Заповедник на Щелоковском хуторе

13 сентября 2015

В Нижнем Новгороде не так много мест с эксклюзивным наполнением, куда приезжают в выходные дни жители города и области, а в период отпусков – российские и иностранные туристы. Одно из них – Щелоковский хутор, где находится Музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья, или, как его называют в обиходе, Музей деревянного зодчества. И большинство нижегородских туроператоров скажет вам, что зарубежные гости нашего города в первую очередь стремятся попасть именно туда.

Музей-невидимка

И это неудивительно. Объектов каменного строительства немало в Европе. А вот деревянное зодчество для иностранцев во многом экзотика. Исключение представляет Северная Европа, но деревянные постройки в этих странах неприхотливы, не отличаются изяществом стиля и богатством декора. Вот и едут в Россию гости полюбоваться деревянными сокровищами, которые, в том числе, находятся и в Нижегородском музее деревянного зодчества.

Однако, несмотря на уникальность музея, многие нижегородцы не имеют о нем никакого представления, ведь попасть на Щелоковский хутор не просто. Туда ходит лишь один рейсовый автобус – № 28, но его маршрут пролегает по касательной к главным магистралям города, практически не задевая исторического центра. И ни один указатель в Нижнем Новгороде не сообщает о направлении к музею. Хотя сколько горожан и «диких» туристов могли бы побывать в нем, если бы на Щелоковский хутор ходил автобус, например, с Московского вокзала! Вот и получается, что новодельный, не представляющий никакой исторической ценности Княжий город в Городце видят все, а древний, подлинный Музей деревянного зодчества – немногие. А ведь аутентичность в наше время дорого ценится во всем мире – за нее отдают миллионы и едут на край света. И хотя о миллионных поступлениях в нижегородский бюджет благодаря музею мечтать не приходится, но обеспечить постоянный приток средств от туризма вполне возможно, конечно, при условии хорошей сохранности объектов и развитой инфраструктуры.

DSCN1797.JPG

Очаг мультикультурализма

Созданию Музея архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья на Щелоковском хуторе предшествовал великий замысел. По первоначальной концепции, которую по распоряжению Совета министров Российской Федерации разработали советские ученые в конце 50-х годов ХХ века, предполагалось, что музей соберет на своей территории объекты архитектуры и предметы быта всех национальностей, проживающих в Нижегородской области, – русских, татар, марийцев, мордвы, чувашей и т.д. Планировалось представить в музее образцы как культового (церквей и часовен), так и светского строительства – жилые и хозяйственные постройки. Автором первого генерального плана музея стал знаменитый нижегородский архитектор и реставратор Святослав Агафонов.

Но замысел оказался таким грандиозным, а концепция – такой масштабной, что сама подготовка к созданию музея заняла многие годы. В течение десятилетия архитекторы, реставраторы, художники, историки, этнографы проводили специальные комплексные экспедиции по всему Нижегородскому краю, накапливая богатейший документальный материал: фиксируя образцы архитектуры, составляя зарисовки, планы и чертежи строений, собирая предметы этнографии. Архитектор-реставратор Юрий Самойлов составил второй генеральный план, и музей был открыт 3 июня 1973 года в составе Нижегородского (в те годы Горьковского) государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В 2013 году музею деревянного зодчества исполнится 40 лет.

– Концепция музея была научно обоснована и в тот период, 1970-е годы, явилась передовой для всего Советского Союза, – рассказывает директор музея Марина Бугрова. – Она предполагала не только собрать уникальные объекты и предметы в одном месте – церкви, амбары, дома, но и восстановить саму структуру сельского поселения, усадьбы в комплексе, реконструировать традиционный образ жизни народов Поволжья. Сюда, в Нижний Новгород, приезжали ученые и музейщики со всей страны учиться проектированию музея. Но, к сожалению, концепция не была реализована, в том числе по причине отсутствия средств. В 2004 году она была переработана, с добавлением культурно-развлекательного направления, предполагающего привлечение частных инвестиций. В настоящее время музей позиционируется и как природный заповедник, поскольку он раскинулся на 30 гектарах прекрасного естественного парка. Он вполне мог бы реализоваться и как этнографический парк, как площадка для презентации культур всех национальностей, которые населяют нижегородское Поволжье.

Избушка на курьих ножках и не только

На территории Нижегородского музея деревянного зодчества находятся уникальные памятники архитектуры и быта. Это место, где сказка становится реальностью в прямом смысле. Здесь можно увидеть не только старинные церкви и жилые комплексы, но и, например, избушку на курьих ножках. Именно так выглядит ветряная мельница-столбовка, перевезённая из Городецкого района. Такая конструкция, возможно, единственная сохранившаяся в настоящее время в России.

– В других музеях обычно имеются мельницы-шатровки, которые сконструированы и работают по другому принципу, – поясняет директор музея Марина Бугрова. – А мельница-столбовка стоит на небольшой срубной конструкции-подклете, как на ножке, и весь высокий сруб поворачивается вокруг своей оси с помощью рычага по направлению ветра. Эта мельница-«толчея» не перемалывала зерно, а перерабатывала при помощи пестов: дробила зерно в крупу, обдирала просо и овес. Возможно, сказочная избушка на курьих ножках имела вполне реальный прототип. В народной архитектуре иногда встречались хозяйственные строения (бани, амбары), приподнятые, как на сваях, общим видом походившие на избушки на ножках.

В музее также имеется водяная мельница с подливным колесом, перевезённая из Ковернинского района. При своих небольших габаритах мельница выполняла три разных операции. Она перемалывала зерно в муку с помощью пары жерновов, восемью пестами перебивала зерно на крупу или измельчала льняное семя, а также с помощью простого и оригинального приспособления щепала дранку – материал для покрытия крыш. Очень важно, что все эти конструкции сохраняются по сей день, а все механизмы подлинны и уникальны. Музейные мельницы являются прекрасным и поучительным примером использования человеком для своих нужд природных стихий – силы ветра и силы воды.

Уникальны и церкви, находящиеся в музее, – и по возрасту, и по архитектуре. Такого типа и возраста церквей почти не осталось в наше время не только в Нижегородской области, но и в целом в России. Одна – из Городецкого района 1699 года постройки, другая – из Кстовского 1731 года, с очень красивым, выразительным архитектурным рисунком.

Есть в музее еще один раритет – так называемый дом-двор северного типа, который принадлежал крестьянину-предпринимателю старообрядцу и был перевезен из Ковернинского района. В этом строении под одной кровлей убирается целый жилой и хозяйственный комплекс – дом с хлевом, конюшней и прочими хозяйственными помещениями. В длинные суровые зимы крестьянская семья могла вести большое хозяйство, почти не выходя на улицу.

– Этот дом музей выкупил у потомков бывшего хозяина за немалые по тем временам средства, – вспоминает Марина Бугрова. – Покупке предшествовали долгие уговоры собственников. До сих пор наследники этой семьи приходят в музей, чтобы посмотреть на дом своих предков. Такие дома встречаются в основном на севере России, а у нас редко. Кроме того, дом интересен роскошной глухой резьбой с растительными орнаментами и древней символикой: русалками-берегинями, львами. Вообще в нашем музее собраны экспонаты очень высокого уровня исполнения, в том числе подлинные интерьеры с мебелью, утварью, костюмом.

Россия не Европа

Во всем мире музеи под открытым небом развиваются как комплексные площадки, которые совмещают научную деятельность с зонами отдыха, интерактивными программами. В России же подобных музеев около тридцати, и это, без сомнений, мало на огромную страну.

– Ценность Нижегородского музея деревянного зодчества в том, что он сохраняет основы традиционной культуры – и материальное, и нематериальное культурное наследие, – отмечает Марина Бугрова. – Русский деревянный бревенчатый дом – родом из нашего детства, он хранит удивительную атмосферу подлинной жизни, народного духа, которую ничем не сымитируешь. Музейные объекты сохраняют древнейшие технологии, которые утрачиваются с каждым годом, демонстрируют и транслируют будущим поколениям высокий уровень мастерства, которым владели наши предки. Никакая машина не сможет повторить шедевры, которые сто лет назад народные умельцы выполняли при помощи одного лишь топора, потому что кроме техники исполнения в самую простую деталь мастер вкладывал душу. Современные технологии предполагают иную обработку дерева, иной подход к конструкциям. Общепризнанно, что художественный уровень русских мастеров гораздо выше североевропейских. Это то, чем России могла бы гордиться и привлечь иностранных туристов. Известно, что регионы, которые имеют музеи деревянного зодчества, неизменно привлекают туристов-иностранцев, и такие музеи надо сохранять.

DSCN1779.JPG

Важно, что музей на Щелоковском хуторе наполняется и живой народной культурой – во время проведения фольклорных фестивалей, интерактивных программ, народных православных праздников: Святок, Масленицы, Красной горки, Троицы, Покрова. На эти мероприятия сюда съезжаются фольклорные коллективы со всего города и области. Кроме того, здесь проводятся тематические экскурсии и мастер-классы для всех посетителей.

– На праздничных программах у нас нет зрителей и артистов – любой пришедший может принять участие в действии, познакомившись с народной культурой, – рассказывает директор музея Марина Бугрова. – Ведь фольклор затрагивает самые сокровенные струны души, эти мелодии пели наши бабушки и дедушки, хороводы водили многие поколения наших предков. Фольклор интересен тем, что находит отклик среди различных возрастных и социальных групп, и мы видим это во время экскурсий, где используются народные игры и фрагменты обрядов. Сохраняя традиционную культуру Нижегородской области, музей деревянного зодчества фактически сохраняет саму основу региона, корни, на которых может вырасти нечто новое и современное. Музей обладает достаточным потенциалом, чтобы быть имиджевым проектом для Нижнего Новгорода и Нижегородского региона в масштабах всей страны. Но, к сожалению, в настоящее время его уникальные объекты находятся в плачевном состоянии и без должного финансирования могут не дожить до юбилея.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657007 1000.00 рублей на tes2
  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657054 1000.00 рублей на tes2