Древняя Лявля на Северной Двине

25 апреля 2016

Русский Север издавна притягивал к себе внимание путешественников удаленностью от шумных перекрестков цивилизации, первозданной природой, особенной тишиной жизни, которая позволяла почувствовать присутствие Бога на земле. Древние северные храмы, скиты и монастыри столетиями служили приютом для ищущих духовной жизни людей, одновременно являясь непревзойденными шедеврами архитектуры. Сегодня эти шедевры можно увидеть не только в известных всему миру туристических местах, но и небольших, затерявшихся в живописных просторах поселениях. Например, в селе Лявля, расположенном в 30 километрах к югу от Архангельска.

Край чистых родников и мироточащих икон

Раскинувшаяся на берегу Северной Двины Лявля известна с XIV века как одно из древнейших новгородских поселений. Когда-то здесь располагался древний Успенский мужской Лявлин монастырь, основанный почти одновременно с селом. В 1339 году для обители, по распоряжению великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты, было написано пергаментное Евангелие, одно из первых рукописных на Руси. Оно сохранилось до настоящего времени и известно как «Сийское Евангелие». В 1931 году книга была передана в библиотеку Академии наук.

Успенский монастырь имел два деревянных храма – Успенский и Никольский. Во время пожара 1580 года первая монастырская Успенская церковь сгорела. Лишь спустя два столетия в Лявле был вновь построен Успенский храм, но уже не монастырский, а приходской. Храм Успения Пресвятой Богородицы был заложен из кирпича в 1804 году по обету купца первой гильдии, капитана и строителя Александра Харитонова. В 1929 году, после прихода к власти большевиков, храм был закрыт, а его настоятель отец Сильвестр арестован. С 1943 года здесь располагались различные организации, среди которых отдел Северного Флота и воинская часть.

Лишь в 1991 году здание Успенского храма было возвращено Русской Православной Церкви, а в сентябре 1997 года состоялось торжественное его освящение. В 2005 году в храме закончилось восстановление правого придела во имя святителя Митрофана Воронежского. По словам старосты Лявлинского церковного прихода Николая Суханова, этот «военно-морской» придел был одним из первых в России, будучи созданным в 1836 году по велению царя Николая I. Незадолго до этого святитель Митрофан, освящавший военные корабли еще Петра I, был прославлен в лике святых и стал считаться покровителем военных моряков.

08658_20121104_030605.jpg

Лявлинский Успенский храм сегодня известен не только в Архангельской области, но и за ее пределами, поскольку в нем неоднократно происходили необъяснимые явления. Так, несколько лет назад в нем прямо в алтаре начал бить родник с чистейшей водой. Кроме того, здесь в разное время мироточили 17 икон.

Лявля также известна древним Успенским колодцем, который был обретен в 1580-х годах и на протяжении столетий врачует приходящих к нему чистейшей целебной водой. Расположен источник между двумя храмами – древним Никольским и Успенским. От Успенского храма к нему ведет деревянная дорожка.

Самый древний шатровый храм

Издалека взору подходящего к Лявле путешественника открывается высокий Лявленский холм, увенчанный монументальной башней деревянной церкви святителя Николая Чудотворца. Ее величественный шатровый силуэт над простором Северной Двины, словно маяк, притягивает внимание.

33ce61d3aac2809b5c948493f83f5eed.jpg

Никольская деревянная церковь была построена в Лявле как монастырская в 1581–1584 годах, но в 1765 году стала приходской. С 1805 по 1845 годы богослужения в ней не проводились из-за ее ветхости. В 1844 году храм посетил архангельский военный губернатор маркиз Александр Иванович де Траверсе и решил за свой счет отремонтировать древнюю церковь. В советское время она была закрыта, а в 1943 году помещение храма заняла воинская часть, которая устроила в нем клуб. В начале 70-х годов XX века Никольский храм передали всероссийски известному музею деревянного зодчества «Малые Корелы».

Никольская церковь в селе Лявля представляет собой самый древний тип шатрового храма, рубленного восьмериком от основания, – так называемый «восьмерик от пошвы». Восьмерик, алтарь и трапезная церкви рублены из массивных бревен «в обло» (с остатком), притвор – из бруса «в лапу». Никольская церковь сохранила редкие архаичные конструктивные формы. Ее шатер является продолжением сруба, но бревна рублены «в реж» (с просветами), также «в реж» рублены глава, барабан-шея и килевидные бочки, покрывающие прирубы. В результате Никольский храм в Лявле явился цельной срубной конструкцией, из-за чего главка и барабан получили граненую форму. Кроме того, шатер, барабан, глава и килевидные бочки церкви были покрыты лемехом, что наполнило ее облик безграничным великолепием.

Земля, политая кровью мучеников

В истории села Лявля есть и трагические страницы. С 1920-х годов одно из отделений Управления Северных лагерей особого назначения проводило здесь массовые расстрелы священнослужителей и мирян. В этих краях вершились судьбы новомучеников, уничтожалось северное крестьянство, рождалась жуткая история Кулойского лагеря НКВД. 27 августа 2011 года в память новомучеников и исповедников Российских впервые прошло молитвенное шествие от музея деревянного зодчества «Малые Корелы» до села Лявля. Этот отрезок территории буквально полит человеческой кровью. Здесь в годы репрессий карательными органами были расстреляны тысячи невинных людей. Среди них множество монахов, священников, простых верующих.

Крестный ход совершался впервые в знак покаяния за ошибки предков, а также с молитвой об убиенных праведниках и их гонителях. Несмотря на проливной дождь, в 12-километровом ходе приняло участие около 400 человек. Возглавил шествие епископ Архангельский и Холмогорский Даниил. Весь покаянный путь прошел и заместитель губернатора Архангельской области Роман Балашов. Ход начался в 11.00 с молебна в Вознесенской церкви Малых Корел, а закончился 14.00 в Успенском храме села Лявля. Вдоль дороги у поклонных крестов, которые установлены на местах массовых захоронений, были отслужены краткие заупокойные богослужения – литии.

11_.jpg

«Мы знали, что в день крестного хода будет дождь, но не отменили мероприятие, потому что о подвиге новомучеников Российских нельзя рассуждать, сидя в комфортной обстановке за чашкой кофе, – сказал перед началом шествия, обращаясь к собравшимся, епископ Даниил. – Важно быть хоть на толику сопричастными тем страданиям, которые им пришлось перенести. В 20–30-е годы прошлого века мучеников в России было больше, чем в первые столетия в Римской империи. К примеру, на Соловках убиенные даже не были удостоены погребения. Их тела так и лежали вдоль дорог. И появилось множество лис, которые питались человеческим мясом. А в лагерях было наказание: провинившегося выгоняли из барака в лес. И тогда стаи лис накидывались на человека и съедали его живьем. Страшно осознавать, что это делали наши с вами соотечественники! Дай Бог, чтобы по молитвам новомучеников и исповедников Российских мы смогли оздоровить наше общество», – заключил правящий архиерей.

Десять поклонных крестов были установлены Архангельским союзом православных промышленников и предпринимателей в местах крупных захоронений жертв массовых репрессий – в населенных пунктах Жаровиха, Уйма, Новинка, Малые Корелы, Черный Яр, Бабонегово, СОТ «Северодвинка», Псаревское кладбище, острова Красный и Ельничный. С тех пор по благословению епископа Даниила молитвенное шествие здесь проходит ежегодно.

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни