренних напряжений в трубах, особенно в их высаженной части, как следствие неправильно проведенного технологического процесса по изготовлению труб, и дефекты резьбового соединения труб.

К основным причинам возникновения аварий с бурильными трубами относится также недостаточная квалификация мастеров, бурильщиков и других работников буровых бригад.

Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.

Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:

1)организация учета и отработка бурильных труб в строгом соответствии с инструкцией;

2)технически правильный монтаж труб и замков, обеспечиваемый предварительным осмотром и обмером их, калибровкой резьбы гладкими и резьбовыми калибрами, подбором замков к трубам по натягу и принудительным закреплением замка в горячем состоянии;

3)организация обязательной профилактической проверки всех труб после окончания бурения скважины путем наружного осмотра, проверки основных размеров и гидравлического испытания;

4)обязательное крепление всех замковых соединений машинными ключами при наращивании и спуске колонны при турбинном бурении;

5)использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;

6)бесперебойное снабжение буровых специальными смазками.

Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колонны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправности тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор. Для предотвращения открытия элеватора при спуске бурильной колонны бурильщикам необходимо хорошо знать состояние ствола скважины, наличие в ней уступов и при приближении к ним замедлять спуск.

Плашка и цепи механических ключей, звенья роторной цепи, болты, гайки и другие детали — таков неполный перечень мелких предметов, падающих на забой скважины. Падение их происходит во время спуско-подъемных операций и объясняется использованием неисправного инструмента.

Иногда после подъема бурильной колонны начинают производить работы над открытым устьем скважины, и это приводит к тому, что на забой скважины падают долота, кувалды и другие предметы. Надо всегда

помнить, что над открытой скважиной категорически запрещается проводить какие-либо работы. После того как из скважины извлечен инструмент, ее устье следует немедленно закрыть специальной крышкой.

Источник

Adblock
detector