Фильм «Территория»: долгожданный шедевр

22 июня 2015

Такое бывает редко: ты нажимаешь на пульт и через пять минут не можешь оторваться от экрана, хотя кинодействие пока еще не предвещает чуда. Но через полчаса понимаешь, что смотришь шедевр, и каждая следующая минута (а длится это волшебство два с половиной часа) лишь усиливает это впечатление. И когда фильм неожиданно заканчивается, в это не хочется верить, – кажется, что сейчас начнется новая сюжетная линия.

Захватывает дух

Российская картина «Территория» малоизвестного, но не молодого режиссера Александра Мельника появилась в прокате в апреле без навязчивой рекламы и через месяц ввергла в состояние беспросветной печали всех, кто не успел ее посмотреть на широких экранах. Потому что те, кто никогда не выходил в открытый космос, всегда будут завидовать тем, кто вышел хотя бы раз. А «Территория» сродни этому выходу, потому что открывает современному зрителю такую удивительную, неожиданную, бесконечно прекрасную – аж дух захватывает – Россию, которую многие не знали и никогда не видели наяву, а лишь в каких-то щемящих цветных снах.

Объясним сразу – фильм, созданный при поддержке Русского географического общества, Министерства природных ресурсов и других государственных структур, крупным планом и панорамно показывает зрителю сказочно красивые шири и дали Русского Севера. В частности бухту Провидения на Чукотке и признанное ЮНЕСКО памятником всемирного наследия человечества плато Путорана с его крутыми обрывами, хрустальными водопадами, бархатными горными цепями и пронзительно-синими озерами и реками. Причем в зимнем варианте вся эта красота легко составит конкуренцию чертогам самой Снежной Королевы. Кстати, это недалеко от Магадана.

Картина получилась гениальной по части операторской работы потому, что съемки велись с использованием вертолета Eurocopter AS 350 В3, который является самым маневренным в мире, что позволяет добиваться максимального операторского результата. В России, кстати, таких нет, выписали из Франции. Кроме того, фильм снят на пленку, а обработка видеоматериала осуществлена в формате , позволяющем добиться сверхвысокой четкости изображения. Поэтому зритель, среди прочего, видит крупным планом настоящих северных комаров, а не созданных компьютером.

Фильм снят по роману советского геолога и писателя Олега Куваева «Территория», повествующему об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке Советского Союза в 50-е годы ХХ века. Роман был очень популярен в советское время и до сих пор является культовым для каждого человека, который связан с геологией и смежными науками. «Одно название романа открывало нам многие двери, так как практически все руководители крупнейших компаний-недропользователей не просто знают эту книгу, а считают, что она повлияла на их личную судьбу и выбор профессии», – рассказал журналистам режиссер фильма.


И вкус, и цвет

«Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова – настоящую, большую работу. Но для того, чтобы сделать ее, нужно было пройти в одиночку 500–600 км, переправиться через реки – и мы об этом в фильме тоже рассказываем», – признался Александр Мельник.

Однако для создания киношедевра мало вдохновиться первоисточником, ведь роман уже экранизировался в 1978 году. Нынешняя экранизация получилась такой гениальной благодаря разножанровой одаренности и внутреннему вкусу режиссера, умеющему отсекать все лишнее и вводить в пространство фильма все нужное и совершенное. Сюжетные линии перенесены из романа в картину в откристаллизованном виде, без второстепенных отклонений, главные герои представлены без шелухи и будничной суеты, аскетично, почти как в эпосе. Любовь и смерть показаны очень целомудренно и в то же время дерзновенно, в высоком регистре, без всякого намека на эпатаж, что в наше время невозможная редкость. Даже конфликт науки и религии отсутствует перед лицом природной стихии: комсомолец-руководитель молится, чтобы его подопечные не погибли в снежной пустыне без пищи и тепла, и они действительно выживают. По этой причине многие называют фильм философской притчей. Кстати, актеры подобраны именно с этим притчево-эпичным уклоном: Лавроненко, Добрыгин, Бероев, Цыганов, Кутепова и буддообразный якутский аксакал Герасим Васильев.

Кроме того, режиссер постоянно рифмует бескрайние просторы Севера со свободой – перемещения героев, ритма их речи, музыкальной ткани фильма. Зрителя будоражат потрясающая песня «Легенда о детях Большой Медведицы» на стихи Олега Куваева в исполнении стремительной Муси Тотибадзе и пронзительные стихи Кати Яровой «Любить тебя – как будто в прорубь…», иллюстрирующие важные моменты фильма и отсылающие к жанровым традициям советского кинематографа. Не случайно некоторые усмотрели в фильме возвращение «высокого советского языка», но с этим трудно согласиться. И советская экранизация романа, переполненная производственными темами, лишь укрепит это несогласие.

В картине Мельника использован новый язык, и не только в связи с техническими изысками. Его можно назвать постсоветским реализмом – выстраданным и не всегда оптимистичным знанием о жизни жителей XXI века, потомков тех, кто придавал этой жизни космическое ускорение и пару дополнительных измерений. Сегодня мы смотрим на них как на титанов или непокоренных гипербореев, подчинивших себе весь окружающий мир. Не случайно в финальной сцене звучат радиосообщение о полете Гагарина в космос и перекрывающие его громкостью крики восторга советских геологов-первопроходцев. Но если они бросались «в неизведанное» по какому-то врожденному инстинкту смело идти к заветной цели, игнорируя препятствия, то мы, не сумевшие сохранить в себе эти высокие порывы и во многом растерявшие богатое наследие, обречены лишь восхищаться их достижениями. А сможем ли повторить или превзойти?

Однако в фильме этой горечи нет: режиссер, посвятивший картину поколению своих родителей, которое создало великую страну, завершил ее пахмутовской «Песней о тревожной молодости» со строчками «…Жила бы страна родная, и нету других забот», и этот финал – в мажорных тонах. Потому что этот источник вдохновения никогда не сможет засохнуть, из него еще многие утолят жажду.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь: