Православные обители Польши

24 марта 2015

Православные обители Польши

Русские православные люди, которые за последние годы побывали в паломнических поездках во многих монастырях Греции, Кипра, Сербии и других православных стран, с удивлением откроют для себя польское православное монашество. Сложно представить, что в западноевропейской стране, где 98 процентов составляют католики, бурно развиваются православные обители. А побывать в некоторых из них стремятся не только православные поляки, но христиане разных конфессий из многих стран мира.

Хранитель православной веры

Монастырь во имя преподобного Онуфрия Великого в местечке Яблечне в восточной Польше – единственный православный монастырь Польши, имеющий статус ставропигиального. Первое, что видит человек, приезжающий сюда, – это надпись у ворот обители, гласящую, что монастырь непрерывно с XV столетия хранит истинную православнyю веру. Древнее предание повествует о том, как икона святого Онуфрия Великого – покровителя обители – прибыла в это место по реке Буг. Но еще раньше святой Онуфрий явился рыбакам и предсказал, что на этом месте будет славиться его имя. Через какое-то время те же рыбаки нашли в реке икону святого – они восприняли это как исполнение пророчества. По преданию, они и стали первыми монахами.

– Собственно историю монастыря мы ведем с 1498 года: тогда уже действующему монастырю жители города Брест подарили Евангелие, на котором и указан этот год. Других документов не было, поэтому мы и приняли 1498 год за год начала истории монастыря, – рассказал архимандрит Афанасий (Нос), совмещающий два церковных послушания наместника обители прп. Онуфрия и благочинного всех православных монастырей в Польше. А потом происходили события, которые сильно повлияли на судьбу монастыря. Hа территории обители находятся памятники, посвященные двум из них: монумент православным жертвам Брестской унии и крест в память об операции «Висла». Брестская уния на этой земле была трагедией для православных. Это была полная делегализация Православной Церкви в Речи Посполитой. Православие перестало существовать как Церковь, как вероисповедание. Были тысячи жертв, которым в 400-летнюю годовщину унии мы поставили памятник.

Обитель святого Онуфрия Великого в Яблечне была единственным монастырем на этой пограничной тогда территории, который остался верным Православию. Даже такие большие монастыри, как Почаевская лавра, Супрасльская обитель, не говоря уже о небольших монастырях и приходах, были вынуждены принять унию.

В ХХ веке монастырь стал жертвой настоящего варварства под названием «операция Висла». После завершения Второй мировой войны отсюда вдруг неожиданно стали выселять тысячи украинцeв, которые были в большинстве православными. Их отправляли на запад или север Польши – на «возвращенные земли». Их хозяйства конфисковывались, у них было только два часа на сборы. Им пришлось заново налаживать свою жизнь в другом районе страны. Эти люди на десять лет были лишены права приезжать сюда даже в гости. B 1956 году наступила «оттепель» – и им разрешили вернуться. Но их дома были уже заняты другими, и им пришлось выкупать их или строить новые. Это было настоящей трагедией для людей. В 60-ю годовщину этих событий в монастыре был поставлен крест.

Монастырь в Супрасле

Благовещенская обитель в Супрасле на протяжении столетий являлась одним из важнейших центров православия. Она была основана в 1498 году воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем. В 1500 году братия переселилась на берег реки Супраслянки, подальше от городской суеты. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку, и он остановился напротив урочища Сухой Хруд. Этим было положено начало Супрасльской обители. В 1511 году был построен главный храм обители – каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, который сочетал в себе византийский и готический архитектурные стили. На его освящение был привезен список с чудотворной иконы Божией Материи Смоленской, которая впоследствии получила название Супральской. Монашеская братия ревностно защищала православие на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение против Брестской унии. Никакие уговоры и угрозы церковного и светского начальства не смогли поколебать верности супрасльских монахов православию, но в конце концов уния была навязана обители силой.

После Первой мировой войны местные власти закрыли и опечатали Благовещенскую церковь, а монастырь перешел во владение государственного казначейства. В 1922 году монастырские здания были переданы школе, братию изгнали из монастыря, и вскоре православный приход в Супрасле перестал существовать. Храм святого апостола Иоанна Богослова был отдан под нужды Католической Церкви. После прихода немецких войск, в 1942 году, православному духовенству было разрешено совершать богослужения в Иоанно-Богословском храме. В Супрасль возвратились православные монахи, однако 21 июля 1944 года во время своего отступления немецкие войска взорвали Благовещенский собор.

После окончания войны обитель почти 30 лет претерпевала различные ущемления, но ее страдания закончились в 1982 году, после того как Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва, нынешний предстоятель Польской Православной Церкви. По его инициативе в 1982 году в Супрасль приехал монах Мирон (Ходаковский). Через два года было принято решение о восстановлении разрушенного Благовещенского собора, и в Супрасльской обители возобновилась монашеская жизнь.

Обитель на горе Грабарке

Гора Грабарка, расположенная на востоке Польши в 20 километрах от границы с Белоруссией, известна с начала XVIII века как гора крестов. Именно здесь тысячи людей нашли спасение от свирепствовавшей в 1710 году холеры. С тех пор на протяжении веков сюда стремятся многочисленные паломники, чтобы получить телесное и духовное исцеление от недугов, испытать преображение души. По традиции каждый из них приносит сюда большой крест и устанавливает его на территории рядом с храмом Преображения Господня. До сих пор сюда приходят крестным ходом жители польских, белорусских и украинских городов и весей, принося с собою новые кресты. Поэтому монастырь напоминает холм, поросший крестами. В 2011 году в праздник Преображения Господня здесь побывали архиереи из Греции, других европейских стран и даже далекой Кении.

Насельницы здешнего монастыря ведут строгий учет поставленных здесь крестов. Они очень разные – мраморные и железные, огромные и крошечные, роскошные и совсем скромные, сбитые из дощечек. Одни торжественно водружены в память известных всему миру писателей, философов, богословов, музыкантов. Другие – за здравствующих на земле, и среди них особенно много поставлено за маленьких детей, здоровых и недужных.

Еще одним чудом Марфо-Мариинской обители являются ее вековые защитницы – сосны. Существует предание, что, когда во время Второй мировой войны фашисты хотели вырубить реликтовый лес у храма Преображения Господня и на территории монастыря, на их глазах гигантские сосны вдруг одновременно наклонились в сторону церкви и прикрыли верхушками эту святыню. Фашисты в ужасе ретировались. А сосны так и остались стоять преклоненными навечно.

Грабарка известна во всем мире своими молитвенными подвигами. Здесь, в Подлесье, в 20 километрах от польско-белорусской границы, уже в Х веке стали селиться первые христиане-славяне. Археологи Варшавского университета откопали недавно три каменные таблички с текстами христианских молитв, написанными по-гречески. В ХIII веке на святой горе уже существовал богатый монастырь Преображения Господня. Перед Первой мировой войной на Грабарке жило 750 монахинь и 14 старцев.

Однако после Второй мировой войны в Польше вообще не осталось ни одного женского монастыря. Бездомные нищие монахини бродили по лесам Белостокщины. Возродить обитель на Грабарке предстояло блестящей русской аристократке Софии Нехлюдовой, ребенком игравшей в Царском Селе с детьми последнего русского императора. В Первую мировую войну она была сестрой милосердия, затем преподавала в гимназии. Позднее в Псково-Печерском монастыре приняла постриг и странствовала по свету. Ее благословили возрождать обитель, и таким образом она, вместе с другими бездомными инокинями, оказалась в опустевшей Грабарке. Подвижницам пришлось голодать, ютиться в убогой деревянной сторожке. Но в старинной обители наконец-то началось строительство, и земной путь матушка Мария закончила уже в обновленном монастыре.

Ее преемницей на четверть века стала настоятельница Варвара (Гроссер), во время долгого правления которой была построена новая прекрасная церковь в честь иконы «Всех Скорбящих Радость». Ныне здесь обитает главная святыня обители, привлекающая тысячи паломников, причем не только православных, но и католиков. Это список с иконы Божьей Матери «Иверской», хранящейся на святой горе Афон. Его привезли в обитель афонские монахи. 17 мая 1998 года митрополит Варшавский и всея Польши Савва совершил великое освящение нового храма Преображения Господня. В тот же день была возведена в сан игуменьи нынешняя настоятельница обители – мать Гермиона.

Невозможно забыть удивительную картину, когда во время главного церковного праздника обители – Преображения Господня – на Грабарку со всех концов Польши, Сербии, Болгарии, Белоруссии, Украины, России съезжаются тысячи паломников. Сто километров от Белостока люди идут пешком, неся на плечах сотни деревянных крестов. И пока они приходят в монастырь, вера православная жива.

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни