Пост как драгоценный дар Христа

11 марта 2016

Наверное, нет такого человека в обществе, который не знал бы, чем церковные люди отличаются от нецерковных. Самое главное отличие православных христиан от атеистов – это пост и молитва. И если суть и формы молитвы многим могут показаться поначалу сложными и вообще непонятными, то о посте любой светский человек рассуждает, сильно не задумываясь, считая его делом понятным. Но так ли это на самом деле? Узнаем, что думали об этом святые Православной Церкви, накануне Великого поста.

Беречь душу постом

Пост был установлен Богом для человека с древних времен как некая дисциплинарная мера, как границы, в которых человек должен жить и воспитывать себя, свою душу и тело. Пост дает возможность человеку не оскотиниться, не остаться в животном мире, к которому он в силу своей природы, по плоти, принадлежит, а приблизиться к Богу, одухотвориться. Многие святые отцы считали, что первая заповедь о посте была дана Адаму еще в райском саду, когда Бог запретил ему вкушать плоды с древа познания добра и зла (Бытие, 2, 16–17). Этот запрет не столько влиял на телесную природу Адама, сколько воспитывал его душу, приучая жить в послушании Богу, которое Адам, к сожалению, нарушил. Результатом этого непослушания стала настоящая катастрофа – Адам с Евой были изгнаны из рая, лишены прямого общения с Богом и на долгие столетия обречены жить в тяжелых трудах на проклятой земле. «Не пища имеет значение, а заповедь, – Адам был изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного», – писал преподобный Амвросий Оптинский.

img01-02.jpg

Так что уже в самом начале Библейской истории мы видим, что пост касается не столько пищевого рациона, сколько воздержания души, умения владеть ее движениями, ограничивать ее желания. Преподобный Варсонофий Великий, например, говорил об этом так: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Такой пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)». Святитель Иоанн Златоуст более категоричен в своем высказывании: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Но многие ли современные христиане знают и помнят об этом? К сожалению, мы нередко видим, как люди, имеющие большой церковный «стаж», привыкают к постному рациону в определенные периоды года, но совершенно не заботятся об ограничении своей души от неугодных Богу мыслей, слов и поступков. Они по привычке считают, что, не употребляя в пищу продуктов животного происхождения, уже совершили подвиг и этим угодили Богу. И им неведомо, что душа их при этом остается мертвой. Праведный Иоанн Кронштадтский не случайно обращал на это особое внимание: «Питаясь обильно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушной, а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным, – писал он. – Возьми хлопчатую бумагу, не смоченную водой. Она легка и, в малом количестве, носится в воздухе, но смочи ее водой, она сделается тяжелою и тотчас падает на пол. Так и с душою. О, как надо беречь душу постом!»

Не голод и не диета

Священник Александр Ельчанинов писал своим духовным чадам: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания. Пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов – через истощение тела дойти до утончения духовных способностей, затемненных плотью, и тем облегчить свое приближение к Богу. Пост не есть голод. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и прочего. Наоборот, всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями».

Поразительно, как все святые отцы единогласно, вслед за библейскими установлениями, наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания. Пост помогает восстановить утраченное после грехопадения равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу главенство над телом и его страстями. Священное Писание сообщает нам, что постились и ветхозаветные праведники, и сам Христос – перед тем, как выйти на свое служение людям.

Об этом, вслед за другими духовными наставниками, напоминает святой Иоанн Кронштадтский: «Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, который сам постился 40 дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения. Словом и примером своим Господь узаконил его своим последователям. Пост с молитвой есть верное оружие против диавола и многострастной плоти. Пусть же никто не умничает, что не нужен пост. Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божьей. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста. Тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, мы ощущаем стремление к делам добрым, является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и сокрушаться о грехах».

1346231090_glavnaya.jpg

Степени поста

В Православной Церкви, согласно Уставу, существует шесть степеней поста (в порядке возрастания его строгости): 1. Воздержание только от мяса, когда все прочие продукты дозволяются (такое бывает для мирян только на сырной седмице, то есть на Масленице). 2. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но с разрешением рыбы (а также горячей растительной пищи, растительного масла, вина). 3. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. При этом дозволяется горячая растительная пища с растительным маслом и вино. 4. Воздержание также от растительного масла и вина. При этом дозволяется горячая пища без масла. 5. Сухоядение, когда дозволяются хлеб, вода, а также сырые, сушеные или моченые овощи, фрукты (в Типиконе предлагаются, например, изюм, маслины, орехи, инжир). 6. Полное воздержание от пищи и пития – то, что в Типиконе собственно и именуется словом «пост».

Важно помнить, что приучать себя к посту надо постепенно, и лучше под руководством духовника или хорошего священника. При этом пост ни в коем случае не должен вредить здоровью. Рассудительность, постепенность и умеренность не только предотвращают возможные срывы, но и служат признаком духовной зрелости и чистоты. Преподобный Амвросий Оптинский писал об этом так: «Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости».

Также важно знать, что во время поста всегда усиливаются разного рода искушения. Святые отцы указывают на несколько причин этой духовной брани: 1) подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом; 2) духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, и пост, привлекающий к нам Божью благодать, показывает их злобу и коварство.

Важно помнить непреложный духовный закон: кто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни.

Ну а тем, кто считает, что для духовного возрастания пищевые ограничения необязательны, еще в позапрошлом веке ответил преподобный Амвросий Оптинский: «Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному в Евангелии: «Царствие Божие силой берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста: «их Бог чрево, их слава в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3, 18–19)».

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни