Меню

Аппликатура для трубы си бемоль

Труба

Нотация (запись): `

Строй инструмента: » in B «

транспонирует (звучит): б2 ↓ от написанного

Труба, как музыкальный инструмент, известна с древних времен. Великие цивилизации ощутили на себе всю глубину звука этого инструмента. И хотя в каждом государстве она отличалась формой и материалами, все эти трубы объединяло одно- существенная роль в жизни людей и государства. Так этот инструмент сопровождал не только праздники, культовые обряды и театральные представления, но и участвовал на поле битвы.

Диапазон и регистры трубы

Немного истории

В Древней Индии была популярна труба шанкха. Она отличалась мощным и полным звуком. В Китае пользовались большой популярностью духовые из бронзы. В Риме музыкальные инструменты делились на мужские и женские по способу исполнения. Прямые трубы, букцины, рога охотно использовались в государственных делах. Но все изменилось после падения Римской Империи в 476 году. Церковь и влиятельные люди взяли правление в свои руки. С этого момента культурные достижения античности потихоньку разрушались. Инструментальная музыка стала под запретом. В 12 веке начали появляться светские музыканты: труверы, трубадуры, которые относились к рыцарскому сословию. Воины — музыканты исполняли свои произведения на трубе. Так что этот инструмент начал снова набирать популярность. Когда воины шли в бой, трубачи сопровождали их. От них зависел настрой солдат в походе и лагере. Труба давала сигналы во время боя и, таким образом, управляла войском. Рубеж Средневековья и эпохи Возрождения известен ростом популярности трубы. В это время технология изготовления этого инструмента совершенствовалась. Ствол трубы начали загибать, сохраняя изначальную длину. Эпоха Возрождения — это время расцвета искусства. Инструментальная музыка терпит изменения. Теперь она служит как сопровождение хорам и певцам, так и отдельным музыкальным произведением для игры и пения. Барокко можно назвать «золотым временем трубы». Авторы своих музыкальных композиций стали вписывать партии трубы. В свет выходили виртуозы, которые удивляли людей своим искусством «кларино». Как говорил известный трубач И.Э.Альтенбург, техникой «кларино» могли овладеть только те музыканты, которые от природы имели развитый дыхательный аппарат, крепкий организм. Композиторы начали писать произведения для сольного выступления этого инструмента. Одним из самых первых и знаменитых произведений были сонаты Джироламо Фантини, которые он написал в 1683 году. Сонаты были разные по темпу и сложности в исполнении. Поэтому их могли сыграть только истинные музыканты. Эпоха Классицизма известна формированием классического оркестрового стиля. Тогда сформировался парный состав симфонического оркестра и состоял из 2-ух валторн, 2-ух труб, позже добавились 3 тромбона и 2 валторны. В это время труба стала полноценным участником оркестра. В 21 веке этот инструмент принимает участие во всех музыкальных жанрах. Труба играет как отдельный инструмент, а также и в совокупности с другими.

Немного теории

Труба отличается от других духовых инструментов высоким регистром. Она прекрасно справляется с простым и ломаным арпеджио, отлично выполняет хроматические, диатонические пассажи. Как же работает этот инструмент? Вся фишка в том, что звук извлекается, благодаря воздуху. Он как бы «вдувается» исполнителем между сомкнутых губ. И мы слышим приятный тембр.

Существует несколько типов трубы:

Есть еще труба си-бемоль;
Этот тип трубы имеет огромную популярность в Америке. Ее изюминкой является особенность настройки. Интересный факт, что ноты, написанный на листе, эта труба играет на тональность ниже.

Из чего сделана

Трубы, в основном, делают из меди. Из серебра – намного реже. Из металлического листа изготавливают трубку, которую потом сгибают. Она имеет сужение у мундштука и расширение у раструба. Именно эта форма трубы позволяет инструменту извлекать такой приятный и изумительный тембр. Важно правильно рассчитать длину трубки, степень расширения раструба. Ведь от этих показателей напрямую зависит звук и тембр трубы. Она имеет 3 вентиля, которые понижают звук на полтора тона, полтона и тон. При одновременном нажатии 2-ух или 3-ех вентилей можно понизить строй трубы на 3 тона. Например, на трубе- пикколо есть 4-ый вентиль, благодаря которому можно понизить строй инструмента на 5 полутонов.

Читайте также:  Гайка приемной трубы номер

Труба в джазе

Этот музыкальный инструмент появился раньше саксофона в мире джаза. Поэтому ее можно смело назвать самым джазовым инструментом. Ведь не зря говорят, что именно труба хранит в себе душу джаза. Самые известные джазмены, у которых труба была любимым инструментом, поистине известные личности. Это Луи Армстронг, Майлз Дэвис, Дизи Гиллепси, Вуди Шоу, Артур Сандовал.
• Луи Армстронг. Он родился 4 августа 1901 году. Его считают гением джаза. Как говорил Дизи Геллеспи, посол мира: «Луи сделал для трубы больше, чем кто-либо другой».
• Майлз Дэвис. Родился 25 мая 1926 года. Он создал такие направления, как кул-джаз, модальный джаз, джаз-рок. Современный джаз- это и есть Майлз Дэвис.
• Дизи Гиллеспи. Появился на свет 21 октября 1917 года. Его считают самым гениальным трубачом в мире джаза.
• Вуди Шоу. Родился 24 декабря 1944 года. Его считают великим композитором 2-ой половины 20 века. Вуди Шоу расширил лексикон трубы. У него была идеальная фотографическая память. Поэтому он ни разу не выступал с нотными листами на сцене. Поразительно, но он мог точно сыграть любой отрывок аранжировки, которую увидит.
• Артуро Сандовал. Жизнь его началась 6 ноября 1949 года. Он сумел объединить кубинские нотки и джаз. Он поражал всех своей оригинальностью и техничностью, касательно звукоизвлечения. Он подарил джазу новое дыхание. Современный джазмен Маркус Фюдерера, который получил любовь своих слушателей в 2008 году, играет электро- свинг с нотками хауса, мажорного джаза и брейкбита. Его музыка соединила в себе классический джаз с импровизацией современных инструментов и музыкальных направлений. Какую трубу можно купить новичку? Продвинутые музыканты советуют новичкам покупать «ученические» или по- другому «студенческие» модели. Они отличаются объемом трубки и толщиной металла. Благодаря этому, на них легче играть. Наиболее известные в своем классе, труба Bach Model Student TR300H Bb Trumpet и YAMAHA-2110. Также можно обратить внимание на бразильскую марку WERIL. Трубы отличаются хорошим качеством и приемлемой ценой. После изучения основ, желательно поменять инструмент на более профессиональный. Так как «студенческая труба» не может конкурировать по звуку и тембру. Как говорят многие музыканты, неважно какой марки труба. В разных руках она будет звучать по-разному. Главное найти свой инструмент, на поиски которого может уйти не один год жизни.

Прослушайте как звучит Труба

Франц Шуберт — Серенада (D-Moll) Тимофей Докшицер

Источник

Как играть на трубе

Здесь вы узнаете как играть на трубе.

Основы

Устройство трубы си бемоль

Начинать учиться игре на трубе рекомендуется в возрасте от 11-12 до 17 лет. Ученик должен иметь физически здоровый организм и нормальное строение губ, зубов, рук и пальцев. Желательно наличие музыкальных данных: слуха, ритмa и памяти.

Положение корпуса, головы, рук и ног при игре.

Заниматься на трубе нужно стоя. Положение корпуса и головы при игре на трубе должно быть прямым. Локти рук необходимо держать слегка приподнятыми и отодвинутыми от корпуса для того, чтобы дыхание было свободным.

Трубу следует держать левой рукой, указатель­ный средний и безымянный пальцы которой охватывают верхнюю часть раструба, а большой палец – нижнюю часть вентильного механизма, мизинец же находится у распорки раструба.

Пальцы правой руки в полусогнутом положении должны находиться на вентилях 1 (указательный на первом вентиле, средний – на втором, безымянный – на третьем). Большой палец, несколько поддерживая трубу, находится под основной трубкой. При игре пальцы правой руки не должны высоко подниматься над вентилями.

Следует обратить внимание на то, чтобы труба но время игры находилась под прямым yглoм по отношению к корпусу исполнителя.

Читайте также:  Стоимость трубы нержавейки 12х18н10т

Положение мундштука на губах

Мундштук устанавливается па середине слегка растянутых и плотно сомкнутых в углах губ. Большая часть его, примерно 3/5, должна находиться на верхней губе, а меньшая часть, примерно 2/5,­на нижней.

Не следует смещать, мундштук вправо или влево. Его положение на губах чаще всего зависит от строения челюстей, зубов и губ играющего. Поэто­му при постановке мундштука необходимо учитывать также индивидуальные особенности обучаю­щегося.

Об исполнительском дыхании


Особое внимание педагог должен уделять раз­витию у учащихся исполнительского дыхания, кото­рое существенно отличается от обычного дыхания и является важным условием исполнения на духовых инструментах.

Для того, чтобы учащийся мог научиться правильно дышать при игре на трубе, ему необходимо иметь верное представление о работе органов ды­хания, которые состоят из дыхательных путей, лег­ких и костно-мышечной системы грудной клетки.

Существуют следующие типы дыхания: а) груд­ной, б) брюшной, и в) смешанный (грудобрюшной).
К грудному типу относится такое дыхание, при котором изменение объема грудной клетки происходит за счет сокращения межреберных мышц и ряда мышц, идущих от позвоночника к грудной кости. Действия диафрагмы при этом не активные и объем грудной клетки изменяется преимущественно в поперечном направлении. Брюшному типу дыхания свойственна активная деятельность диа­фрагмы и нижних рёбер. Характерной особенно­стью этого типа дыхания является легкость и сво­бода вдоха при незначительном объеме легочного воздуха.

При смешанном (грудобрюшном) типе ды­хания весь дыхательный аппарат участвует актив­но, и 1играющий по своему желанию может изменять действии дыхательных мышц, активизируя деятельность, и диафрагмы, и грудной клетки. Наиболее рациональным следует считать сме­шанное грудобрюшное дыхание. Смешанный тип дыхания дает возможность равномерно распределить нагрузку на всю дыхательную систему.

Практически процесс исполнительского дыхания осуществляется следующим образом. Вдох произ­водится бесшумно, одновременно через нос и углы рта. При этом грудная полость расширяется в двух направлениях: в вертикальном направлении, вслед­ствие сокращения мышц диафрагмы, купол которой опускается (что обнаруживается благодаря выпя­чиванию живота в подложечной области), и в сто­роны за счет сокращения межреберных мышц. Вы­дох должен быть равномерным и всегда замедлен­ным. Грудная клетка некоторое время остается в приподнятом положении, затем ребра и диафрагма постепенно принимают исходное положение.

Глубина вдоха зависит от длины исполняемой фразы. В музыкальных предложениях, не имеющих пауз и неисполнимых на одном дыхании, следует пользоваться коротким (быстрым) вдохом, учиты­вая при этом, что смена дыхания производится по окончании фразы или мотива. С первых же упраж­нений необходимо обращать внимание на способ
дыхания.

Извлечение звука

Хорошо поставленный звук – отправная точка всякого хорошего исполнения. Выражение «удар языком» является условным. В действительности язык не производит ударов, наоборот, он делает движения оттягивания: Как мы объясняли выше, он играет роль клапана. Это нужно четко сознавать, прежде чем прикладывать мундштук к губам.

Произнесение слога ту (tu) служит для того, чтобы вызвать извлечение звука. Этот слог следует произносить с большей или меньшей мягкостью, в зависимости от характера и оттенка атаки.

Недостатки, которых нужно избегать

Как в рiапо, так и в forte атакирование должно быть четким и свободным. Для этого нужно атакировать слог ту (tu), а не дуа (doua), так как это последнее произношение берет звук изнутри и придает ему характер вязкий и неприятный.

Если губы не будут достаточно. напряжены, звук не достигнет нужной высоты и пока­жется фальшивым и вульгарным. Звучание не должно быть ни форсированным, ни дро­жащим.

  • Не нужно играть горлом.
  • Губы не должны производить никакого шума.
  • Ни при каких обстоятельствах нельзя надувать ни щеки, ни губы.


Чтобы издать звук, следует:

  • Приложить мундштук, слегка опирая его на закрытые губы.
  • Растянуть углы рта, приоткрывая их.
  • Широко вдыхать через эти щели, затем герметически закрыть их.
  • Просунуть кончик языка между зубов, опирая его на внутренний край губ.
  • Произносить свободно слог ту (tu), пропуская воздух для всей длительности ноты, уменьшая при этом звук.
Читайте также:  Как измеряется диаметр металлопластиковой трубы

Нужно возобновлять это упражнение до тех пор, пока не получится абсолютная чет­кость атаки.

Формирование звука

Ниже изложены первые шаги к достижению хорошей формы рта для игры на трубе.

Держите зубы слегка раздвинутыми. Ваши губы должны лишь слегка касаться друг друга. Держите губы так, как будто хотите сказать ” м “в слове “мать”. Из этого положения издайте губами жужжащий звук. Теперь положите мундштук трубы на губы и сделайте то же самое жужжание в центр мундштука.
Чтобы сделать четкое начало звука, используйте ваш язык. Следующий звук начинайте с буквы “Т”. Не высовывайте язык за пределы губ – он остается во рту.
Теперь попробуйте вставить мундштук в инструмент и попробуйте то же самое.

Не высовывай губы, как будто посылаешь воздушный поцелуй!
Не раздувайте щеки, когда дуете
Стараюсь дышать животом – когда вы делаете глубокий вдох, не поднимайте плечи.
Практикуйте вдувание длинных нот в свой инструмент и удерживание их. Научиться контролировать свое дыхание имеет решающее значение для хорошей игры на трубе.

Источник

Аппликатура трубы

Знание аппликатуры трубы важно для игры на инструменте. Когда вы начинаете учиться играть на трубе, аппликатура трубы – это второе, что вам нужно знать. Во-первых, вы должны знать, как извлекать звук при помощи мундштука (начните с упражнений для губ, затем пробуйте упражнения для мундштука ). Но сразу после этого вы должны знать, на какой из трех клапанов необходимо нажимать, чтобы получить ваши первые ноты.

Аппликатура трубы

Когда вы впервые начнете играть, у вас будет много возможностей сосредоточиться на своем инструменте. Вы будете уделять внимание амбушюру, тону, позе, динамике и фразировке. Поэтому сначала вам не о чем беспокоиться, кроме основных указаний, которые будут описываться ниже.

Следующее упражнение играется вверх от G до C второй октавы, а затем вниз от G до Фа диез малой октавы. Это и есть диапазон трубы in B.

Теория музыки чрезвычайно важна, так как вы учитесь читать музыку. Ваш инструмент характеризуется как труба in B (си-бемоль). Это означает, что вы должны осознавать ваш строй, когда начинаете играть в ансамбле.

Наука и физика клапанов на трубе

Как только вы запомните первую таблицу, вы сможете получить более глубокое понимание обучения игре на трубе. Вы также поймете, что возможны альтернативные аппликатуры и это даст вам дополнительную гибкость. Эта гибкость полезна, когда дело доходит до техники игры и качества звукоизвлечения.

Понимание того, как изготавливается труба, также даст вам психологическое преимущество при игре на инструменте!

Это изображение трубок и клапанов вашего инструмента в разобранном виде поможет вам лучше понять, почему и как меняются ноты. Длина труб и конструкция клапанов делают возможными переходы между нотами. Эти знания напрямую влияют на понимание аппликатуры.

Диаграмма аппликатуры

Будучи новичком, вы просто изучите приведенную выше таблицу, придерживаясь понятия «одна аппликатура на ноту». Однако, когда вы станете более продвинутым, научитесь использовать альтернативные аппликатуры. Таблица ниже показывает каждую возможную комбинацию пальцев для взятия любой ноты на трубе.

Аппликатура трубы

Аппликатура трубы и обертонные варианты

Вывод

В конечном счете, вы ознакомитесь с каждой возможностью, касающейся значений нот и комбинаций клапанов вашего инструмента. Вы можете обнаружить, что знания пригодятся во время определенных партий, гамм или мелодий, которые вы играете во время тренировки или выступления.

В конце концов, вы дойдете до того, что вам даже не придется думать о том, что делают ваши пальцы. Ваш мозг будет работать автоматически, а ваши губы будут иметь крепкую мышечную память. В этот момент вы почувствуете настоящее музыкальное притяжение!

Источник

Adblock
detector