Монастырь преподобного Давида Эвбейского

1 июля 2015

В истории Православной Церкви часто бывает так, что места, отмеченные подвигом святых избранников Божьих, и спустя столетия сохраняют свое особое значение, свое посвящение Богу. Благодать, осенившая когда-то то или иное селение, храм, монастырь, не позволяет им оказаться преданными забвению, а находит в веках тех отважных людей, кто может продолжить дело святых предшественников. Новые подвижники встают здесь на духовную вахту, заступают место прежних, и воссоздается связь прошлого и будущего, возобновляется духовная эстафета.

Таким удивительным местом в Греции является монастырь преподобного Давида Эвбейского, расположенный на острове Эвия (по-древнегречески – Эвбея), недалеко от современного городка Лимни. Основанный преподобным Давидом в XVI столетии и неоднократно разоряемый врагами христианской веры, монастырь каждый раз возрождался к новой жизни и сегодня служит источником духовного спасения для многих людей.

Примечательно, что большую роль в его появлении в то далекое время сыграла Россия, русские православные люди, чьи средства послужили существенным подспорьем в материальном становлении обители. Ведь Греция была бедной страной под властью турок. Не удивительно, что в последние годы в монастырь преподобного Давида Эвбейского приезжает много паломников из нашей страны, чтобы приобщиться к святости тех, кто населял этот монастырь. Среди них, в частности, был один из трех величайших старцев Греции последней трети ХХ века – архимандрит Иаков (Цаликис).

 

Преподобный Давид Эвбейский

Основатель монастыря, родившийся в 1519 году в семье благочестивых родителей, с трехлетнего возраста полюбил церковные богослужения и старался часто бывать в храме. В детстве ему явился святой Иоанн Предтеча, который побуждал его следовать за ним. Мальчик, никого не предупредив, отправился в посвященную пророку часовню и пребывал там шесть дней и ночей, пока его не нашли родители.

В возрасте 15 лет Давид покинул свой дом и стал послушником старца Акакия, вместе с которым прожил пять лет в одном из монастырей в области Магнисия. За особый аскетизм, мудрость, смирение и любовь к ближнему братья стали называть 20-летнего Давида старцем. Спустя несколько лет Акакий стал митрополитом Нафпактским и Артским и рукоположил Давида в иерея, а позже назначил игуменом Варнакова Успенского монастыря.

Однажды подвижника обвинили в том, что он способствовал побегу нескольких рабов-христиан, принадлежавших турецкому правителю города Ливадия. Его избили палками и бросили в темницу, но после того как благочестивые христиане этого города заплатили выкуп, Давид был освобожден. Тогда он стал искать место для уединения. Как сообщает его житие, чудесным образом, расстелив свою рясу на воде и сев в нее как в лодку, преподобный переправился через Эвбейский залив.

На острове Эвбея Давид поселился в пещере в горах, недалеко от современного городка Лимни. Вскоре слух о нем распространился по окрестностям, и к нему начали приходить за советом и наставлениями. Те, кто стремился к подвижничеству, оставались жить рядом с преподобным, и так начал создаваться монастырь. Вскоре преподобный отправился собирать средства среди христиан Греции, находившейся в то время под властью турок, но в процессе сбора дошел даже до России.

Его житие сообщает об удивительном чуде, сотворенном им на обратном пути. Собрав значительные пожертвования и опасаясь быть ограбленным в дороге, преподобный выдолбил в бревне полость, вложил туда драгоценности, закупорил отверстие и, сотворив крестное знамение, бросил бревно в одну из русских рек. По его молитве оно приплыло к берегам Эвбеи, так что, вернувшись на остров, Давид благополучно обрел сокровища. Со временем благодаря им был построен монастырский собор.

Достигнув 70 лет, преподобный Давид передал игуменство одному из братьев, а сам уединился в пещере в окрестностях монастыря, возвращаясь в обитель только на субботу и воскресенье, чтобы участвовать в богослужении. Скончался старец около 1600 года. После его смерти монастырь стал местом паломничества, так как от мощей старца происходило множество исцелений.

 

Обитель на острове Эвия

Монастырь преподобного Давида Эвбейского был основан в 1540 году. Вначале он назывался Преображенским, но после кончины преподобного стал носить его имя. Божьим промыслом, несмотря на многочисленные разрушения и периоды упадка, обитель находится сегодня в цветущем состоянии. К югу от нее на расстоянии 20 минут ходьбы сохранилась и пещера, где преподобный Давид проводил пять дней в неделю последние годы своей жизни.

В ХХ веке монастырь переживал большие трудности. В 1933 году большинство обширных монастырских угодий было конфисковано греческим правительством на нужды государства. У обители остались только оливковая роща в местности Амбурья и несколько небольших пашен. За время Второй мировой и Гражданской войн число монахов резко сократилось, здания пришли в аварийное состояние.

Восстановление обители началось лишь в 1951 году, когда игуменом стал Никодим (Фомас). Продолжилось оно при старце архимандрите Иакове (Цаликисе), который был настоятелем монастыря с 1975 по1991 год. Его заслуженно называют обновителем и новым ктитором обители. Могила старца Иакова, находящаяся во дворе монастыря, у южной стены собора, стала одной из монастырских святынь. Начисто выбеленная и украшенная многочисленными цветами, она совершенно не воспринимается как символ смерти. На могильной плите выбита строка из Символа веры, многократно при жизни упоминаемая старцем Иаковом: «Чаю воскресения мертвых». А установленный на плите портрет старца с благословляющим жестом и лучезарной улыбкой вселяет уверенность в том, что и после земной кончины он продолжает молиться за свой монастырь и за всех, кто сюда приезжает и обращается к нему за помощью. Старец еще не канонизирован, но вопрос о его прославлении сегодня обсуждается в Греческой Церкви.

Конечно же, главной святыней монастыря являются мощи преподобного Давида Эвбейского, которые хранятся в монастырском соборе. Примечательно, что только десница преподобного Давида осталась нетленной, вместе с плотью и кожей. Монахи считают, что причина этого – милостивый нрав святого, который раздавал бесчисленные милостыни правой рукой. Главу преподобного Давида иногда увозят для поклонения верующих в разные города Греции. Также в монастыре хранится еще одна почитаемая святыня – часть главы святителя Василия Великого. В числе монастырских реликвий сохранились некоторые личные вещи преподобного Давида, привезенные им из путешествия в Россию: эпитрахиль, кадило, посох. В престольные праздники – Преображение Господне и День кончины преподобного Давида Эвбейского (1 ноября) – в монастырь приезжает очень много паломников, которые, среди прочего, свидетельствуют о многочисленных чудесах, происходящих с ними по молитвам основателя монастыря. У чтимой иконы преподобного Давида, находящейся в монастырском соборе, некоторые из них оставляют свои костыли, которые для других являются зримым символом свершившегося чуда исцеления.

P1130198.JPG

 

Старец Иаков (Цаликис)

Возродивший обитель преподобного Давида в ХХ веке, старец Иаков оказался в числе тех удивительных избранников Божьих, кто также возродил христианскую веру в душах сотен тысяч людей. Он родился 5 ноября 1920 года в благочестивой семье, которая была тесно связана с Церковью. Пришел в обитель в 1951 году, когда ему был 31 год, и нашел ее в плачевном состоянии: в ней была только одна церковь и три кельи с тремя монахами. Тогда будущий старец понял, что монастырь нужно строить заново не только в материальном, но и в духовном плане. Он столкнулся с огромным количеством трудностей, прежде чем смог осуществить задуманное – чтобы монастырь отстроился и действительно стал общежительным. В течение многих лет он вел борьбу  молитвой и постом, проявляя великое терпение во время искушений и трудностей. Постепенно он создал монастырь и в 1985 году стал его игуменом.

С этого времени возрожденная обитель стала обретать известность, сюда начали приезжать люди, вдохновленные рассказами о духовных дарах архимандрита Иакова. «Он мог исцелять больных, изгонять из людей демонов, знать будущее, у него был дар предвидения и прозорливости – он видел, что происходит у человека внутри, – рассказал нам насельник монастыря схиархимандрит Давид (Псаракис), ученик старца Иакова. – Он мог посмотреть на человека и узнать все, начиная от имени, какие у него грехи, хорошие поступки, проблемы и чего он хочет. Человек входил к нему в келью – и старец отвечал на волновавшие его вопросы до того, как тот их задавал. При этом в жизни он был очень простым и очень смиренным человеком, так что внешне совсем не походил на игумена».

Старец Иаков был выдающимся духовником. Имея великую любовь, он жертвовал собою ради всех, и, хотя последние годы сам страдал от множества болезней, никому не отказал в духовной беседе. «Народ, – говорил он братии, – ни еды ищет и ни питья, но нашей любви. Если мы сможем это сделать, то тогда будем успешны на нашем монашеском поприще». Встретиться с ним в обитель приходили сотни простых людей, а также патриархи, архиереи, священнослужители всех степеней и монахи, начальники и высшие судебные работники, профессора университетов и ученые. У всех уходивших из монастыря после встречи со старцем Иаковом было ощущение, что они уходили как бы из Рая.

 

Завет любви

«В нем была такая любовь! – вспоминает схиархимандрит Давид. –  И она давала ему свободу и радость. Рядом с ним не чувствовался страх. Старец неустанно боролся с искушениями и трудностями до последних секунд своей жизни и учил этому нас. Он говорил, что мы не должны уставать, разочаровываться перед лицом искушений и жизненных трудностей и что нужно продолжать бороться до самого конца. Он говорил нам, что самое важное для человека – иметь терпение и оставаться в том месте, куда пришел. Если пришел в монастырь, то должен жить в нем до смерти, не переходя в другой, а оттуда – в третий, четвертый. Если женился, надо оставаться в браке и не оставлять его, чтобы вступать в новый брак, потом в другой, третий и так далее. Надо оставаться там, где ты есть. Это важно для того, чтобы душа была хорошей, чтобы она возделывалась. Часто мы говорили старцу: «Когда же закончатся искушения и трудности?» – «В гробу, когда мы будем в гробу, – отвечал он. – Господь любит нас и защищает от опасностей, но терпеть и бороться мы должны до самой смерти, чтобы в последние секунды не потерпеть поражение и не проиграть всю борьбу».

Насколько скромен и неприхотлив в быту был старец Иаков, можно увидеть, побывав в его небольшой келье. Кроме кровати и стола здесь нет никакой мебели, зато до сих пор ощущается атмосфера любви и служения Богу. В таких местах понимаешь, что по-настоящему великие дела творятся в простоте. Как особые реликвии здесь хранятся эпитрахиль и монашеская одежда старца. Среди многочисленных икон, которыми увешаны стены кельи, есть образ преподобного Серафима Саровского. Старец Иаков, указывая на иконы в своей келье, часто говорил приходящим братьям: «Это наша семья». Когда у него бывали какие-то скорби и искушения, то старец, смиряя себя, говорил, что те, кто изображен на иконах, пережили гораздо больше, чем он. Примечательно, что братья часто предлагали старцу для себя другую келью, получше. На это он отвечал: «В жизни своей никогда не читал в житиях святых, чтобы какой-то святой стал таковым по той причине, что жил в хорошей келье». Когда братья приходили к старцу в келью, он всегда сидел на коврике на полу, и они рассаживались на пол вокруг него, а часто стояли на коленях. Когда он был совсем стареньким, то кушал, сидя на полу, а пищу брал с маленького, как стул, столика.

«Монастырь у нас небольшой, всего 11 монахов, при этом только двое поют на клиросе и двое – священнослужители, игумен и я, – рассказывает отец Давид. – Не могу сказать, что этого достаточно, но, к сожалению, больших возможностей у нас пока нет, потому что у других монахов есть свои послушания. Нагрузка на священнослужителей очень большая, поскольку в монастырь приезжает очень много паломников, и нам приходится по очереди исповедовать и служить литургию. Но мы выполняем благословение старца Иакова – принимать всех паломников, прибывающих к нам. Наш монастырь открыт каждый день с утра до вечера, и любой паломник может сюда прийти».


 

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657007 1000.00 рублей на tes2
  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657054 1000.00 рублей на tes2