-
21 августа 2016
Успенский пост – выражение любви к Богоматери
-
3 августа 2016
В Дивеево – в гости к Царице Небесной
-
28 июня 2016
Фестиваль любви, поэзии и музыки
-
10 июня 2016
Бельгия: Азия в центре Европы
-
25 апреля 2016
Древняя Лявля на Северной Двине
-
16 апреля 2016
Самый южный монастырь России
-
7 апреля 2016
Горненская обитель в Палестине
-
29 марта 2016
Серафимова обитель в селе Абабково
-
20 марта 2016
Святая Феодора, победившая иконоборцев
-
11 марта 2016
Пост как драгоценный дар Христа
-
2 марта 2016
Путешествие в Бари
-
22 февраля 2016
Вырица – место молитвы и любви
-
13 февраля 2016
У мощей святителя Луки
-
4 февраля 2016
Амальфитанская сказка
-
26 января 2016
Владимирский храм-усыпальница адмиралов
-
8 января 2016
Русская Полтава
-
21 декабря 2015
Зимняя сказка Рождества
-
12 декабря 2015
Святыни горного Кипра
-
24 ноября 2015
Святыни древнего Торжка
-
15 ноября 2015
Город Саров: высокий гений и высокий дух
-
6 ноября 2015
Село Бортсурманы – второе Дивеево
-
28 октября 2015
Русская Голгофа в Бутове
-
19 октября 2015
Париж православный
-
10 октября 2015
Рукотворный монастырский рай
-
1 октября 2015
Осень в Болдине
-
13 сентября 2015
Заповедник на Щелоковском хуторе
-
4 сентября 2015
Храм-пирамида на Братском кладбище
-
10 июля 2015
Чудо крестного хода
-
1 июля 2015
Монастырь преподобного Давида Эвбейского
-
22 июня 2015
Фильм «Территория»: долгожданный шедевр
-
13 июня 2015
Воспитание по-французски
-
4 июня 2015
В гостях у Чайковского
-
26 мая 2015
Бессмертный полк
-
17 мая 2015
Стакан молока
-
8 мая 2015
Монастырь Дау Пендели
-
29 апреля 2015
Матера – город без времени
-
20 апреля 2015
Монастырь на острове
-
11 апреля 2015
Древняя обитель Инкермана
-
2 апреля 2015
Оптина пустынь – дом для всех
-
24 марта 2015
Православные обители Польши
-
15 марта 2015
Сирия – колыбель христианства
-
6 марта 2015
У Спиридона Тримифунтского
-
25 февраля 2015
У кратера вулкана
-
16 февраля 2015
Обыкновенные итальянцы
Матера – город без времени
29 апреля 2015
В Италии, как ни в одной другой стране, находится огромное количество памятников двухтысячелетней истории христианства. Но, пожалуй, самым необычным местом является Матера – поселение, расположенное примерно в 100 километрах от города Бари вглубь Апеннинского полуострова. Именно здесь, в месте, пропитанном духом древнего христианства, снимали фильм «Страсти Христовы».
Жилые и культовые постройки Матеры примерно на 90 процентов находятся в пещерах. Сами пещеры расположены как в низине, так и в окружающих ее горных склонах, имеют многоуровневое внутреннее устройство. Но более всего поражает в Матере количество церквей и часовен – их более 130. Уникален интерьер пещерных церквей: колоннами в них часто служат сталактиты и сталагмиты, а неровные, утратившие от времени и влажности ухоженность стены сохранили следы многочисленных византийских фресок.
Оказавшись здесь впервые, испытываешь невероятное ощущение: как будто попадаешь в иное пространство, которое переносит жителя XXI века на более чем десяток столетий назад. От местного гида мы узнали, что эти пещерные храмы были созданы православными жителями Византии, среди которых большинство составляли монахи, бежавшие из родных мест после начала иконоборческого движения в центральных городах империи. Именно Матера, благодаря удобным для проживания природным пещерам, приняла изгнанников, которые смогли создать здесь небольшой островок рая.
Иконоборчество в Византии
Иконоборчество в VIII веке, позднее ставшее религиозно-политическим движением в Византии, изначально было направлено против почитания икон и имело характер догматического спора. Иконоборцы считали священные изображения Бога, Богородицы и святых идолами, а культ почитания икон – идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди, а именно: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20, 4-5). В этот спор, который длился чуть менее столетия, оказались вовлечены представители разных слоев византийского общества: императоры, монахи, миряне, и не всем удалось избежать его трагических последствий.
В 730 году император Лев III Исавр запретил почитание икон по всей Византийской империи, в результате чего оказались уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и росписей во многих храмах. Вандалы не останавливались ни перед чем – безжалостно сжигали иконы, сбивали украшавшие стены храмов мозаики и фрески. К наиболее известным фактам вандализма относится уничтожение убранства храма Богородицы во Влахернах, в котором проходил иконоборческий собор 754 года. Житие преподобного Стефана Нового, пострадавшего за иконопочитание, сообщает: «…Иконы ввергались – одни в болото, другие – в море, третьи – в огонь, а иные были рассекаемы и раздробляемы секирами. А те иконы, которые находились на церковных стенах, – одни сострагивались железом, другие замазываемы были краскою».
Приют для гонимых
В следующих столетиях на этих землях разворачивались жестокие битвы между сарацинами, византийцами и германскими императорами, и Матера не раз подвергалась разрушениям. Но благодаря упорству и гидротехническим талантам ее жителей город постепенно превратился в настоящий зеленый рай, с подвесными садами, огородами и деревьями. Интересно, что отвага и героический характер местных жителей проявились и спустя столетия: в 1943 году они первыми в Италии подняли восстание против фашистско-немецкой оккупации. Сегодня кварталы Сасси, пожалуй, являются единственным местом в мире, где люди живут в домах своих предков, населявших этот район около 9 тысяч лет назад. Конечно, во многих жилищах проведено электричество и устроены другие необходимые удобства.
Византийские храмы Матеры
Каждый из пещерных храмов имеет свои отличительные особенности и в разной степени сохранившиеся древние фрески. Существуют отдельные комплексы пещерных церквей, вход в которые осуществляется через красивые порталы, при этом три или четыре церкви, каждая в своем собственном стиле, выходят в один двор. Среди наиболее выдающихся из них – церковь Санта-Барбара с ее потрясающими фресками и иконостасом, настоящая жемчужина «пещерного» искусства Сасси. Удивит ценителя православной иконописи и пещерный комплекс церквей Мадонна-делле-Вирту и Сан-Никола-деи-Грэчи (то есть Николы греческого).
Но, к сожалению, осмотреть все эти церкви за один день, который обычно отводится в туристической программе для посещения Матеры, совершенно невозможно. Однако то, что удается увидеть, оставляет неизгладимое впечатление о высочайшем мастерстве византийских мастеров, глубине их богословских взглядов, невероятном аскетизме и горячем молитвенном настрое. Даже по тем фрагментам, которые сохранились вопреки уничтожающему влиянию времени и природы, можно судить о развитой богословской программе росписи храмов.
Надо отдать должное итальянским реставраторам – они пытаются сохранить те фрески в пещерных храмах, которые дошли до наших дней, и ограничивают посещение туристами тех храмов, которые требуют особого температурно-влажностного режима. Но время, а также социальные потрясения делают свое черное дело. В первой половине ХХ века, когда Италия в результате двух мировых войн оказывалась в бедственном экономическом положении, а ее южные области исторически всегда были гораздо беднее северных, Матера превратилась в совершенно лишенный каких-либо достижений цивилизации край. Местные жители, погрязшие в непроходимой нищете, но при этом возрастая количественно, испытывали большой дефицит в жилом пространстве и начали использовать в качестве жилищ и пещерные храмы, которые к тому времени находились в заброшенном состоянии уже долгие десятилетия. Причем огромные семьи жили в антисанитарных условиях, без канализации, не соблюдая элементарных гигиенических норм. Для Италии это оказалось настоящей «проблемой Матеры», которая вскоре выросла до размера «позора нации». И лишь в 1952 году итальянское правительство приняло решение переселить жителей Матеры в новые кварталы, освободив пещерные дома.
Опустевший город
Светлана Высоцкая