Вырица – место молитвы и любви

22 февраля 2016

Среди многочисленных святых, которых Бог в тяжелую годину посылал русскому народу для поддержки и утешения, преподобный Серафим Вырицкий занимает особое место. В период жесточайшего слома старой православной России в начале ХХ века, когда многие люди от ужаса не знали, что делать и где искать прибежища, этот удивительный человек выбрал путь жертвенного служения Богу и Церкви, будучи готовым даже до смерти явить свою верность. Отказавшись от огромного богатства и привилегий, для многих священников, монахов и мирян он стал опорой и примером исповедничества. Его любовь к людям, помощь и небесное предстательство до сих пор вызывают такую горячую благодарность, что в место его последнего служения и упокоения – поселок Вырица в Гатчинском районе Ленинградской области – ежедневно приезжают тысячи людей. Здесь всё проникнуто такой святостью, что отсюда долго не хочется уезжать и обязательно хочется вернуться. В эти дни православные отмечают 150 лет со дня рождения старца.

Из крестьян в преподобные

Жизнь будущего преподобного Серафима поначалу складывалась обычным образом, как у многих жителей Российской империи. Василий Николаевич Муравьев родился в крестьянской семье 13 апреля (н. ст.) 1866 года в Ярославской губернии. Спустя несколько лет после смерти отца юноша приехал в Петербург, где устроился рассыльным Гостиного двора, а позже приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став крупным торговцем мехами, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал предприятие по заготовке и продаже пушнины, значительная часть которой поставлялась за границу. В 1894 году он женился, в 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Он делал значительные вклады в монастыри, жертвовал миллионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков

Еще в юности, будучи человеком верующим, Василий Николаевич стал духовным сыном старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова). Когда ему исполнилось 33 года, он пришел за духовным советом к отцу Иоанну Кронштадтскому, а тот сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России. И когда в России грянула большевистская революция, преуспевающий купец совершил необъяснимый для обычного человеческого разума поступок – закрыл свое дело. При этом наделил щедрыми пособиями всех своих служащих, а основные капиталы пожертвовал на нужды Александро-Невской лавры, Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Петербурге, Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом старцем Варнавой, и других обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей золотом.

В октябре 1920 года он принял монашеский постриг с именем Варнава, а вслед за ним послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала его супруга Ольга. В сентябре 1921 года он был рукоположен в иеромонахи и с 1926 по 1929 год являлся духовником Александро-Невской лавры. Предположительно в 1929 году иеромонах Варнава принял великую схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, которому стремился подражать в течение всей жизни. Духовно он окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь, но и убедил будущего Патриарха Алексия I отказаться от мысли об эмиграции, открыв его будущее.

858ac3524ddf45461ad811d50cffe993.jpg

Служение старца

Когда все насельники Александро-Невской лавры были арестованы и отправлены в ссылки, этапы, лагеря, старец Серафим также претерпел аресты, допросы, ужасы заключения. Но Промысл Божий позаботился о нем особым образом: незадолго до начавшихся в начале 30-х годов массовых арестов священнослужителей он тяжело заболел, и тогда правящий архиерей вызвал из Новодевичьего монастыря его бывшую супругу и благословил ее увезти в деревню больного старца. В результате аресты, разразившиеся вскоре, его не коснулись, так же как и все последовавшие за этим гонения за веру. Господь хранил батюшку Серафима как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему и неизменно получавших у него помощь и укрепление.

В период проживания батюшки Серафима в Александро-Невской лавре в его келью приходили самые разные люди: профессора, деятели искусства и литературы, представители интеллигенции, так долго стоявшей вдали от Церкви. Старец принимал несчетное количество посетителей и нередко буквально падал с ног от усталости. Чаще всего он ничего не спрашивал, а прямо передавал посетителю, как надо поступать и что делать, как будто наперед знал, о чем с ним будут говорить. Он раскрывал свое чуткое сердце чужим скорбям и радостям. «Что такое мое послушание? – говорил он. – Я, словно хранилище, куда люди все свое горе складывают...»

Своим духовным чадам отец Серафим настойчиво советовал молиться о верховных руководителях страны, несмотря на то что многим тяжело давалась молитва за безбожников. «Тяжело, но так надо», – говорил он, и в этой уверенности они находили поддержку. Также батюшка призывал вспоминать и исповедовать все свои грехи, даже если они были совершены много лет назад. Так он способствовал очищению душ людей, за которые нес ответственность перед Богом.

В 1930 году отец Серафим поселился в поселке Вырица, который стал местом его последнего земного пристанища. Многие жители поселка до сих пор помнят, как помогали молитвы старца выстоять в трудное время. В 1938 году, накануне войны с Финляндией, закрыли местную Казанскую церковь. Но служителям и прихожанам удалось сохранить иконы, церковную утварь и даже оригинальный иконостас, выполненный в1898 году фирмой братьев Брусницыных. В годы Великой Отечественной войны немцы оккупировали Вырицу, где расположился полк, сформированный из румынских солдат, которые в большинстве своем были православными. Местные жители воспользовались этим и выхлопотали разрешение у немецкого командования на открытие Казанской церкви. В августе 1941 года она была открыта и не закрывалась уже никогда.

Прихожанином церкви числил себя и старец Серафим. Он проживал в доме № 7 на Пильном проспекте, который до сих пор заботливо сохраняется местными энтузиастами как мемориальный. Но из-за тяжелой болезни батюшка практически не вставал с постели и часто вынужден был принимать приходивших к нему лежа, в том числе и визитеров от власти, не оставлявших его надолго без своего угнетающего внимания. Однако нередко случалось так, что их обыски и устрашения заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и от этой доброты и кротости дрогнуло что-то внутри у чекиста. Завязался разговор, и в результате смягчились остальные участники обыска.

wfbonh00YTE.jpg

За благословением в Вырицу

К батюшке Серафиму за духовным советом и утешением приезжали тысячи просителей. Многим он помог устроить свою судьбу и судьбу близких людей. Среди посетителей были, в частности, отец будущего патриарха Московского Алексия II священник Михаил Ридигер и нынешняя настоятельница Горненской Иерусалимской обители игумения Георгия (Щукина). Исключительное влияние оказывал отец Серафим и на молодежь. Целые общины юношей и девушек, сбитых с толку различными еретическими учениями, но искренне стремившихся к познанию истины, после его бесед переходили в православие.

Старец отошел к Богу 3 апреля 1949 года и был похоронен в Вырице. После 1959 года, во время правления Никиты Хрущева, уполномоченный КГБ по Гатчинскому району распорядился закрыть Казанскую церковь, но на ее защиту встали прихожане и жители поселка. Они отправились в Москву, в Президиум Верховного Совета, и добились отмены распоряжения о закрытии. Ныне в Казанской церкви хранятся фотографии этих людей. А в 2000 году старец Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Около Казанского храма была построена деревянная часовня над его могилой и могилой его бывшей супруги – схимонахини Серафимы.

9RgCAUF_yiM.jpg

Сегодня в Казанскую церковь нескончаемой вереницей приезжают паломники из Петербурга, других городов России и даже из-за границы. Приезжают каждый день, ведь храм открыт с утра до вечера без выходных. При входе на территорию храма возникает ощущение, что ты находишься одновременно и в гостях, и дома. Уютная территория с ухоженными цветниками и газонами, с детской игровой площадкой и множеством лавочек для уставших паломников, доброжелательные лица батюшек и сотрудниц храма вызывают приятное чувство, что тебе тут рады и давно ждут. Очень красивы сама церковь и часовня над могилой старца, построенные из дерева в древнерусском стиле. В часовню постоянно с благоговением заходят люди, чтобы помолиться батюшке Серафиму и попросить его помощи. Здесь все наполнено ароматом бесчисленных букетов и венков из живых цветов, как в раю.

LCHkL_p9zzg.jpg

В Казанской церкви почти целый день совершаются богослужения, молебны, беседы со священниками. Дежурный священник находится в храме каждый день с 9-00 до 18-00 часов. Очень трогательно видеть, как за пару часов до крещения взрослые люди – крестные родители – с напряженным вниманием слушают священника, который посвящает их в будущие обязанности. А во время самого таинства крещения около двух десятков малышей начинают ворковать, голосить, лепетать на разные лады, но этот нескладный хор вдруг как по команде замолкает, когда священник начинает распевно возглашать на весь храм: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя!» Крестить своих малышей сюда привозят родители со всей Ленинградской области.

В Казанской церкви бережно сохраняется все, что касается ее истории, в частности фамилии всех священников, служивших здесь. Список начинается с первого настоятеля – протоиерея Порфирия Десницкого. При храме ведет свою деятельность общество трезвости, мероприятия которого проходят в домике около воскресной школы. Каждый год 3 апреля здесь торжественно празднуется день памяти преподобного Серафима Вырицкого. Глядя на уют и красоту, созданные в этом небольшом уголке Вырицы как в миниатюре, вдруг начинаешь ощущать целый мир, который был создан Богом потому, что Он любит свое творение, а особенно – человека.

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия