Зимняя сказка Рождества

21 декабря 2015

Если спросить у первого встречного человека в любой стране мира, какой праздник, кроме собственного дня рождения, является самым радостным, самым желанным и самым главным в жизни большинства людей на нашей планете, ответ последует практически мгновенно и без вариантов: конечно, Рождество Христово.

Оно объединяет представителей разных национальностей и даже религий, являясь красным днем календаря, в том числе, и для атеистов (для современных российских коммунистов – без сомнений). Хотя в иерархии праздников у православных и католиков занимает лишь второе место после Пасхи. Более того, в большинстве стран мира Рождество Христово является государственным праздником и объявлено выходным днем.

В одних странах его празднуют два дня, в других три, а в России, по широте народной души, на протяжении столетий от Рождества до Крещения Господня было 12 дней святок – сплошного веселья и пиров. В память об этом праздничном периоде нам достались нынешние новогодние каникулы – время зимних приключений, снежных развлечений и бесконечных святочных чудес. И даже любимый сегодня большинством россиян праздник Нового Года считался вторичным по отношению к Рождеству Христову, ведь наступал он только через неделю. И елку, кстати, наряжали не к Новому Году, а ко Христову Рождеству.

Младенец в пещере

Праздник Рождества Христова не случайно так любим миллионами людей на всей земле – в нем раскрываются самые главные понятия в жизни человека, можно сказать – основы бытия. Материнство, рождение ребенка, любовь между родителями и детьми, но самое главное – между людьми и Богом. Ведь Бог, который создал небо и землю, вдохнул в человека дыхание бессмертия, по собственной воле умалил себя, оказавшись в пещере на окраине древнего города Вифлеема как младенец Иисус. Он родился от земной женщины Марии, воплотился в человеческое естество для того, чтобы все люди на земле впоследствии, конечно при определенных собственных усилиях, стали причастны к божественной природе. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» – таковы причина и цель рождения Иисуса Христа на земле, такова сущность всего христианства. И, что чрезвычайно важно, Он родился в простой, бедной обстановке, чтобы каждый человек на земле, самый бедный и обездоленный, мог почувствовать Его своим. Мог почувствовать, что Бог относится к человеку как равному себе и лишен всякого высокомерия создателя по отношению к своему творению.

Не случайно и то, что одним из главных символов праздника Рождества Христова является вертеп, что в переводе с древнерусского означает «пещера». О том, как Иисус Христос родился в пещере темной ночью, нам рассказывают Евангелия от Луки и Матфея. Богородица Мария и ее охранитель Иосиф отправились в Вифлеем из-за переписи населения, которая проводилась в Римской империи при императоре Августе. Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться в тот город, откуда были его предки. Таким городом для них был Вифлеем.

Но на подходе к Вифлеему Мария, которая носила под сердцем младенца Иисуса, почувствовала, что должна родить. И родила в обычной пещере, где древние жители Вифлеема держали скот, поскольку никакого другого помещения поблизости не оказалось. Поэтому часто в сюжете Рождества изображают животных, которые окружают младенца Иисуса, согревая его паром своего дыхания. А первыми из людей родившемуся младенцу пришли поклониться пастухи, которые пасли овец неподалеку и были извещены явившимся им ангелом об удивительном событии, произошедшем этой ночью. В память о диалоге ангела с пастухами христиане в праздник Рождества Христова приветствуют друг друга словами: «Христос родился!», отвечая на это: «Славим Его!»

Звезда и мудрецы

В Евангелии от Матфея описано необычное астрономическое явление, которое происходило накануне рождения младенца Иисуса. За несколько недель до этого на небе вдруг появилась чудесная звезда, которая привела в пещеру к родившемуся младенцу мудрецов, или волхвов. Они преподнесли Христу дары, которые имели в то время очень высокую цену, – золото, ладан и смирну.

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением свыше. Последовав за ее движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим. Там они обратились к правящему царю Ироду с вопросом, где могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами. «Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему», – сказали мудрецы.

С тех пор ученые многих стран и столетий бились над вопросом, откуда взялась эта звезда? Ведь путь ее был необычен: она двигалась с севера на юг, ведя волхвов из Иерусалима в Вифлеем, который находится южнее. Она также светила им днем, а не ночью, когда вела в Иерусалим с востока. И самое поразительное то, что эта звезда указала волхвам нужное место не с высоты, а опустилась вниз, ведь обыкновенная звезда не может показать такое малое место, как вертеп. Поэтому многие христиане считали, что эта звезда была не астрономическим явлением, а невидимой божественной и ангельской силой, принявшей вид звезды. Стоит ли удивляться, что в Рождество и святки для детей происходит много чудес, так что и сам праздник многие из них считают настоящей зимней сказкой.

Интересно, как сюжет с волхвами отразился в истории спустя семь столетий. Волхвы – это славянское слово, греки называли этих восточных мудрецов магами. С античных времен у этого слова сохранились два значения: персидские зороастрийские жрецы и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа. Раннехристианское искусство неизменно изображало волхвов одетыми по-персидски – в войлочную круглую шапку, пышные штаны, хитон с рукавами и мантию. Благодаря тому, что они были изображены на древней базилике Рождества Христова в Вифлееме, построенной в IV веке на месте вертепа, где родился Христос, она сохранилась до наших дней. Последний персидский царь Хосров II Парвиз в VII веке уничтожил все христианские церкви в Палестине, кроме этой базилики. Когда он увидел изображение волхвов на ее стенах, то воскликнул: «Здесь почитают наших соплеменников!»

Подарки под елкой

Именно по примеру восточных мудрецов, которые принесли младенцу Иисусу драгоценные дары, христиане в Европе спустя 16 столетий стали прятать подарки под рождественской елкой накануне праздника. Обычай наряжать елку под Рождество Христово имеет немецкие корни и пришел в Россию из Европы при Петре I. Однако почитание ели как священного дерева изначально было не германским, а кельтским. В культуре галлов ель была воплощением древа жизни, бессмертия, долголетия и здоровья благодаря своим вечно зеленым ветвям. После смерти Петра I обычай украшать рождественские елки угас, но возродился при Екатерине II. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге установили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать елки в своих домах.

В России еще в начале ХХ века нахождение в доме рождественского дерева ограничивалось одним вечером. Накануне Рождества елку тайно от детей проносили в залу или гостиную и устанавливали на столе, покрытом белой скатертью. При этом детям строго-настрого запрещалось входить в ту комнату, где находилась елка. Взрослые прятали елку от детей с такой же страстью, с какой дети мечтали ее увидеть. На ветвях дерева прикрепляли свечи, развешивали лакомства, украшения, под елкой раскладывали подарки, которые также готовили в строгом секрете. И, наконец, перед самым входом детей в залу на елке зажигали свечи. Открывали двери в залу и... Первой реакцией детей было оцепенение и остолбенение.

Представ перед детьми во всей своей красе, разукрашенная елка неизменно вызывала изумление, восхищение, восторг. После того как проходило первое потрясение, начинались крики, ахи, визг, прыганье, хлопанье в ладоши. В конце праздника доведенные до крайне восторженного состояния дети получали елку в свое полное распоряжение: они срывали с нее сладости и игрушки, разрушали, ломали и полностью уничтожали дерево, что породило выражения «грабить елку», «щипать елку», «рушить елку». Отсюда произошло и название самого праздника – «ощипывания елки». Как считали взрослые, разрушение елки имело для детей психотерапевтическое значение разрядки после пережитого ими долгого периода напряжения. И впоследствии они еще долго вспоминали об этом.

posted-on-badchix-badchix-dogs-cats-and-a-christmas-tree-17.jpg

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657007 1000.00 рублей на tes2
  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657054 1000.00 рублей на tes2