Матера – город без времени

29 апреля 2015

В Италии, как ни в одной другой стране, находится огромное количество памятников двухтысячелетней истории христианства. Но, пожалуй, самым необычным местом является Матера – поселение, расположенное примерно в 100 километрах от города Бари вглубь Апеннинского полуострова. Именно здесь, в месте, пропитанном духом древнего христианства, снимали фильм «Страсти Христовы».

Жилые и культовые постройки Матеры примерно на 90 процентов находятся в пещерах. Сами пещеры расположены как в низине, так и в окружающих ее горных склонах, имеют многоуровневое внутреннее устройство. Но более всего поражает в Матере количество церквей и часовен – их более 130. Уникален интерьер пещерных церквей: колоннами в них часто служат сталактиты и сталагмиты, а неровные, утратившие от времени и влажности ухоженность стены сохранили следы многочисленных византийских фресок.

Оказавшись здесь впервые, испытываешь невероятное ощущение: как будто попадаешь в иное пространство, которое переносит жителя XXI века на более чем десяток столетий назад. От местного гида мы узнали, что эти пещерные храмы были созданы православными жителями Византии, среди которых большинство составляли монахи, бежавшие из родных мест после начала иконоборческого движения в центральных городах империи. Именно Матера, благодаря удобным для проживания природным пещерам, приняла изгнанников, которые смогли создать здесь небольшой островок рая.

Иконоборчество в Византии

Иконоборчество в VIII веке, позднее ставшее религиозно-политическим движением в Византии, изначально было направлено против почитания икон и имело характер догматического спора. Иконоборцы считали священные изображения Бога, Богородицы и святых идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди, а именно: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20, 4-5). В этот спор, который длился чуть менее столетия, оказались вовлечены представители разных слоев византийского общества: императоры, монахи, миряне, и не всем удалось избежать его трагических последствий.

В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон по всей Византийской империи, в результате чего оказались уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и росписей во многих храмах. Вандалы не останавливались ни перед чем – безжалостно сжигали иконы, сбивали украшавшие стены храмов мозаики и фрески. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие преподобного Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…Иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».

Приют для гонимых

Многие противники иконоборцев пострадали в результате гонений вплоть до смерти. Многие вынуждены были бежать из привычных мест обитания, и Матера оказалась той точкой на карте, где некоторые из этих гонимых обрели приют. Дело в том, что здесь задолго до появления переселенцев из Византии местные жители облюбовали для себя известняковые скалы и ущелья. Поселение на этом месте существовало в эпоху неолита, и уже тогда местные жители умели легко обращаться со скальным материалом. Многими исследователями Матера считается одним из первых поселений на территории Апеннинского полуострова.
В античные времена Матера была греческим городом. В римскую эпоху город укрепили стеной, а многочисленные гроты и скалистые массивы стали использовать для постройки деревенских жилищ, и так зародились кварталы Сасси («сассо» – по-итальянски «скала»). Со временем кварталы разрастались по всей округе, лабиринт известняковых домиков-гротов увеличивался. Местные жители, которые находились в затруднительном материальном положении, строили свои жилища в Сасси, используя естественные гроты. Неудивительно, что, когда в VIII веке сюда переселились византийские монахи, они легко смогли обустроить в гротах церкви и кельи, подобные которым и сейчас можно встретить в Турции (бывшей Каппадокии) и других странах Ближнего Востока.

В следующих столетиях на этих землях разворачивались жестокие битвы между сарацинами, византийцами и германскими императорами, и Матера не раз подвергалась разрушениям. Но благодаря упорству и гидротехническим талантам ее жителей город постепенно превратился в настоящий зеленый рай, с подвесными садами, огородами и деревьями. Интересно, что отвага и героический характер местных жителей проявились и спустя столетия: в 1943 году они первыми в Италии подняли восстание против фашистско-немецкой оккупации. Сегодня кварталы Сасси, пожалуй, являются единственным местом в мире, где люди живут в домах своих предков, населявших этот район около 9 тысяч лет назад. Конечно, во многих жилищах проведено электричество и устроены другие необходимые удобства.

Византийские храмы Матеры

Каждый из пещерных храмов имеет свои отличительные особенности и в разной степени сохранившиеся древние фрески. Существуют отдельные комплексы пещерных церквей, вход в которые осуществляется через красивые порталы, при этом три или четыре церкви, каждая в своем собственном стиле, выходят в один двор. Среди наиболее выдающихся из них – церковь Санта-Барбара с ее потрясающими фресками и иконостасом, настоящая жемчужина «пещерного» искусства Сасси. Удивит ценителя православной иконописи и пещерный комплекс церквей Мадонна-делле-Вирту и Сан-Никола-деи-Грэчи (то есть Николы греческого).

Но, к сожалению, осмотреть все эти церкви за один день, который обычно отводится в туристической программе для посещения Матеры, совершенно невозможно. Однако то, что удается увидеть, оставляет неизгладимое впечатление о высочайшем мастерстве византийских мастеров, глубине их богословских взглядов, невероятном аскетизме и горячем молитвенном настрое. Даже по тем фрагментам, которые сохранились вопреки уничтожающему влиянию времени и природы, можно судить о развитой богословской программе росписи храмов.

Надо отдать должное итальянским реставраторам – они пытаются сохранить те фрески в пещерных храмах, которые дошли до наших дней, и ограничивают посещение туристами тех храмов, которые требуют особого температурно-влажностного режима. Но время, а также социальные потрясения делают свое черное дело. В первой половине ХХ века, когда Италия в результате двух мировых войн оказывалась в бедственном экономическом положении, а ее южные области исторически всегда были гораздо беднее северных, Матера превратилась в совершенно лишенный каких-либо достижений цивилизации край. Местные жители, погрязшие в непроходимой нищете, но при этом возрастая количественно, испытывали большой дефицит в жилом пространстве и начали использовать в качестве жилищ и пещерные храмы, которые к тому времени находились в заброшенном состоянии уже долгие десятилетия. Причем огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм. Для Италии это оказалось настоящей «проблемой Матеры», которая вскоре выросла до размера «позора нации». И лишь в 1952 году итальянское правительство приняло решение переселить жителей Матеры в новые кварталы, освободив пещерные дома.

P1120029.JPG

Опустевший город

Постепенно кварталы Сасси начали пустеть, и сегодня в них проживает не более 2 тысяч жителей, которые в большинстве своем работают в туристическом секторе. А пещерные храмы наконец-то стали пристальным объектом внимания мировой культурной и церковной общественности, в результате чего в 1993 году Сасси ди Матера включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, причем первым на юге Италии. Благодаря этому небольшой островок византийской культуры, освященный молитвами и аскетическими подвигами православных монахов, имеет шанс сохраниться для будущих поколений. Ведь даже и для многих наших современников трудно понять, как, оказавшись в условиях полнейшего отсутствия цивилизации, византийцы смогли создать здесь в пещерах огромное количество настоящих шедевров – храмов с высокохудожественными росписями. Причем такого качества, что некоторые из них сохранились, невзирая на давление обстоятельств.
Для современного человека оказаться в Матере – это перенестись во времени на многие столетия назад, прикоснуться к истокам человеческой истории, поразиться многообразию форм человеческой жизни на нашей планете. Видимо, вдохновляясь каким-то по-библейски первозданным, не тронутым цивилизацией пейзажем и внеисторичным духом этих мест, некоторые режиссеры выбрали их в качестве натуры для своих фильмов. А кварталы Сасси, после того как они стали малообитаемы, использовали в качестве декораций. В частности, здесь снимал Пьер Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» в 1964 году, а Мел Гибсон «Страсти Христовы» в 2004 году.
P1120028.JPG

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь: