Русская Полтава

8 января 2016

«Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Так начинается знаменитая повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вдохновленные любовью к творчеству этого русско-украинского классика, мы отправились в путешествие по гоголевским местам – на Полтавщину. Поехали летом, чтобы полнее насладиться всем многокрасочным буйством украинской жизни. И даже не могли тогда предположить, что лето окажется последним «предвоенным»…

Русский или украинский?

Пожалуй, никто, кроме этого «украинского» писателя, творившего исключительно по-русски, не передал ту удивительную, сказочную и одновременно романтично-бытовую атмосферу, которая на протяжении столетий наполняла праздник Рождества Христова у наших православных предков. Причем то безудержное веселье, зашкаливающий «праздничный градус», привычный для обитателей южнорусской окраины, то есть украинцев, настолько пришелся по вкусу жителям северных территорий России, что до сих пор, спустя столетия, в православном церковном обиходе всей страны главные рождественские народные песнопения и обряды – колядки – имеют украинское происхождение, исполняются исключительно по-украински.

И два года назад на Полтавщине нам казалось, что никакие «майданы незалежности» не в состоянии разорвать эту живую общую культурную, духовную, языковую связь. Так же как не в состоянии они искоренить на Украине мощный русский дух и широкое гостеприимство местных жителей по отношению к гостям из России. Что касается русско-украинского двуязычия, то на уровне повседневного общения эта проблема показалась отсутствующей. Директор одного из музеев, от волнения перед большой группой московских туристов, извинилась за якобы забытый русский и попросила разрешения говорить на украинском. Но после того как вся группа дружно заявила протест – «Мы же не поймем!», – легко перешла на «москальскую мову», которая в ее исполнении оказалась блестящей. Просто она родилась в украиноязычной семье, и последние десятилетия вела экскурсии только на украинском. Но, как выяснилось, главный язык бывшей царской и советской империи не забыла.

И после мы не раз сталкивались с естественным двуязычием, когда в компаниях диалог велся на русском и украинском одновременно и все друг друга понимали, когда жители одной деревни говорили как будто на разных языках и тоже друг друга понимали. Это нормальная ситуация для двуязычных или приграничных территорий, где, например, украинцы, белорусы и поляки отлично понимают друг друга, говоря при этом каждый на своем родном языке.

Но, конечно же, быстрее всяких слов людей сближает общая трапеза, манящее меню, а оно, как показала жизнь, на Украине не изменилось за столетия, невзирая ни на какие кризисы. И, признаться, составит мощную конкуренцию всем кухням мира. К тому же летнее богатство ягод, фруктов и овощей его беспредельно обогатило. Кроме легендарных украинских борщей, киевских котлет и тортов, нам довелось отведать блинов с десятком начинок, среди которых маковая побила все рейтинги популярности, а также прославленных тем же Гоголем вареников со сметаной, начиненных клубникой, вишней и всем ягодным изобилием.

Поедая эти яства и почти теряя рассудок от беспредельного удовольствия, невозможно было удержать внимание на чем-либо, кроме воспоминаний о знаменитом гоголевском персонаже из «Ночи перед Рождеством» – толстом Пацюке. Он ел галушки и вареники со сметаной, не прикасаясь к ним, а отправляя из тарелок в рот лишь круговыми движениями глаз. Думается, делал он это не из фрондерства, а от полного бессилия перед количеством съеденного и невозможности остановиться.

L8d-fhLmLQ0.jpg

В поселке Диканька

«В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка, видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том все село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех» – писал Гоголь в знаменитой повести. Как бы это ни показалось странным в XXI веке, но Диканька – это не сказочное место, она действительно существует и, несмотря на утраты достопримечательностей в богатом на катаклизмы ХХ веке, даже сохранила уникальные сооружения. Более того, небольшая точка на карте бывшей Российской империи, которую в свое время посетил царь Александр I, оказалась воспета не только Гоголем, но и Пушкиным.

TYHU1KUokSA.jpg

Нынешний поселок в Диканьском районе Полтавской области с 1687 года принадлежал генеральному судье войска Запорожского В.Л. Кочубею – внуку выходца из Крымской Орды Андрея Кучук-бея, который принял православную веру, поселившись на вольных землях над Днепром. Во времена правления Кочубеев здесь появились первые архитектурные сооружения – дворцы и церкви. В уютных уголках парка стояли привезенные из Италии и Греции беломраморные античные скульптуры, плодоносили фруктовые сады, в специальных фермах бродили фазаны и павлины, но, к сожалению, все это не сохранилось до наших дней.

