Древняя обитель Инкермана

11 апреля 2015

Мы привыкли считать, что в силу географической удаленности от главных центров античной цивилизации и позднего развития письменности Россия восприняла христианство не от апостолов или их учеников, а спустя столетия от Византии, их наследницы. Возможно, по этой причине споры о том, действительно ли апостол Андрей Первозванный побывал в тех краях, где позднее был воздвигнут Киев, или это благочестивая легенда, не утихают на протяжении долгого времени в разных отечественных сообществах. Но с недавних пор, а именно после присоединения Крыма к России, мы точно знаем, что теперь на территории нашей страны есть святое место, связанное с эпохой первых христиан. Это монастырь в честь священномученика Климента в Инкермане, пригороде Севастополя. И хотя он был основан не ранее VIII века нашей эры, его посвящение святому Клименту, третьему папе Римскому, рукоположенному самим апостолом Петром, не случайно. Именно сюда был сослан этот святой римским императором-язычником, именно здесь он погиб мученической смертью, а его мощи на протяжении столетий были главной святыней местных христиан.

Муж апостольский

Святой Климент, которого относят к мужам апостольским, так как он принял христианство от самих апостолов, был одним из величайших проповедников евангельской истины. Его знаменитое «Послание к Коринфянам» пользовалось в первые века христианства большой популярностью и читалось на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Это один из тех святых, которых одинаково горячо почитает и восточный, и западный христианский мир.

Он родился в Риме в богатой и знатной семье, получил прекрасное образование и был приближен к императорскому двору. Но его не привлекала языческая премудрость, и, узнав о Христе и Его Евангелии, в поисках смысла жизни он отправился в те края, где проповедовали апостолы. В Александрии Климент слушал проповеди святого апостола Варнавы, а прибыв в Палестину, принял крещение от святого апостола Петра, став его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним труды и страдания. Незадолго до своей кончины апостол Петр рукоположил Климента во епископа Рима, и он стал третьим по счету на этой кафедре, а всего находился на ней с 92 по 101 год. Папа Климент обратил ко Христу многих людей разных сословий, в том числе рабов, правителей, членов императорской семьи. А однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека.

Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли императору Траяну, что он хулит языческих богов. За это император изгнал святого Климента в Крым, на работы в инкерманских каменоломнях, расположенных недалеко от Херсонеса (где спустя 10 столетий примет крещение великий князь Владимир). Прибыв на место ссылки со множеством своих учеников, добровольно последовавших за учителем, святой Климент встретил здесь немало христиан, осужденных работать в тяжелых условиях. Одной из тяжелых проблем было отсутствие воды в жарком климате. Устье реки, недалеко от которого располагались каменоломни, было болотистым, и вода была непригодна для питья. Для того чтобы получить хоть немного воды, нужно было пройти не менее 9 км. После того как святой Климент помолился Богу, в инкерманских скалах появился источник, из которого, как сообщает его житие, «излилась целая река». Слух об этом чуде распространился по всей окрестности, сюда стали стекаться люди в большом количестве, чтобы видеть источник и послушать святого Климента. Многие уверовали во Христа и приняли святое крещение. Вскоре в каменоломнях был вырублен храм, в котором начали совершаться богослужения.

Узнав о продолжении апостольской проповеди святителя Климента, император Траян приказал его утопить.

Первый небесный покровитель Руси

В 861 году мощи священномученика Климента были обретены равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии Херсонесского епископа Георгия и священников из константинопольского собора Святой Софии. Через несколько лет святые просветители славян перенесли часть мощей в Рим, где позднее была построена базилика в честь священномученика Климента, в которой и упокоились его мощи. В ней, кстати, существует придел в честь святого Кирилла, отданный в настоящее время православным. А честная глава священномученика Климента была перенесена в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и положена в Десятинной церкви, где был устроен придел во имя этого святого. Так что именно святой Климент Римский стал первым и на какое-то время единственным небесным покровителем древней Руси, принявшей свет Христовой веры. Его память горячо почиталась нашими предками, в его честь строилось много храмов, некоторые из них сохранились до наших дней в Новгороде, Пскове и Москве. Климентовская церковь на Пятницкой улице считается одной из красивейших в нашей столице.

Многие исследователи считают, что именно в VIII–IX веках и был основан в Инкермане монастырь в честь священномученика Климента, после того как были обретены его мощи. В этот период, когда в Византии распространилась иконоборческая ересь, многие византийские монахи-иконопочитатели массово переселялись в окраинные земли, спасаясь от преследователей. Среди прочих местом прибежища для них стал и Крым. В среде специалистов бытует версия, что в эпоху развитого средневековья в Инкерманской долине был монашеский центр, подобно греческим Афону, Олимпии, Метеоре: в местных скалах обнаружено около 30 средневековых пещерных церквей и 9 монастырских комплексов. Но точных данных об этом в документальных источниках не сохранилось, поэтому ряд исследователей датируют основание монастыря в честь священномученика Климента XV–XVI веками – периодом расцвета княжества Феодоро, владевшего Юго-Западным Крымом.

Как бы то ни было, но после захвата турками Крыма в 1475 году монастырь постепенно пришел в запустение, хотя крепость, частью которой он являлся, сохранилась. Первые документальные сведения о монастыре оставил священник Иаков Лызлов, посетивший Крым в составе посольства царя Михаила Федоровича в 1634 году. Он упоминает об увиденных здесь мощах неизвестного святого. Застав святыню в состоянии поругания, его спутники хотели перенести мощи в Россию, но ночью святой явился одному из них во сне и строго запретил это делать. «Знаю, что вы хотите, о друзья мои, взять мои мощи на Русь, – сказал святой, – но я хочу по-прежнему здесь созидать Русь, а имя мое и память моя бывает в Семенов день». Впоследствии эти слова святого на церковнославянском: «Аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь» – были начертаны на камне, заложенном в арку крепостных ворот на плато Монастырской скалы. Как пророчески они звучат сегодня, когда Крым вновь стал частью России.

Место русской славы

Возрождение Климентовской обители произошло после присоединения Крыма к России трудами и молитвами архиепископа Иннокентия, вступившего в управление Херсонской и Таврической епархией в 1848 году. Начали активно восстанавливаться пещерные и заново строиться наземные храмы. Московским художником и архитектором Д.М. Струковым был восстановлен источник святого Климента, который с тех пор существовал до недавнего времени, давая ежесуточно до 1600 литров воды. (К сожалению, источник был поврежден во второй половине ХХ века при работах в карьере рядом с монастырем. В результате повреждения вода стала поступать в сам карьер. Работы были прекращены, и он постепенно заполнился водой. Сейчас на месте карьера находится глубокое озеро.)

За 55 лет своего существования Инкерманская обитель окрепла и стала одним из центров духовной жизни. В 1897 году для монастырской братии, которая до этого долгое время размещалась в скальных помещениях, слишком прохладных и влажных, был построен двухэтажный корпус. К 1910 году в штате монастыря числилось 50 человек: 16 иеромонахов, 3 иеродиакона, 15 монахов, 1 рясофорный и 24 послушника. К 1917 году в обители подвизалось уже 25 монахов и 122 послушника.

В 1895 году у подножия Монастырской скалы был построен и освящен храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона – в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе 17 октября 1888 г. В 1905 году к 50-летнему юбилею I обороны Севастополя было освящено несколько храмов: наземный в честь святителя Николая Чудотворца и два пещерных – в честь вмч. Димитрия Солунского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Последний храм был устроен в память о воинах, павших в Инкерманской битве 24 октября 1854 года, оказавшейся самой кровопролитной в Крымской войне. Русские солдаты проявили тогда чудеса храбрости и самопожертвования, не считаясь с потерями и по раскисшей от дождя земле карабкаясь к расположенным на высотах укреплениям англичан. Так почти неизвестное до этого местечко Инкерман стало известным всему миру.

Но после революции 1917 года монастырские храмы стали постепенно закрывать. В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, и имущество монастыря было передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нем остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца. Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали врага, рвавшегося к Севастополю. Во время обороны Севастополя все наземные постройки монастыря были разрушены, но пещерные храмы смогли уцелеть.

Очередное восстановление древней Инкерманской обители началось лишь в конце ХХ века. С 1991 года трудами тогдашнего настоятеля архимандрита Августина (Половецкого, трагически погибшего в 1996 году), братии и мирян были постепенно восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева в обитель как особая святыня была передана частица честной главы священномученика Климента. Рака с его святыми мощами в настоящее время установлена в боковом нефе пещерного Климентовского храма.

Пещерные храмы

Пещерные храмы в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника и святого апостола Андрея Первозванного составляют единый пещерный комплекс, вход в который находится в монастырском дворике, в нижней части Монастырской скалы. Андреевский храм, по преданию, был вырублен самим священномучеником Климентом Римским в период пребывания его в инкерманских каменоломнях и служил местом его молитвенных подвигов. Храм по размерам небольшой, с низким горизонтальным потолком. Его алтарь отделен от остальной части храма сплошной скальной преградой, в центре которой находятся Царские врата, а по бокам от них прорублены два небольших окна. Этот храм был обнаружен в ходе реставрации и обновления пещерных храмов, проводившихся в 60-х годах XIX века. Тогда проводившим эти работы архитекторам стало ясно, что именно он является самым древним из многочисленных храмов Инкерманской обители. Закрытый в 1931 году, после установления на территории Крыма Советской власти, и переживший военное лихолетье, Андреевский храм в конце ХХ века вновь вернулся к верующим.

P1020278.JPG

Храм в честь священномученика Климента является главным храмом монастыря и считается одним из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, разделенной на три нефа с полукруглыми сводами и алтарной апсидой. В древности он был посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу, о чем сообщал, в частности, уже упоминавшийся священник Иаков, побывавший в Инкермане в 1634 году в составе русского посольства.15 ноября 1852 года храм был восстановлен и освящен во имя священномученика Климента на средства севастопольского купца А.М. Красильникова. Позднее в нем был установлен парусиновый иконостас с одного из судов, затопленных в период обороны Севастополя 1854–1855 гг.

Во время Крымской войны храм пострадал – в него попали ядра, после чего он пришел в запустение. В 1867 году он был обновлен на средства И.И. Четверикова трудами художника Д.М. Струкова, который так описал эти события: «Прежде обновления храма было приступлено к расчистке как потолка, так и пола, причем в полу оказались выдолбленными гробы, наполненные массою человеческих костей и праха. Потому поверх каменного пола был настлан новый деревянный. Престол сделан новый каменный и поставлен посреди алтаря. Иконостас исполнен цинковый золоченый, а парусинный, установленный преосвященным Иннокентием, перенесен в той же скале в иной упраздненный древний храм, освященный в честь св. Мартина, епископа Римского». Он был закрыт в 1931 году представителями Советской власти последним из монастырских храмов и также разделил тяжелую участь всего монастыря во время Великой Отечественной войны, возродившись лишь после распада Советского Союза.

В настоящее время оба пещерных храма являются действующими, и их посещение оставляет неизгладимый след в душе. Их древние намоленные чертоги, героическая история, способность восставать из пепла и сохраняться в самых жестоких обстоятельствах поражают так же, как бессмертие души человеческой, призванной Христом к вечной жизни в обителях Небесного Отца.

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657007 1000.00 рублей на tes2
  • 07.12.2017 Пожертвование 1512657054 1000.00 рублей на tes2