Фестиваль любви, поэзии и музыки

28 июня 2016

XIV Международный фестиваль искусств имени А. Сахарова «Русское искусство и мир», который традиционно проводится раз в два года в Нижнем Новгороде уже на протяжении четверти века, с каждым новым своим рождением становится непрерывным праздником на две с половиной июньских недели. В нескончаемом звездопаде его космической феерии постоянно участвуют мировые и общероссийские звёзды: Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, квартет имени Бородина, Сергей Юрский, Сергей Крылов и многие другие. Вот и в этот раз фестиваль стремительно пронёсся в Нижегородской филармонии (притормозив в консерватории и музее современного искусства «Арсенал»), как сказочный и прекрасный торнадо, втянув в свою орбиту сотни нижегородцев и гостей города. Облачные вихри этого торнадо коснулись своими краями восьми стран мира: России, Франции, Германии, Нидерландов, Румынии, Израиля, Италии и США, а также множества российских городов, откуда в Нижний Новгород приехали участники фестиваля.

Взаимное восхищение

Гости, особенно прибывшие в Нижний впервые, безмерно восхищались полыхавшими над знаменитой стрелкой Оки и Волги огненными закатами, наполняли зал филармонии и других культурных центров божественными звуками музыки и поэзии. И в их оригинально, старательно, творчески составленных программах, многочисленных бисах после обязательной «части», предельной самоотдаче на сцене клокотала энергия неисчерпаемой любви к искусству и зрителям.

Те, в свою очередь, отвечали артистам молниями и громами благодарного экстаза, как, например, на концерте Дениса Мацуева, открывшего фестиваль 30 мая. Четыре потрясающих биса, среди которых нежнейше сыгранная лиричная «Музыкальная шкатулка» Лядова, и это после трех грандиозных произведений – Рапсодии на тему Паганини Рахманинова для фортепиано с оркестром, «Прометея» (Поэмы огня) Скрябина для большого симфонического оркестра, смешанного хора и солирующего фортепиано, Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Прокофьева! – привели зрителей в состояние «большого взрыва». Они стонали, ревели от восторга, объединялись в группы, чтобы их было лучше слышно, и протяжно, по слогам, кричали «Спасибо!», нарушая принятые нормы поведения в академической среде. Казалось, в этой сгущённой атмосфере любовь как будто материализовалась – её можно было не просто потрогать, но даже закутаться в нее. И метавшийся со сцены за кулисы и обратно Денис Мацуев, пробиваемый разрядами тока этой любви, был не в силах остановиться – играл-кланялся, уходил-приходил, от чего другой человек давно бы уже, наверное, упал замертво.

Всё это повторилось, но в более интеллигентном «регистре», на концерте Владимира Спивакова и «Виртуозов Москвы» 13 июня. Блестящая игра привезённых юных музыкантш – подопечных маэстро, из которых израильскую виолончелистку Даниэль Акту называют вторым Ростроповичем, четыре биса самого Спивакова, неформально, по-домашнему, заменившего первую скрипку оркестра и собственноручно сыгравшего «Серенаду» Гайдна, заставили публику глубоко вдохнуть, не дышать около двух десятков секунд и… громко выдохнуть на «фирменном» исполнении «Виртуозами» «Либертанго» Пьяццоллы. На финальном звуке этого танго громко, в зал, выдохнул, даже выкрикнул, уже и сам Спиваков, и стало ясно, что музыка и любовь действительно творят чудеса: музыкант, которому в сентябре исполнится 72 года, почувствовал себя «юношей со взором горящим»!

55.JPG

Творчество на сцене и вне её

На сцене Нижегородской филармонии в рамках Сахаровского фестиваля блистали также французские, американские и голландские музыканты, Государственный квартет имени Бородина с пианистом Георгием Чаидзе, Хоровая капелла имени Юрлова, обладатель I премии и Золотой медали XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве виолончелист из Румынии Андрей Ионица. Виртуозный голландский ударник Доминик Флейсхауверс, вечером 2 июня покоривший своими барабанными раскатами взрослую публику, следующим утром провёл мастер-класс «Body percussion» по ритмике для детей.

13.jpg

Мэтр актёрского искусства Сергей Юрский выступил 6 июня, в день рожденья главного русского поэта всех времён, с программой «Знакомое-Незнакомое», соединив в ней разные жанры и эпохи. Звучали произведения Пушкина, Островского, Бродского, а также стихи самого Юрского, в которых он с трепетом и дерзновением вел диалог с главным русским поэтом ХХ века. Накануне этого выступления Юрского, пришедшего в зал филармонии в качестве зрителя, публика буквально укутала своей любовью и благодарностью. И это не удивительно, ведь 81-летний актер, сыгравший сотни потрясающих ролей, в том числе во всенародно любимых фильмах «Золотой теленок» и «Любовь и голуби», стал символом и свидетелем уникальной эпохи настоящего искусства в русском театре и кино. Эпохи, к сожалению, почти уходящей, но остающейся в памяти верных ценителей.

Русско-французский пианист Михаил Рудь представил на фестивале свой новый синтезированный проект «Гении анимации», посвящённый русско-французскому художнику-графику, аниматору, книжному иллюстратору, изобретателю игольчатого экрана Александру Алексееву. В сопровождении музыки Мусоргского, Скрябина, Прокофьева, Дебюсси зрителям были показаны три фильма Алексеева («Нос», «Картинки с выставки», «Три темы») и два фильма его ученика Нормана Макларена («Фантазия», «Точки»).

47.jpg

Из весны в лето

Центр оперного пения Галины Вишневской привёз из Москвы в Нижний полноценный спектакль-оперу «Паяцы» Леонкавалло, с роскошными костюмами и декорациями. Впервые в истории Нижегородской филармонии пять первых рядов в зале были убраны для «оркестровой ямы», и зрители с непрерывным напряжением наблюдали за драматическим, клокочущим страстями действом на сцене, нервно отвлекаясь на русские субтитры на стене под звучание итальянского, согласно мировым стандартам, оригинала. При этом мало кто видел, что у верхнего входа в зал не менее нервно и страстно наблюдал за спектаклем его постановщик Иван Поповски, властным жестом режиссёра не пускавший опоздавших к началу представления в зрительный зал.

_MG_1503.jpg

А последний аншлаг на фестивале устроили 17 июня Юрий Башмет с «Солистами Москвы» и скрипач Сергей Крылов. Они совместно исполнили «Времена года» Вивальди, причем Крылов играл на четырёх (!) скрипках, три из которых работы Антонио Страдивари и одна – Александра Крылова, отца музыканта. Зрителям было предложено угадать, какой именно концерт из цикла – «Весна», «Лето», «Осень» или «Зима» – был сыгран на скрипке Крылова. Четверо ответивших правильно получили на память новый компакт-диск музыканта с его автографом.

«Солисты Москвы» с Юрием Башметом (которого директор Нижегородской филармонии Ольга Томина называет талисманом фестиваля за его участие во всех сезонах) тоже преподнесли нижегородской публике сюрприз, впервые исполнив в Нижнем четыре предложения из концерта «Крадущийся тигр» оскароносного композитора из Китая Тан Дуна и «Восточные картины» Шумана в авторском переложении для струнного оркестра. И тоже получили в ответ шквальные порывы любви, которые, будем надеяться, донесут и музыкантов, и зрителей до следующего фестиваля. Несмотря на свой подростковый возраст – 14 лет, Сахаровский форум единственный в России входит в Европейскую Ассоциацию Фестивалей при ЮНЕСКО. И нет сомнений в том, что такая бурная, громовая весна его жизни со временем ворвётся в зрелое, полноводное лето.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия