Осень в Болдине

1 октября 2015

Оказавшись в бывшем родовом поместье Пушкиных на юге Нижегородской губернии, остро ощущаешь, что здесь Русь сохранилась настоящей – избяной, лубяной, кондовой. Но и вольной, и свободной. Дом, где «трепетала и звучала» душа главного русского поэта Пушкина, где за три осенних месяца 1830 года он написал более пятидесяти произведений разных жанров и этим изумил не только русскую литературу, но и мировую, – дом этот дожил до нашего времени по желанию болдинских мужиков. Когда революционный вихрь после 1917 года начал сметать с лица земли все, что являло собой величие и духовную мощь России, болдинские мужики сошлись на сход и порешили: усадьбу и все, что связано с жизнью Пушкиных в Болдине, – сохранить любыми путями. Это нужно потомкам. Без этого России не быть.

Поэтому, когда в 1937 году в Советском Союзе к столетию со дня гибели Поэта вышло академическое полное собрание его сочинений в девяти томах, русские эмигранты в Европе облегченно вздохнули: Россия не умерла, Россия будет жить, пока в ней читают Пушкина.

Вера в Бога

Греша и ошибаясь в потоке жизни, как многие люди, Пушкин как человек чести и совести помудрел к 30 годам и понял, что главная книга жизни – это Библия, а источник жизни – Бог. Преподобный Серафим Саровский говорил, что каждый человек может стяжать Духа Святого, занимаясь тем делом, к которому его призвал Бог, и развивая данные Богом таланты. О Пушкине можно сказать, что он чутко отзывался в своем творчестве на Божьи призывы, за что и был, в частности, награжден от Бога чудом Болдинской осени. Например, его «Памятник» гениален не только своей ритмикой и художественностью. От самого оригинала – «Посвящения Мельпомене» Горация, а также от стихотворных его переводов Ломоносова и Державина он разительно отличается своей концовкой. Все трое восхваляют Музу и призывают ее поддаться «греховным» страстям – гордыне и даже презрению к тем, кто презирает ее. И только Пушкин призывает Музу быть послушной «Божию веленью», быть скромной – «не требуя венца» – и не быть мстительной, равнодушно перенося «хвалу и клевету» и «не споря с глупцами». За написанную в молодости кощунственную поэму «Гаврилиада» Поэт впоследствии испытывал горькое чувство стыда и раскаяния. Тогда он еще не знал, что позднее напишет гениальные стихотворения «Пророк», «Отцы-пустынники и жены непорочны…» и многие другие.

Биографы отмечают, что его отношение к Церкви резко улучшается именно после посещения родовой Болдинской усадьбы в 1830 году. Он пишет произведения, исполненные глубокой веры в Бога, а на полях одной из рукописей появляется рисунок коленопреклоненного старца. Не случайно Пушкин, в отличие от многих своих друзей-единомышленников, в результате многолетних поисков и раздумий стал убежденным монархистом и консерватором. Не случайно, вступив в брак, он, как мало кто из великих поэтов, перестал писать любовную лирику (то есть прелюбодействовать даже мысленно) и обратился к созданию эпических произведений.

То, что он был очень милосердным барином, общеизвестно: он часто отменял наказания крестьянам за разные проделки, давал им вольную, бескорыстно отпускал своих крепостных в замужество за тех, кто принадлежал другим помещикам. Когда вставал вопрос о свадьбе, его крепостные всегда были уверены в том, что он благословит их брак, а когда сосед-помещик однажды предложил ему взамен ушедшей девушки лошадь, он ответил, что не меняет, как цыган, людей на лошадей. И, конечно, всем известно о последних часах жизни поэта, когда он приказал своим друзьям не мстить Дантесу за оскорбление, заявив: «Хочу умереть по-христиански…» И когда душа его отлетела, на челе отразились такие глубины богомыслия, что друзья, провожавшие Александра Сергеевича в последний путь, были потрясены.

успнская ц-вь.JPG

Духовный очаг села

– Сохранилась ли у нынешних болдинцев «любовь к отеческим гробам» и память о вечности, какая была у их предков, отстоявших пушкинскую усадьбу от разрушения, или та старая болдинская порода уже вымерла? – спросили мы у настоятеля церкви в честь Успения Божией Матери села Большое Болдино иерея Евгения Качкина.

– Думаю, что порода эта не вымерла и потомки тех людей до сих пор живут в селе, – ответил на наш вопрос настоятель. – Уверен, что, сохраняя усадьбу, веру в душе они тоже сохранили. Во всяком случае, молитовка в этих краях была всегда. В глухие советские годы болдинцы ездили в Мордовию, только чтобы не оставаться в церковные праздники без службы Божьей. Некоторые ходили пешком в мордовские приходы, находили места для ночлега, поскольку путь был не ближним. Когда я приехал в Большое Болдино восемь лет назад, меня поразила в местных людях рассудительность и склонность к размышлению. Прежде всего в беседах со священником они ставят вопрос, не что можно и что нельзя, а что полезно и что неполезно.

Болдинская Успенская церковь – единственный храм в России, построенный Пушкиными. Ее возведение, начатое дедом поэта Львом Александровичем, владевшим селом в XVIII веке, было завершено как раз к рождению Александра Сергеевича. В 30-е годы ХХ века по решению богоборческих властей церковь закрыли, после чего в разное время в ее здании находились молокозавод, столовая и библиотека. При этом ее здание претерпело большие утраты: зимняя часть храма и колокольня оказались разобраны до основания. Вторая жизнь отреставрированной церкви началась 6 июня 1999 года, в день двухсотлетия поэта: первое богослужение здесь совершил ныне покойный митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов). За прошедшие годы Успенский храм, полностью восстановленный, стал духовным и культурным центром Большеболдинского района.

DSCN1744.JPG

Сохранять с любовью

Потомки болдинских мужиков, отстоявших пушкинскую усадьбу от разрушения, оказались достойными своих предков. Они и сохранили, и благоустроили это старинное дворянское гнездо, в течение трех столетий находившееся во владении Пушкиных. Сегодня здесь располагается литературно-мемориальный музей-заповедник. В господском доме – деревянном особняке с мезонином – есть мебель, которой пользовался сам Поэт. Уникальные копии пушкинских черновиков и документов его времени, выполненные с высочайшим мастерством, поражают своим качеством видавших виды специалистов. На территории усадьбы реконструирована большая часть старых построек – деревянная церковь Архангела Михаила, построенная предками Пушкина как родовая задолго до каменной Успенской, вотчинная контора, в которой решались все хозяйственные дела, баня, конюшни.

дали.JPG

Кстати, в вотчинной конторе барину Александру Сергеевичу в один из его приездов была отведена комната для проживания, так как в господском доме шел ремонт, и мы можем видеть, как неприхотлив был наш Гений: обстановка в комнате самая обычная для того времени, поражает лишь диван длиной три метра. А сама контора была простой деревянной избой, и в ней Пушкин дышал самой настоящей народной жизнью.

В сегодняшней жизни Болдинской усадьбы – в ее ухоженности и уюте – чувствуется такая любовь всех, кто к этому причастен, что хочется приезжать сюда снова и снова. И представители администрации Большого Болдина, и дирекция музея, и рядовые сотрудники с большим радушием принимают гостей, заражая их своим энтузиазмом. Остается глубокое ощущение, будто в Болдине не прерывалась история, будто Пушкин проживал здесь совсем недавно, а все подробности его здешнего житья-бытья нам рассказала если не его няня или домашняя прислуга, то уж точно ближайшая соседка, которая, прощаясь, поклонилась ему в пояс, когда он выезжал из Болдина в экипаже. А когда на ежегодных болдинских фестивалях участники местного фольклорного ансамбля «Марьюшка» – почти все старички и старушки – распевают свои «Пушкинские» частушки и грустные протяжные песни, думается, что это к ним Пушкин ходил на долгие вечерние посиделки и черпал из их творческой сокровищницы. Так здесь помнят и любят Поэта.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия