Меню

А диабелли сонатина для трубы

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Произведения — Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

А. Диабелли. Сонатина До мажор op. 168, 1 часть — НОТЫ

Антонио Диабелли (1781-1858) — австрийский композитор и издатель, поздний современник композиторов Венской классической школы, живший чуть позже Моцарта и Бетховена.

Его произведения имеют много общего с произведениями Гайдна, Моцарта — стилю венских классиков свойственны красота и совершенство форм, разнообразие различных контрастных настроений, преобладание чётких, гармоничных и «стройных» созвучий, строгость, логичность и симметрия музыкальных построений.

Диабелли преподавал фортепиано и сочинял для этого инструмента.

Сонатина До мажор входит в сочинение (опус) №168 вместе с 6-ю другими сонатинами, написанными для фортепиано.

Главная тема 1 части имеет сходство с маршем (размер 4/4, пунктирный ритм), основной характерный образ 1 части — эпическо-лирический, решительный и торжественный, бодрый и волевой вначале и более лиричный и мягкий при дальнейшем развитии.

Жанр

Жанр сонатина (итальянский термин) — маленькая лёгкая соната (сонатный цикл), исполняемая обычно одним инструментом соло. Состоит из нескольких (обычно 3-х) отдельных частей — 1-я всегда быстрая (в данной сонатине сонатное Allegro), 2-я медленная (Andantino) и 3-я снова быстрая (рондо, Allegro).

Во времена венских классиков это часто встречающийся жанр, предназначенный в основном для обучения. Известны авторы сонатин времён Диабелли: Моцарт, Бетховен, Клементи, Кулау.

Тональный план (модуляции, каденции, альтерации и хроматизмы)

Основная тональность сонатины — До мажор, она же — основная тональность 1 и 3 частей.

1 часть разделена на 3 этапа развития.

1 — экспозиция: показ тем, тональный план: До маж.(T) — модуляция в Соль маж.(D), уход в тональность доминанты является обычным случаем для сонатной формы. Каденции в новой тональности — полные совершенные, звучат убедительно. Почти вся экспозиция изложена в диатонике, только окончание 1 предложения ГП имеет всего 2 внутритональных хроматизма (проходящий и вспомогательный), а также возникает Фа диез как модуляционный хроматизм для модуляции в Соль маж.

2 — разработка: развитие по разным тональностям, тональный план: сначала ряд кратковременных отклонений — ре мин.(II ступень) — Фа маж. (S) — До маж. — Соль маж. (D к ДО) — затем закрепление в одноимённом по отношению к основной тональности до миноре и подготовка До мажора для начала репризы. В разработке больше хроматизмов, но они в основном модуляционные. Только к концу разработки для придания большей неустойчивости встречается секстаккорд II пониженной ступени (ре бемоль для до мин./маж.) и вводный септаккорд к доминанте До мажора (на басу фа диез), а также вспомогательные хроматизмы в верхнем голосе.

3 — реприза: повторение и утверждение тем в основной тональности До маж.(T), в репризе никаких модуляций нет, всё звучит в До мажоре. В заключении многократно и торжественно звучат аккорды тоники, утверждающие До мажор и подчёркивающие окончание 1 части.

Особенности сонатной формы

1 часть сонатины написана в сонатной форме в облегчённом, миниатюрном виде.

Сонатная форма предполагает первоначальное изложение (экспозицию) нескольких основных тем: Главной партии (ГП), Связующей партии (СП), Побочной партии (ПП), Заключительной партии (ЗП).

В этой сонатине преобладает ясно выраженная Главная партия. Сначала звучит её первое предложение, которое завершается половинной каденцией на D (первые 8 тактов).

Связующая партия здесь вырастает из 2-го предложения Главной партии, она выполняет функцию перехода в Соль мажор (9-16 такты).

Побочная партия, то есть контрастная по характеру самостоятельная тема в тональности доминанты — здесь отсутствует, и Связующая партия приводит сразу к Заключительной партии, которая закрепляет Соль мажор и имеет выраженный завершающий характер (всего 5 тактов).

Затем идёт разработка, где происходит развитие в основном Главной партии, которая соединяется с элементами Связующей партии.

После разработки следует реприза, в которой Главная партия приобретает черты Связующей партии и звучит более лирично и мягко благодаря изменённому аккомпанементу. А Связующая партия перестаёт быть модулирующей (не уходит из До маж.), становится более порывистой и напевной. Заключительная партия проводится почти без изменений по сравнению с экспозицией.

Метроритм (размер, ритмические группы, синкопы, триоли и т. п.)

Четырёхдольный размер (4/4), который используется в этой сонатине, является типичным (обычным) для 1 части сонатной формы.

Характерный пунктирный ритм в затакте Главной партии придаёт решительный характер и напоминает марш, но это настроение нарушается остановкой на половинке с точкой. Как будто марш с остановками. Это придаёт сдержанности Главной партии.

Читайте также:  Как автокран поднимает трубы

Связующая партия более подвижна благодаря моторному движению восьмыми в левой руке.

Заключительная партия кажется ещё более подвижной благодаря лёгкости стаккато, и её мелодия дробится на восьмые, однажды даже встречается пара шестнадцатых в опевании в правой руке.

В разработке начальная фраза Главной партии с затактом становится основной. Первоначальный мотив многократно повторяется в самых разных вариантах изложения, а также к нему добавляются восьмые и даже шестнадцатые, позаимствованные из Связующей и Заключительной партий.

Реприза приобретает новый характер благодаря более мелкому дроблению длительностей в аккомпанементе. В Главной партии встречаются уже восьмые, опевание шестнадцатыми в правой, а в Связующей — триоли восьмыми, что делает её ещё более подвижной и стремительной.

Фактура / склад

В 1 части преобладает гомофонно-гармонический склад. Верхний голос ведущий, в левой — аккомпанемент.

ГП — аккордовый склад, в котором верхний голос играет ведущую роль.

СП — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется аккордовое изложение ГП, в левой появляется движение разложенными аккордами. Ближе к концу партии мелодия начинает преобладать.

ЗП — блестящие пассажи в правой и разложенные аккорды в левой. Склад тот же.

разработка — аккордовый склад чередуется с монодийными «всплесками» (репликами) в верхнем голосе.

ГП в репризе — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется прежнее изложение ГП, в левой движение аккомпанемента.

СП в репризе — разложенные аккорды триолями в левой, в правой — как в экспозиции.

ЗП в репризе — без существенных изменений.

Мелодическое и мотивное строение

Самые яркие и выразительные моменты в верхнем голосе приходятся на кульминацию каждого из 8 тактов — 6 такт.

ГП — из-за аккордового склада верхний голос ГП имеет слабое движение и несамостоятелен, имеет много повторений звуков, опеваний. Самое высокое место — ля первой октавы — кульминация ГП. Состоит из двутактов 2+2+2+2, образующих 1 предложение (обычно это размер периода).

СП — первые 2 фразы повторяют ГП, затем «всплеск» и подъём мелодии с короткими 2-звучными мотивами (дробление мотивов) является кульминацией СП. Состоит из двутактов, образующих 2 предложение с модуляцией.

ЗП явно инструментальна (петь её трудно) и очень выразительна благодаря гаммообразным пассажам, быстро поднимающимся вверх (крупные фразы). Первый звук ЗП — это последний звук СП (наложение), поэтому 5 тактов. Самая высокая точка в мелодии приходится на заключительную каденцию.

Разработка — дробления мотивов не происходит. Сохраняется главный мотив ГП, который насыщается более мелким движением, добавлением скачков, но по форме неизменен (2+2+2+2 — с половинной каденцией на D, затем снова периодичность 2+2+2+2). В конце разработки также есть дробление (1+1). Самый яркий момент разработки приходится на самую высокую ноту ре 2 октавы в 7 такте разработки.

Реприза не имеет существенных отличий по мелодии и её строению от экспозиции.

Динамика

Динамика в каждом построении сначала тихая (P), затем нарастает к концу каждого музыкального построения (по 8 тактов), самая сильная громкость приходится на 6-й такт 8-тактника (F). Это динамическое движение от тихого к громкому сохраняется на протяжении всей 1 части сонатины. Также присутствуют акценты на некоторых созвучиях.

Темп

Темп 1 части определяется традицией классической музыки — сонатное аллегро пишется в быстром темпе, в данном случае — Allegro moderato, что означает «умеренно быстро». Темп на протяжении всей части не изменяется. Фермата (чуть затянутая остановка) на паузе отделяет разработку от репризы.

Регистр, диапазон

Диапазон 1 части охватывает в основном 4 октавы в среднем регистре фортепиано, без огромных контрастов. Только совсем немного 3-й октавы (подъем из 1й октавы в ЗП), ГП в среднем регистре (1 октава), СП в верхнем регистре (2 октава). В разработке постепенно опускаемся в нижний регистр. Реприза по диапазону и регистру практически повторяет экспозицию.

Тембр

Поскольку сонатина создана для фортепиано, нет необходимости говорить о сменах тембра, тембр один — фортепиано. Но такое произведение легко представить как переложение для оркестра, тогда бы верхний голос, например, играли бы струнные, аккордовый склад — деревянные духовые, «моторное» движение в левой руке — низкие струнные, ряд долгих акцентных нот можно было бы поручить валторнам.

Читайте также:  Нормы заполнения трубы при прокладке кабеля

Источник

Diafon.ru

О музыке и музыкальном образовании

Главная — Произведения — Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

Разбор сонатной формы на примере сонатины А. Диабелли

А. Диабелли. Сонатина До мажор op. 168, 1 часть — НОТЫ

Антонио Диабелли (1781-1858) — австрийский композитор и издатель, поздний современник композиторов Венской классической школы, живший чуть позже Моцарта и Бетховена.

Его произведения имеют много общего с произведениями Гайдна, Моцарта — стилю венских классиков свойственны красота и совершенство форм, разнообразие различных контрастных настроений, преобладание чётких, гармоничных и «стройных» созвучий, строгость, логичность и симметрия музыкальных построений.

Диабелли преподавал фортепиано и сочинял для этого инструмента.

Сонатина До мажор входит в сочинение (опус) №168 вместе с 6-ю другими сонатинами, написанными для фортепиано.

Главная тема 1 части имеет сходство с маршем (размер 4/4, пунктирный ритм), основной характерный образ 1 части — эпическо-лирический, решительный и торжественный, бодрый и волевой вначале и более лиричный и мягкий при дальнейшем развитии.

Жанр

Жанр сонатина (итальянский термин) — маленькая лёгкая соната (сонатный цикл), исполняемая обычно одним инструментом соло. Состоит из нескольких (обычно 3-х) отдельных частей — 1-я всегда быстрая (в данной сонатине сонатное Allegro), 2-я медленная (Andantino) и 3-я снова быстрая (рондо, Allegro).

Во времена венских классиков это часто встречающийся жанр, предназначенный в основном для обучения. Известны авторы сонатин времён Диабелли: Моцарт, Бетховен, Клементи, Кулау.

Тональный план (модуляции, каденции, альтерации и хроматизмы)

Основная тональность сонатины — До мажор, она же — основная тональность 1 и 3 частей.

1 часть разделена на 3 этапа развития.

1 — экспозиция: показ тем, тональный план: До маж.(T) — модуляция в Соль маж.(D), уход в тональность доминанты является обычным случаем для сонатной формы. Каденции в новой тональности — полные совершенные, звучат убедительно. Почти вся экспозиция изложена в диатонике, только окончание 1 предложения ГП имеет всего 2 внутритональных хроматизма (проходящий и вспомогательный), а также возникает Фа диез как модуляционный хроматизм для модуляции в Соль маж.

2 — разработка: развитие по разным тональностям, тональный план: сначала ряд кратковременных отклонений — ре мин.(II ступень) — Фа маж. (S) — До маж. — Соль маж. (D к ДО) — затем закрепление в одноимённом по отношению к основной тональности до миноре и подготовка До мажора для начала репризы. В разработке больше хроматизмов, но они в основном модуляционные. Только к концу разработки для придания большей неустойчивости встречается секстаккорд II пониженной ступени (ре бемоль для до мин./маж.) и вводный септаккорд к доминанте До мажора (на басу фа диез), а также вспомогательные хроматизмы в верхнем голосе.

3 — реприза: повторение и утверждение тем в основной тональности До маж.(T), в репризе никаких модуляций нет, всё звучит в До мажоре. В заключении многократно и торжественно звучат аккорды тоники, утверждающие До мажор и подчёркивающие окончание 1 части.

Особенности сонатной формы

1 часть сонатины написана в сонатной форме в облегчённом, миниатюрном виде.

Сонатная форма предполагает первоначальное изложение (экспозицию) нескольких основных тем: Главной партии (ГП), Связующей партии (СП), Побочной партии (ПП), Заключительной партии (ЗП).

В этой сонатине преобладает ясно выраженная Главная партия. Сначала звучит её первое предложение, которое завершается половинной каденцией на D (первые 8 тактов).

Связующая партия здесь вырастает из 2-го предложения Главной партии, она выполняет функцию перехода в Соль мажор (9-16 такты).

Побочная партия, то есть контрастная по характеру самостоятельная тема в тональности доминанты — здесь отсутствует, и Связующая партия приводит сразу к Заключительной партии, которая закрепляет Соль мажор и имеет выраженный завершающий характер (всего 5 тактов).

Затем идёт разработка, где происходит развитие в основном Главной партии, которая соединяется с элементами Связующей партии.

После разработки следует реприза, в которой Главная партия приобретает черты Связующей партии и звучит более лирично и мягко благодаря изменённому аккомпанементу. А Связующая партия перестаёт быть модулирующей (не уходит из До маж.), становится более порывистой и напевной. Заключительная партия проводится почти без изменений по сравнению с экспозицией.

Метроритм (размер, ритмические группы, синкопы, триоли и т. п.)

Четырёхдольный размер (4/4), который используется в этой сонатине, является типичным (обычным) для 1 части сонатной формы.

Характерный пунктирный ритм в затакте Главной партии придаёт решительный характер и напоминает марш, но это настроение нарушается остановкой на половинке с точкой. Как будто марш с остановками. Это придаёт сдержанности Главной партии.

Читайте также:  Медная паста для пайки медных труб

Связующая партия более подвижна благодаря моторному движению восьмыми в левой руке.

Заключительная партия кажется ещё более подвижной благодаря лёгкости стаккато, и её мелодия дробится на восьмые, однажды даже встречается пара шестнадцатых в опевании в правой руке.

В разработке начальная фраза Главной партии с затактом становится основной. Первоначальный мотив многократно повторяется в самых разных вариантах изложения, а также к нему добавляются восьмые и даже шестнадцатые, позаимствованные из Связующей и Заключительной партий.

Реприза приобретает новый характер благодаря более мелкому дроблению длительностей в аккомпанементе. В Главной партии встречаются уже восьмые, опевание шестнадцатыми в правой, а в Связующей — триоли восьмыми, что делает её ещё более подвижной и стремительной.

Фактура / склад

В 1 части преобладает гомофонно-гармонический склад. Верхний голос ведущий, в левой — аккомпанемент.

ГП — аккордовый склад, в котором верхний голос играет ведущую роль.

СП — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется аккордовое изложение ГП, в левой появляется движение разложенными аккордами. Ближе к концу партии мелодия начинает преобладать.

ЗП — блестящие пассажи в правой и разложенные аккорды в левой. Склад тот же.

разработка — аккордовый склад чередуется с монодийными «всплесками» (репликами) в верхнем голосе.

ГП в репризе — гомофонно-гармонический склад, где в правой руке сохраняется прежнее изложение ГП, в левой движение аккомпанемента.

СП в репризе — разложенные аккорды триолями в левой, в правой — как в экспозиции.

ЗП в репризе — без существенных изменений.

Мелодическое и мотивное строение

Самые яркие и выразительные моменты в верхнем голосе приходятся на кульминацию каждого из 8 тактов — 6 такт.

ГП — из-за аккордового склада верхний голос ГП имеет слабое движение и несамостоятелен, имеет много повторений звуков, опеваний. Самое высокое место — ля первой октавы — кульминация ГП. Состоит из двутактов 2+2+2+2, образующих 1 предложение (обычно это размер периода).

СП — первые 2 фразы повторяют ГП, затем «всплеск» и подъём мелодии с короткими 2-звучными мотивами (дробление мотивов) является кульминацией СП. Состоит из двутактов, образующих 2 предложение с модуляцией.

ЗП явно инструментальна (петь её трудно) и очень выразительна благодаря гаммообразным пассажам, быстро поднимающимся вверх (крупные фразы). Первый звук ЗП — это последний звук СП (наложение), поэтому 5 тактов. Самая высокая точка в мелодии приходится на заключительную каденцию.

Разработка — дробления мотивов не происходит. Сохраняется главный мотив ГП, который насыщается более мелким движением, добавлением скачков, но по форме неизменен (2+2+2+2 — с половинной каденцией на D, затем снова периодичность 2+2+2+2). В конце разработки также есть дробление (1+1). Самый яркий момент разработки приходится на самую высокую ноту ре 2 октавы в 7 такте разработки.

Реприза не имеет существенных отличий по мелодии и её строению от экспозиции.

Динамика

Динамика в каждом построении сначала тихая (P), затем нарастает к концу каждого музыкального построения (по 8 тактов), самая сильная громкость приходится на 6-й такт 8-тактника (F). Это динамическое движение от тихого к громкому сохраняется на протяжении всей 1 части сонатины. Также присутствуют акценты на некоторых созвучиях.

Темп

Темп 1 части определяется традицией классической музыки — сонатное аллегро пишется в быстром темпе, в данном случае — Allegro moderato, что означает «умеренно быстро». Темп на протяжении всей части не изменяется. Фермата (чуть затянутая остановка) на паузе отделяет разработку от репризы.

Регистр, диапазон

Диапазон 1 части охватывает в основном 4 октавы в среднем регистре фортепиано, без огромных контрастов. Только совсем немного 3-й октавы (подъем из 1й октавы в ЗП), ГП в среднем регистре (1 октава), СП в верхнем регистре (2 октава). В разработке постепенно опускаемся в нижний регистр. Реприза по диапазону и регистру практически повторяет экспозицию.

Тембр

Поскольку сонатина создана для фортепиано, нет необходимости говорить о сменах тембра, тембр один — фортепиано. Но такое произведение легко представить как переложение для оркестра, тогда бы верхний голос, например, играли бы струнные, аккордовый склад — деревянные духовые, «моторное» движение в левой руке — низкие струнные, ряд долгих акцентных нот можно было бы поручить валторнам.

Источник

Adblock
detector