-
21 августа 2016
Успенский пост – выражение любви к Богоматери
-
3 августа 2016
В Дивеево – в гости к Царице Небесной
-
28 июня 2016
Фестиваль любви, поэзии и музыки
-
10 июня 2016
Бельгия: Азия в центре Европы
-
25 апреля 2016
Древняя Лявля на Северной Двине
-
16 апреля 2016
Самый южный монастырь России
-
7 апреля 2016
Горненская обитель в Палестине
-
29 марта 2016
Серафимова обитель в селе Абабково
-
20 марта 2016
Святая Феодора, победившая иконоборцев
-
11 марта 2016
Пост как драгоценный дар Христа
-
2 марта 2016
Путешествие в Бари
-
22 февраля 2016
Вырица – место молитвы и любви
-
13 февраля 2016
У мощей святителя Луки
-
4 февраля 2016
Амальфитанская сказка
-
26 января 2016
Владимирский храм-усыпальница адмиралов
-
8 января 2016
Русская Полтава
-
21 декабря 2015
Зимняя сказка Рождества
-
12 декабря 2015
Святыни горного Кипра
-
24 ноября 2015
Святыни древнего Торжка
-
15 ноября 2015
Город Саров: высокий гений и высокий дух
-
6 ноября 2015
Село Бортсурманы – второе Дивеево
-
28 октября 2015
Русская Голгофа в Бутове
-
19 октября 2015
Париж православный
-
10 октября 2015
Рукотворный монастырский рай
-
1 октября 2015
Осень в Болдине
-
13 сентября 2015
Заповедник на Щелоковском хуторе
-
4 сентября 2015
Храм-пирамида на Братском кладбище
-
10 июля 2015
Чудо крестного хода
-
1 июля 2015
Монастырь преподобного Давида Эвбейского
-
22 июня 2015
Фильм «Территория»: долгожданный шедевр
-
13 июня 2015
Воспитание по-французски
-
4 июня 2015
В гостях у Чайковского
-
26 мая 2015
Бессмертный полк
-
17 мая 2015
Стакан молока
-
8 мая 2015
Монастырь Дау Пендели
-
29 апреля 2015
Матера – город без времени
-
20 апреля 2015
Монастырь на острове
-
11 апреля 2015
Древняя обитель Инкермана
-
2 апреля 2015
Оптина пустынь – дом для всех
-
24 марта 2015
Православные обители Польши
-
15 марта 2015
Сирия – колыбель христианства
-
6 марта 2015
У Спиридона Тримифунтского
-
25 февраля 2015
У кратера вулкана
-
16 февраля 2015
Обыкновенные итальянцы
Город Саров: высокий гений и высокий дух
15 ноября 2015

Среди знаковых точек на карте России Саров занимает особое место. Благодаря знаменитой Саровской пустыни на протяжении трех столетий гремевший на всю страну, он вдруг исчез с ее карты в середине ХХ века. Много десятилетий всякое упоминание о городе было запрещено, а местоположение его – засекречено. Но, сменив несколько названий – Кремлёв, Город, Арзамас-16 – и вернув исконное, Саров прогремел уже в XXI веке на весь мир. Как место подвигов старца Серафима Саровского и ядерный щит России.
Академия монашества
Академией монашества называли Саровскую пустынь в России в XIX веке. В период своего расцвета, на рубеже XVIII–XIX веков, монастырь являлся одним из крупнейших духовных центров в стране и ориентиром для многих русских обителей. Когда юный Прохор Мошнин, будущий всемирно известный святой – преподобный Серафим, пришел за благословением на монашество к старцу Досифею, тот отправил его именно в Саров, где жили тогда великие старцы, сохранявшие традиции древнего монашества.
Мужская Свято-Успенская Саровская пустынь была официально открыта в 1706 году и за два века приобрела всероссийскую славу. Но зарождалась она очень скромно и почти незаметно: современные люди представить себе не могут, в каких «некомфортных» условиях жили здесь первые отцы-пустынники, пришедшие из Арзамаса. Узкие и тесные подземелья служили им и жилищем, и местом молитвенных и аскетических подвигов. Когда эти подземелья еще только открывали в первой половине 90-х годов ХХ века, там можно было пройти только на четвереньках: в ходах высотой не больше двух метров за годы запустения образовался высокий слой песка.
В голодные годы монахи Саровской пустыни кормили тысячи крестьян из окрестных деревень, а в первой трети XIX века к преподобному Серафиму сюда ходила за советом и утешением вся Россия. Он прожил здесь всю жизнь, а в Дивееве, где сегодня хранятся его мощи, бывал всего один раз. Но еще при своей жизни он говорил: «Саров – это рукав, а Дивеево – шуба», предвидя уже тогда закат монашества в Саровском монастыре и расцвет в Дивеевском. На канонизации преподобного Серафима в 1903 году в Саровской пустыни присутствовали представители всех сословий российского общества – от простых крестьян до представителей императорской семьи. По свидетельствам очевидцев, в Сарове собралась тогда вся Российская империя в миниатюре. Вплоть до 1927 года в Саровскую пустынь не прекращался поток паломников.
В 1927 году по указу большевиков монастырь был закрыт, за несколько последующих лет оказались разрушены три его храма и многие жилые и хозяйственные корпуса. В их числе был любимый храм преподобного Серафима, так называемый больничный, в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В нем находился деревянный кипарисовый престол, который собственноручно изготовил старец Серафим, когда был еще послушником монастыря. Интересно, что иконостас из этого храма неожиданным образом сохранился и находится сейчас в Германии. Может быть, со временем он вернется в Саровскую пустынь, ведь за последние 20 лет мы явились очевидцами невероятных событий, когда многие культурные и духовные реликвии старой России вернулись в новую Россию как будто из небытия. Тем более что и сам храм в недавнее время восстановился рекордными темпами.
Ядерный щит России
На базе бывшего Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна, а через три года исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. Их силами была запущена деревообрабатывающая фабрика, на которой изготавливали кузова для горьковских автомобилей. Во время войны здесь начали выпускать комплекты деталей к снарядам для реактивных минометов «Катюша». Весной 1946 года руководство страны решило разместить в этом месте Всесоюзный ядерный центр – объект по созданию первой советской атомной бомбы, где впоследствии создавалось и совершенствовалось советское ядерное оружие. Вокруг монастырских стен, научных лабораторий и заводских цехов вырос город, который назвали сначала Кремлёв, а потом Арзамас-16. В последующие десятилетия его интеллектуальный потенциал достиг мирового уровня, конкурируя с лучшими академгородками мира. Здесь зарождались и достигали расцвета многие научные школы – ядерной физики, лазерных разработок, ускорителей и т.д.
В городе царил дух научного творчества и дерзновения, здесь работали лучшие ученые страны – академики Павловский, Харитон, Сахаров, которые передавали свои знания и опыт молодым. В советские годы распределение выпускников в Арзамас-16 после окончания вузов происходило в условиях строжайшей конспирации, им даже не сообщали, чем они будут заниматься на новом месте. Оказавшись в секретном городе, они сразу получали квартиру и повышенную зарплату. При этом атмосфера в конструкторских бюро была очень демократичной: некоторые академики ходили на работу в свитерах и курили «Беломор». У молодых специалистов не было ощущения, что они общаются с небожителями, в отношениях главным было взаимное уважение и гордость за достижения отечественной науки. Это была блестящая школа жизни, карьера не в высоту, а в глубину.
В лабораториях крупнейшей научной организации страны – Российского федерального ядерного центра – до сих пор ведутся научные поиски в сотнях направлений. В его цехах создаются редкие и уникальные технологии. Его установки позволяют ставить не имеющие аналогов эксперименты. И пока Россия нуждается в работе ядерного центра, чтобы обеспечивать свои стратегические интересы, пока существует российское ядерное оружие, этот город особой государственной важности будет жить в условиях закрытости, не допускающей свободного, бесконтрольного доступа всех желающих.
Монастырь и город
В 90-х годах ХХ века, на волне обращения к собственной исторической идентичности российского общества и, в частности, возвращения исконных имен бывшим советским городам и улицам, Арзамас-16 стал Саровом. Это оказалось символичным. В эпоху полного развала государства и прекращения финансирования именно Русская Православная Церковь провозгласила, что считает выполняемую Ядерным центром работу важнейшей для Отечества. Это произошло на состоявшихся в 1996 году в Москве слушаниях «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». Но задолго до этого были встречи ученых-ядерщиков с руководством Нижегородской епархии и патриархом Алексием II, дискуссии, полемика и попытки прийти к консенсусу. Многим уже тогда было ясно: между двумя эпохами в истории Сарова нет непримиримых противоречий, наоборот, есть потребность в конструктивном сотрудничестве во имя России.
Завершением этой череды событий стали торжества в честь столетней годовщины прославления преподобного Серафима Саровского 1 августа 2003 года, на которые в Сарове собрались представители всех православных Поместных Церквей. Сюда приехал и тогдашний президент России Владимир Путин. Сюда к мощам преподобного Серафима пришли помолиться 15 тысяч жителей Сарова за две ночи. А 17 июля 2006 года, после празднования 300-летия Саровской пустыни, после ее 80-летнего запустения, Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение в ней монашеской жизни.
Как считают многие представители Церкви и Ядерного центра, сегодня Россия нуждается в том, чтобы восстановить разорванное единство своей истории. В Сарове – православной святыне и ядерном центре – единство подвигов, совершенных в разные исторические эпохи, явлено воочию. Здесь сошлись воедино память народа и Церкви о величайшем подвижнике преподобном Серафиме и других святых, а также выдающийся уровень науки, способность защитить свою Родину силой грозного оружия. Не может быть, чтобы все это соединилось случайно. В новом тысячелетии от Рождества Христова Россия снова может стать собой, лишь органично объединив церковную и светскую мысль, глубокую молитву и высокопрофессиональную работу. Поэтому неудивительно, что многие известные питомцы Ядерного центра, работающие сегодня в федеральных структурах в сфере мирного атома, единогласно заявляют: «В Сарове живут замечательные люди, и не случайно он образовался на месте, где подвизался батюшка Серафим Саровский». А представители Русской Православной Церкви просто уверены, что это он сам благословил здесь создание ядерного щита России, который спас страну в гибельные для нее 90-е годы ХХ века.
Светлана Высоцкая