-
21 августа 2016
Успенский пост – выражение любви к Богоматери
-
3 августа 2016
В Дивеево – в гости к Царице Небесной
-
28 июня 2016
Фестиваль любви, поэзии и музыки
-
10 июня 2016
Бельгия: Азия в центре Европы
-
25 апреля 2016
Древняя Лявля на Северной Двине
-
16 апреля 2016
Самый южный монастырь России
-
7 апреля 2016
Горненская обитель в Палестине
-
29 марта 2016
Серафимова обитель в селе Абабково
-
20 марта 2016
Святая Феодора, победившая иконоборцев
-
11 марта 2016
Пост как драгоценный дар Христа
-
2 марта 2016
Путешествие в Бари
-
22 февраля 2016
Вырица – место молитвы и любви
-
13 февраля 2016
У мощей святителя Луки
-
4 февраля 2016
Амальфитанская сказка
-
26 января 2016
Владимирский храм-усыпальница адмиралов
-
8 января 2016
Русская Полтава
-
21 декабря 2015
Зимняя сказка Рождества
-
12 декабря 2015
Святыни горного Кипра
-
24 ноября 2015
Святыни древнего Торжка
-
15 ноября 2015
Город Саров: высокий гений и высокий дух
-
6 ноября 2015
Село Бортсурманы – второе Дивеево
-
28 октября 2015
Русская Голгофа в Бутове
-
19 октября 2015
Париж православный
-
10 октября 2015
Рукотворный монастырский рай
-
1 октября 2015
Осень в Болдине
-
13 сентября 2015
Заповедник на Щелоковском хуторе
-
4 сентября 2015
Храм-пирамида на Братском кладбище
-
10 июля 2015
Чудо крестного хода
-
1 июля 2015
Монастырь преподобного Давида Эвбейского
-
22 июня 2015
Фильм «Территория»: долгожданный шедевр
-
13 июня 2015
Воспитание по-французски
-
4 июня 2015
В гостях у Чайковского
-
26 мая 2015
Бессмертный полк
-
17 мая 2015
Стакан молока
-
8 мая 2015
Монастырь Дау Пендели
-
29 апреля 2015
Матера – город без времени
-
20 апреля 2015
Монастырь на острове
-
11 апреля 2015
Древняя обитель Инкермана
-
2 апреля 2015
Оптина пустынь – дом для всех
-
24 марта 2015
Православные обители Польши
-
15 марта 2015
Сирия – колыбель христианства
-
6 марта 2015
У Спиридона Тримифунтского
-
25 февраля 2015
У кратера вулкана
-
16 февраля 2015
Обыкновенные итальянцы
Успенский пост – выражение любви к Богоматери
21 августа 2016

14 августа Православная Церковь вступает в Успенский пост, который продолжается две недели – по 27 августа включительно. Этим постом, посвященным памяти Пресвятой Богородицы и приуроченным к празднику Ее Успения, Церковь призывает своих членов к подражанию Заступнице человеческого рода, Которая перед расставанием с земной жизнью непрестанно пребывала в посте и молитве.
Непостижимая тайна УспенияВсе церковные историки отмечают, что жизнь Богородицы проходила в некоторой тайне для христиан, что ни об одном святом так мало не известно, как о Матери Иисуса Христа. А с приближением к дню смерти Она вообще теряется для окружающих. До IV века ни у одного христианского писателя не обнаруживается какого-либо указания на судьбу Богоматери после вознесения на небо Ее Сына, что можно легко объяснить скудостью тогдашней христианской письменности и отсутствием поводов говорить об этом предмете. Но когда в христианской среде стали появляться ереси, ставившие под сомнение основы Божественного откровения (в частности, ересь Нестория, отвергавшего рождение Бога от Девы), оказалось, что христиане совершенно не осведомлены о жизни и кончине Богоматери. Однако церковный мир сохранил древнее предание о том, что кончина Богоматери была не такой, как у остальных людей: Она не была предана тлению и вознеслась на небо вслед за Своим Божественным Сыном. Но даже Ее воскресение, как отмечает профессор М. Скабалланович, прошло сокровенно и долгое время не было общим предметом веры в Церкви. Хотя подтверждением этому служит тот факт, что за всю историю Церкви никогда не заходила речь о мощах Девы Марии.
Древнее церковное предание сообщает, что Богоматерь после воскресения Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Отсюда Она отправилась с визитом к праведному Лазарю на остров Кипр и затем на Афонскую гору, которую осенила Своим благословением. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим, где часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, Гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там Она усердно молилась, причем предание сообщает, что деревья Елеонской горы одновременно с Ней склоняли свои вершины к земле и затем выпрямлялись. По преданию, во время Ее молитвы на Елеоне за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Ей кончину и вручил райскую сияющую ветвь – символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Богородица завещала нести перед Своим гробом апостолу Иоанну и распорядилась похоронить Себя в Гефсимании, среди могил Своих родителей и Иосифа Обручника.
Предание также сообщает, что во время предсмертных распоряжений Девы Марии послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и ворвавшийся в дом вихрь принес апостолов из разных стран мира, где они находились с проповедью Евангелия. Именно так – летящими на облаках – они изображаются на иконах Успения. По одному из вариантов предания, опоздавший на три дня апостол Фома захотел проститься с Богородицей и, войдя в гробницу, не обнаружил там Ее тела. Так Церковь узнала о Ее вознесении.
Праздник, уходящий в древность
Из праздников в честь Богородицы Успение не относится к числу самых ранних. Интересно, что Церковь гораздо раньше начала праздновать дни смерти мучеников, называя их «днями рождения» в вечную жизнь, чем Успение Божьей Матери. Например, в древнем сирском месяцеслове III–IV веков, где каждый день года имеет память какого-либо святого, нет ни одного богородичного праздника. Тот же профессор Скабалланович пишет: «Это легко объясняется тем, что мученики страдали и умирали на глазах у всех, а при той горячей любви ко Христу, которой горело все существо первых христиан, личность Богоматери оставалась еще в той тени, в какой Она находится в Евангелиях и писаниях апостольских. Нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на достоинство Богоматери, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность».
Интересно, что в целом ряде памятников христианской письменности дата празднования Успения Богоматери колеблется между январем и августом. В одном древнеримском мартирологе 18 января отмечалась кончина Богоматери, а 14 августа Ее отшествие на небо. Это разделение ясно демонстрирует, что тогдашняя Церковь, не отрицая телесной смерти Богоматери, верила, что за нею последовало воскресение, хотя и не так скоро. И позднее из двух праздников выбрала именно второй как более важный, который уже четко фиксируют римские календари VIII века.
В греческой Церкви достоверные известия о празднике Успения появляются лишь с конца VI века, хотя редкие свидетельства сообщают о нем в более ранний период, в частности в Константинополе. Когда празднование Успения стало общецерковной традицией, оно приобрело большую торжественность и проходило в течение нескольких дней – с предпразднствами и попразднствами. Интересно, что во многих провинциях древней Германии Успение праздновалось даже до 30 дней. А самый древний чин службы на Успение был обнаружен в открытом в конце XIX века грузинском переводе Иерусалимского канонаря VII века.
Установление поста
Успенский пост является самым поздним из постов Православной Церкви, он был установлен даже позднее Петрова поста. «История его поучительна, – писал профессор Михаил Скабалланович, – он создан без столь могущественной в Церкви силы предания, одной горячей любовью к Богоматери, по мере того как увеличивалось количество знаков небесного попечения Богоматери о христианах. Впрочем, все христианские посты подобного происхождения. Не будучи в собственном смысле установлениями Христа и апостолов, как таинства, они суть невольно вырвавшиеся из сердца Церкви излияния ее благодарности за особенно великие милости Божьи. Они не продиктованы Церкви ее основателями, но добровольно принесены ее свободой в дар основателям».
В Успенский пост вложено так много любви к Богородице, что он занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста и выше Рождественского. Однако церковные памятники очень долго умалчивали об этом посте, хотя о предпасхальном свидетельства встречаются уже со II века, а о Петровом – с IV–V веков. Даже в рукописях устава Студийского монастыря ХIV века сообщается только о «Великой четыредесятнице, четыредесятнице св. апостолов и св. Филиппа». А в рукописи устава XVI века на полях против процитированной главы есть приписка: «Замечательно, что ничего не говорится о посте Успения».
Однако сохранились упоминания об Успенском посте отдельных авторов. Никон Черногорец, например, в XI веке писал: «Те, которые не соблюдают Успенский пост, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем».
В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, обнаруживается ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».
Святой Симеон Солунский в XV веке писал: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божьего Слова, Которая, узнав о Своем преставлении, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».
Наталья Осипова