Однако на самом въезде в Диканьку, вдоль старой дороги на Полтаву, сохранилось четыре кочубеевских дуба, воспетых Пушкиным в поэме «Полтава». Это деревья-гиганты высотой 20–22 метра, диаметром 150–185 см, которым уже 600–800 лет. Находясь под их кронами и пытаясь обнять необъятные стволы, как-то по-особому чувствуешь пульс ушедших веков. Как гласит легенда, около этих дубов юная Матрена Кочубей встречалась с гетманом Мазепой, любовную страсть которых также описал Пушкин.

0c3gZb8vx0s.jpg

Историческим символом Диканьки является Триумфальная арка, построенная в 1820 году по проекту Луиджи Руска как парадный въезд в усадьбу Кочубеев в память о приезде в Диканьку императора Александра I. Арка является частью усадьбы Кочубеев и сохранилась по сей день. Ранее ее композиционным центром был красивый парадный дворец, построенный в конце XVIII века по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. К сожалению, дворец Кочубеев в годы Гражданской войны был разрушен и разобран. А Триумфальная арка оказалась единственным на Украине памятником культуры, увенчивающим триумф победы в Отечественной войне 1812 года над французами.

Местной достопримечательностью является и Николаевская церковь, построенная в 1794 году на окраине Диканьки. Ее проект в стиле классицизма выполнил крупнейший зодчий той эпохи Н.А. Львов, который впервые применил систему двойного купола. Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини рода. Но главной «изюминкой» церкви является резной иконостас из мореного дуба, который строго-настрого запрещено фотографировать как уникальную ценность. Впрочем, даже если непослушные туристы и сделают пару кадров, местный священник с любовью прочитает небольшую проповедь «заблудшему грешнику».

На Сорочинской ярмарке

«Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель на тройке обывательских лошадей… то он бы, верно, приметил ее, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет» – так в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголем слегка упомянуты Великие Сорочинцы, село в Миргородском районе Полтавской области, где писатель родился и был крещен в 1809 году.

Маленький Николай родился в домике известного в то время доктора М. Трохимовского, где позднее, в 1929 году, основали музей писателя. К сожалению, во время Великой Отечественной войны дом был разрушен, но на его месте в 1951 году выстроили новое здание, в котором вновь открыли литературно-мемориальный музей Гоголя.

SZ3hKIUKeOU.jpg

Крестили же младенца в Спасо-Преображенской церкви, которая сегодня является главной местной достопримечательностью. Это выдающийся памятник украинского барокко XVIII века, построенный на средства гетмана Даниила Апостола как родовая усыпальница. В интерьере храма сохранился уникальный семиярусный резной иконостас (17×20 м) с более чем сотней икон, от которого просто невозможно оторвать взгляд. Более всего поражает, что такая архитектурно-художественная жемчужина находится в небольшом селе, хотя такое на Украине встречается нередко.

lswccEnsLK8.jpg

Каждый год в августе в селе проходит знаменитая Сорочинская ярмарка, которая начала свою историю три столетия назад и после перерыва в ХХ веке была возобновлена с 1966 года. Для ее проведения в селе выстроен колоритный выставочный городок в фольклорной эстетике. Здесь стоят знаменитые украинские хаты с нахлобученными соломенными крышами, расписными, в национальном украинском стиле, ставнями и занавесками на окнах. Во дворах за резными заборами и плетнями разместились изготовленные мастерами предметы быта прошлых веков – телеги, корзины, гончарные изделия, и от всего этого изобилия невозможно оторвать глаз, особенно людям урбанистической эпохи. Знаменитая ярмарка раз в году меняет здесь все, превращая на несколько дней тихое село в огромный муравейник.

8hdThx5IPGk.jpg

О миргородских казаках и помещиках

«Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а все мелкое чиновничество носило просто нагольные…» – в знаменитой Рождественской повести Гоголя нашлось место и Миргороду. Хотя наибольшую известность городу принес сборник с одноименным названием, куда вошли, среди прочих, знаковые произведения писателя – «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». В этом городе по окончании Полтавской славянской семинарии отец писателя В.П. Гоголь-Яновский (1777–1825) служил чиновником и избирался предводителем Миргородского дворянства. Рядом с Миргородом, в селе Великие Сорочинцы, писатель родился, а в другом близлежащем селе – нынешнем Гоголеве – прошло его детство.

fowUIatQseE.jpg

Город был основан в 1575 году и имел воинскую славу. С 1648 года он стал центром Миргородского полка, в 1654 году вошедшего в состав России. Во время Северной войны 1708–1709 гг. в Миргороде находилась штаб-квартира фельдмаршала русской армии Шереметева и генерал-майора Волконского. А в 1722 году миргородские казаки принимали участие в походе Петра I на Дербент во главе с уже упомянутым полковником Даниилом Апостолом.

В начале XVIII века Миргород уже был значительным торговым и культурным центром. Своими изделиями славились миргородские кожевники, гончары, сапожники, бублейники. В 1757 году здесь родился русский художник Владимир Боровиковский, а спустя более ста лет, в 1896 году, была основана художественно-промышленная школа имени Николая Гоголя. В 1912 году в городе была открыта первая водолечебница, которая постепенно разрослась в курорт «Миргород». И до сих пор его воды оказывают свое целящее воздействие на отдыхающих. А о Гоголе напоминают многочисленные скульптуры, изображающие героев его произведений – от свиньи, лежащей в «Миргородской луже», как он называл пруд напротив городского Успенского собора, до казаков и помещиков.

33ps9lRI10c.jpg

Город русской славы

«Вакула кузнец, силач и детина хоть куда… занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л...ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома». Конечно же, автор Рождественской повести не мог не упомянуть в ней главный город своей родной губернии – Полтаву. К тому же здесь в 1818–1819 гг. он учился в училище.

Но для русских людей на все времена Полтава остается городом русской славы, воспетым непревзойденным гением Пушкина. В 1709 году, когда к Полтаве подошла 60-тысячная российская армия во главе с Петром I, шведы потерпели полное поражение, и Карл XII вместе с гетманом Мазепой сбежал в Турцию. До сих пор в городе сохранился уникальный памятник Полтавской битве – старинная Спасская церковь, единственный образец деревянного зодчества XVIII века на Полтавщине. Она знаменита тем, что, по преданию, именно в ней проходило торжественное церковное богослужение по случаю победы в Полтавской битве, на которой присутствовал сам император Петр І.

lLB1uXJ0b0A.jpg

История ее сохранения для потомков во многом уникальна. В начале ХІХ века деревянный храм пришел в упадок, но в 1837 году цесаревич Александр (будущий российский император Александр II) распорядился сохранить святыню во что бы то ни стало, пожертвовав на ее реконструкцию немалые деньги – две тысячи рублей. К меценатству наследника императорского престола подключилось полтавское дворянство. Был организован сбор пожертвований по всей России, и в итоге собрана значительная сумма – порядка 25 тысяч рублей. В 1845 году над деревянным зданием был возведен каменный футляр-павильон в виде храма с большим приземистым куполом. Этот футляр до сих пор защищает святыню от разрушения.

В храме сохраняется уникальная атмосфера старины, и если вам повезет застать здесь служащего дьякона, то он устроит для вас экскурсию по старинным галереям и чердакам храма. А еще с любовью скажет, что Полтава – это город непуганых дураков, которых любой может обидеть, потому что они доверчивы, как младенцы. Потому что жизнь здесь тиха и приятна, из кранов течет чистая, почти целебная вода (в Полтаве, как и в Миргороде, есть курортная зона), и только наглый злоумышленник может попытаться разрушить этот рай. Зачарованные его рассказами, мы тогда решили, что обязательно вернемся сюда не раз, если не в ближайшее время, то в старости, на пенсии, обязательно. Ибо где же русский пенсионер найдет лучший отдых, как не в Полтавской губернии? Ведь здесь солнце ярче, чем в России, вода живая, как в сказках, а вареники с галушками сами просятся в рот! И дай Бог, чтобы, несмотря на все напасти, которые могут постичь нынешнюю Украину, Полтавский край, воспетый Гоголем, остался в поле притяжения русского мира.

F8MdKcFveTQ.jpg

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь: