Путешествие в Бари

2 марта 2016

В последнюю четверть века жители России получили возможность активно путешествовать по миру, и главными объектами притяжения для многих стали центры христианской культуры, где находятся уникальные святыни. Один из таких центров – город Бари, расположенный на юге Италии, на побережье Адриатического моря. Почти десять столетий здесь хранятся мощи одного из величайших христианских святых – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Благодаря этому город известен всему цивилизованному миру и особенно любим русскими людьми. Именно событие перенесения мощей святителя Николая в город Бари из Мир Ликийских, оказавшихся под владычеством турок-мусульман, празднуется Русской Православной Церковью 22 мая и называется в народе «Никола вешний».

Дешево и сердито

Бар-град, как называют Бари русские летописи, был известен на Руси уже с XI века, а чуть позже появились первые упоминания о паломничествах русских людей к мощам святителя Николая. Самые первые русские путешественники на Запад считали своим долгом побывать в Бари.

DSC_3550.jpg

Добраться до Бари еще пару лет назад, до наступления мирового финансового кризиса, было несложно, в том числе и с точки зрения финансовых затрат. Для этого можно было купить недорогую путевку в курортный город Римини, который называют в Италии меккой русских туристов из-за дешевизны отелей. В Римини круглый год чуть ли не каждый день чартерными рейсами летали самолеты из разных городов России. А из Римини до Бари поезд домчит за пять часов, но нужно помнить, что цена билета отличается в разы в зависимости от типа поезда – от 28 евро в экспрессе до 54 евро в элитном «Евростаре».

Вот и ехали русские люди в Италию поклониться святителю Николаю, которого – и только его одного – издавна прозвали Угодником. И уже привычным казалось встретить в очереди на регистрацию в аэропорту Римини православных священников, типичных русских прихожанок в платках и даже молодых стильно одетых девушек, которые, ожидая свой рейс, вдруг начинали креститься перед употреблением излюбленного блюда итальянцев – пиццы. И уже не удивительно было, когда в автобусе, везущем пассажиров к самолету, взгляд выхватывал из общей толпы старенькую бабушку-монахиню, обутую в тапочки на босу ногу (это в апреле, который в Италии еще нельзя считать началом лета). А до уха доносился заданный ей вполне респектабельным соседом, отличающимся от окружающих особым лоском в одежде, вопрос: «А что за место где-то на юге Италии, недалеко от Римини, куда едут все русские? Что там находится и почему едут?»

Сегодня нам остается надеяться на то, что кризис все-таки закончится и российские граждане смогут вернуться к путешествиям по излюбленным маршрутам. И если не путем оздоровления нашей экономики, то проседанием европейской, в частности итальянской.

Божья воля или хитрость?

О том, почему мощи святителя Николая, почивавшие в соборной церкви города Миры (ныне – Демре, Турция) с 342 года, оказались в Бари, существует несколько версий, и среди них больше неблагочестивых. Они сообщают, что к XI веку Бари, бывший некогда богатой римской колонией, сильно обеднел, поэтому местная элита решила вернуть былой статус и процветание за счет доставки в город христианских реликвий. Благо пример такого удачного «маркетинга» уже имелся в лице венецианцев, разграбивших Константинополь и другие византийские города и заполнивших Венецию вывезенными оттуда святынями и сокровищами. Можно по-разному относиться к этой версии, но известно, что участники похищения мощей святителя Николая до конца своей жизни получали определенный процент от общего объема пожертвований в базилику святого.

А церковное предание гласит, что в 1087 году святитель Николай явился во сне одному барийскому священнику и повелел перенести его мощи в этот город. Местная знать снарядила для этой цели три корабля, которые под видом торговых отправились в путь. Кружным путем через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю как простые купцы, барийцы прибыли в Миры, незаметно для турецкой охраны похитили мощи угодника Божия и отправились обратно. Путешествие длилось 20 дней, и 22 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великую святыню торжественно встречал весь город.

Новость о прибытии в Бари мощей святителя Николая разлетелась по всей Европе с невероятной скоростью. Как утверждают историки, трудно найти хроники того времени, в которых бы не упоминался 1087 год как год прибытия в Бари мощей святителя Николая. И это неудивительно – Николая Чудотворца глубоко почитали как на Востоке, так и на Западе Римской империи. А для Бари открылась новая историческая страница: он стал городом святителя Николая. Как писали хронисты того времени, в Бари появился новый правитель, гораздо могущественнее прежнего, – Николай Угодник.

469254037.jpg

В 1089 году в городе была освящена базилика, в крипте которой разместили мощи святителя. Базилика выполнена в романском стиле (латинский крест, три нефа в форме апсиды, двускатная крыша) и производит огромное впечатление своими размерами и необычной асимметричной формой.

С 1969 года, после II Вселенского Собора Ватикана, православным предоставили право совместно с католиками проводить богослужения в крипте базилики. В 1966 году рядом с престолом, где под спудом хранятся мощи святителя Николая, была создана Восточная Капелла, в которой каждое воскресенье проводится православная литургия.

17475_20110410_180957.jpg

До сих пор в городе чувствуется особая благодать от присутствия святителя Николая. Его иконы видны всюду – даже в маленьких кафе и ресторанах, на улицах, в нишах, в домах и, конечно, в храмах. Во многих местах горит лампада перед его ликом. И жители Бари отличаются большей религиозностью, чем в других городах Италии.

IMG_3749.jpg

Русская церковь в Бари

Уже почти сто лет в Бари находится православная Никольская церковь, службы в которой ведет русский священник Московского патриархата. Она была заложена 22 мая 1913 года по проекту известного знатока древнерусского храмового зодчества архитектора А.В. Щусева. Подписка на строительство храма собиралась по всей России. Его строительство было завершено только после окончания Первой мировой войны. После большевистской революции поток русских пилигримов иссяк, и в 1937 году церковь стала собственностью муниципалитета Бари, но службы в ней продолжались. Никольское подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви. С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека.

La_Chiesa_Russa_Ortodossa_di_Bari.jpg

После подписания соглашения в ноябре 1998 года между Русской Православной Церковью в лице Патриарха Кирилла (тогда председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского) и мэром города Бари С. Ди Каньо Аббреша в Бари при Никольском храме было открыто подворье Московского Патриархата, которое с тех пор занимается духовным окормлением русских паломников, приезжающих к мощам святителя Николая. К 2000 году было воссоздано убранство храма, возобновлены регулярные богослужения и восстановлена приходская жизнь.

14 марта 2007 года в ходе визита в Италию Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром, провел в Бари переговоры о передаче Никольского храма Русской Православной Церкви. Официальная церемония должна была состояться 6 декабря 2008 года, но смерть патриарха Алексия II в Москве помешала этому. Церемония передачи церкви состоялась 1 марта 2009 года в присутствии Президента Италии Джорджо Наполетано и Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева.

pp_03.jpg

Русский святой

Николай Лесков писал, что «в прежние века на Украине святого Георгия Победоносца многие считали украинцем, а святителя Николая – москалем». Непостижимыми путями промысла Божия угодник Божий был связан с судьбами России. Первый русский князь-христианин Аскольд был крещен во имя святителя Николая. Над его могилой святая равноапостольная княгиня Ольга воздвигла первый на Руси Никольский храм. А через некоторое время в другом Никольском храме в Корсуни был крещен святой равноапостольный князь Владимир. В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал первое место среди святых (после Богоматери) по количеству посвященных ему храмов и написанных икон. Его имя вплоть до начала ХХ века было одним из самых популярных при наречении младенцев. Оба дня его памяти в российской империи были «неприсутственными», то есть праздничными. А в сельской местности престольный праздник храма в честь святителя иногда продолжался целую неделю (так называемая никольщина).

Нередко представители нехристианских народов, зная о глубоком почитании русскими людьми Николая Чудотворца, считали его «русским Богом» и при этом знали, что он помогает всем. Можно назвать типичным случай, когда заступничество святого испытал на себе пожилой казах-пастух в середине ХХ века. Он жил в горах недалеко от Алма-Аты и однажды весной оказался жертвой стихии: сошедший с гор сель увлек его за собой вместе со стадом. «В какой-то момент, когда меня закрутило течение, слабым проблеском сознания я вспомнил о вашем русском Боге – Николае Угоднике – и обратился к нему за помощью, – позднее рассказывал он. – После этого я потерял сознание и очнулся среди огромных валунов. Как я остался жив, до сих пор для меня загадка».

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия