Святая Феодора, победившая иконоборцев

20 марта 2016

Остров Корфу известен всему миру как место, где находятся мощи святителя Спиридона Тримифунтского, почитаемого православными христианами на протяжении многих столетий. Именно к ним на этот остров съезжаются сотни тысяч паломников, как из самой Греции, так и из других стран, в том числе России. Но есть на Корфу еще одна святыня, которая имеет не меньшее значение в истории Православной Церкви и о которой, однако, знают не все паломники. Это мощи святой византийской императрицы Феодоры, которая имела мужество противостоять официальной иконоборческой политике тогдашнего государства, а став его главой, вновь ввести иконопочитание на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества православия, который с тех пор повсеместно отмечается в первое воскресенье Великого поста. Таким образом, святая Феодора переломила ход истории в пользу чистоты церковного учения и вошла в ряд горячо почитаемых православных святых.

Восстановление иконопочитания

Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (область на севере Малой Азии) в знатной армянской семье, в которой не признавали иконоборчество, объявленное государственной идеологией. Когда она стала женой императора Феофила, вместе с ней в императорском дворце появилось тайное иконопочитание. Поскольку ее муж продолжал иконоборческую политику своего отца – императора Михаила II, ей приходилось прятать иконы под одеждой, а также в многочисленных тайниках и ларцах в своей половине дворца. Но однажды Феодору за молитвой перед иконами застал императорский шут Дендрис, который без злого умысла проговорился об этом императору. Тот сурово отчитал супругу и запретил ей держать при себе иконы. Однако императрица, на словах подчинившись мужу, продолжала молиться перед иконами и даже приучила к иконопочитанию их общих детей.

После смерти императора в 842 году, несмотря на данное ему обещание продолжать политику иконоборчества, Феодора восстановила иконопочитание. По ее инициативе в Константинополе был созван церковный Собор, который отправил в отставку патриарха-иконоборца Иоанна Грамматика, изгнав его из церкви и заключив в монастыре Клидион на Босфоре. Как сообщал при этом в своей хронике тогдашний историк Георгий Амартол, Иоанн после изгнания успел кощунственно выскоблить глаза на нескольких иконах, и в наказание за это «ему нанесли ременными плетьми 200 ран».

Новым Константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший в свое время от иконоборцев. На Соборе был зачитан и одобрен томос (постановление), текст которого, к сожалению, не сохранился до наших дней, но из разных источников известно, что он провозглашал необходимость восстановления почитания икон, подтверждал законность постановлений семи Вселенских Соборов и подвергал анафеме иконоборчество. Также Собор постановил вернуть из ссылок всех православных христиан, ранее осужденных за почитание икон, при этом епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при императоре Феофиле.

11-teodora1.jpg

Торжество православия

После церковного Собора Феодора устроила всеобщее торжество. Она предложила святейшему патриарху Мефодию известить всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы они пришли в константинопольский собор Святой Софии с честными крестами и святыми иконами в первое воскресенье Великого поста. И когда в храме собралось бесчисленное множество народа, туда пришла и сама императрица со своим сыном – императором Михаилом. Вместе с патриархом Мефодием все собравшиеся двинулись от алтаря к воротам императорского дворца, и на протяжении этой процессии священнослужители совершали литию. После долгой молитвы и многократного обращения к Богу – «Господи, помилуй!» – все возвратились в храм для совершения Божественной литургии с великой радостью.
Таким образом, было восстановлено общецерковное почитание святых икон и поклонение им в храмах и на любом месте. При этом церковный Собор в лице патриарха Мефодия, благочестивых иерархов и священнослужителей постановил: ежегодно в первое воскресенье Великого поста торжественно праздновать в константинопольском храме Святой Софии этот праздник. Тогда же православные иконы одновременно были поставлены и во всех храмах Константинополя. С тех пор в воспоминание об этом событии, значимом для всего христианского мира, и в память о блаженной императрице Феодоре Православная Церковь ежегодно в первое воскресенье Великого поста масштабно празднует восстановление иконопочитания, которое стали именовать Торжеством православия.

К XI веку сложился особый богослужебный чин Торжества православия (Последование в неделю Православия), который к XIV веку был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В этих текстах также провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в службе этого праздника занимает чин анафематствования лиц, совершивших тяжкие прегрешения перед Православной Церковью.

Блаженная кончина

Стоит отметить, что Феодора, кроме прочего, добилась немалых успехов не только в управлении империей, но и в миссионерской деятельности среди хазар и болгар, бывших до этого язычниками. В годы ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I, которому, по словам византийских писателей, Феодора направила послание со следующими словами: «Если ты восторжествуешь над женщиной, слава твоя не будет стоить ничего; но если тебя разобьет женщина, ты станешь посмешищем целого мира». После военных неудач Борис принял решение в начале 860-х годов о принятии христианства со всем своим народом и был крещен под именем Михаила – в честь сына императрицы. Многие историки того времени отмечали личную роль Феодоры в деле христианизации Болгарии, хотя на решение Бориса принять крещение повлияло и избавление болгар с помощью Божьей от сильного голода.

А сын Феодоры, молодой император Михаил, к сожалению, оказался недостоин славы своей матери. Юноша с ранних лет отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а все сборище называл шутовским духовным собором. В 856 году Михаил, достигший 16 лет, по наущению родного брата Феодоры, который стал оказывать сильное влияние на молодого императора, приказал убить одного из верных советников своей матери. Феодора прокляла своего брата и, отдав отчет сенату о состоянии государственной казны, официально оставила регентство, передав всю власть сыну.

Вскоре по приказу своих братьев и сына-императора она вместе с четырьмя своими незамужними дочерьми была насильно пострижена в монахини и заключена в одном из монастырей Византийской империи, посвященном святой Евфросинии и расположенном недалеко от Константинополя. Феодора мудро воспользо­валась своим вынужденным по­ложением для спасения собственной души: в монастыре она занималась чтением духовных книг, молилась и соблюдала посты. До наших дней сохранилось Евангелие, написанное ею собственноручно. В течение 8 лет бывшая императрица вела праведную жизнь в обители, где мирно отошла к Богу 11 февраля 867 года.

6UWn3jHywjU.jpg

Мощи Феодоры на острове Корфу

Многие годы спустя после погребения тело блаженной Феодоры было обретено нетленным, а в 1456 году, после падения Константи­нополя, ее мощи были перенесены на остров Корфу, в одноименную его столицу, которую по древней традиции также называют Керкирой. Здесь их поместили в большом храме Панайя Спилиотисса («Богородицы в пещерах»), который был построен в 1577 году и после расширения центрального нефа в 1841 году стал главным храмом Керкиры. Сегодня это кафедральный собор города, при котором располагается резиденция местного митрополита.

Когда паломники с ярко освещенной южным солнцем небольшой прибрежной площади Керкиры попадают в легкий полумрак собора, они не сразу могут понять, где находится рака с мощами святой Феодоры. И лишь приглядевшись к интерьеру и встретив к тому же доброжелательный взгляд местного священника, уверенно проходят к небольшой нише, расположенной справа от иконостаса. Именно здесь стоит серебряная рака, покрытая бордовой, по-императорски порфироносной, бархатной тканью.

mfotor7713.jpg

Священники храма оказывают паломникам очень теплый, почти родственный прием: открывают раку, чтобы гости могли приложиться к главной святыне, и без каких-либо просьб надевают эпитрахиль, чтобы отслужить краткий молебен. При этом, уточнив, поминают имена паломников, а по окончании молебна одаривают их частичкой облачения императрицы Феодоры. Разумеется, такое доброе отношение вызывает у паломников чувство глубокого умиления и благодарности. Примечательно, что, когда через 15–20 минут в храм приходят новые паломники, батюшка с такой же любовью встречает и вновь пришедших, специально для них опять открывая раку с мощами, совершая молебен и поминая всех по именам. И когда растроганные паломники задают ему вопрос: «А как вас зовут, батюшка?» – их уже не удивляет, что священник, совершенно по-детски улыбнувшись, отвечает им: «Спиридон».

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия