Серафимова обитель в селе Абабково

29 марта 2016

Как известно, по благословению преподобного Серафима Саровского был основан не только Дивеевский монастырь, но – прямо или косвенно – еще десять женских монастырей в Нижегородской губернии. В их числе – Николаевский Георгиевский монастырь в старинном селе Абабково Павловского района. Несколько лет назад начавший свое возрождение после десятилетий советской разрухи, этот очаг монашеской молитвы отметит скоро 200 лет своей истории. Когда-то его основательница благочестивая странница Лукия, оказавшись на обрывистых берегах реки Оки, была поражена красотой открывшегося ей места и пожелала остаться здесь навсегда.

По совету саровского старца

По воспоминаниям очевидцев, Лукия Масленникова, основавшая Абабковскую обитель, была личностью неординарной и некоторыми своими поступками оказалась подражательницей древних святых. Она родилась около 1781 года в городе Молога Ярославской губернии в благочестивой купеческой семье, но с юных лет испытывала сильное стремление к иноческой жизни. Поскольку ее родители не желали, чтобы дочь избрала монашескую стезю, девушка тайно ушла из дома. А чтобы ее не смогли найти и вернуть в семью, она под именем Лукиана поступила послушником в Валаамский мужской монастырь. Ее послушание на Валааме продолжалось несколько лет, но однажды тайна была раскрыта, и Лукию посадили в тюрьму, где она пробыла около года. И хотя родители пытались после этого вернуть ее домой, но поняли, что дочь их уже не принадлежит себе и не сможет жить жизнью обычного человека. Спустя некоторое время она отправляется странствовать по святым местам России со своей сомолитвенницей Наталией.

В 1818 году, побывав во многих российских обителях, они оказались в Нижегородской губернии, в селе Абабкове, раскинувшемся на живописном берегу Оки. Подвижницы были поражены красотой этого места и необычностью старинной деревянной церкви в честь великомученика Георгия, стоявшей в полном уединении в отдалении от большого села. Помолившись за Божественной литургией в этой церкви в воскресный день, странницы были приглашены на обед местной помещицей Натальей Прокофьевой. Во время душевной беседы за обедом Лукия поделилась с хозяйкой своим давним желанием поселиться в уединенном месте для молитвы. Помещица горячо поддержала гостью, рассказав, что батюшка Серафим Саровский давно благословил ее на устройство женской богадельни. Тогда Лукия решила сходить к старцу в Саровский монастырь за советом.

В Сарове ее приняли великие старцы Назарий, Иларион и Серафим, благословив на устройство богадельни для вдов и девиц, а старец Иларион келейно постриг Лукию в мантию с именем Лампадия. Вскоре Наталья Прокофьева построила рядом с Георгиевской церковью несколько келий, в которых поселились монахиня Лампадия с сестрами, изъявившими желание посвятить свою жизнь Богу. Богадельня в Абабкове числилась по документам как Георгиевская пустынь. Матушка Лампадия возглавляла ее около пяти лет, но в 1823 году, после скоротечной и мучительной горячки, скончалась в возрасте 42 лет.

В 1851 году здесь был освящен новый каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами: во имя святого великомученика Георгия и во имя святого мученика воина Николая. Община к этому времени значительно разрослась и стала известна среди благочестивых людей, которые приходили сюда помолиться и оказать посильную помощь. Благодаря пожертвованиям богатого купца Николая Акифьева начальница общины матушка Палладия (родственница монахини Лампадии) построила больничный корпус с церковью во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», трапезную, просфорную и прочие монастырские постройки. В 1855 году территория обители была обнесена каменной оградой, за которой вскоре возвели дома для священнослужителей, гостиницы для паломников и хозяйственные постройки.

03.jpg

Богадельня, ставшая монастырем

А всего через несколько лет, в 1859 году, сам Российский император Александр II соизволил утвердить определение Святейшего Синода от 15 декабря 1858 года о переименовании Абабковской женской общины Нижегородской епархии в общежительный женский Николаевский третьеклассный монастырь. Так менее чем за полвека никому неизвестная провинциальная Георгиевская пустынь превратилась в крупный духовный центр с большим числом насельниц и приезжающих паломников. В том же году была пострижена в мантию с именем Евпраксия и возведена в сан игуменьи начальница общины матушка Палладия.

Число молящихся в обители так стремительно росло, что появилась нужда в новом храме. В результате в 1865 году был заложен летний каменный пятиглавый трехпрестольный соборный храм во имя Святой Троицы, строительство которого было завершено в 1886 году. За год до окончания строительства отошла ко Господу матушка Евпраксия. Многие современники отмечали, что благодаря энергии, данной от Бога матушке Евпраксии, Россия получила новую архитектурную жемчужину в виде замечательного Абабковского монастыря. При этом обители постоянно везло на людей щедрых и боголюбивых, в чем нельзя не усмотреть волю Божью.

В 1897 году на средства Пелагии Максимовой был построен двухэтажный жилой корпус для сестер, а за оградой монастыря стал строиться корпус церковно-приходской школы. В 1900 году в монастыре на деньги супругов Максимовых был заложен зимний каменный девятиглавый четырехпрестольный храм с колокольней, главный престол которого в 1903 году был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С постройкой в 1914 году трапезного двухэтажного корпуса был окончательно завершен архитектурный облик обители. По воспоминаниям очевидцев, монастырский ансамбль настолько гармонировал с окружающей природой, что казалось, будто он находился тут всегда, являясь рукотворным украшением этого живописного места. По красоте и мощи построек некоторые сравнивали его с Московским Кремлем, и до сих пор остается безответным вопрос, как можно было уничтожить такую красоту всего через десяток лет.

Гуманитарное значение Абабковской обители в то время также невозможно переоценить – так велика была его помощь местному населению в социальной и медицинской сфере. В начале ХХ века в обители подвизалось около 200 насельниц, высокая духовность и трудолюбие которых снискали ему уважение и любовь окружающих. Церковно-приходская школа, действовавшая при монастыре, была лучшей в районе. Кроме того, здесь постоянно работали приют для девочек, больница для местного населения, столовая-трапезная для нуждающихся, гостиница для странников, богадельня для вдов и женщин с плохим здоровьем и несложившейся судьбой, белошвейная и иконописная мастерские. Что очень важно, эти структуры осуществляли свою деятельность совместными усилиями сестер-монахинь и местного населения на пожертвования как помещиков, так и крестьян.

От разрухи к возрождению

Однако при советской власти это процветание и развитие были безжалостно прерваны. В 1928 году Абабковский монастырь был закрыт и разрушен: храмы взорваны, территория с гражданскими постройками передана сначала дому отдыха Павловской страховой кассы, затем воинской части. Долгие годы на этом месте было запустение и разорение, позднее здесь отбывали свой срок несовершеннолетние преступницы, а затем действовал пионерский лагерь.

ababkovo.jpg

Прошло шесть с половиной десятилетий, прежде чем 8 февраля 1995 года тогдашний митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай подписал указ о возрождении обители, и в этом святом месте вновь зазвучали слова молитвы. Сюда стали приезжать послушницы и инокини, руководить жизнью которых была назначена монахиня Никона (Желякова), позднее ставшая настоятельницей возрожденной обители. Сестры начали восстанавливать полуразрушенные монастырские здания и, несмотря на отсутствие электричества и газа, острую нехватку людей, постепенно преодолевать трудности. Вскоре после начала возрождения обители как особая милость Божия недалеко от нее вдруг забил источник, чья вода многими считается целебной. А через несколько лет настоятельница обители матушка Никона привезла из паломничества в город Бари икону святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей. Она стала главной святыней монастыря.

Лишь спустя 10 лет, в мае 2005 года, началась закладка Покровского собора, некогда самого большого в обители. Через два года к монастырю была проложена дорога, а также завершились восстановительные работы в старинном корпусе, который стал новым домом для семи сирот от 4 до 14 лет, к этому времени принятых на жительство в обитель. Так здесь начали возрождаться давние традиции социальной опеки над наиболее нуждающимися членами нашего общества. Через пять лет было выстроено второе здание детского приюта – жилой корпус для мальчиков, первым жителем которого стал трехлетний Александр Суворов. Строительство многих объектов Абабковского монастыря, главным из которых является Покровский собор, продолжается и сегодня. И, несмотря на общую разруху, уже просматриваются контуры прошлой красоты и величия его ансамбля.

1274871865.jpg

Деятельное добро

Многие из тех, кто впервые приезжает в Абабковский монастырь, чувствуют, что здесь особенная атмосфера. Это все благодаря тому, что добро и сострадание из душевных качеств превращаются в обители в конкретные дела и адресную помощь – усилиями игуменьи Никоны, монахинь и послушниц. Монастырь напоминает комплексное учреждение социальной помощи и защиты, как и в дореволюционные годы. Больных и обездоленных людей здесь примут, обогреют, накормят, помогут с лечением. Здесь заботятся о здоровье и образовании, счастливом детстве и спокойной старости. Помогать сестрам в этих добрых делах частенько приезжают волонтеры.

Абабковский женский монастырь готов взять на попечение любого ребенка, нуждающегося в помощи и заботе. «Первоначально мы работали с детскими домами, а сейчас дети сами нас находят, – говорит игуменья Никона. – После того как было закончено строительство жилого корпуса для мальчиков, мы смогли брать к себе на жительство и сестер, и братьев из одной семьи, чтобы не разлучать детей, нуждающихся в опеке. Мы работаем в тесной взаимосвязи с отделом образования администрации Павловского района, с Павловским детским домом. И хочу отметить: мы не растим здесь маленьких монахинь, а воспитываем верующих благочестивых матерей, жен, отцов семейств». Конечно, воспитанники монастыря, чувствуя такую любовь сестер, стараются порадовать их отличными оценками в школе и прилежным трудом по хозяйству.

Монастырский приют действует как патронатная семья, воспитателем в которой является настоятельница монастыря. Приют, расположившийся в уютном, по европейским стандартам отремонтированном здании бывшей монастырской гостиницы, рассчитан на 40 детей. Есть у приюта уже и две выпускницы, одна из которых до сих пор проживает при монастыре, вторая устроила свою жизнь самостоятельно, но часто навещает обитель. В обустройство приюта вложены средства многих меценатов, в том числе очень известных деятелей бизнеса и политики, поэтому условия здесь в разы лучше, чем в государственных учреждениях. За детей, которые попадают в монастырский приют, можно порадоваться от души. Таким образом, традиции общего служения Богу и людям, которые с таким успехом культивировались здесь 100 лет назад, вновь вернутся в наше общество.

23.jpg

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 16.09.2017 Пожертвование 1505548656 100.00 рублей на медикаменты
  • 17.09.2017 Пожертвование 1505654440 100.00 рублей на реабелитацию Тамары Черняевой