Народная артистка России Ирина Купченко

12 декабря 2015

«Всегда дороже грешник, который раскаялся»

Такое бывает крайне редко и даже почти никогда – чтобы на кинофестивале в основном конкурсе победил не фильм, а актриса. Но именно так случилось на прошедшем в минувшем августе в Выборге XXIII кинофестивале «Окно в Европу», когда Гран-при была удостоена Ирина Купченко за исполнение главной роли в фильме «Училка». Изумительная игра гениальной актрисы, словно стержень, держит весь фильм как единую историю и не отпускает внимание зрителя на протяжении более двух часов. Героиня Купченко – школьный преподаватель истории с сорокалетним стажем Алла Николаевна, переживающая самый депрессивный момент своей жизни из-за серьезных проблем с дочерью, вышедшей замуж за немца с нацистскими взглядами, и из-за непонимания, унижения со стороны учеников 11-го «А». Разрешить конфликтную ситуацию и, по сути, достичь катарсиса помог пистолет, оказавшийся по случаю у одного из выпускников.

О том, как проходила работа над картиной, Ирина Петровна рассказала на встрече с нижегородскими зрителями в кинотеатре «Октябрь» во время предпремьерного тура съемочной группы фильма по городам России.

– Ирина Петровна, огромное вам спасибо за то, что вы снялись в этом фильме. Вы снимаетесь крайне редко, но всегда очень метко. Какие эмоции принесла вам данная работа? Полностью ли вы смогли здесь удовлетворить свои актерские амбиции? Обрадуете ли вы нас сообщением о том, что в скором времени можно ждать очередной картины с вашим участием?

– Я испытала чувство удовлетворения – это самое правильное слово. Потому что все то, что у нас в голове, все то, что мы видим, что наблюдаем, что оцениваем в жизни, в этой картине можно было выразить. Все проблемы, которые касаются всех, потому что родители и школьники – это 80–90 процентов нашего населения, правда ведь? Это каждого касается: либо дети, либо внуки ходят в школу, либо сами люди работают в сфере образования. Благодаря этой картине я получила возможность высказаться – сама, как человек, и это мне принесло чувство удовлетворения. Что касается роли, то я согласилась ее играть, потому что в ней есть и содержание, и характер, и судьба, и тема, то есть все то, что хотелось бы актеру иметь, когда ему предлагают какую-нибудь роль. Поэтому я сразу согласилась. Ну и, конечно, пистолет в руках было подержать интересно. Что касается моего общего состояния, понимаете, так не бывает, чтобы актер сыграл роль и почувствовал: эх, отдохнул! Нет, актеры работают, и эта работа постоянная. Правда, я постоянно работаю в театре, и у меня нет проблемы занятости после съемок, когда возникает какая-то пустота, которая неизвестно, заполнится или нет, потому что в нашей работе все зависит от случая. Но в кино на данный момент у меня проекта нет. В общем-то, у меня уже возраст такой, что не всегда есть что играть. Мам, бабушек – этого хватает. А хочется другого. Но сейчас совсем другие сценарии, не те, что были раньше.

– А что нужно сделать, чтобы вы согласились сыграть роль в малобюджетном кино?

– Нужно, чтобы понравился сценарий и мне захотелось сыграть в нем. Мы все, действительно, играли за идею, никто не оговаривал никакие гонорары – сколько дадут, столько дадут. Этот фильм сделан абсолютно всеми без исключения артистами за идею.

12830.jpg

– Почему в фильме вы так непривлекательно выглядите?

– Я выгляжу так, как это надо для образа. Это добавляет моей героине какую-то дополнительную эмоцию, возраст, характер. Учительница в начале фильма находится в депрессивном состоянии: ей не хочется идти в класс, видеть учеников. Это связано с ее личными проблемами, семейными. К сожалению, это не очень ясно в картине, потому что пришлось кое-что вырезать. Но когда я посмотрела на себя на экране, где крупным планом показаны глубокие морщины и изможденная кожа моей героини, то подумала, что, может быть, так и надо, так даже лучше. Меня много упрекают за костюм, в частности почему у меня пуговица на пальто оторвана? А дело в том, что мы снимали первый план длинным. Если вы обратили внимание, когда я выхожу из дома, он снят одним кадром – длинный-длинный план. Его делали много раз, а это очень сложно в техническом отношении, когда оператор идет за мной с огромным аппаратом – не просто камерой, а целым агрегатом, очень тяжелым. Пока он заворачивает за угол, меня быстро за углом переодевают, я выхожу в следующем кадре уже не в домашнем халате, а в костюме. Потом он идет в кухню, поворачивается, а в это время меня стремительно одевают в пальто. И в результате я просто забыла застегнуть пуговицу на самом последнем дубле, который, казалось бы, в техническом отношении самый лучший – когда я выхожу на улицу, иду по улице – это все один кадр, без склейки. Боже мой, меня постоянно спрашивали журналисты, почему на пальто нет пуговицы. А я у них спросила: неужели вас больше ничто не смутило, кроме этого – почему оторвана пуговица? Да я просто забыла ее застегнуть. Дубль оставили, потому что он был единственным в техническом отношении. А дальше уже не было никаких сил снимать у оператора. Потом спрашивали, почему я такая растрепанная, ведь учительница должна быть причесанная. Я тоже об этом думала, но, опять-таки, во время всех эмоциональных сцен, когда она боролась с учеником, падала, вставала, уже было не до того, чтобы причесываться. Это все было задумано. Может, кого-то это коробит, но мы хотели как лучше.

– Какие у вас ощущения от вашего монолога с пистолетом в руке?

– На встрече со зрителями в Петербурге мне принесли на подпись фотографию, где я с пистолетом в «Дворянском гнезде», причем так крепко его держу, целюсь, и у меня перекошенное лицо. И я вдруг вспомнила, что уже держала пистолет в руках, хотя мне казалось, что я никогда не делала этого. Но это было в далеком 1969 году, когда я была еще студенткой Щукинского театрального училища. Кстати, тогда мы пошли с однокурсницами пробоваться в массовку на киностудию «Мосфильм», и я ошибочно открыла не ту дверь и… получила приглашение на пробы в фильм «Дворянское гнездо» Андрона Кончаловского. А в фильме «Училка» у меня был такой детский энтузиазм – мне очень хотелось сыграть с пистолетом и потом посмотреть, что из этого получится. Это если говорить о человеческом и актерском отношении к вопросу. Что касается самого образа с оружием в руках, мы всегда говорим, что это метафора. Пистолет нужен был для того, чтобы удержать внимание зрителя. Если бы мы просто стали говорить обо всем том, о чем говорили в этой картине, – озвучивать наболевшие проблемы, высказывать свои точки зрения, получилось бы моралитэ, о котором говорят некоторые зрители, обозначая посыл фильма. И, чтобы этого не получилось, режиссер придумал такой острый сюжет. Это, конечно, технический прием. Но и Достоевский всегда свои романы с самыми глубокими размышлениями о жизни облекал в детективную форму – с единственной целью, чтобы читатель через 10 минут не заскучал и не закрыл книгу, а дочитал до конца. И только в конце он поймет, а что, собственно, имел в виду автор. В общем-то, пистолет в нашем случае играет ту же роль.

– Скажите, а в прошлом вы счастливая ученица?

– Ну, я училась уже сто лет назад, поэтому сейчас трудно сказать. Я училась в другое время, в другой школе. Не могу сказать, что я безумно любила школу. Нет, у меня были другие интересы, на стороне. Но я, безусловно, уважала учителей, они имели безусловный авторитет, кто-то из них больше нравился. Понимаете, любить – это не во власти человека – человек не властен в своих чувствах. Это зависит от другого человека – полюбишь ты его или нет, учителя в данном случае. Но в своих поступках человек властен, и поэтому позволять себе унижать учителя, грубить ему, не слушать его – этого мы себе никогда не позволяли. Это сейчас стало возможным. Нынешняя свобода понимается многими совсем не так, как следует ее понимать, к сожалению. Эту свободу декларировали, призвали к ней, а вот пользоваться ею может далеко не каждый. Были какие-то учителя, которых я больше любила. Ну а в общем, я считала, что школу надо пережить. Не была я, наверное, хорошей ученицей, хотя училась хорошо.

598016464_3750644.jpg

– Как ваш фильм приняли профессиональные учителя?

– Честно говоря, я была уверена в том, что профессиональные учителя никогда не примут ту учительницу, которую мы показали. Мне казалось, что фильм больше ориентирован на подростков, учеников. Но учителя проявили настоящий интерес к «Училке». Не все ее приняли, многие возмущались, говорили, что нужно поднимать престиж профессии, показывать ее в лучшем виде, а не наоборот. Но многие учителя благодарили за фильм, говоря, что теперь не чувствуют себя брошенными.

– Ирина Петровна, представьте, что вы снова Алла Николаевна. Из всех тех ярких 18 типажей учеников вам чисто по-человечески какой персонаж больше всего понравился?

– Знаете, дороже грешник, который раскаялся, чем праведник, – это еще в Евангелии было сказано. Поэтому можно сказать, что вначале, да, вроде бы, учительнице ближе зубрилка, которая ее поддерживает и горячо за нее выступает, а в результате – все, абсолютно все ребята. Потому что каждый из них что-то понял, и это самое дорогое.

Записала Светлана Высоцкая

Благодарим
за помощь:

  • 16.09.2017 Пожертвование 1505548656 100.00 рублей на медикаменты
  • 17.09.2017 Пожертвование 1505654440 100.00 рублей на реабелитацию Тамары Черняевой