Париж православный

19 октября 2015

Трагические события последних месяцев и недель – в Сирии, Турции, странах Европы и особенно во Франции – породили в умах многих наших сограждан, ведущих активный образ жизни, сильную уверенность в том, что нам совсем не скоро удастся предпринять путешествие к христианским святыням Европы и Азии. Наше общее многовековое христианское прошлое, к сожалению, блекнет, а где-то и рушится под натиском агрессивных орд радикалов и сатанистов. А ведь в той же Франции, где нашли приют многие беженцы из России в трагическом ХХ веке, христианство имеет почти двухтысячелетние корни. Даже в самой топонимике французской столицы на протяжении столетий сохраняется память о служителях Христовых, которую не смогли стереть кровавые революции и войны.

Монмартр – гора мучеников

Один из главных символов Парижа – Монмартр, холм высотой 130 метров, известный большинству туристов как средоточие творческой богемы, оказывается, одно из самых святых мест города. Его название переводится как «Гора мучеников» – от греческого слова «мартири» – «мученики». По сохранившемуся преданию, примерно в 272 году здесь были обезглавлены за проповедь христианства первый епископ Парижа святой Дионисий, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. При этом одна из местных легенд сообщает, что после обезглавливания Дионисий взял отрубленную голову в руки, омыл ее в источнике и прошел примерно шесть километров. Место, где он упал замертво, впоследствии стали называть Сен-Дени, то есть Святой Дионисий. Память об этом подвиге во имя Христа очень долго сохранялась местными жителями, так что еще в Средние века Монмартр был местом паломничества верующих. И с тех пор многие церкви, улицы и площади Парижа носят название Сен-Дени.

1347186466_18.jpg

По преданию, святой Дионисий проповедовал христианство сначала в Риме, а затем в германских землях, Испании и Галлии (современной Франции). Его сопровождали в этом служении пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Когда языческие власти городка Лютеция (будущего Парижа) начали преследовать христиан, все три проповедника были схвачены и брошены в темницу. Наутро мученики были обезглавлены на вершине самого высокого холма на окраине города, который с тех пор и получил свое название Монмартр. А святой Дионисий с тех пор считается одним из небесных покровителей Парижа.

r2_mQsha1F1D_orig_629bf75c.jpg

Не случайно именно на горе Монмартр в конце XIX века была построена одна из самых красивых церквей Парижа – базилика Сакре Кёр (церковь Сердца Христова). Ее белые купола, величественно возвышающиеся над горой, видны практически из любого места в городе. Церковь, строительство которой финансировалось государством, стала символом национального покаяния и примирения после французской революции, в ходе которой был убит архиепископ Парижский и пролились огромные потоки человеческой крови.

Православная Церковь также почитает память священномученика Дионисия (3 октября по юлианскому календарю. А 19 октября 1997 года впервые за много лет в часовне базилики Сен-Дени, в которой покоятся мощи трех святых мучеников, был совершен православный молебен. В нем участвовали представители двух православных юрисдикций – Московского и Румынского Патриархатов. С тех пор православные молебны перед мощами святого Дионисия и его сподвижников проводятся регулярно.

Палец святой Женевьевы

Еще одной покровительницей Парижа является мученица Женевьева, христианская святая неразделенной Церкви. Она родилась около 420 года в Нантере, предместье Парижа, и в 15 лет начала аскетическую жизнь. В 451 году, когда городу угрожали вторгнувшиеся в Европу орды Аттилы, Женевьева предсказала, что Париж будет спасен, и войска варваров действительно отошли в сторону, хотя местные жители до последнего не верили ее предсказанию. В 460 году именно Женевьева благословила постройку над могилой святого Дионисия Парижского церкви, при которой король Дагоберт I основал позже аббатство Сен-Дени.

