Владимирский храм-усыпальница адмиралов

26 января 2016

Если окинуть взглядом центральную часть Севастополя с противоположных берегов окружающих ее бухт или холмов, например с Малахова кургана, то станет ясно, что самым высоким сооружением здесь является Владимирский собор – главный морской храм города. Он стоит на самой высокой точке центрального холма Севастополя и своим крестом осеняет все пространство вокруг. «Монументальный собор господствует над городом», – сообщала о нем Лоция Черного и Азовского морей в середине XIX века. И в то время, действительно, он был настоящим властелином в Севастополе. Это не понравилось представителям советской власти, и они попытались нейтрализовать его господство установкой большой монументальной группы «Ленин с матросами» в соседнем с храмом сквере. Но Ленину не удалось затмить собой величественный собор, и на панорамных видах города он выглядит как черный лилипут, указывающий путь куда-то в море.

THP0qTC7xgI.jpg

Главный морской храм

История Владимирского собора ведет свое начало с посещения Севастополя русским императором Александром I в октябре 1825 года, когда он выразил желание увековечить знаменательный факт отечественной истории – крещение великого князя Владимира в Херсонесе в 988 году. Первоначально храм планировали строить на территории бывшего Херсонеса, но в 1842 году, по ходатайству адмирала М.П. Лазарева, обеспокоенного недостаточным числом православных храмов в Севастополе, было принято решение о строительстве собора в центре города. Примечательно, что сам адмирал будет позднее захоронен в этом соборе, о чем он и предположить тогда не мог. А в Херсонесе все-таки позже построят храм, тоже посвященный великому князю Владимиру, когда археологические изыскания откроют всем величайшую историческую ценность этого места для судеб России и русского православия.

Подготовительные работы по строительству «адмиральского» собора начались в 1848 году. Через три года, в 1951 году, умер адмирал М.П. Лазарев, в то время командующий Черноморским флотом, и в память о его заслугах решено было похоронить его в специально сооруженном склепе на месте будущего собора. Закладка храма состоялась 15 июля 1854 года, но к началу осады Севастополя успели возвести только фундамент. Во время Крымской войны в склепе будущего собора были захоронены также адмиралы В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, погибшие на бастионах Севастополя. После Крымской войны, в 1862 году, работы по возведению собора возобновились. В 1881 году было закончено сооружение нижней церкви, где сегодня покоится прах адмиралов, а в 1888 году – завершено строительство верхней.

Снаружи в стены северного и южного фасадов храма были вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами первых погребенных здесь адмиралов и датами их жизни. А всего в соборе похоронено 13 адмиралов. Расположенные в нижней церкви собора захоронения объединены общим надгробием в виде большого креста из черного мрамора. В верхнем храме установлены мраморные плиты с именами 72 морских офицеров, особо отличившихся при обороне Севастополя и удостоенных ордена святого Георгия.

767f5925c446.jpg

Богослужения во Владимирском соборе в дореволюционный период имели свои особенности. Прихода здесь не было, поэтому все необходимые работы выполняли матросы. Службы проводились только по воскресеньям, в церковные праздники, а также в дни рождения и тезоименитства императора и членов императорской семьи, в дни памятных событий, связанных с историей Крымской войны и обороны Севастополя 1854–1855 годов, в дни важнейших исторических дат в истории России. В частности, отмечалась годовщина важных сражений Русско-японской войны, юбилей освобождения крестьян от крепостной зависимости и т.д. На богослужениях присутствовали командование Черноморского флота и севастопольского гарнизона, офицеры флота и крепости, представители городского самоуправления и местной аристократии. Помолиться сюда приходили и жители близлежащих кварталов центральной части города.

Годы лихолетья
После октябрьской революции 1917 года Владимирский собор, хоть и не сразу, разделил трагическую судьбу тысяч других православных храмов и монастырей России. В 1918 году Церковь была отделена от государства, военно-морское духовенство ликвидировано, праздники отменены, традиции прерваны. Однако с созданием Белой армии на контролируемых ею территориях, куда входил и Крым, ненадолго возродилось военное духовенство и было образовано военно-церковное ведомство, которое с мая 1919 года возглавил бывший протопресвитер военного и морского духовенства старой армии отец Георгий Шавельский.

Но в декабре 1920 года в Севастополе окончательно установилась советская власть. 17 ноября 1922 года была зарегистрирована православная община из 40 человек, которая взяла в бесплатное пользование собор святого Владимира на улице Соборной. В конце 1922 года община насчитывала 221 человека, а в 1923 году – 332. Но полные права на собор имела новая власть, которая постоянно вмешивалась в приходскую жизнь. В частности, летом 1928 года, во время проходившей в городе «репетиции воздушно-химической атаки», активно использовались колокола звонницы собора, чей звон служил сигналом начала и конца учения.

Кроме того, во Владимирском соборе в эти годы неоднократно происходили кражи церковного имущества, случались драки, разбой и хулиганство. Так, в заявлении приходской общины от 4 сентября 1924 года отмечалось, что «являющаяся в ограду и сквер собора для гуляния публика разрушает клумбы, ломает деревья, бьет в храме стекла, обдирает мраморную облицовку храма, разваливает каменные беседки». В последующие годы община жаловалась на похищение богослужебных сосудов и ценной церковной утвари.

4 мая 1932 года собор был закрыт, а церковное имущество передано в Госхран. Его здание использовал ОСОАВИАХИМ под авиамоторные мастерские, при этом усыпальница адмиралов была взломана, гробы разбиты, останки адмиралов по большей части уничтожены, а склеп засыпан землей и мусором. Лишь в 1991 году специальная комиссия обследовала склеп и обнаружила среди мусора обломки костей, которые в 1992 году были торжественно перезахоронены.

Vladsobor_1200.jpg

В период обороны Севастополя 1941–1942 годов во Владимирском соборе размещались госпиталь, бомбоубежище и даже корректировочный пост 1-го гвардейского отдельного артдивизиона. По воспоминаниям бывшего помощника командира 35-й береговой батареи Л.Г. Репкова, с 20 июня 1942 года этот пост корректировал огонь по позициям противника на Северной стороне. Собор очень пострадал во время бомбежек и обстрелов города. К счастью, прямых попаданий бомб не было, но оказался разрушен северный фасад, изуродован купол, от которого остался лишь металлический каркас. Осколками были изрешечены стены и колонны, в алтарной стене появилась трещина, утрачена большая часть настенной росписи, полностью разрушены мозаичный пол и иконостасы верхнего и нижнего храмов.

Соборное созидание

В 1950-е годы не раз поднимался вопрос о дальнейшей судьбе Владимирского собора. Среди предложений были весьма экзотичные: от создания в нем церемониального зала до полного уничтожения путем взрыва. Лишь в 1965 году было принято специальное Постановление Государственного Комитета по делам строительства УССР о восстановлении собора, но о проведении богослужений тогда не могло быть и речи. В 1967 году начались восстановительные работы, очень трудоемкие и сложные. Постепенно был полностью восстановлен внешний вид храма, а 23 июня 1973 года решением Севастопольского горисполкома он был передан Музею героической обороны и освобождения Севастополя. Но дальнейшая реставрация затянулась надолго из-за медленного документооборота и отсутствия финансирования.

В 1988 году по инициативе членов Клуба любителей истории Севастополя и Черноморского флота, сотрудников газеты «Слава Севастополя» при участии моряков Черноморского флота в соборе было проведено несколько общегородских субботников. Добровольцы убирали строительный мусор, рыли траншеи под коммуникации в скальном грунте. 31 января 1988 года при прокладке траншеи для кабеля в 1,5 м от стен собора обнаружили немецкую авиабомбу весом до 100 кг. Бомба упала рядом с храмом, но не взорвалась, пролежав в центре густонаселенного района более 40 лет.

Для привлечения средств на восстановление с октября 1989 года в соборе начали проводить благотворительные концерты классической музыки. Свыше 5000 севастопольцев, среди которых были учащиеся школ, студенты, офицеры флота, приняли участие в этих мероприятиях. Средства также поступали от предприятий города и частных лиц. Несколько раз деньги перечисляли Ю.С. Разумовский из Джамбула (Казахстан) и В.Н. Колесов из Кольчугино Владимирской области – оба ветераны Великой Отечественной войны. К середине 1990 года на специальном счете было около 126 тысяч рублей – большая по тем временам сумма. Офицеры Черноморского флота создали православную общину собора, в которую вошли 10 человек. И вот 20 октября 1991 года был вновь освящен верхний храм.

Важным событием стало восстановление усыпальницы и перезахоронение в ней праха адмиралов М.П. Лазарева, В.А. Корнилова, В.И. Истомина и П.С. Нахимова в 1992 году. В церемонии приняли участие власти города, командование и моряки Черноморского флота, горожане, потомки прославленных адмиралов. Останки адмиралов были помещены в новые дубовые гробы и 28 февраля доставлены в Оборонительную башню Малахова кургана. Утром 29 февраля на артиллерийских лафетах покрытые Андреевскими флагами гробы перевезли в сопровождении почетного эскорта на катер, доставивший их на Графскую пристань. На площади Нахимова останки адмиралов встречали три батальона коленопреклоненных моряков. Гробы были подняты с лафетов и на руках старших офицеров перенесены к собору.

41d4eaab56a99bf6d713.jpeg

Литургию служил епископ Симферопольский и Крымский Василий. После панихиды гробы опустили в отреставрированный склеп, к которому были возложены венки и цветы. Через 40 дней над склепом установили надгробие-крест из черного полированного гранита. А через три года при содействии начальника Севастопольского района гидрофизической службы Черноморского флота капитана 2-го ранга В.П. Боянкина звонницу собора украсили дореволюционные колокола, доставленные с маяков Евпатории, Феодосии, Одессы, а также рынды с кораблей Черноморского флота.

Святой настоятель

Каждый входящий сегодня во Владимирский собор видит впереди, слева и справа от амвона, две большие иконы в деревянных окладах. На правой из них изображен священноисповедник Роман Медведь, который был настоятелем собора в непростые годы перед большевистской революцией и после нее. Жизнь священника была отмечена благодатными и трагическими событиями, и он с честью пронес во всех испытаниях верность Христу и Церкви. Нет сомнений в том, что такой благодатный пастырь был назначен настоятелем уникального для России собора по промыслу Божьему. В период учебы в Санкт-Петербургской духовной академии он стал духовным сыном всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского и позднее, став священником, неоднократно сослужил своему духовнику в храме.

svyaschennoispovednik-roman-ikona-vladimirskii-sobor-0006624912-preview.jpg

В 1907 году отец Роман был назначен настоятелем Владимирского собора в Севастополе и благочинным береговых команд Черноморского флота. Кроме того, его попечению были вверены Покровский, Никольский, Михайловский храмы и около 50 священников. «В Севастополе нет крыши, под которой бы я не проповедовал», – говорил он позднее об этом периоде жизни.

В 1912 году, когда вспыхнуло восстание матросов на линкоре «Св. Иоанн Златоуст», отец Роман старался сделать все возможное, чтобы успокоить их, оздоровить духовный климат, развеять революционную романтику. Приговоренных к смерти он сам всю ночь исповедовал и причащал. Благодаря своему высокому авторитету священник сумел убедить командование не вводить тайную полицию в среду матросов. Об этих событиях он написал книгу «Дисциплина и товарищество», в которой общественную и политическую жизнь осмыслял с точки зрения православного мировоззрения.

В1917 году против отца Романа был организован заговор, который возглавил матрос, ранее уличенный им в краже церковных денег. Узнав, что расправа над ним назначена на Рождество, отец Роман сразу после службы тайно уехал в Москву к Святейшему Патриарху Тихону. Святитель назначил его настоятелем храма Василия Блаженного на Красной площади, а после его закрытия – настоятелем Алексиевской церкви в Глинищевском переулке. Все эти годы отец Роман служил ежедневно. Многие прихожане стали замечать, что он обладал прозорливостью: его предостережения часто сбывались. Напряженная духовная жизнь вызывала раздражение властей, в результате с 1918-го по 1929 год отца Романа арестовывали 15 раз.

16 февраля 1931 года его в очередной раз арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. 10 мая – приговорили к заключению в концлагерь на 10 лет. Отбывал срок отец Роман в одном из лагерей Беломорско-Балтийского управления. Условия жизни заключенных были невыносимыми, и из ссылки он вернулся совершенно больным. Последние месяцы его жизни прошли в Малоярославце. Летом 1937 года сотрудники НКВД явились в дом к священнику с ордером на арест. Но у отца Романа в это время открылось легочное кровотечение, поэтому его оставили умирать дома. 8 сентября в 6 часов утра он причастился, а в 7 часов вечера отошел ко Господу.

3 августа 1999 года его мощи по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II были обретены и перенесены в Москву в храм Покрова Божьей Матери на Лыщиковой горе. На Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года отец Роман Медведь был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских.

2713762.jpg

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни