Ахтырка – город, сохранивший веру

29 апреля 2015

Небольшой украинский город Ахтырка, расположенный в Сумской области в часе езды от российской границы и в полутора часах – от Белгорода, сегодня почти неизвестен активным путешественникам и паломникам. А когда-то его знала чуть ли не вся православная Россия как место явления чудотворной иконы Божией Матери Ахтырской. Казалось бы, что после столетия исторических катаклизмов районный центр с населением в 50 тысяч человек будет ничем не примечательным провинциальным городком. Но как приятно было ошибиться в своих ожиданиях и увидеть здесь не только живую память о святынях, но и активную творческую жизнь Церкви. Побывав в Ахтырке в последнее мирное лето 2013 года, мы встретили здесь увлеченных, талантливых людей, знающих церковную историю и культуру, а также, что очень важно, эту историю и культуру сегодня творящих.

 

Чудотворная икона

Ахтырскую икону Божией Матери невозможно спутать с какой-либо другой – на ней по пояс изображена скорбящая Богоматерь, молитвенно сложившая руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом. Источником иконографии образа являются ветхозаветные пророчества и предсказания о Деве Марии, о Ее особой уготованности, избранности «от чрева матери». Чудесное явление Ахтырской иконы Божией Матери произошло 2 июля 1739 года, свидетелем чего оказался клирик местной деревянной Покровской церкви священник Василий Данилов.

В 1751 году Святейший Синод постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор по проекту архитектора Ф. Растрелли. В этом соборе Ахтырская икона находилась до в 1903 года, когда была похищена по пути на реставрацию в Санкт-Петербург. Впоследствии, как сообщают разные источники, икону видели в Харбине, затем в Бразилии и США. В 1975 году сведения о том, что утраченная Ахтырская икона находится в Сан-Франциско, достигли СССР. Но лишь в 1995 году митрополит Харьковский Никодим (Руснак) привез из Америки список с иконы и передал его в Ахтырский Покровский собор. Тогда же была возобновлена местная дореволюционная традиция проводить крестный ход в третий день после Дня Святой Троицы со списком Ахтырской иконы на место Ахтырского Троицкого монастыря. В настоящее время чудотворная Ахтырская икона находится в ведении митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

 

Столетие храма

Недалеко от Покровского собора, где находится список с чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери, стоит Спасо-Преображенская церковь. Церковь эта с нелегкой, но очень интересной судьбой. Построена и освящена она была в 1905 году, так что 10 лет назад вся Ахтырка и Сумская епархия в целом праздновали столетие ее освящения.

После революции 1917 года всё изменилось: была разобрана колокольня церкви – когда-то самая высокая и красивая в городе. А в процессе борьбы с религией закрыли и церковь. Но во время Великой Отечественной войны ее открыли, и люди могли сюда ходить, чтобы молиться Богу, а иногда и прятаться от бомбежек. Как вспоминают старожилы, еще в 50-е годы прошлого века церковь находилась во всей красоте своего убранства, хотя и пострадала от артобстрелов в войну. Но вскоре власти ее опять закрыли, поскольку находилась она рядом с горкомом партии, в центре города, и само ее присутствие подрывало коммунистические идеи. До 1994 года церковное здание использовалось не по назначению, пока его не передали Украинской Православной Церкви. Из-за многочисленных утрат и перестроек храм в настоящее время имеет вид, отличный от первоначального. К тому же, когда его закрыли, практически все, что в нем было, оказалось безвозвратно утеряно. Часть икон оказалась в музеях, часть разобрали верующие по домам, но лишь некоторые иконы вернулись обратно после открытия храма.

 

Пастырь Христов

Когда мы, большая группа путешественников из разных городов России, вошли в Преображенский собор летом 2013 года, нас приветливо встретил сотрудник храма примерно 55 лет. Он был в мирской одежде, и мы приняли его за старосту – уж как-то просто он держался, общаясь с нами без всякой фанаберии. Но нам очень повезло – это оказался настоятель храма, причем, без всякого сомнения, истинный пастырь Христов. Отец Игорь на тот момент был единственным клириком Спасо-Преображенского храма. Как выяснилось из разговора, с утра он травил в своем огороде колорадских жуков, а после обеда заменил сотрудниц храма, отпустив их в свои огороды.

Когда-то отец Игорь работал сварщиком в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе – строил подводные лодки, потом, вернувшись на родину в Ахтырку, инженером на одном из местных заводов. В 1990 году принял священный сан, позже окончил духовную семинарию и академию в Киеве. Довелось батюшке построить храм в одном из сел Сумской области, а потом его направили в Спасо-Преображенский храм Ахтырки, так что его столетие отец Игорь встречал настоятелем. Батюшка долго рассказывал о том, как прихожане восстанавливают храм, с какой любовью его украшают, и демонстрировал плоды этих трудов.

«В 1958 году меня крестили именно в Спасо-Преображенской церкви, – рассказал отец Игорь. – Моя крестная, жительница Ахтырки, вспоминала, что тогда храм во многом сохранял свое благолепие. Но когда его передали Церкви в 1994 году, в нем не было ничего – ни полов, ни окон, ни дверей. За прошедшие 18 лет мы общими усилиями с прихожанами и благотворителями привели его в порядок. Кстати, иконы для иконостаса написал один из лучших украинских художников Григорий Протасов, учившийся в Германии и Белоруссии и сейчас работающий в Москве. Он мастер на все руки – пишет иконы, сам делает резьбу. Некоторые иконы в храме написаны студентами местного училища, которые являются прихожанами храма».

 

Община верных

В приходе Преображенского храма собрались очень талантливые, просвещенные и увлеченные люди. Костяк составили местные художники. Они сами продумывали богословскую и художественную концепцию иконостаса, принципы внутреннего убранства храма. Все сделали собственными руками, и плоды их трудов можно смело назвать шедевральными. Роскошные хоругви, сделанные по образцу царских хоругвей в Иерусалиме, вышивались крестом в течение 9 месяцев местным мастером. Он использовал в работе около 4 тысяч крестиков, а выглядят хоругви как будто вышитые гладью. В иконостасе – очень красивые, стильные иконы, выполненные в византийском каноне. Облачение Богородицы слева от Царских врат написано в ослепительно-синих, лазурных тонах, что свойственно раннему, византийскому письму и очень редко встречается в иконографии России и Украины.

«Я сто раз посоветуюсь со знающими людьми, прежде чем что-то сделать в храме. У нас тут не самодеятельность, а серьезный художественный совет решает все важные вопросы, – рассказал отец Игорь.В частности, здесь мы взяли за образец икону Богородицы из знаменитой церкви Спаса древнего греческого монастыря Хора, расположенного в Стамбуле (бывшей столице Византии Константинополе). К сожалению, после захвата Константинополя турками церковь Спаса была превращена в мечеть Кахрие-Джами и в наше время известна именно под этим названием. Композицию центральной иконы иконостаса «Евхаристия» мы разработали сами, объединив в ней два разновременных сюжета. В целом, иконостас получился в византийском стиле, что создает молитвенный настрой у тех, кто приходит в храм. Элементы тела иконостаса частично были заимствованы у знаменитого семиярусного иконостаса Спасо-Преображенского собора села Сорочинцы Миргородского района Полтавской области, а частично – из соседнего Покровского собора, где хранится копия чудотворной Ахтырской иконы Божией Матери. Ведь, к сожалению, все фотографии, чертежи и документы нашего храма были утеряны».

Замечательно, что эти прекрасные иконы и иконостас были выполнены на народные средства, на лепты ахтырских прихожан, без помощи крупных благотворителей. Взгляд также выхватывает из интерьера храма очень красивое и стильное распятие высотой в рост человека, покрытое сусальным серебром. Оказывается, написал его родной сын батюшки – художник, который тоже принимал участие в благоукрашении храма.

Есть в Преображенском храме уголок, в левой части притвора, куда прихожане вешают иконы, привезенные из различных паломничеств по святым местам – из Иерусалима, Тихвина, Греции, Белоруссии, Москвы. Глядя на эти иконы, понимаешь, как любят свой храм эти люди, как трепетно его украшают и помнят о нем в своих путешествиях по миру.

«Батюшка, а правду ли говорят, что на Украине народ более набожный, богомольный, может быть в силу южного темперамента?» – спросили мы у отца Игоря. «Думаю, что верующий народ везде одинаковый – и в России, и на Украине, – ответил нам отец Игорь. – Но у нас, может быть, более набожный. Таких атеистов, как в России, пожалуй, нет, а я жил там – видел. Русским сказали: «Бога нет, в церковь не ходить», и они перестали ходить. А у нас на это ответят: «Нет, есть Бог» – и идут в церковь.

 

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни