Успенский пост – выражение любви к Богоматери

21 августа 2016

14 августа Православная Церковь вступает в Успенский пост, который продолжается две недели – по 27 августа включительно. Этим постом, посвященным памяти Пресвятой Богородицы и приуроченным к празднику Ее Успения, Церковь призывает своих членов к подражанию Заступнице человеческого рода, Которая перед расставанием с земной жизнью непрестанно пребывала в посте и молитве.

Непостижимая тайна Успения

Все церковные историки отмечают, что жизнь Богородицы проходила в некоторой тайне для христиан, что ни об одном святом так мало не известно, как о Матери Иисуса Христа. А с приближением к дню смерти Она вообще теряется для окружающих. До IV века ни у одного христианского писателя не обнаруживается какого-либо указания на судьбу Богоматери после вознесения на небо Ее Сына, что можно легко объяснить скудостью тогдашней христианской письменности и отсутствием поводов говорить об этом предмете. Но когда в христианской среде стали появляться ереси, ставившие под сомнение основы Божественного откровения (в частности, ересь Нестория, отвергавшего рождение Бога от Девы), оказалось, что христиане совершенно не осведомлены о жизни и кончине Богоматери. Однако церковный мир сохранил древнее предание о том, что кончина Богоматери была не такой, как у остальных людей: Она не была предана тлению и вознеслась на небо вслед за Своим Божественным Сыном. Но даже Ее воскресение, как отмечает профессор М. Скабалланович, прошло сокровенно и долгое время не было общим предметом веры в Церкви. Хотя подтверждением этому служит тот факт, что за всю историю Церкви никогда не заходила речь о мощах Девы Марии.

Древнее церковное предание сообщает, что Богоматерь после воскресения Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, затем переселилась с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Отсюда Она отправилась с визитом к праведному Лазарю на остров Кипр и затем на Афонскую гору, которую осенила Своим благословением. Незадолго до Своей кончины Она возвратилась на жительство в Иерусалим, где часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, Гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там Она усердно молилась, причем предание сообщает, что деревья Елеонской горы одновременно с Ней склоняли свои вершины к земле и затем выпрямлялись. По преданию, во время Ее молитвы на Елеоне за три дня до смерти архангел Гавриил возвестил Ей кончину и вручил райскую сияющую ветвь – символ нетления и победы над смертью. Эту ветвь Богородица завещала нести перед Своим гробом апостолу Иоанну и распорядилась похоронить Себя в Гефсимании, среди могил Своих родителей и Иосифа Обручника.

Предание также сообщает, что во время предсмертных распоряжений Девы Марии послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и ворвавшийся в дом вихрь принес апостолов из разных стран мира, где они находились с проповедью Евангелия. Именно так – летящими на облаках – они изображаются на иконах Успения. По одному из вариантов предания, опоздавший на три дня апостол Фома захотел проститься с Богородицей и, войдя в гробницу, не обнаружил там Ее тела. Так Церковь узнала о Ее вознесении.

uspenie02.jpg

Праздник, уходящий в древность

Из праздников в честь Богородицы Успение не относится к числу самых ранних. Интересно, что Церковь гораздо раньше начала праздновать дни смерти мучеников, называя их «днями рождения» в вечную жизнь, чем Успение Божьей Матери. Например, в древнем сирском месяцеслове III–IV веков, где каждый день года имеет память какого-либо святого, нет ни одного богородичного праздника. Тот же профессор Скабалланович пишет: «Это легко объясняется тем, что мученики страдали и умирали на глазах у всех, а при той горячей любви ко Христу, которой горело все существо первых христиан, личность Богоматери оставалась еще в той тени, в какой Она находится в Евангелиях и писаниях апостольских. Нужно было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения и посягательство ересей на достоинство Богоматери, имевшее место только в V веке, чтобы обратить благоговейное внимание христиан на эту личность».

Интересно, что в целом ряде памятников христианской письменности дата празднования Успения Богоматери колеблется между январем и августом. В одном древнеримском мартирологе 18 января отмечалась кончина Богоматери, а 14 августа Ее отшествие на небо. Это разделение ясно демонстрирует, что тогдашняя Церковь, не отрицая телесной смерти Богоматери, верила, что за нею последовало воскресение, хотя и не так скоро. И позднее из двух праздников выбрала именно второй как более важный, который уже четко фиксируют римские календари VIII века.

В греческой Церкви достоверные известия о празднике Успения появляются лишь с конца VI века, хотя редкие свидетельства сообщают о нем в более ранний период, в частности в Константинополе. Когда празднование Успения стало общецерковной традицией, оно приобрело большую торжественность и проходило в течение нескольких дней – с предпразднствами и попразднствами. Интересно, что во многих провинциях древней Германии Успение праздновалось даже до 30 дней. А самый древний чин службы на Успение был обнаружен в открытом в конце XIX века грузинском переводе Иерусалимского канонаря VII века.

Установление поста

Успенский пост является самым поздним из постов Православной Церкви, он был установлен даже позднее Петрова поста. «История его поучительна, – писал профессор Михаил Скабалланович, – он создан без столь могущественной в Церкви силы предания, одной горячей любовью к Богоматери, по мере того как увеличивалось количество знаков небесного попечения Богоматери о христианах. Впрочем, все христианские посты подобного происхождения. Не будучи в собственном смысле установлениями Христа и апостолов, как таинства, они суть невольно вырвавшиеся из сердца Церкви излияния ее благодарности за особенно великие милости Божьи. Они не продиктованы Церкви ее основателями, но добровольно принесены ее свободой в дар основателям».

В Успенский пост вложено так много любви к Богородице, что он занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста и выше Рождественского. Однако церковные памятники очень долго умалчивали об этом посте, хотя о предпасхальном свидетельства встречаются уже со II века, а о Петровом – с IV–V веков. Даже в рукописях устава Студийского монастыря ХIV века сообщается только о «Великой четыредесятнице, четыредесятнице св. апостолов и св. Филиппа». А в рукописи устава XVI века на полях против процитированной главы есть приписка: «Замечательно, что ничего не говорится о посте Успения».

Однако сохранились упоминания об Успенском посте отдельных авторов. Никон Черногорец, например, в XI веке писал: «Те, которые не соблюдают Успенский пост, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем».

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, обнаруживается ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так, для весны весенний пост – в Четыредесятницу, для лета летний – в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний – в седьмом месяце (Успенский), для зимы – зимний (Рождественский)».

Святой Симеон Солунский в XV веке писал: «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божьего Слова, Которая, узнав о Своем преставлении, подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте. Так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Наталья Осипова

Благодарим
за помощь:

  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361176 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361269 100.00 рублей на tes2
  • 24.03.2017 Пожертвование 1490361338 100.00 рублей на tes2
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965688 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 31.03.2017 Пожертвование 1490965718 100.00 рублей на помощь Алене Орловой
  • 12.04.2017 Пожертвование 1491998350 1000.00 рублей на востановление колокольни