Монастырь Дау Пендели

8 мая 2015

Вторник Светлой седмицы, для православных всего мира наполненный безграничной радостью воскресения Христова, в греческом монастыре Господа Вседержителя Дау Пендели, расположенном в 40 километрах от Афин, окрашен легкой грустью. Каждый год в этот день здесь вспоминают о мученическом подвиге 179 монахов, погибших в Пасхальную ночь 1680 года страшной смертью от рук турецких разбойников. Такая самоотверженная жертва Богу, смерть Христа ради и спустя столетия вызывает изумление, преклонение перед памятью мучеников. Эта жертва до сих пор приносит свои плоды: монастырь Дау Пендели сегодня является одним из тех, где мощно бьет пульс греческого православия, и те, кто приезжает сюда, отмечают уникальность этого места. Потому что история обители, которая более восьми столетий существовала как мужская, а 50 лет назад возродилась как женская, изобилует не только мученическими подвигами, но и многочисленными чудесами.

Ангельское служение

Мужской монастырь Господа Вседержителя Дау Пендели был основан в IX веке как общежительный, по известному Студийскому уставу. За свою многовековую историю он не только подвергался набегам и разорениям, но и познал времена большого расцвета и славы. В ранневизантийскую эпоху он был вторым по величине на всем Балканском полуострове, имея в своем составе более 600 монахов, опережая, возможно, даже знаменитые Метеоры, которые исторически считаются вторым после Афона монашеским центром в Греции. Даже в период турецкого завоевания, когда на территории Греции наступил определенный упадок монашества, эта обитель была густонаселенной: здесь проживало более 100 монахов. В эти трудные времена она являлась духовной колыбелью и неугасаемым источником национального вдохновения и общественного пробуждения притесняемых турками православных греков. С 1570 года местные монахи особенно выделялись великой духовной силой, невиданной в те времена.

В частности, монастырь отличался от других своим непрерывным молитвенным и литургическим ритмом. Божественная литургия служилась здесь восемь раз в сутки, каждые три часа. Совершая такое непрестанное богослужение, монахи этой обители, по сути своей, уподоблялись ангелам, которые занимаются именно тем, что непрестанно хвалят Господа на небе. Именно в подражание ангельскому служению возникла такая интересная традиция непрестанного богослужения.

Для этого в главном храме монастыря, посвященном Преображению Господню, который по давней греческой традиции называется Католикон (то есть всеобщий), были устроены восемь престолов, поскольку по церковному уставу на одном престоле можно совершать только одну литургию в сутки. Преображенский храм был построен в XI веке, являясь сегодня одним из самых древних на территории Греции. Он представляет собой высокий, неповторимый, шестиугольной формы византийский храм, подобного которому сегодня не встретить во всей стране. Видимо, изначально такая форма была выбрана для того, чтобы расположить на разных уровнях-этажах восемь престолов. Представляя, как столетия назад здесь непрестанно совершалась Божественная литургия, невозможно не проникнуться особой намоленностью этого места. И эта необычайная молитвенная атмосфера до сих пор царит в монастыре.

Кровь мучеников

В таком ангельском состоянии монастырь просуществовал до конца XVII века. Поскольку он находился недалеко от западного побережья Греции, рядом с портовым городом Рафина, и по этой причине неоднократно подвергался нападению турецких пиратов, монахи прорыли длинный тоннель, с помощью которого можно было покинуть монастырь и избежать опасности. Однако в Пасхальную ночь 1680 года воспользоваться этим тоннелем им не удалось, потому что один из местных жителей договорился с разбойниками и привел их прямо в монастырь. Они неожиданно предстали перед монахами, собравшимися в Преображенском храме и с зажженными пасхальными свечами воспевающими «Христос воскресе!» на Божественной литургии. В результате разбойники погубили всех монахов самым страшным образом – изрубили и изрезали, а обитель полностью разграбили. 179 ее насельников погибли мученической смертью.

Однако один из иеромонахов обители все-таки остался жив – ему пришлось отлучиться на монастырское подворье, чтобы не оставить без Пасхального богослужения его работников. Возвращаясь ближе к вечеру в монастырь, он издалека увидел его разрушенные стены, а в главных воротах – груду изувеченных монашеских тел. Сильно испугавшись, он поднялся на вершину горы, откуда смог разглядеть корабли турецких пиратов, и сразу все понял. Лишь на следующий день, когда пиратские корабли снялись с якоря, он спустился в монастырь и увидел, как сообщает монастырская летопись, своих собратьев, «как овец, волками вырезанных». Один монах был разрублен от плеча до середины живота, другой – от макушки головы до шеи, третий – распилен пополам и брошен наземь. Повсюду валялись отрубленные руки, головы, вываленные наружу внутренности. Вся монастырская земля была залита кровью мучеников. Одна мысль только могла утешить несчастного иеромонаха: в то время как растерзанные тела его собратьев лежали на земле, их души устремились в небесные обители, пополнив ряды мучеников Христовых, чтобы в вечной жизни находиться у Престола Божьего. Похоронив своих собратьев, оставшийся в живых иеромонах записал для потомков их житие.

Обретение мощей

С 1680 года, со дня мученической кончины братии, обитель так и не смогла восстановить былой масштаб, в ней проживали лишь один-два монаха. А к 1963 году на ее месте вообще была разруха. Сюда пришли жить и восстанавливать обитель сестры из монастыря святого Потапия, который находится в 100 километрах от Афин, высоко в горах. Спустя десятилетия монастырь Господа Вседержителя Дау Пендели стал гораздо больше обители святого Потапия.

«Жившие в Дау Пендели монахи еще до своей кончины были святыми, – рассказывает настоятельница монастыря игуменья Стилиана. – А после их кончины и вся земля обители пропиталась мученической кровью. Когда я пришла сюда в 1963 году, чтобы возрождать обитель, мы с сестрами первым делом решили разыскать мощи. Молились и постились 40 дней. В последний день нашего поста рабочие меняли в храме полы и вдруг почувствовали благоухание. Позвали нас. И вот вместе мы открыли под Царскими вратами нетленные мощи монахов».

Мощи не всех мучеников были обретены, поскольку масштабных раскопок в монастыре не проводилось. Были обнаружены только те, которые находились внутри храма. В частности, как считают специалисты, нашли мощи игумена монастыря Нила, поскольку они находились в царских вратах. Их облачили в монашеские одежды, уложили в раку, и сегодня они покоятся в притворе Преображенского храма. Мощи остальных монахов, которые удалось обрести, находятся в специальном помещении, бывшей гробнице. Все обретенные мощи почивают в открытом виде, так что по характеру нанесенных травм, в частности по тому, как сильно раздроблены черепные кости, можно составить представление о той жестокости, с которой действовали убийцы. Но останки большинства мучеников по-прежнему покоятся в монастырской земле.

Когда монахини пришли в 1963 году возрождать разрушенный монастырь, их взору предстали полуразрушенный сожженный храм и развалины бывших построек. То, что сегодня видят в монастыре приезжающие паломники, поражает воображение. Сестры постарались максимально восстановить прежние монастырские постройки и возвести новые, которые удивительным образом гармонируют с прежними. Сегодня это одна из самых процветающих обителей Греции. В том числе и потому, что по молитвам 179 мучеников в жизни тех, кто обращается к ним за помощью, происходит много чудес. Люди исцеляются от раковых и других заболеваний, решают неразрешимые проблемы, обретают потерянное. А одна женщина, пролежавшая в коме 72 дня, на искусственном жизнеобеспечении, очнулась благодаря тому, что ее муж обратился за помощью к мученикам. Конечно же, он в первую очередь поехал в монастырь поблагодарить Бога. Таких чудес в последние 20 лет происходит очень много, и сестры заботливо ведут их фиксацию.

Благословение старца

В монастыре сегодня проживают 25 насельниц во главе с игуменией Стилианой, которая приехала сюда по благословению старца Порфирия Кавсокаливита возрождать монастырь. Она прибыла сюда с первой игуменьей, после смерти которой стала второй игуменьей монастыря. Именно благодаря ее таланту мудрой и любящей наставницы монастырь находится сегодня в расцвете духовных и творческих сил.
Старец Порфирий стал духовником обители Господа Вседержителя Дау Пендели. В частности, он заповедал сестрам, чтобы они особенно внимательно и радушно относились к паломникам из России. Как будто предвидел, что в начале XXI века количество русских паломников, приезжающих в монастырь, увеличится в разы. Поэтому по благословению матушки Стилианы две сестры начали изучать русский язык. Также сюда приходят обучаться византийскому пению девушки из России, которые проживают в Греции. Кстати, в монастыре много русских икон – монахини очень почитают святую Матрону Московскую, преподобного Серафима Саровского, преподобномученицу Елисавету Федоровну, святителя Луку Крымского и других русских святых.

В начале 90-х годов прошлого века, когда в Грецию приезжал патриарх Алексий II, он посетил и монастырь Дау Пендели, и сестры подарили ему облачение, которое вышили своими руками. В монастырской ризнице хранится копия этого облачения. А архиепископ Афинский Христодул, один из любимых греками церковных иерархов, почивший в 2008 году, раньше всегда служил только в тех облачениях, которые ему шили сестры этой обители. Среди искусств, которыми занимаются сестры, шитье и вышивка церковных облачений – одно из главных. При этом мастерицы стараются сохранить древнюю монашескую традицию делать все своими руками, без помощи машин.

«Для нас большое благословение в том, что мы живем в таком святом месте, где так много мощей святых, и что у нас такая игуменья, рядом с которой происходит много чудес, – рассказала одна из монахинь, проводившая для паломников экскурсию по обители. – К нам в монастырь приезжает очень много православных греков, которые от матушки буквально не отходят. По воскресеньям после богослужения рядом с ней всегда можно увидеть много народа. К тому же она очень любит детей. Старец Порфирий говорил сестрам: «Вы очень счастливые люди, потому что у вас есть такая игуменья, которая лучше иной матери. Когда она по ночам молится и воздевает свои руки, можно сказать, что отверзаются небеса».

Сама же матушка Стилиана так рассказала о старце Порфирии: «У старца с 17 лет был дар особого созерцания и провидения, который святые люди приобретают уже в зрелом возрасте. И когда он впервые попал в монастырь Дау Пендели, то своими духовными очами увидел, что здесь повсюду пролита кровь святых мучеников и находятся их мощи. И поскольку, как известно, под престолом каждого православного храма находятся мощи мучеников и на этих мощах служится Божественная литургия, то старец сказал нам: «Вы, может быть, до конца не понимаете это сейчас, но здешняя земля как один большой престол с антиминсом, потому что везде покоятся мощи святых мучеников. И монахи, жившие в этом монастыре в то далекое время, не обычные мученики, которые исповедали Христа до смерти перед лицом злобных разбойников. Но всю свою жизнь они ни минуты не жили без молитвы ко Господу, не случайно здесь было восемь престолов в храме. Они были действительно как друзья Господа». Не удивительно, что по молитвам перед мощами мучеников происходит много чудес».

Центр притяжения

Каждую пятницу в монастыре Дау Пендели совершается всенощное богослужение – с позднего вечера до раннего утра. Попасть на него стремятся многие православные греки, так что храм во время этой службы бывает переполнен до отказа. Сюда приезжают как для молитвенного и духовного общения, так и для того, чтобы прикоснуться к прекраснейшим образцам византийского искусства. В монастыре очень хороший хор, в котором поют 12 монахинь, и многие считают его одним из лучших церковных хоров в Греции. А русские паломники, оказавшись на богослужении в монастыре, могут насладиться древним искусством византийского иссонного пения, которое с любовью культивируется в обители. А также лицезреть византийские богослужебные традиции, когда в особо торжественные моменты монахини специальным шестом раскачивают по кругу центральное паникадило и лампады, висящие перед главными иконами иконостаса.

P1130011.JPG

Поскольку древний храм, где до сих пор сохранились ниши восьми престолов, со временем перестал вмещать всех желающих, было решено построить новый большой собор. Он пока еще не закончен, но внутри на треть расписан. Причем матушка Стилиана активно участвует в разработке его дизайна, ведь она стояла у истоков возрождения византийской иконописи в 50-х годах прошлого века. Примечательно, что сестры сами пишут иконы и фрески, выкладывают мозаики. Кроме того, у монастыря вокруг много земли, поэтому в числе послушаний у сестер имеется также возделывание садов и огородов.

Видя, как популярна обитель у современных греков, сестры, в свою очередь, стараются поддерживать здесь здоровую интеллектуальную атмосферу, приглашая в монастырь различных священников и богословов. Приезжая в обитель, они устраивают лекции и беседы с прихожанами на различные темы. Монастырь не случайно славится очень интересной интеллектуальной жизнью. Также часто сюда по приглашению монахинь приезжают видные греческие митрополиты. У греков есть интересный обычай – в воскресные и праздничные дни после окончания литургии они приходят в архондарик (специальное помещение для приема гостей), где митрополит либо возглавлявший богослужение священник садится на почетное место, рядом располагается сослужащее духовенство, монахини и гости, которые приехали в этот день в монастырь. Затем игумен или игуменья монастыря задает вопрос, тематически близкий, например, к теме проповеди, которую сказал за богослужением епископ, и просят развить эту тему. Также могут задаваться злободневные, насущные вопросы, и далее за чашечкой кофе продолжается интересное общение. И, побеседовав примерно около часа, затем уже все отправляются на общую трапезу. Получается такое непрерывное общение, как в Древней Церкви, когда трапеза соединяется с богослужением. Но за трапезой уже общаться не принято, обычно она проходит под чтение житий святых.

P1130004.JPG

Все, кто посещает обитель Дау Пендели, ощущают тонкое благоухание, наполняющее все пространство – дворики, храмы, бытовые помещения. Но главное, что привлекает сюда многочисленных паломников, – это непрерывающаяся связь между небесным и земным миром, помощь и предстательство тех, кто уже пребывает в обителях небесных, еще живущим на земле. Смерть за Христа 179 мучеников до сих пор укрепляет в вере ныне живущих здесь и создает особую, благоговейную атмосферу.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 16.09.2017 Пожертвование 1505548656 100.00 рублей на медикаменты
  • 17.09.2017 Пожертвование 1505654440 100.00 рублей на реабелитацию Тамары Черняевой