Она прожила необычайно длинную по тем временам жизнь, отойдя к Богу в 80 лет. Почти сразу после смерти Женевьева стала почитаться святой покровительницей Парижа, к ее мощам начали стекаться многочисленные толпы паломников и местных жителей. Во время вражеских нашествий, эпидемий и прочих стихийных бедствий раку с ее мощами носили по парижским улицам. Церковь святой Женевьевы, где под главным престолом находилась рака, неоднократно грабили и жгли норманны, но каждый раз парижане ее восстанавливали, а полностью отстроили в XII-XIV веках, украсив мрамором.

dsc_0142.jpg

К сожалению, во время французской революции мощи покровительницы Парижа в рамках «борьбы с предрассудками» были сожжены на Гревской площади – традиционном месте казней. Чудом сохранившиеся рака и фаланга руки святой Женевьевы хранятся ныне в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон, которая стоит на улице, носящей название «Холм святой Женевьевы».

fotor207.jpg

Когда после революции 1917 года многие русские православные люди оказались в Париже, большая часть их буквально нищенствовала и голодала. В какой-то тяжелый момент одному из членов русской общины Парижа приснилась святая Женевьева и призвала молиться ей как покровительнице города, пообещав помочь в острой нужде.

Терновый венец Спасителя

Самым знаменитым символом Парижа, конечно, является Нотр-Дам – собор Божией Матери, духовное святилище, место паломничества туристов со всего мира. Здесь хранится одна из величайших святынь христианства – Терновый венец Спасителя, отправленный в Париж из Константинополя после его захвата крестоносцами. В августе 1238 года король Людовик, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес Терновый венец на плечах. В 1241 году в Париж также была принесена частица Креста Господня.

6338.JPG

В рекордные сроки, с 1243 по 1248 годы, для этих реликвий в центре Парижа была воздвигнута Сент-Шапель – Святая часовня, которую после революции закрыли. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Парижской Богоматери, где хранятся до сих пор. В первую пятницу каждого месяца в 15 часов, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет.

Нам довелось побывать на этой церемонии, которая оставила незабываемые впечатления. За час до ее начала люди приходят в собор и рассаживаются на стоящие там скамьи. В указанное время из сокровищницы собора выходит процессия, состоящая из иерархов и клириков католической церкви, которые с большим почтением несут святыни к центральному престолу храма. Затем все присутствующие аккуратно, рядами, встают с сидений и двумя шеренгами подходят к святыням. Среди этих людей сильно выделяются наши соотечественницы, которые накладывают на себя крестное знамение, а некоторые читают молитвословы.

13266119041.jpg

Очень трогательно наблюдать, как перед величайшими христианскими святынями одинаково смиряются люди разных рас – черной, желтой и белой, разного уровня достатка и социального положения. В изумительной тишине и благоговении они подходят к святыням, лобызают их, низко кланяются и отходят. Многие остаются в храме до завершения церемонии, когда представители духовенства торжественной процессией уносят святыни в сокровищницу.

81862.jpeg

Русская часовня

В центре Парижа на улице Сен-Дени находится церковь Сен-Лё-Сен-Жиль, в которой хранится великая христианская святыня – мощи святой царицы Елены, матери императора Константина. Их французская история начинается в IX веке, когда французский монах по имени Тёджист, исцелившись после молитвы у мощей от неизлечимой болезни, выкрал их из римского храма святых Маркеллина и Петра и перевез во Францию. Вся эта история стала предметом большого международного епископского скандала. В конце концов, римский папа простил монаха Тёджиста и повелел оставить святыню в его монастыре в Реймском епископстве.

Во времена якобинских гонений в монастырь был направлен отряд с приказом конфисковать все имущество, а сам монастырь разрушить. Один из монахов по имени Грассар взял мощи из раки и спрятал их в отдаленной деревенской церкви. Лишь в глубокой старости он сообщил епископу Парижскому о том, где спрятал мощи царицы Елены. Епископат решил найти достойное место в столице для помещения святыни, и в 1820 году в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже произошла торжественная передача мощей. С тех пор они там и пребывают. Правда, за последний век об их существовании жители Парижа почти забыли.

Но в 1997 году у мощей святой Елены представителями трех православных юрисдикций (Константинопольской, Румынской и Московской) был совершен первый молебен, а в 2003-м – первая православная литургия. За последние годы в крипте церкви появились русские иконы, два раза в месяц здесь поют акафисты и служат литургию. По молитвам святой равноапостольной императрицы Елены при католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль образовалась православная община, и это святое место в центре Парижа зажило новой жизнью. Стоит отметить, что служители храма радушно встречают всех, кто приходит сюда помолиться у мощей святой Елены, и любезно указывают путь к крипте, где собирается православная община.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни