Самый южный монастырь России

16 апреля 2016

Возвращение Крыма в состав России обогатило нашу духовную сокровищницу уникальными храмами и монастырями, чья история уходит корнями в эпоху появления христианства на наших исторических землях. В число этих святынь входит Георгиевский монастырь на мысе Фиолент – пограничном скальном побережье в южных окрестностях Севастополя. Парящий на вершине огромной скалы над бескрайней равниной Черного моря, монастырь отличается не только своим экзотическим положением, но и особым местом на огромной территории России – это самая южная обитель нашей страны.

Поражающий воображение

Мыс Фиолент поражает воображение своей особой красотой: строгие огромные скалы, уходящие подножиями в пронзительно-синее море, создают у людей, стоящих на их вершине, ощущение небожителей. В старину Георгиевский монастырь и мыс Фиолент открывались взору путника внезапно – после долгой дороги по однообразной степи на плато. Оказавшись вдруг буквально на краю земли и вступая в глубокий простор между небом и морем, путник переживал радостное изумление и благодарный трепет перед Творцом, создавшим такую красоту. Многие путешественники-иностранцы, побывавшие здесь в прежние века, оставляли восторженные отзывы: «О чудо!.. Всегда буду помнить волшебное впечатление, полученное мною открытием этого монастыря…»

d_4OmoZbx4Y.jpg

Во времена своего процветания комплекс монастырских построек с храмами и жилищами, как будто парившими на огромной высоте над морем, заставлял очевидцев буквально неметь от удивления и признать это место одним из красивейших в мире. Не удивительно, что Георгиевский монастырь был одним из самых посещаемых в Крыму. Среди его известных посетителей – российские императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II, поэты Александр Пушкин и Александр Грибоедов, художник Иван Айвазовский, драматург Александр Островский, писатели Иван Бунин и Антон Чехов.

Однако точное время основания монастыря неизвестно. В разное время его настоятели высказывали разные точки зрения. Большинство из них сходилось в том, что обитель основали около 891 года греческие купцы: застигнутые бурей, они молились о помощи святому великомученику Георгию, и угодник Божий явился им на скальном островке у берега, после чего ветер утих. Спасенные мореплаватели обрели на месте явления святого его икону и устроили здесь пещерную церковь, при которой остались жить самые набожные из них.

Vfbmx1oq_9k.jpg

Первое документальное упоминание о монастыре оставил в 1578 году польский посол Мартин Броневский: «На берегу моря, на каменистой горе, стоит греческий монастырь. Там обычно празднуют ежегодное торжество святого Георгия благочестивые греки-христиане, еще остающиеся в Тавриде». К концу XVIII века, после переселения части крымских христиан в Приазовье (из Крымского ханства в подданство Российской империи), в обители остался один монах Каллиник, опекавший ее до прихода новых сподвижников и почивший здесь 116-летним старцем в 1818 году. Одному из посетителей монастыря он рассказал о том, что «местные татары имели уважение к воде в тех местах Крыма, которые освящены православной верой, часто их посещали и сближались с христианством. В частности, они благоговели перед целебной силой воды, истекающей из родников в Георгиевском монастыре». Так что и сам старец употреблял эту воду как дар Божий и бесплатно лечил татарских мурз и беев. В результате многие из них соблюдали пост, привозили с собой рыбу и фрукты, а монастырь остался целым и невредимым.

Флотская обитель

После включения Крыма в состав Российской империи в 1783 году обитель оставалась по сути греческой: богослужение в ней совершалось на греческом языке, среди братии и настоятелей преобладали греки. В 1-й половине XIX века здесь были возведены новые храмы и корпуса для братии и паломников, монастырскую террасу укрепили контрфорсами, а в ее основании оформили источник святого Георгия (который и в наше время утоляет жажду паломников и позволяет омыть уставшее тело в специально устроенной купальне). В числе жертвователей обители были члены царской семьи, а также адмиралы Черноморского флота святой Феодор Ушаков и Михаил Лазарев (открыватель Антарктиды).

После включения в штат обители 26 иеромонахов для служения на кораблях Черноморского флота она стала называться флотской. Помимо кораблей, флотские иеромонахи служили в береговых крепостях и госпитальных церквях. До Крымской войны уходящие в поход эскадры салютовали обители из пушек, а она провожала корабли звоном колоколов.

Во время Крымской войны и осады Севастополя иноземными войсками монастырь пережил оккупацию, режим которой был своеобразным. Французское командование отдало приказ: «Монастырь святого Георгия поставлен под покровительство союзных войск. Военным и всяким иным лицам, следующим за армией, воспрещается входить туда насильно, тревожить каким бы то ни было путем его обитателей или нарушать права собственности». Для охраны обители выделили отряд солдат, а нарушители ее покоя отправлялись на 2–3 недели на гауптвахту. Почти два года половина братии во главе с архимандритом Геронтием не выходила за пределы монастыря, флотские же иеромонахи приняли участие в обороне Севастополя. Все необходимое обители для богослужения и проживания братии оккупационные войска доставляли сами, взимая с монастыря установленную плату. При этом все дни плена братия молилась о победе русского оружия.

Несмотря на это, иноземные офицеры бывали на монастырских богослужениях, где вели себя чинно. Однажды, когда турецкий командующий Омер-Паша хотел осмотреть иконы в иконостасе Воздвиженской церкви, охрана настояла на том, чтобы гость и его свита сняли чалмы. Покидая Крым, иноземцы разорили монастырский хутор, уничтожили виноградники и сад, вырубили лес, забрали несколько древнейших икон. А братия монастыря после войны была награждена медалями «За оборону Севастополя» и «В память войны 1853–1856 гг.».

dxBvktgjkKU.jpg

Граница между небом и землей

После установления советской власти Георгиевский монастырь в 1922 году был реорганизован: храмы и ряд построек числились за общиной верующих, хозяйство – за совхозом «Георгиевский монастырь», где по-прежнему проживали монахи. После изъятия властью церковных ценностей под предлогом помощи голодающим за сокрытие некоторых из них в 1923 году был арестован и осужден настоятель иеромонах Ипполит. В 1927 году церковь святого Георгия пострадала от землетрясения, что стало причиной ее разборки. В 1929 году здания обители были переданы местному санаторию, а храм Рождества Христова – Севастопольскому музейному объединению (в храме Воздвижения креста Господня служили до 1930 года). Во время Великой Отечественной войны в монастыре действовали курсы для офицеров и медсанбаты, а после войны была устроена воинская часть, которая до сих пор занимает некоторые монастырские здания.

6 мая 1993 года, в день памяти святого великомученика Георгия, архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь совершил на территории обители первую Божественную Литургию в сослужении севастопольского духовенства, при участии представителей городских властей и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эдуарда Балтина. Архипастырь поблагодарил власти города и командование флота за помощь в положительном решении вопроса о возвращении монастыря Церкви. 22 июля 1993 года состоялась государственная регистрация устава возрождаемой обители.

Bl-dyMisPNc.jpg

В 1994 году наместником был назначен игумен Августин (Половецкий), который вскоре также стал и.о. наместника Свято-Климентовского Инкерманского монастыря в Севастополе. Отец Августин организовал реставрацию пещерной церкви Рождества Христова, а в 1995 году начал возрождать Спасо-Преображенский скит в селе Терновка. Руководя духовной жизнью двух монастырей, скита и нескольких приходов в исторических окрестностях Севастополя, он явил себя добрым пастырем, горячо любимым своей паствой. Однако 13 сентября 1996 года архимандрит Августин и его сподвижник иеромонах Агапит (Маланич), благочинный Инкерманской обители, погибли в автомобильной катастрофе под Белгородом и были погребены в Инкерманском монастыре. «Души этих иноков созрели для Царства Божия», – сказал присутствовавший на их погребении известный старец Кирилл (Павлов).

В 2009 году завершилось воссоздание храма святого Георгия, в котором сегодня идут богослужения. Часть строений обители в настоящее время стоит на плато, часть – на укрепленной террасе. Нижняя половина монастыря (на террасе) возвращена Церкви, верхняя (на плато) остается с советского времени в распоряжении воинской части, однако раз в год в находящемся здесь старом Воздвиженском храме совершается богослужение.

J0SfZI2_m5s.jpg

Несмотря на небольшую территорию обители, здесь совершенно не возникает чувства тесноты. Все приходящие паломники, многие из которых просто путешествуют летом по Крыму, еще на подходе к монастырю проникаются благоговейными чувствами от одного только вида, который открывается с мыса Фиолент. В том числе – на огромный кусок скалы, как будто упавший сверху недалеко от берега, на котором верующие люди установили большой крест. И когда, спустившись с кручи к берегу моря, смотришь вверх на гнездящиеся в скалах монастырские храмы, – понимаешь, что военная часть охраняет зримые рубежи России, а сама Георгиевская обитель, выступая духовным форпостом огромной страны, является границей между небом и землей.

FIdneNUo-QE.jpg

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657007 1000.00 рублей на tes2
  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657054 1000.00 рублей на tes2