Господь заботится даже о язычниках

14 декабря 2015

Двухтысячелетняя история христианской Церкви – это, по сути, история ее миссионеров, которые дерзновенно и бесстрашно, невзирая ни на какие лишения, отправлялись в незнакомые города и страны, открывая человечеству свет Христовой Истины. До сих пор, как известно, во многих городах, расположенных в странах Средиземноморья, хранится память о миссионерских путешествиях апостолов Христовых, с которых начались когда-то христианские Церкви.

За долгие советские десятилетия наша страна в большей части превратилась в такую же языческую Римскую империю, так что Евангелие, проповедь которого активно началась в постперестроечные годы, для многих наших сограждан прозвучало как новое откровение. И хотя с тех пор прошла четверть века, людей, открывающих для себя заново православную веру, в нашей стране остается немало. Их просвещение – главная забота сотрудников Синодального миссионерского отдела, возглавляемого митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

Проблемы православной миссии

Еще в 2011 году патриарх Кирилл благословил отдел заниматься проповедью и поддержкой малочисленных народов Крайнего Севера, и с тех пор каждый год к самым дальним рубежам нашего Отечества – на Север и Дальний Восток – отправляются миссионерские экспедиции. В этих регионах очень много мест, где нет храмов и жители годами не видят священников. К тому же малые народы, населяющие эти регионы, сегодня вымирают, – это люди практически из группы риска. Можно озвучить множество причин, способствующих уменьшению коренного населения: это алкогольная зависимость, социальная неустроенность, экологическая ситуация и т.д. И для всех этих людей православная миссия – это вопрос жизни и смерти. Когда у человека нет цели и стимула в жизни, только вера, только свет Христовой истины может возродить его, помогая в преодолении всех жизненных невзгод.

– Синодальный миссионерский отдел, по сути, взял на себя окормление этих малых народов, – говорит заместитель председателя отдела священник Александр Короткий. – Мы делегируем клириков нашей митрополии, чтобы они несли данное послушание совместно со студентами Белгородской духовной семинарии (которая имеет миссионерскую направленность). В такие миссионерские командировки, как правило, отправляются один-два священника и три-четыре семинариста. Таким образом, на месте студенты проходят ознакомление с миссионерской практикой, знакомятся с условиями жизни и быта людей, оказывая нуждающимся посильную духовную и материальную поддержку. Скажу откровенно: главная наша проблема – недостаток квалифицированных кадров. Если раньше основными точками приложения наших усилий по преимуществу были секты, протестантские организации деструктивного толка, то в настоящее время эта деятельность отошла на второй план – с ней вполне успешно справляются катехизаторы. А первоочередная задача, по моему мнению, – нести миссию тем людям, которые не слышали о Христе, о Евангелии. Ведь, по сути, миссионер – это тот человек, который приводит людей ко Христу. И уже после него катехизатор, приняв неофита, так сказать, под свою опеку, постепенно его воцерковляет. Так вот, у нас сейчас явная нехватка подготовленных миссионеров. Нести в массы свет Христов, который должен просвещать всех, некому, не хватает таких людей. К примеру, один клирик нашей митрополии несколько лет назад находился в долгосрочной командировке в Магаданскую епархию, куда его делегировали после окончания семинарии. Он служил там на восьми приходах, расстояние между которыми составляет 250–400 километров! Представляете, каково это?

Когда священник – пастырь

Но, к сожалению, иногда приходится слышать от обычных людей жалобы на священников, для которых их деятельность не служение, а работа от звонка до звонка. Причина этого – нерадение священнослужителя и недолжное отношение к своему высокому призванию. Однако огромную важность имеет пастырский настрой священника, когда он живет жизнью тех людей, которым несет слово Божие. Тем более православные миссионеры, священнослужители призваны для того, чтобы нести свет Христовой истины людям.

– Конечно, когда престол превращается в станок, это очень сильно коробит, – признается отец Александр. – И это печально. Но есть множество положительных примеров, когда священник – настоящий пастырь, приносящий обильные плоды. У нас есть такой замечательный опыт – мы несколько лет подряд совершаем миссионерские поездки, участвуя в арктических экспедициях на научно-исследовательском судне «Михаил Сомов». Раз в год теплоход проходит по границам Северного Ледовитого океана и, в частности, завозит метеорологам научное оборудование, медикаменты, провизию. В экспедиции уже не раз участвовал священник Белгородской митрополии, сотрудник Синодального миссионерского отдела протоиерей Дмитрий Лукьянов. Знаете, поначалу со стороны профессоров и доцентов к нему было недоверчивое отношение, ведь не часто представители науки видят в своем окружении священнослужителей. Но в замкнутом пространстве, каковым, по сути, является корабль, они поневоле внимательно начинают приглядываться к новому необычному попутчику. И когда батюшка, как обычный рабочий, не гнушаясь физическим трудом, помог им однажды в разгрузке судна, на общих основаниях перенося на берег привезенную для их исследований аппаратуру и провизию, да и вообще вел себя доброжелательно и ненавязчиво, их представление о священнике кардинально поменялось. Во вторую экспедицию батюшку уже настойчиво звали. А после того, как нам удалось получить грант и на эти средства организовать медицинский кабинет со стоматологическим креслом, в котором полярникам всех станций, куда этот корабль заходил, оказывали бесплатную медицинскую помощь, отец Дмитрий стал просто лучшим другом для всех. Корабль ушел, а люди целый год ждали, когда он опять придет, чтобы встретиться с батюшкой.

380949.jpg

Язычники с чистой душой

Казалось бы, в последние годы у нас в стране стало больше священников и храмов, во многих СМИ появилась адекватная информация о религиозной стороне жизни. Но, как свидетельствует опыт миссионеров, людей, которым нужна миссия, которые еще не слышали о Христе, остается очень много. Не только на Крайнем Севере, но и в центральных городах, даже в Москве. Потому что, к сожалению, золотой телец сильно овладевает умами наших современников. Дух потребления, который говорит, что человеку все должны, а он никому ничего не должен, настолько плотно засел в умы, что пробиться сквозь него бывает очень тяжело. Даже приходя в храм, люди говорят: «Вы мне должны...» То есть они сознательно приходят потреблять. Этому тоже необходимо противостоять, здесь требуется огромная просветительская работа. В противоположность такому отношению к вере представители малых народов России, оказывается, очень восприимчивы к христианству и религии вообще.

– Несмотря на то, что многие из них язычники, они очень религиозны, – говорит отец Александр. – Один наш священнослужитель, приехавший из Якутской епархии, рассказал в связи с этим удивительную историю. Ему довелось общаться с артелью оленеводов, и в одной из личных бесед они поделились серьезной проблемой – волки грызут оленей. Чтобы защититься от волков, оленеводы, когда выходят на пастбище, берут старинный своеобразный оберег – заговоренную дощечку, трут ее, и тогда у них ничего опасного не происходит. Батюшка попросил их показать эту дощечку, – она оказалась черной, очень сильно засмоленной. Заподозрив, что это не простая дощечка, он попытался очистить ее от многолетних наслоений. И вскоре на ее поверхности проявилась икона святителя Николая Чудотворца. Оленеводы пришли в величайший восторг, в результате четыре человека из этой артели приняли крещение. И таких случаев очень много. Вот такие знаки Господь посылает даже язычникам, чтобы через своих Святителей помогать неокрепшим душам. И вообще хочется сказать, что в провинции среди невоцерковленных и воцерковляющихся людей так много потрясающе светлых, чистых, с такой прозрачной душой, что для миссионера это настоящий источник радости и вдохновения на новые труды во славу Святой Матери Церкви.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия