Амальфитанская сказка

4 февраля 2016

Всем давно известно, что на небольшой территории Италии находится более 50 процентов мирового культурного богатства – памятников истории и искусства. Но не все знают, что и природные сокровища этой средиземноморской страны безгранично уникальны, а некоторые ее ландшафтные участки признаны ЮНЕСКО объектами всемирного наследия. Один из них – Амальфитанское побережье, растянувшееся примерно на 50 километров в виде горного массива изумительной красоты вдоль Тирренского моря от города Сорренто до города Салерно. Оно получило свое название от центрального на этой линии города Амальфи, который в Средние века был мощной морской державой и по степени влияния на морских просторах соперничал с Генуей и Венецией.

Если когда-нибудь вам доведется в жаркий солнечный день отправиться вдоль этого побережья на небольшом катере по ослепительно-лазурному морю, светящемуся солнечными бликами, вы поймете, что жизнь ваша до этого момента была тускла и неприметна, а красота может быть такой пронзительной, что напрочь лишает ощущения времени и места. Не успевая подробно разглядеть многочисленные городки и деревни, лимонные и виноградные сады, оливковые рощи, приютившиеся неведомым образом на самых опасных высотах домики, церквушки и виллы, возникающие за каждым проносящимся мимо горным выступом, вы будете уверены, что попали в какое-то сказочное пространство то ли нынешнего века, то ли давно прошедшего, о котором грезилось в самых сладких снах и всегда думалось, что в реальной жизни такого не бывает.

1mJVxcO891Q.jpg

От Сорренто до Салерно

Причудливо изрезанная береговая линия с изумительными бухтами, с выступающими далеко вперед в море молами и отрогами, нависающие над этой линией горные цепи невероятно прихотливых форм с глубокими ущельями, протяженными террасами, амфитеатром раскинувшиеся в нескольких местах и своими вершинами нанизывающие густые облака, – весь этот нереально сказочный рельефный ландшафт завораживает до онемения. Экзотичности впечатлению добавляют яркие краски цветущих кустарников и желтеющие сквозь прозрачные черные покрывала (защищающие от сильного южного солнца) огромные плоды лимонов. А разбросанные по всей высоте гор строения, как будто высеченные из скал в самых, казалось бы, не приспособленных для проживания точках, вызывают беспредельное восхищение отвагой и искусством местных мастеров.

Вдоль Амальфитанского побережья, на нижних ярусах, горные склоны опоясаны серпантинами узких автомобильных дорог, по которым в разных направлениях передвигаются машины и небольшие автобусы, перевозящие местных жителей из города в город, в том числе на работу. Те туристы, кому довелось поездить по этим серпантинам в автотранспорте, особенно к вершинам Амальфитанских гор (высота которых около 700 метров), испытали не только наслаждение экзотичными пейзажами, но и острые приступы… трепета, когда дух захватывает от неожиданно выскакивающих из-за поворота встречных машин и постепенно набираемой высоты, как в полете. Чем выше забирается машина, тем более захватывающим оказывается вид из окна, и многочисленные рельефы, которые, наплывая друг на друга, с моря смотрелись цельной глянцевой картинкой, сверху вдруг обнаруживают неожиданные ракурсы и тона.

Именно сверху обнаруживается та скрупулезная забота, с которой обихожены эти места. Все здания окружены уютными террасами и садами, узкие улочки покрыты галькой и гармонирующими с ландшафтными неровностями ступеньками. Произрастающие здесь фрукты наполняют воздух божественными ароматами, главный из которых – лимонный, и это не случайно. Считается, что именно на Амальфитанском побережье выращивают самые большие лимоны в Италии, из которых производят очень вкусный и известный в мире ликер «Лимончелло». Как правило, южные итальянцы заканчивают им трапезу, поскольку он способствует хорошему пищеварению. Часто знаменитые своим гостеприимством местные жители подносят посетителям таверн и пиццерий рюмочку «Лимончелло» в качестве прощального угощения.

X3lqeJIFNDc.jpg

Благодаря такой сказочной атмосфере Амальфитанское побережье издавна стало любимым местом отдыха художественной элиты и оказалось увековечено в многочисленных кинофильмах европейскими режиссерами. В частности, в картине «Какой-то странный тип», снятой в 1963 году, главную роль сыграл молодой тогда еще артист Адриано Челентано, и в этом фильме отразилось потрясающая красота этих мест.

Сорренто

Этот город, расположенный на 50-метровой террасе, круто обрывающейся к морю, стал одним из значимых элементов культурной матрицы Южной Италии, войдя в многочисленные тексты всемирно знаменитых итальянских песен и будучи связан с жизнью многих великих людей. Интересно, что еще в I веке нашей эры знатные граждане Италии строили здесь роскошные виллы, поскольку желали быть ближе к императору Тиберию, резиденция которого располагалась неподалеку, на острове Капри. С тех незапамятных пор Сорренто считается престижным местом отдыха, а также и курортом – по причине мягкого, целебного климата. В свое время его облюбовали литературные гении, знаменитые художники и легендарные композиторы, в том числе даже члены бывшей российской царской династии. В Сорренто любили отдыхать Гете и Стендаль, Россини и Мендельсон, Карузо и Диккенс. Русский живописец Сильвестр Щедрин, подолгу проживая здесь, создал немало шедевров, посвященных этому городу, на территории которого и был похоронен. А история сохранила предание о том, что знаменитая неаполитанская песня «O Sole Mio» была создана местными музыкантами по заказу графа Поленова и ее премьера состоялась в Петербурге.

Сегодня Сорренто остается местом паломничества миллионов туристов со всего мира, в числе которых немало известных политиков, спортсменов и деятелей культуры. А для путешественников с небольшими кошельками и любовью к импровизациям одним из приятных видов времяпрепровождения в этом городе станут пешие прогулки по окрестностям. Неведомые тропы выведут их сквозь лимонные рощи к рыбацким деревушкам, где они смогут отведать пасту с ракушками, приготовленную на кострах.

Амальфи

Этот город, основанный римлянами в IV веке нашей эры и несколько столетий находившийся под владычеством Византийской империи, имеет великое прошлое, отблески которого запечатлелись и в сегодняшнем его облике. В Средние века Республика Амальфи была самой мощной из четырех существовавших тогда Морских республик и имела могущественный флот, сделавший город главным портом Средиземноморья. Открыв торговое сообщение с Востоком, местные жители сделали прибыль от этого основой ее богатства и процветания. В то время Республика Амальфи контролировала даже лангобардов и воинственных сарацинов. В память об этом величии рядом с городским музеем установлена так называемая Амальфитанская табула – первый в мире Морской кодекс, которым руководствовались на всем Средиземноморье до конца XVI века.

Амальфитанцы были настолько пассионарны во всех сферах человеческой деятельности, в том числе религиозной, что единственные из жителей Итальянского полуострова создали свой монастырь в знаменитой Афонской монашеской республике под названием Амальфион. Им удалось в 1206 году привезти из Константинополя в свой город мощи апостола Андрея Первозванного, что в Средние века чрезвычайно повышало статус города, делая его центром паломничества и значительных денежных поступлений со всего христианского мира. Мощи были положены в крипте кафедрального собора, основанного в IX веке и впоследствии много раз перестраивавшегося. С 1304 года они непрестанно мироточат и признаны как подлинные многочисленными исследователями.

RL9YeYn1do0.jpg

Именно собор апостола Андрея является сегодня главным архитектурным памятником и визитной карточкой Амальфи, благодаря мощам притягивая в город бесчисленные толпы туристов. Его потрясающая архитектура в арабо-норманнском стиле, бронзовый портал XI века, возвышающаяся рядом колокольня, внутренний дворик с так называемым райским садом и плетеными заостренными узкими арками оставляют неизгладимое впечатление. Собор находится на вершине огромной каменной лестницы, которая в ясные дни густо заполнена людьми, и поражает своим фасадом из многоцветных камней, сияющих на солнце чистым золотом.

Былое величие и высокий статус, когда-то характеризовавшие Амальфи, роднят его с городом Салерно, символом которого также является кафедральный собор, хранящий мощи другого апостола – Матфея. Его убранство также потрясает посетителей, особенно из нашей северной страны, никогда не видевших такого беспредельного колористического богатства мрамора, украшающего, в частности, крипту с мощами.

cjF0FZ5UpcY.jpg

Майори

Небольшой городок Майори, согласно старинному преданию основанный королевой этрусков, сохранил память об этом в названии главной улицы, в переводе с итальянского – Королевской. Российскому туристу, привыкшему к большим мегаполисам и крупным поселкам, этот городок, состоящий буквально из нескольких улочек, уходящих от побережья вверх, покажется малопримечательным. Но, оказывается, именно здесь находятся отели, способные одновременно принять большую группу числом до 50 человек (в Амальфи, например, таких отелей нет).
А покопавшись в истории, узнаем, что этот город давно вошел в историю кинематографа благодаря известному режиссеру Роберто Росселлини, выбравшему его в качестве съемочной площадки нескольких своих фильмов: «Пайза» (1946), «Чудо» (1948), «Машина, убивающая плохих» (1952), «Путешествие в Италию» (1953). В последние годы Майори превратился в известную в Италии киноплощадку благодаря «Кинофестивалю Росселлини», на котором представляют свои работы молодые итальянские кинематографисты.
В летний период, к радости туристов, здесь проходят не только культурные праздники с постановкой театральных спектаклей и мюзиклой, организованные артистами из Майори, но и многочисленные этногастрономические фестивали. На них раскрывается все богатство местных традиций, вобравших в себя все элементы типичной южноитальянской кухни, основанной на сельскохозяйственных и морепродуктах, добытых из недр Тирренского моря. Рецепты блюд передаются из поколения в поколение местными хранителями традиций. Здесь можно отведать южную морскую уху, сваренную из полной продовольственной линейки морепродуктов с томатами, или оригинальный средиземноморский десерт, состоящий из баклажана с шоколадом.

Позитано

Жемчужиной Амальфитанского побережья стала бывшая рыбацкая деревня Позитано, основанная, согласно легенде, богом Нептуном из любви к нимфе Пазитеe. В отличие от эстетически сдержанного Майори, местный пейзаж божественно красив: обрывистые склоны, на террасах которых расположены дома местных жителей, спускаются к очень красивой бухте, а недалеко возвышается высочайшая точка полуострова – пик Монте-Файт (1131 метр). Позитано, входящий в число самых популярных курортов мира, известен также мастерскими ремесленников, которые шьют платья в типичном «позитанском стиле», имеющие большой спрос у модниц всех стран мира.
Кстати, русские с далеких времен пользуются здесь особым уважением. До сих пор местные жители помнят и почитают знаменитых «русских позитанцев» – Сергея Дягилева, танцовщиков Вацлава Нижинского, Леонида Мясина и Рудольфа Нуреева, художников Михаила Семенова и Ивана Загоруйко. Картины русских художников с видами Позитано и его окрестностей можно встретить во многих галереях мира. Недалеко от города находятся три острова под общим названием Ли Галли, которые сами итальянцы с давних пор стали называть «Русские острова». Дело в том, что в 1924 году Ли Галли приобрел Леонид Мясин, главный постановщик знаменитых дягилевских Русских сезонов. На останках римских построек он возвел прекрасную виллу, в создании которой принимал участие известный архитектор Ле Корбюзье. В разные годы на вилле Мясина гостили многие всемирно известные люди, среди которых актрисы Грета Гарбо, Ингрид Бергман, Анна Маньяни, Софи Лорен, первая леди США Жаклин Кеннеди, кинорежиссеры Роберто Росселлини и Франко Дзеффирелли. Одним из последних владельцев островов Ли Галли стал Рудольф Нуриев.

WjRjBhqDZD0.jpg

Равелло

Но, пожалуй, самые захватывающие впечатления туристы увезут из города Равелло, который как будто «зацепился» за крутой склон горы на высоте 350 метров, за что французский писатель Андре Жид определил его положение так: «ближе к небу, чем к морю». С одной стороны городка взгляд устремляется в глубочайшее ущелье, поросшее густой растительностью, по склонам которого в разные стороны «расползлись» дома и часовни. Некоторые – выше, чем Равелло, и, глядя на них в облачный день, можно увидеть фантастическую картину, когда домики один за другим исчезают в мягких облаках, и кажется, что это меняются декорации в огромном, раскинувшемся на нескольких утесах амфитеатре. И жители этих домиков представляются уже не обычными людьми, а мифологическими существами, возможно потомками обитателей Олимпа, которые редко спускаются на грешную землю и питаются только нектаром и амброзией, благоухание которых разлито в воздухе.

275wsYJhWjc.jpg

Другой своей стороной Равелло нависает над широкой бухтой с бирюзовыми морскими водами, в которые величественно погружаются соседние горы, вершинами застрявшие в плотной облачной пелене. Кажется, можно рукой дотянуться до этого облачного палантина и подправить его форму в некоторых местах, а если не дотянуться, то выдохнуть резкую струю воздуха, которая обязательно его вспузырит. Сверху видно, что большинство улиц в Равелло – это крутые и извилистые подъемы, совершенно не доступные для транспорта, и прибывающие сюда туристы в поисках отелей или апартаментов часто преодолевают высокие лестницы со множеством ступенек, прежде чем попасть в искомую точку.

Равелло, кроме прочего, – музыкальный центр Амальфитании. Здесь любили отдыхать Григ и Вагнер, и в наше время в роскошных виллах, построенных арабскими архитекторами в Средние века, проводятся музыкальные фестивали под открытым небом. Живописный бульвар в центре города плавно перетекает в террасу Вагнера, где летом постоянно выступают местные музыканты, и после всего увиденного не возникает сомнений в том, что они играют музыку божественных сфер.

Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 28.07.2017 Пожертвование 1501189442 500.00 рублей на восстановление храма Зосима и Савватия